Дмитрий иванович иловайский биография. Значение иловайский дмитрий иванович в краткой биографической энциклопедии

Дмитрий Иванович Иловайский (11 февраля 1832, Раненбург, Рязанская губерния - 15 февраля 1920, Москва) - русский историк, публицист, автор пятитомной «Истории России», редактор и издатель газеты «Кремль». Известен как критик норманнской теории.

Биография

Родился в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Учился в казённом раненбургском уездном училище и рязанской гимназии (1845-1850). Затем окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился в 1850-1854 годах. После окончания учёбы желал поступить на военную службу, от чего вынужден был отказаться из-за подозрения на туберкулёз. Как казённокоштный студент имел обязательство отработать не менее шести лет в учреждениях Министерства народного просвещения, вернулся в Рязанскую губернию, где преподавал в уездной гимназии.

В январе 1858 года Д. И. Иловайский представил в совет Московского университета магистерскую диссертацию «История Рязанского княжества» и поскольку автор «показал прекрасный пример собратьям своим, учителям истории в гимназиях губернских городов», 3 июня 1858 года совет университета принял решение опубликовать эту работу за казённый счёт «в уважение особенных достоинств… и недостаточности средств автора». С 16 июня 1858 года он благодаря графу Алексею Уварову получил должность старшего учителя 3-й московской гимназии на Лубянке. В Москве сблизился с собиравшейся вокруг К. Н. Бестужева-Рюмина группой молодых учёных. Диссертацию защитил 16 июня 1858 года (председательствовал на защите и выступил официальным оппонентом Сергей Соловьёв, вторым оппонентом выступил Степан Ешевский, выступали с критикой Осип Бодянский и Сергей Шпилевский, присутствовали также А. С. Уваров и ректор Аркадий Альфонский). В 1860 году избран адъюнктом по кафедре всеобщей истории для преподавания на юридическом факультете, но уже вскоре, 6 мая 1861 года в Петербурге был подписан приказ о его командировке за границу для подготовки к профессорскому званию. Практически сразу по возвращении в Россию 10 марта 1862 года он подал прошение об отставке, мотивировав своё решение невозможностью совмещать педагогическую деятельность с занятиями русской историей), занялся научной и публицистической деятельностью.

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий, учились несколько поколений российских гимназистов. Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода. Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории». 12 декабря 1870 года совет Московского университета утвердил Д. И. Иловайского в степени доктора русской истории.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина, есть и «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..»

После глубоких исследований, относящихся к вопросу о происхождении Руси, выступил решительным противником норманской теории.

В марте 1881 года после убийства Александра II одним из первых сформулировал мысль об «инородческом» характере революционного движения в России, утверждая, что русские революционеры являются лишь слепым орудием в руках поляков и евреев.

В 1881, 1889 и 1893 годах избирался гласным Московской городской думы. В городской думе Ф. И. Благов поддерживал кадетскую группу.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 года и революционных событий 1905-1907 годов Иловайский перешел от умеренно-консервативных взглядам к радикально-консервативным, и вступил в ряд монархических организаций, таких как Русское собрание, Союз Русских Людей, Союз русского народа. В 1897-1916 Иловайский издавал газету «Кремль» право-консервативного направления, состоящую преимущественно из его собственных публикаций.

Дмитрий Иванович Иловайский

Иловайский Дмитрий Иванович (11/23.02.1832-15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - “Православие, Самодержавие, Народность”.

После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы “История Рязанского княжества” (1858) и “Гродненский сейм 1793” (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании “О мнимом призвании варягов” (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что “иностранный элемент” не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси”.

В 1876-1905 Иловайский выпускает “Историю России” (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина , дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича . Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.

Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897 - 1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету “Кремль”, отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности “инородческих элементов”, засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в Союз Русского Народа . После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах

Примечания ХРОНОСа:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Сочинения:

История Рязанского княжества. М., 1858, 1997; Руководство ко всеобщей истории. М., 1868 и др.; Руководство к русской истории. Средний курс. М., 1868 и др.; Гродненский сейм 1793 года. Последний сейм Речи Посполитой. М., 1870; О мнимом призвании варягов. Из исследования о начале Руси. М., 1870; История России. Т. 1-5. М., 1876-1905; Вопрос о народности русов, болгар и гуннов. [СПб., 1881]; Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. [М, 1884]; Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений М., 1860 и др.; Сочинения Д. И. Иловайского. Ч. 1-3. М., 1884-1914; Мелкие сочинения, статьи и письма. Вып. 1-2. М., 1888-1896; Новая династия, М., 1996; Отец Петра Великого: Царь Алексей Михайлович Романов. М., 1996; Собиратели Руси. М., 1996; Становление Руси. М., 1996, 2003; Царская Русь. М., 1996; Русская история: краткий курс. М., 2003; Начало Руси. М„ 2004 и др.

Литература:

Бабич И. В. О Д. И. Иловайском и его учебниках // Иловайский И. Д. Краткие очерки русской истории. В 2-х ч. 4.1. М., 1992; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России. XVIII - нач. XX века. М., 1996; Иванов А. А. «Смерти я не страшусь». Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Историк Д. И. Иловайский о себе и о своем «Кремле» // Москва. 1909. № 13; Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А. А.Чернобаев. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996; Правые в 1915 - февр. 1917 (по перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. М.-СПб., 1993. Т. 14; Цветаев Д.В. О труде Д. И. Иловайского «История России. Эпоха Михаила Федоровича». Варшава, 1899; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Чекурин Л.В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.; Юбилей Иловайского Д. И. М., .

РЕФЕРАТ на тему:

«Дмитрий Иванович Иловайский»

Глава 1. Биография Д. И. Иловайского

Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в развитие историографии

Список литературы

Глава 1. Биография Д.И.Иловайского

Крупный русский историк, педагог, публицист, общественный деятель Дмитрий Иванович Иловайский родился 24 февраля (по старому стилю 11 февраля) 1832 г. в г.Раненбурге Рязанской губернии. Отец его, Иван Михайлович, был приписан к мещанам Козловского уезда Тамбовской губернии. Движимого и недвижимого имущества у семьи не было. Отец то был управляющим имением, то служил в конторе по управлению мельницами, то перебивался случайными заработками.

В Раненбургском уездном училище отметили способности мальчика и рано проявившуюся склонность к истории. Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии, талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот знал не только параграфы учебника, но и предисловие. Встретившись с его родителями, он посоветовал отдать мальчика в гимназию. Стоило это очень дорого, но семья решилась пойти на расходы.

В августе 1843 г. Иловайский взошел по ступеням самого красивого здания в городе - Первой мужской гимназии (ныне здание сельскохозяйственной академии). Там тоже оценили способности ученика, и педагогический совет рекомендовал его на историко-филологический факультет Московского университета.

Студентом Иловайский прошел лучшую в России историческую школу. На формирование его взглядов, жизненных установок наибольшее влияние оказали самые авторитетные историки - С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, яркие историки литературы Ф.И. Буслаев и С.П. Шевырев.

По знаниям и успехам в науках Дмитрий Иловайский был среди первых студентов университета. Крымская война чуть не изменила его судьбу: на выпускном курсе он пытается уйти в действующую армию. Но безжалостный диагноз - начинающийся туберкулез - исключает военную службу. Только в следующую войну 1877-1878 гг. он попал на фронт, но не солдатом, а уже известным историком. Был под Плевной, ходил под пулями по русским укреплениям, видел изнанку войны, слышал крики и стоны солдат в госпитале, встречался с прославленным генералом М.Д. Скобелевым.

Но это спустя 20 лет. А в ноябре 1854 г. Иловайский получил назначение "старшим учителем по предмету истории" в свою родную гимназию. Почти четыре года были наполнены напряженным преподавательским трудом, научными поисками, путешествиями по рязанским древностям, публикациями статей в местной и столичных газетах, сдачей магистерских экзаменов и подготовкой диссертации. В Рязани были начаты первые 16 работ, в том числе сразу замеченная научной общественностью "История Рязанского княжества". Этот труд, удостоенный Уваровской премии Академии наук, ценится и в настоящее время. Рязанская историография обязана Иловайскому важными публикациями по истории культуры: об открытии в Рязани публичной библиотеки, истории Рязанской гимназии. Он ввел в высокую науку имена рязанских историков Т.Воздвиженского, А.Пискарева, археолога Д.Тихомирова, определил факт существования погибших рязанских летописей. Иловайский - родоначальник региональной историографии и автор первого очерка о рязанской старине. Задача, которую Дмитрий Иванович ставил в первом своем труде - изучать духовную жизнь народа, его предания, песни, поверья, легенды, - актуальна и для современных историков.

В Рязани он познакомился с М.Е. Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, горячо обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян. Трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и перевели в лучшую тогда 3-ю московскую гимназию.
Переехав в Москву, Иловайский не прерывал связи с Рязанщиной, посылал свои книги, которые бережно сохранила научная библиотека Рязанского краеведческого музея-заповедника. В его трудах отражены два приезда в Рязань: в 1881 и 1895 годах. Историк делал главный доклад на праздновании 800-летия Рязани, был почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. Всю жизнь Иловайский сотрудничал с однокашником по Рязанской гимназии и Московскому университету, издателем "Русского архива" П.И. Бартеньевым. Именно в Рязанской гимназии у Дмитрия Ивановича родилась мысль о создании новых книг по истории. Иловайский создал несколько учебников по российской и всеобщей истории, которые выходили с 1860 до 1916 г. Он осуществил более двухсот изданий своих пособий - случай в педагогической практике уникальный. Учебники, как и другие труды Иловайского, после длительного перерыва были переизданы недавно, в 90-е годы XX века. Иловайский преподавал некоторое время в Московском университете, но в 1862 г. оставил службу и посвятил всю свою жизнь науке, публицистике и изданию учебников. Более 30 лет он работал над многотомником "История России", много сделал для изучения славянства. Докторская диссертация Дмитрия Ивановича была посвящена Гродненскому сейму - последнему сейму Речи Посполитой. Интересны и его биографические работы о просветителях XVIII в. - замечательной русской женщине, главе двух академий Е.Р. Дашковой и знаменитом издателе Н.И. Новикове.
Отмечая литературные достоинства трудов Д.И. Иловайского, К.Н. Бестужев-Рюмин писал, что "после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к тому художественному началу, к которому должен стремиться исторический писатель".

Д.И.Иловайский умер в 1920 году. Последние годы жизни он подвергался критике за свои учебники и некоторые теории и гипотезы. Но даже самые откровенные его недоброжелатели отмечали живость языка, яркость и образность изложения, передачу истории в лицах, героику и патриотизм. Современные читатели найдут в его книгах много интересного, а в личности самого историка немало поучительного.

Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского

Дмитрий Иванович Иловайский довольно подробно изучил произведение «Слово о полку Игореве». Первым выступлением Иловайского в печати на тему «Слова…» был отклик на статью «Русская поэзия XI и начала XII в.», в которой «Слово..» рассматривается как поэтическое произведение, сохранившее мифологию и героический эпос русского народа более ранней поры. И., высоко оценивая труд Буслаева, обратился к другой проблеме. Он доказывал, что «Слово…» является произведением, свидетельствующим о наличии в XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его был княжеским певцом из придворной среды. В конце статьи Дмитрий Иванович сравнивает текст «Слова…», где говорится о , с отрывками из Жития Феодосия, игумена Печерского. Мысли, высказанные относительно «Слова…» в 1859, развиты были Иловайским в его «Истории России», в разделе, озаглавенном, «Поэзия, придворные певцы». В Южной Руси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с их подвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя Мстислава Удалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом был Боян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, Романа Святославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 назван «словутным певцом». «Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор «Слова…». По мнению Иловайского, он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшим пользоваться народными преданиями: руссский княжеский род - потомок , Боян и вообще певец называется внуком бога . Он служил черниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись (Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора «Слова…», представителя придворно-княжеской поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На странице 557-559 «Истории России» Иловайский дает перечень трудов по «Слову…», вышедших в 1876-79. Здесь жеДмитрий Иванович возражает , который считал Митусу церковным певцом, добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, где говорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводу победы Даниила и Василька над ятвягами сказано - «И песнь славну пояху има».

В 1873 И. опубликовал статью, посвящ. толкованию текста «Слова…» «...дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати... и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ». И. обращает в этой связи внимание на то, что среди славянских слов с корнем «бал» имеется польское слово «bałwan», которое одновременно означает чурбан и волну. Это слово, как предполагает Иловайский, в древнеславянском языке также имело значение волны и употреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О. Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См. ). «Тмутараканский болван» в контексте «Слова…», по мнению Иловайского, можно перевести как «Тмутараканский пролив». В следующем году Дмитрий Иванович откликнулся на появившуюся статью Н. Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противника норманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина о , уцелевшее в южной горной части Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает Иловайский, должны были отличаться от языческой Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение к Руси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве».

В книге «Разыскания о начале Руси», посвященной. критике норманнской теории происхождения Руси, Иловайский наряду с летописными материалами пользовался «Словом…» как достоверным источником. Так, он отметил, что в «Слове…» нет намека на призвание варяжских князей, хотя упоминается о веке , называются имена князей, которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в «Слове…» о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами. Автор «Слова о полку Игоревом» знал о готах, проживавших на южном берегу Крыма, поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределы Тмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северской земле, поэтому для автора «Слова…» памятны связи с Тмутараканью. Как возражение норманистам о западном происхождении Руси Иловайский указал на славянское происхождение многих названий (« » - «печаль», «беда», «Боян» - от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» - «бог воды», «Хорс» - «хороший», « » - наименование доверенных лиц и др.). В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» Иловайский комментирует текст «Слова…» о %D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D1%8F%20%D1%83%D0%B6%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B0,%20%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%0A%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%20%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8,%20%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%0A%D1%81%D0%BA%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%BA%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F%D0%BC%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8,%0A%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8F,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8F%D1%85%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8B%20%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%0A%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C,%20%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5,%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%0A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2,%20%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%8E%D0%B3%D0%B5,%20%D0%B3%D0%B4%D0%B5%20%D0%BE%D0%BD,%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BB%20%D0%A2%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C.%20%D0%94%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%0A%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%20(%D0%BA%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%20X%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0)%20%D0%94.%D0%98.%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%0A%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BB%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8,%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%0A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8,%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE,%20%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9,%20%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%0A%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B.%0A

%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%0A%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C%20%D1%81%20%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80,%20%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2,%20%D1%8F%D1%82%D0%B2%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20-%0A%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8,%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85.%0A%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8%20%D0%98%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83%20%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20">Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. О крещении Владимира он рассказывает по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена. Дмитрий Иванович, отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной.

Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории.

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в историографию

Вклад Дмитрия Ивановича в отечественную историографию достаточно весом. Несмотря на то, что многие его учебники по всемирной и отчественной истории носят более художественный характер, нежели научный, по ним изучала прошлое своего отечества и вообще мира вся образованная Россия в конце 19 – начала 20 веков.

Учебники Д.И.Иловайского, занимавшие в 1870-1880-е гг. монопольное положение в средней школе и доминировавшие вплоть до конца века, отличались четкой монархической и национал-патриотической направленностью.Это вполне соответствовало содержанию общего среднего образования и задачам систематического курса истории того времени.

Однако к концу XIX века начались “крестовые походы” в Ученом комитете образования и печати на учебники Д.И.Иловайского со стороны В.В.Розанова,А.С.Суворина,П.Г.Виноградова и многих других. Против него выдвигалось обвинение в недостаточном подчеркивании роли социально-экономического фактора при объяснении эволюции государственных институтов, а также перенесение в учебники своих великодержавных воззрений.

В своих работах по истории отечества, Д.И.Иловайский опирался на многие взгляды Н.М.Карамзина (можно даже сказать на его историческую концепцию). Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях.

В заключение необходимо сказать, что работы Д.И.Иловайского привлекали интерес не только детей, но и взрослых из-за живости языка и яркости изложения, а также из-за передачи истории через личности, творившие ее.

Список литературы:

1. Бабич И.В. Иловайский Дмитрий Иванович (1832-1920) // Историки России. Биографии. М., 2001

2. Бабич И.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. В 2х ч. М., 1992. Ч.1.

3. Большая Советская Энциклопедия, М., 1956. Том 13-20

4. Историография истории России до 1917 года: Учебник для студентов высших учебных заведений: В двух томах. Т. 2 / Под ред. М.Ю. Лачаевой.- , 2003

5. Л.Чекурин «Русский историк Д.И.Иловайский: к 170-летию со дня рождения» //Рязанские ведомости, 2002, № 5

ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (¦ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 ¦). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. "Исторический Вестник" (1884, 1 и 3); С. Венгеров "Источники для словаря русских писателей" (II, СПб., 1910); М. Грушевский "Iсторiя Украiни Руси" (I, Львов, 1904); Д. Багалей "Русская историография" (Харьков, 1911); Г. Варац "Происхождение летописного сказания о начале Руси" (Киев, 1913); К. Иностранцев "Хунь-ну и гунны" ("Живая Старина", 1900, века 3 - 4); "Русское Богатство" (1897, ¦ 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов "Разыскания о древних русских летописях"; Л. Пантелеев "Из воспоминаний прошлого" (СПб., 1905). С. Ч.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИЛОВАЙСКИЙ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    ? рус. историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    (1832-1920) российский историк, публицист. Труды: "Разыскания о начале Руси" (полемика с норманистами), "История России" (т. 1-5); учебники по русской и …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    Дмитрий Иванович (1832-1920), русский историк. Родился в г. Раненбург, ныне г. Чаплыгин Липецкой области. Окончил Московский университет (1854). Первые монографии …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    рус. историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, затем …
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Энциклопедии фамилий:
    Красивая фамилия, образованная от географического названия. Любая деревня, расположенная на илистой песчаной отмели, называется Иловая. Жители ее, естественно, именовались Иловайскими. …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ИЛОВАЙСКИЙ
    ИЛОВ́АЙСКИЙ Дм. Ив. (1832-1920), историк, публицист. Тр.: "Разыскания о начале Руси" (полемика с норманистами), "История России" (т. 1-5); учебники по …
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЛОВ́АЙСКИЙ Вас. Дм. (1785-1860), ген.-лейтенант (1826). В Отеч. войну 1812, командуя казачьим отрядом, неоднократно наносил поражения противнику, вёл партиз. действия …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ИЛОВАЙСКИЙ
    Василий Дмитриевич (1784-1860) , российский генерал-лейтенант (1826). В Отечественную войну 1812, командуя казачьим отрядом, неоднократно наносил поражения противнику, вел партизанские …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
    Кантемир (Дмитрий Константинович) - молдавский господарь (1673 - 1723), отец Антиоха Кантемира. Пробыв, в качестве заложника, в Константинополе с …
  • ИЛОВАЙСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иловайский (Сергей Иванович) - финансист, родился в 1861 г., в 1879 г. окончил Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету, в 1886 …
  • ИЛОВАЙСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иловайский (Алексей Иванович) - войсковой атаман Войска Донского. Принимал участие в семилетней войне, а во время первой турецкой войны, 18 …
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Сергеевич , советский физик, один из организаторов оптической промышленности в СССР, академик АН СССР (1929; …
  • КЕДРИН ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Борисович , русский советский поэт. Начал печататься …
  • ГУЛИА ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иосифович }