Земельный налог при аренде земельных участков: кто и сколько? Как рассчитать налог на землю? Сроки уплаты, льготы Земля не в собственности что с налогами.

Является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2019 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно .

Расчёт земельного налога

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв ,

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Примеры расчёта

Пример 1. Расчёт земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей .

Расчёт налога

0,3%.

7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчёт земельного налога за неполный календарный год

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчёт земельного налога за долю земельного участка

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей .

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчёт земельного налога с учётом льготы

Объект налогообложения

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей .

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь .

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так .

C 1 января 2015 года вступил в силу закон , согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты земельного налога

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года .

Обратите внимание , что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ . Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

В нынешний момент наличие земельной собственности у граждан России предусматривает уплату налога. Этот сбор считается местным, а значит, поступает в бюджет города. Налоговая база по нему выделяется согласно оценочной стоимости земли на 1-е число каждого нового года. Но не все знают, какой налог на землю им следует платить. С этим вопросом разберемся ниже.

Инвентаризационной стоимостью земли называют стоимость участка с учетом его износа, а также изменения цен по различной строительной продукции.

Стоит учитывать, что физические лица - это граждане РФ, лица без гражданства и иностранцы. А индивидуальными предпринимателями являются физические лица, которые были зарегистрированы в установленном порядке. Они осуществляют деятельность без образования юрлица. Кроме того, это частные охранники, частные нотариусы, частные детективы. А вот физические лица, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность, но как индивидуальные предприниматели не зарегистрированы, не являются ИП.

Налогоплательщиками считаются организации, которые перешли на уплату ЕСХН.

Также налогоплательщиками земельного налога считаются индивидуальные предприниматели и организации, которые перешли на УСН и применяют ее в установленном порядке.

От уплаты данного вида налога не освобождаются также налогоплательщики вмененки для выделенных видов деятельности. При этом налог на землю выплачивают ее собственники, землепользователи и землевладельцы. К ним не относятся те арендаторы, которые платят арендную плату.

Налоговая база

Нужно учитывать, что земельный налог на землю юридических лиц рассчитывается на год с земельной площади, облагаемой налогом. В нее включаются занятые сооружениями и строениями земельные участки, территории, которые необходимы для их полноценного содержания, кроме того, санитарные и технические зоны объектов, если они другим физическим лицам и организациям не предоставляются в пользование. Для определения этой площади основанием служит документ, который удостоверяет право собственности, использования или владения землей.

За участки, которые предназначены для обслуживания помещений, находящихся в пользовании различных физических лиц или организаций, начисляется налог на землю отдельно по каждому строению, которое находится в их пользовании. Это также следует учитывать при расчете суммы.

За участки, которые предназначены для обслуживания того, что находится в собственности нескольких человек, налог на землю физических лиц начисляется всем собственникам относительно размера их доли на данные строения.

Для сельскохозяйственных производителей товаров огромное значение имеет разделение земель на несельскохозяйственные и сельскохозяйственные. Помимо этого, площади участков также могут подлежать разному учету, что зависит от местоположения, состава и качества, поскольку территории всех видов принято облагать налогом по различным ставкам, что также очень удобно.

Объекты налогообложения

Такими объектами являются участки земли, их части, а также доли (в случае общей собственности на участок), которые предоставлены физическим лицам и организациям в собственность, пользование или владение.

Так, объектами налогообложения считаются:

  • земли сельхозназначения, которые предоставляются гражданам для ведения фермерского (крестьянского), а также подсобного личного хозяйства;
  • земли сельхозназначения, которые предоставляются производственным кооперативам, хозяйственным обществам и товариществам, другим некоммерческим и коммерческим организациям, образовательным учреждениям сельхозпрофиля, подразделениям исследовательских организаций, кроме того, другим организациям в сфере производства защитных насаждений, сельскохозяйственного производства, учебных, научно-исследовательских и прочих, связанных с сельским хозяйством;
  • земли сельхозназначения, которые предоставляются гражданам, а также их объединениям специально для ведения животноводства, садоводства, дачного строительства и огородничества;
  • земли радиовещания, связи, информатики, телевидения, используемые для деятельности организаций соответствующей сферы;
  • земли энергетики, промышленности, связи, транспорта, которые используются для эксплуатации и обеспечения работы организаций, расположенных на территориях соответствующих учреждений;
  • земли для космической деятельности;
  • земли водного и лесного фондов;
  • земли рекреационного значения, которые используются и предназначаются для организации туризма, отдыха, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности людей; в их состав входят участки, на которых расположены пансионаты, дома отдыха, объекты спорта и физической культуры, кемпинги, туристические базы, палаточные и стационарные туристические лагеря, туристские парки, туристические детские станции, спортивные и детские лагеря, лесопарки, остальные объекты с аналогичной деятельностью.

Налогоплательщикам необходимо помнить о том, что они являются обладателями всех вышеперечисленных прав на участки земли только после их регистрации. Следовательно, датой появления у физического лица или организации прав на участок необходимо считать дату внесения записей в ЕГРП.

Оспаривание стоимости земли

В большинстве регионов и областей зачастую стоимость кадастра участка земли будет намного больше его стоимости на рынке, другими словами, она слишком завышена. Это объясняется тем, что формируется она на основании усредненной стоимости площади в кадастровом квартале, если не происходит учета местоположения участка. За счет этого будет завышен налог на землю. Московская область - тому подтверждение. В этом году, получив уведомления из налоговой, собственники участков земли в окрестностях Москвы оказались неприятно удивлены, поскольку сумма налога увеличилась в десятки раз.

Стоимость площади может быть оспорена с помощью обращения в комиссию с целью рассмотрения споров. Закон говорит о 2 основаниях для такого пересмотра:

  • установление в отношении к земельной площади ее реальной стоимости относительно рыночной на момент установления;
  • неверная информация по конкретному объекту недвижимости.

Первая позиция является оптимальной, поскольку дает возможность экономить время, кроме того, снизить цену кадастра.

Для этого необходимо:

  • в оценочной компании заказать отчет по стоимости;
  • подать пакет необходимых документов в управление реестра;
  • осуществить экспертизу этого отчета в компании оценщика.

Помимо отчета, в реестр нужно предоставить документы:

  • копии, заверенные нотариусом, документов, которые удостоверяют право владения землей;
  • паспорт кадастра участка.

Налог на землю: ставка, льготы, порядок уплаты

Необходимо учитывать несколько моментов, разбираясь в этом вопросе. После покупки земельного участка собственник становится обязанным платить по нему налог на землю. Льгота пенсионерам при этом начисляется регионально. Налог будут платить лица, располагающие данным участком согласно праву пожизненного владения, бессрочного использования или собственности.

Данный взнос не будет уплачиваться в том случае, когда земля окажется в собственности физлица согласно праву срочного, но безвозмездного пользования или договору аренды.

Ставки налога

На сегодняшний момент ставка налога на землю составляет:

1. 0,3% от цены кадастра по участку для:

  • земель ИЖС;
  • сельскохозяйственных территорий;
  • земель под собственное хозяйство.

2. 1,5% от цены кадастра, если площадь земли используют для других целей.

При этом не все участки подвергаются налогообложению. Например, можно купить дом на земле, которая относится к населенным пунктам. Обязанность по налогу не возникнет в таком случае.

Порядок расчета, а также уплаты налога

Расчет налога на землю будет исчисляться налоговыми органами согласно месту расположения участка с помощью формулы: размер налога = размер участка х стоимость кадастра х процентная ставка.

Сведения по стоимости участка земли отображаются на сайте реестра РФ. После введения своего кадастрового номера можно выяснить цену его кадастра. При этом за сведениями по всем ставкам налога следует отправляться в орган представления в том муниципальном образовании, в которое входит участок. Сразу после выяснения показателей нужно будет лишь посчитать величину данного налога.

Отдельно отметим, что если земля находится в общей совместной собственности (у участка есть несколько владельцев), то цена кадастра для каждого владельца рассчитывается относительно удельной доли.

В общем, каждый собственник обязан оплатить налог на землю согласно ее стоимости, а также относительно собственной доли.

Не позднее 30 дней до наступления момента оплаты каждый орган налоговой направит самостоятельно плательщику взносов по месту его регистрации специальное уведомление. Там будут указаны налоговая база, размер налога и дата, когда оплачивается этот сбор. Следовательно, достаточно сложно будет пропустить срок уплаты налога на землю. Это очень удобно для каждого человека, облагаемого такой пошлиной.

Оплата налога на землю не должна поступать ранее 1-го ноября каждого года. В Москве, например, налог на землю следует оплатить до 1-го декабря.

Льготы по земельному налогу

Некоторые категории лиц законодательством представляются как собственники, подвергающиеся льготному налогообложению. Для них будет по-другому рассчитываться налог на землю. Льготы по нему более подробно для каждой категории рассмотрим ниже.

Имущественный налог для пенсионеров

По данному налогу объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие помещения, сооружения, доли и строения. Его количество при этом, находящееся во владении пенсионера, освобождаемого от налога, не имеет значения.

В случае если пенсионер владеет долей имущества, от налога будет освобождена именно его доля в данной недвижимости. Если же собственность является совместной у супругов, при этом один из них не является пенсионером, освобождается от налога та часть, на которую второй (пенсионер) смог бы иметь право при разводе, если даже в налоговом периоде данная недвижимость была оформлена на первого.

Налог на землю для пенсионеров

В начале 90-х годов пенсионеры не уплачивали данный налог. Но потом эта льгота была ликвидирована. В 2013 году каждый пенсионер должны платить налог на землю. Льготы по нему рассмотрим ниже. Стоит учитывать, что он начисляется федеральными налоговыми инспекциями в соответствии с правовыми документами на землю.

Для выявления размера пошлины следует прийти на прием в инспекцию с паспортом и этим документом. Если подтверждающей право на землю бумаги нет на руках, ее сначала следует получить. При этом налог на землю арендаторы не уплачивают.

Чтобы получить налог с собственника земельного участка, необходимо, чтобы муниципалитет включил данную территорию в кадастр земли. Пошлина при этом взимается лишь с ее оценочной стоимости с периода включения данного участка в кадастр.

Цена участка, которая определена каким-то другим способом (по рыночной цене, нормативной цене, стоимости приобретения и пр.), не является налоговой базой. Если до какой-то даты территория не была еще включена в кадастр, налог на землю для пенсионеров за период, предшествующий этому дню, не может быть также взыскан.

Также налоговая инспекция может с вас требовать уплату налога лишь за минувшие три года, предшествующие тому, когда пришло уведомление, что необходимо оплатить данную пошлину. Так, если вы в 2014 г. получили письмо об оплате налога на землю с 2006 г., вы должны его уплатить лишь за 2013, 2012 и 2011 гг.

Льготы для пенсионеров

На федеральном уровне лишь одна категория лиц освобождается полностью от земельного налога – представители коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока, северных регионов – относительно земель, которые ими используются для ведения своей традиционной жизни, хозяйствования и промыслов (оленеводство и пр.). Следовательно, налог на землю для пенсионеров в остальных регионах оплачивается соответственно федеративным ставкам.

Кто от уплаты земельного налога освобождается?

Нужно учитывать список граждан, освобождающихся от данного обложения:

  • герои Союза;
  • герои РФ;
  • герои соцтруда, кроме того, кавалеры ордена Славы, Трудовой Славы.

Изменение стоимости участка на миллион рублей

На данное изменение в кадастре могут претендовать:

  • инвалиды детства;
  • лица 1 и 2 группы инвалидности;
  • ветераны или инвалиды ВОВ, в том числе инвалиды и ветераны боевых действий;
  • лица, подвергающиеся воздействию радиации в результате катастрофы на «Маяке» и на Чернобыльской АЭС, кроме того, сборов радиоактивных отходов в реке Теча, а также ядерных испытаний на так называемом Семипалатинском полигоне;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другими словами, все, ставшие инвалидами в результате испытаний и учений, связанных со всеми видами ядерных установок, среди которых ядерное оружие с космической техникой;
  • бывшие участники событий особого риска, принимавшие личное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации ядерных аварий на средствах вооружения и военных объектах;
  • один родитель или усыновитель в многодетной семье.

Освобождение от земельного налога

Также нужно учитывать группу лиц, которые освобождаются на 100% от оплаты налога:

  • члены тех семей военнослужащих, которые потеряли своего кормильца;
  • уплата налога на землю не взимается с лиц, являющихся членами многодетных семей, где имеется 3 и больше детей, которые еще не достигли совершеннолетия, в том числе принятых под попечительство, опеку, а также студентов, обучающихся на очной форме в образовательных заведениях, независимо от их организационно-правовых форм, до момента окончания учебы, проходящих военную службу, до того момента, пока им не исполнится 23 года;
  • лица с досрочным назначением пенсии из-за старости, на иждивении у которых имеются все члены семьи, проживающие с ними и выступающие инвалидами, степень инвалидности у которых составляет 2 и 3, что может ограничить их способность к работе, кроме того, инвалиды, положение которых установлено до начала 2004 г;
  • несовершеннолетние дети.

Понижение земельного сбора

Таким правом обладают:

  • На 25% от установленного размера взноса - работники предприятий, финансируемых из бюджета различных уровней (если оба супруга являются сотрудниками указанных предприятий и учреждений).
  • В величине 50% от установленного налога - работники предприятий, финансируемых из бюджета так называемого муниципального образования.

Следует отметить, что в последнее время льгота в виде уменьшения цены кадастра участка предусмотрена быть не может.

Налог на недвижимость

Если рассматривать переход на такой налог, предусматривающий отмену земельного, то эта мера даст возможность объединить два указанных вида пошлин для физлиц в общий. Ожидается, что это произойдет в конце текущего года.

Итак, группы лиц, имеющих право на получение льготы, только частично совпадают, но имеют и свои неповторимые отличия. Из-за этого, чтобы выяснить собственную принадлежность к категории людей, имеющих право на льготы, кроме того, получить информацию по периоду предоставления в орган налоговой документов, подтверждающих это право, следует обращаться в муниципальное образование, относящееся к месту нахождения участка.

На сегодняшний день земельная собственность граждан страны подвержена уплате налога на имущество физических лиц. Такой сбор является местным, а следовательно, поступает в бюджет муниципалитета. По нему налоговая база выделяется согласно инвентаризационной стоимости земли на первое число нового года ежегодно.

Инвентаризационной стоимостью земельного участка называют стоимость земельного участка при учете его износа физически, а также динамичности изменения цен по строительной продукции.

Такая стоимость земли фиксируется БТИ. Но на практике она будет другой, нежели рыночная. Увеличить сборы налогов планируется с помощью определения стоимости кадастрового участка, которая была бы максимально приближена к рыночной. Именно к такой стоимости будет привязан налог на недвижимость.

Оспаривание стоимости кадастра участка земли

Зачастую в большинстве областей и регионов страны стоимость кадастра по земельному участку будет значительно больше их цены на рынке, иначе говоря, она завышенная. Это можно объяснить тем, что она формируется на основании средней цены на площадь земли в кадастровом квартале, когда учета местоположения участка не происходит.

Кадастровая стоимость земельной площади может быть оспорена при помощи обращения в комиссию для рассмотрения споро по результатам ее определения.

Здесь закон говорит о двух основаниях для подобного пересмотра:

  • недостоверность информации по объекту недвижимости;
  • установление по отношению к объекту – земельной площади, ее рыночной стоимости согласно рыночной на число установления.

Вторая позиция выступает оптимальной, так как позволяет экономить на времени, а также снизить стоимость кадастра.

Для этого нужно:

  • в компании по оценке заказать итоговый отчет по стоимости;
  • осуществить экспертизу данного отчета в организации оценщика;
  • подать документы в управление по реестру субъекта РФ.

Кроме отчета нужно предоставить в реестр документы:

  • паспорт кадастра по земельному участку;
  • заверенные нотариусом копии по удостоверению права документов на землю.

Налог на землю в 2019 году: ставка, порядок уплаты, льготы

После приобретения земельного участка владелец становится обязанным уплачивать по нему местный налог.

Его будут уплачивать те лица, которые располагают таким участком согласно праву:

  • бессрочного использования, пожизненного владения;
  • собственности.

Не будет уплачиваться данный взнос, когда земля будет в собственности физического лица:

  • согласно договору аренды;
  • согласно праву безвозмездного, но срочного пользования.

Ставки налога на землю в 2019 году

Ставки налогового кодекса страны составляют:

1) 0,3 % от стоимости кадастра по участку земли для:

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель ИЖС;
  • земель под личное хозяйство.

2) 1,5% от стоимости кадастра, когда земельная площадь используют для иных целей.

Не все земельные участки можно подвергать налогообложению, к примеру, можно приобрести дом на землях, относящихся к населенным пунктам. В таком случае не возникнет обязанность по налогу.

Порядок расчета, уплаты налога на землю в 2019 году

Размер земельного налога будет рассчитан и исчислен органами налоговой согласно территории расположения определенного участка при помощи нижеприведенной формулы:

Размер налога на землю = размер участка (в м^2)* стоимость кадастра 1 кв. метра* процентная ставка по налогу

Сведения по кадастровой стоимости участка земли появляются на официальном сайте российского реестра. После введения кадастрового номера собственного участка земли, можно узнать стоимость его кадастра. За сведениями по ставкам налога необходимо обращаться в орган представления по муниципальному образованию, куда входит сам участок. После выяснения обоих показателей необходимо будет только посчитать общую величину налога.

Отметим отдельно, что когда земля располагается в совместной общей собственности, когда участок имеет несколько владельцев, то стоимость кадастра по нему для любого владельца рассчитается согласно удельной доле.

Итак, любой собственник обязан произвести уплату налога согласно кадастровой стоимости земли, которой он владеет согласно своей доли в ней.

В срок, то есть не позднее тридцати дней до момента наступления срока для уплаты, орган налоговой самостоятельно направит плательщику взносов согласно месту его регистрации уведомление, где будут указаны размер налога, налоговая база, а также дата, до которой уплачивается данный сбор.

Срок для уплаты не должен устанавливаться ранее первого ноября следующего года. К примеру, в Москве налог на землю уплачивается не позже, чем первое декабря следующего года.

Оплачивается земельный налог согласно основанию налогового уведомления, направляемого органом налоговой непосредственно владельцу участка.

Льготы по уплате земельного налога в 2018-2019 году

Собственники земельных владений некоторых дискретных категорий лиц представляются законодательством для льготного налогообложения при исчислении земельного сбора.

Будем рассматривать предоставление льгот с использованием случаев для Москвы.

Итак, в Москве от уплаты сбора на землю будут освобождаться:

  1. герои Российской Федерации;
  2. герои Союза;
  3. герои социалистического труда, а также полые кавалеры ордена Трудовой Славы, Славы.

Изменить стоимость кадастра участка земли на миллион рублей способны претендовать:

  1. физические лица первой и второй группы инвалидности;
  2. инвалиды, которые с детства;
  3. инвалиды или ветераны Великой Отечественной войны, включая инвалидов с ветеранами по боевым действиям;
  4. лица, которые подвергались воздействия радиации по итогами катастрофы аварии 1957 года на «Маяке»- производственном объединении, а также Чернобыльской АЭС, сборов отходов, которые являлись радиоактивными в реку Теча, еще – ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  5. те лица, которые были участниками подразделения особого риска, которые принимали личное участие при испытаниях термоядерного и ядерного оружия, при ликвидации аварий установок ядерных на военных объектах и средствах вооружения;
  6. те лица, которые перенесли или получили лучевую болезнь, те, которые стали инвалидами по итогам испытаний, а также учений с прочими работами, которые связываются с любым из видом ядерных установок, в том числе – ядерное орудие с космической техникой;
  7. для одного из усыновителя или родителя в многодетной семье.

В размере ста процентов от земельного налога будут освобождаться :

  1. лица, выступающие членами многодетных семей, которые в собственном составе имеют три и более детей, не достигших совершеннолетия, включая принятых под опеку, попечительство, или усыновленных, дополнительно детей, которые обучаются по очной форме обучения в заведениях образования или же в правовых и организационных формах до периода окончания обучения, те, кто проходит военную службу по призыву, до тех пор, пока не исполнится им двадцать три года;
  2. члены семьи военнослужащих, которые потеряли кормильца;
  3. родителей (отец, мать);
  4. супругу или супруга, который не вступает в повторный брак;
  5. несовершеннолетние дети;
  6. лица, которые обладают правом по досрочному назначению трудовой пенсии в связи со старостью, у которых на иждивении расположены проживающие все вместе члены семьи, выступающие инвалидами, у которых степень инвалидности составляет вторую и третью, которые ограничивают способность их к трудовой деятельности, также инвалиды по второй и первой степени, которые установлены до 1.01.2004.

Право на понижение размера земельного сбора имеют право:

  • В величине пятидесяти процентов от исчисленного размера налога работникам предприятий с организациями, которые финансируются с бюджета муниципального образования.
  • В величине двадцати пяти процентов от исчисленного размера взноса – для работников предприятий с учреждениями, которые финансирует бюджет разного уровня, когда оба супруга выступают работниками финансируемых с помощью бюджетов отличных уровней учреждений и предприятий.

Необходимо сказать, что за последнее время в Москве льгота в форме уменьшения стоимости кадастра участка земли не может быть предусмотрено.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Как видно, группы лиц, которые имеют право на то, чтобы получать льготы, совпадают частично, однако имеют отличия. В связи с этим, чтобы узнать собственную принадлежность к некоторой категории лиц, которые бы имели право на получение льгот, а также информацию по срокам предоставления в орган налоговой документов, которые подтверждают право на льготы, нужно обращаться в представительный орган в муниципальном образовании согласно месту нахождения данного участка (

Земельный налог начал действовать с 2004 года после вступления в силу закона №141-ФЗ. С тех пор обычные граждане, ИП и организации отчисляют определенную сумму сбора в местные бюджеты. Обязанность граждан-физлиц - оплата сбора по полученному уведомлению. Организации же обязаны самостоятельно подсчитывать его и подавать отчетность - декларацию.

Плательщики земельного налога в 2015 году могут рассчитывать на льготы при соблюдении определенных условий. Это будет полное освобождение, вычет из базы по налогу или уменьшенный размер сбора.

Кто считается плательщиком земельного сбора в РФ?

Плательщиками земельного налога в РФ признаются (388-я статья Налогового кодекса):

  • юрлица;
  • управляющая компания в отношении земель, которые входят в состав ПИФ;
  • физлица, в частности, индивидуальные предприниматели.

Платят налог и иностранные юрлица и граждане, если их земля находится на территории РФ. Организационно-правовой статус организаций в таком случае не имеет значения.

Всех «земельных» налогоплательщиков НК делит на такие категории:

  • собственники участков;
  • землепользователи - бессрочное использование;
  • землевладельцы - пожизненное владение.

Правом бессрочного использования обладают только некоторые организации - плательщики земельного налога:

  • казенные;
  • госучреждения;
  • учреждения муниципалитета;
  • самоуправление местного уровня;
  • органы госвласти.

Правом пожизненного владения обладают исключительно физические лица - плательщики земельного налога, а право собственности может быть и у юрлица, и у гражданина. Любое право использования земельного участка должно подтверждаться документом:

  • свидетельством о праве собственности, которые выдаются с начала 1998 года;
  • другими правоустанавливающими документами, выданными ранее.

Притом отсутствие такого документа не устраняет обязанность по уплате налога. Ведь получение свидетельства не является обязательной процедурой. Правоустанавливающий документ - договор купли-продажи, дарения, мены - сам по себе служит достаточным основанием для начисления сбора на участок земли в собственности.

Уплата сбора производится по завершении года. Кроме того, ежеквартально плательщики производят авансовые взносы - ¼ часть общей суммы. Юрлица и по авансовым, и по итоговым взносам сдают декларацию в ФНС. Она служит подтверждением размера базы (кадастровой стоимости надела), суммы и наличия льгот у плательщика. Те организации, кто является плательщиками земельного налога, подачу декларации производят до перечисления платежа.

Кто не платит земельный сбор?

На федеральном и местном уровне установлены различные льготы по уплате сбора. Так, в законодательстве закреплено право на освобождение плательщиков-юрлиц в отношении участков:

  • используемых учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • земли религиозных общин, где располагаются культовые и обрядовые сооружения;
  • земли, где пролегают автодороги общественного пользования;
  • используемых в благотворительных целях;
  • обществ инвалидов, если таковых в составе работников не менее 80%;
  • учреждений, собственниками которых выступают общества инвалидов;
  • используемых для осуществления народных промыслов;
  • которые используются участники ОЭЗ и расположены в ее пределах;
  • входящие в состав «Сколково»;
  • судостроительных компаний, которые функционируют в составе промышленно-производственной ОЭЗ.
  • Герои РФ, СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой группы, детства, второй группы, если инвалидность зафиксирована до 2014 года;
  • «чернобыльцы» и приравненные к ним граждане;
  • инвалиды/ветераны боевых действий, в частности, ВОВ;
  • участники ядерных испытаний и получившие впоследствии лучевую болезнь.

Местные власти самостоятельно устанавливают объем льгот и категории лиц, которые имеют право ими воспользоваться. На местах дополнительно определены скидки для:

  • многодетных семей;
  • пенсионеров;
  • инвалидов третьей группы и других.

Не подлежит налогообложению земля:

  • в безвозмездном срочном пользовании;
  • взятая в аренду.

Земельный налог в соседних государствах

Плательщиками налога в РБ признаны владельцы земли, в частности, под многоквартирными домами, на правах частной собственности или владения/пользования. Физлица также оплачивают сбор согласно полученному извещению, а юрлица осуществляют самостоятельный подсчет размера платежа.

Обязанность уплаты возникает при вступлении в право собственности. Как только организация становится плательщиком земельного налога, в УНП (учетный номер плательщика в РБ) вносятся соответствующие сведения.

На Украине оплата земельного сбора практически идентична таковой в РФ. К списку льготных категорий добавлены на государственном уровне многодетные (более трех несовершеннолетних детей) семьи, пенсионеры. Кроме того, предоставляется льгота на один участок, выделенный под ведение крестьянского хозяйства, строительство гаража, садоводства или постройки дачного домика.

Во многих европейских странах предприятия лесного и сельского хозяйства освобождены от налога на землю полностью. При определении льготных категорий учитывается уровень доходов плательщика - если он ниже определенной черты, налог можно не платить. Многие юрлица, производящие значимые товары - детское питание, лекарственные растения - в качестве поощрения также освобождены от сбора за участки земли, на которых такие товары производятся.

Определены п. 1 ст. 388 НК РФ - это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, - вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях - см. Письма Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66, от 22.07.2009 N 03-05-05-02/40, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 28.12.2007 N 03-05-06-02/141, от 27.12.2007 N 03-05-06-02/139, ФНС России от 17.07.2008 N ШТ-6-3/502@.)

Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).

Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Если право получено до того, как?

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость"? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила

Начнем с небольшого экскурса в "земельную историю". В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) - в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права - обратите внимание - Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)... Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Универсальное правопреемство

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки - последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

И снова к вопросу о зарегистрированном праве

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее - МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@ названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация - земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц - членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Земельный участок под жилищное строительство - не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

И последнее...

На что хотелось бы обратить внимание, - это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики - физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.