Воспитание для человека. Сущность и специфика дополнительного образования Функции дополнительного образования в школе

Культурная жизнь - важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности - своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат - увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе - это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования - организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Задачи

Налаженная позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России - раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей - процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО - кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление - это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный - изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический - преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный - единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический - отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Б.В. Куприянов

Проблемы дополнительного образования трудно назвать малоисследованными, однако, разработка теоретических основ функционирования и развития данной сферы не утрачивает свою актуальность. И дело не только в том, что государство осуществляет модернизацию, реформирование и т.п. , а в том, что дополнительное образование не обрело сегодня четкого своего места в общей структуре, существующая внешкольная практика далеко не исчерпывает возможности в сфере развития детей. Поэтому мы сформулировали задачу приблизиться к пониманию функций дополнительного образования на фоне Мега-схемы: Человек – Деятельность – Общество.

Оговоримся, что теоретическим ориентиром для нас выступает социально-педагогическая концепция А.В. Мудрика, где воспитание представляет собой относительно целенаправленную часть социализации и рассматривается в качестве особого социального института. Такой посыл представляется весьма важным для понимания существенных связей, осуществляемых в треугольнике: общество – человек – воспитание. Для целей данной работы ключевым является воспитание и его отношения к обществу и человеку.

Роль воспитание для общества. Исходным здесь может быть утверждение В.В. Зеньковского о том, что одним из важнейших элементов воспитания является «социальная наследственность», которая в виде всей совокупности духовного содержания, накопленного предыдущими поколениями как традиции, усваивается подрастающим поколением. Среди современных сторонников подхода можно выделить В.В.Краевского трактующего воспитание как средство социального наследования и приобщения человека к совокупности общественных отношений. Разрабатывая проблему отношений «воспитание для общества» А.В. Мудрик, пишет: «в более модернизированных обществах воспитание выступает серьезным фактором горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, ибо от него зависит возможность перехода человека от одних ролей к другим, из одно страты в другую, более элитарную. В более традиционных обществах воспитание может в той или иной мере (в зависимости от степени традиционности общества) «консервировать» социальную структуру. …».

А.В. Мудрик предлагает выделить явные и скрытые функции воспитания: подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре; обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры; регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учётом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

Говоря об интересах социально-профессиональных групп трудно обойтись без такого понятия как «договор» («конвенция»). Дело не только в том, что существует ряд ценностей и значений, которые должны приниматься всем обществом более или менее одинаково, для того, что обеспечить коммуникацию, социальную стабильность, эволюционность общественного развития. В тоже время конвенция необходима для поддержания гармонии между социальными и социально-профессиональными группами.

На основании вышеизложенного, можно утверждать, что, выполняя миссию воспроизводства общественных отношений, воспитание как социальный институт призвано готовить каждое следующее поколение к реализации определенных социальных ролей, формировать связанные с ними нормы поведения, содействовать освоению соответствующих стилей жизни.

В 2004 - 2005 гг. нами были выявлены основные группы социальных функций, которые определяют направления социальной наследственности и горизонтальной социальной мобильности:

· сохранение образцов духовной культуры,

· оборона, защита общества,

· духовное производство,

· материальное производство,

· интеграция социальных функций.

Воспитание для человека. По мнению А.В. Мудрика, воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет, определенные возможности влиять на позитивный характер социализации конкретного человека, а именно:

o человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии;

o создать условия для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

o создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, минимизировать степень становления его жертвой социализации;

o предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Трактуя отношения воспитания и человека можно обратить внимание, что, содействуя социализации, воспитание предполагает содействие в социальном самоопределении. В свою очередь социальное самоопределение есть основания интерпретировать как социальную конвенцию человека и общества. Отсюда роль воспитания состоит в посредничестве между обществом и человеком в заключении конвенции.

Для понимания миссии воспитательных организаций нам представляется показательная следующая цитата, приведенная Б.Д. Элькониным: «В своей «Исповеди» Блаженный Августин, обращаясь к Богу, говорил: «Молю Тебя во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, сидящего одесную Тебя, Сына Человеческого, которого Ты поставил посредником между Тобой и нами, через Которого Ты искал нас, не искавших Тебя, чтобы мы искали Тебя…» [Эльконин Б.Д., 2001]. Отсюда воспитание представляет собой посредничество, направленное на поиск Ребенка, не ищущих Бога, Культуры, и т.п., чтобы они – воспитанники искали Бога, Культуру и т. п. Следуя данной логике получается. Что воспитательная организация берет на себя функцию посредника между человеком и обществом, и таким образом осуществляет социальное воспитание и реализует как общественные потребности, так и человеческие.

Специфика дополнительного образования детей.

Рассматривая значение слов «дополнять», «дополнить», «дополнительный» и синонимичных понятий в русском, английском, немецком, французском, итальянском языках удалось обнаружить более двадцати оттенков значения. Анализ и синтез позволяют выделить относительно самостоятельные, но пересекающиеся четыре группы значений исследуемых слов:

Назначение для субъекта, для которого осуществляется дополнение,

Сущность и последствия дополнения как действия,

Формальная институциональная характеристика дополнительности и дополнительного в системе с основным (не-дополнительным).

В группу интерпретаций указанных слов как назначений для субъекта, для которого осуществляется дополнение, обнаруживаются две стороны. С одной стороны дополнение представляет собой удовлетворение, насыщение, исполнение заказа (fill –анг.), глагол «дополнить» означает сделать приятное, комплимент (complere – лат., complir - исп.), занимать свободное время(fill –анг.). С другой стороны «дополнить» это не что иное, как помочь, оказать помощь, поддержку (subsidium лат.), при этом субсидарный означает в парадигме зарубежной социальной работы – «помогающий» как пробуждающий субъектность нуждающегося в помощи.

Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п. В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самооопределение начинает выступать в качестве важной задачи личностного развития, дополнительные занятия для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления продолжения образования. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений – хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Дополнительное образование как раз не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.

Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой, - учреждение дополнительного образования задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся, среди прочего, и обязательности посещения занятий.

Вторая группа значений может рассматриваться в качестве ключа для понимания сущности и последствий дополнения как действия. Определяющее на наш взгляд, значение соответствует понятию комплементарность и может быть объяснено следующим образом. Дополнительное образование в отличие от основного призвано - заполнять, наполнять сосуд доверху (complere - лат., fill –анг.), обеспечить целостность воспитанника, добавляя в его возможности то делает его индивидуальным. Другими словами, школа обеспечивает нечто общее, нужное всем и каждому, а внешкольные учреждения дополняют разным материалом и по-разному.

Исходя из названных оттенков значений, можно предположить, что дополнительное образование детей представляет собой дополнение воспитанника до целого путем: прибавления, присоединения, добавления (supplementare, adicional - итал., erganzend, nachtraglich, Zuschu?, Zuschlags –нем.), ликвидации недостатков (fill –анг.), развития, увеличения, расширения (erganzen, erweitern – нем., amplify - англ.), оптимизации (complere – лат., complir - исп.), уточнения, детализации, распространением (addere – лат., a mplify- англ.), осуществлением сложения, суммированием (Summierung - нем.).

Дополнительное образование детей не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, т.е. иметь практическую направленность. Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся, с точки зрения потребностей повседневной жизни, «пробелы» в содержании основного образования – утилитарная направленность. В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.

Третья группа значений, также более относится к прилагательному «дополнительный» в смысле его качеств, свойств по отношению к иному (основному): чрезвычайный (extra- анг.), усиленный (amplified- анг.), высшего сорта, высшего качества(extra- анг.), аксессуар, при всей второстепенном значении служит элементом замысла произведения в целом (accessoire.- франц). Продолжая начатую мысль можно констатировать, что дополнительное образование детей удовлетворяет их потребности и способствует становлению субъектности, осуществляя качественные и количественные приращения, позволяющие воспитаннику обрести целостность (завершенность) за счет уникальности, высокого качества, интенсивности действия.

Близка с разобранной трактовка слова «дополнительный» в связи со временем использования – субсидиарный, резервный, запасной (subsidiarius - от лат.). При таком объяснении значения прилагательного «дополнительный» можно построить схему: сейчас – резервный (запасной), завтра – используемый (основной). В этом случае дополнительное образование детей может рассматриваться как создание для воспитанника потенциалов и резервов в деятельностях. В этом смысле дополнительное образование закладывает определенный резерв выживаемости для воспитанника в случае неблагоприятных обстоятельств. В условиях достаточно быстрых изменений, происходящих в сфере производства, каждому работнику необходимо иметь запасные, резервные возможности для переквалификации, смены места работы и т.п.

Противостояние дополнительного образования унификации массовой школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.

Четвертая группа трактовок в большей степени связана со словом «дополнительный» и указывает на параллельное одновременное существование с чем-то иным, похожим или исполняющим сходные функции, причем «дополнительный» является особым, отдельным, а с другой стороны признается: вспомогательным (subsidiarius- лат., supplementary -англ.), второстепенным (accessoire – франц. Subsidiary- англ.), добавочным, побочный, подчиненный (subsidiary, extra - англ., a ccessoire - франц), существующим сверх нормы, программы (extra , service , fire and light are extras - анг.), лишним, излишним (extra- анг.). Надо отметить, что слово «внешкольный» еще в большей степени указывал на наличие школы и существование чего-то «не-школьного», «вне-школьного». Сама постановка вопроса, определение название через отрицание другого названия показывает адекватность вышеперечисленных дискриминационных (дискриминирующих) значений.

Особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения. Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным). Дополнительное образование обречено на периферийную роль – быть обращенным в прошлое и в будущее. Его содержание составляет то, что перестало быть общим и обязательным, и то, что еще не стало таковым. Эта периферийность не принижает значения дополнительного образования, а наоборот, она делает его мощным средством гуманизации системы образования в целом - все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.

Основное образование рассматривается как базовое, то есть как основа для последующей профессионализации, причем в любой сфере деятельности, дополнительное образование в этом смысле базовым не является. Дополнительное образование, в отличие от основного, не является обязательным. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии.

Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогики. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации призванной «дополнять воспитание» акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Подводя итог характеристикам дополнительного образования детей, следует отменить, что данный вид воспитательных организаций выполняет посредническую роль в сфере конвенционирования интересов личности воспитанника и общества, обеспечивая в большей степени горизонтальную мобильность.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей можно представить как последовательную реализацию функций трех уровней.

Первый уровень – функции осуществления эмоциональной конвенции – предусматривает взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой).

Реализация данной группы функций учреждений дополнительного образования может быть объяснена при помощи разработанной В.В.Рогачевым проблемы включения в деятельность и обоснование им понятия «включенность». По мнению автора, включенность - это личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности [Рогачев, 1994]. Другими словами, состояние включенности В.В. Рогачев характеризует: интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.

Осуществление первого уровня конвенции происходит в рамках отношений ребенок – воспитательная организация (детское объединение или учреждение дополнительного образования детей).

Второй уровень – функции осуществления содержательной конвенции – включает:

организацию социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, которая реализует определенную социокультурную функцию через осуществление какой либо социальной деятельности,

образование, в том числе допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку (интериоризацию ценностей, связанных с данной деятельностью, самоопределение по отношению к собственным перспективам заниматься этой деятельностью, овладение данным видом социальной деятельности),

индивидуальную педагогическую помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между возрастными задачами и наличными возможностями воспитанника в реализации себя в предложенной деятельности.

Реализация второго уровня выводит воспитанника на уровень взаимоотношений с социальной деятельностью и социальным опытом той группы, которая эту деятельность осуществляет.

Третий уровень – функции осуществления смысло-жизненной конвенции – предполагает следующие аспекты:

ориентация воспитанника на общие и дифференциальные (принадлежащие отдельной социальной группе) социокультурные ценности,

содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, к интеграции в определенное социокультурное сообщество,

конструировании варианта собственной жизни, организация опыта самоопределения и конструирования варианта жизни.

Вышерассмотренные функции осуществляются друг за другом, они не могут быть осуществлены не последовательно, так как, не включившись в деятельность воспитанник не сможет освоить ее и социокультурный фон.

Изложенный в данном тексте материал является одним из аспектов разрабатываемой нами антропо-социокультурной концепции социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.


Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1. Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный)).

2. Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств)).

3. Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств)).

4. Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

5. Детская студия (по различным видам искусств).

6. Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)).

7. Детский парк.

8. Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно - техническая, в т.ч. олимпийского резерва)).

9. Музей (детского творчества, литературы и искусства).

10. Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Примечания. 1. Детская картинная галерея может быть переименована в соответствии с п. 5 в Детскую студию (по различным видам искусств).

2. Комната школьника в соответствии с п. 4 - в Детский (подростковый) клуб.

3. База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) в соответствии с п. 1 - в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

4. Детский стадион в соответствии с п. 4 - в Детско-юношеский клуб физической подготовки.


Приложение 4

Типовое положение

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"


Похожая информация.


Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

На современном этапе развития системы дополнительного образования сформировались следующие функции дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;;

д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

В таблице 2 указанны важнейшее различие общего и дополнительного образования.

Таблица 2 - Различия общего и дополнительного образования

Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ.

По самой образовательной специфике учреждения дополнительного образования, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают: образовательные программы; обучающиеся; педагоги дополнительного образования; руководители (управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа; родители, в смысле изменения их установок и отношений к функциям дополнительного образования в обучении их детей; образовательная среда; социальная макросреда (район, окружающий социум); и само учреждение дополнительного образования как объект саморазвития.

Изменяя себя, учреждение дополнительного образования изменяет образовательную и социо-культурную среду микрорайона, округа в целом. Тем самым учреждение дополнительного образования превращается в одного из субъектов развивающегося образования.

Превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния, целей и перспектив его развития по следующим позициям: психологические особенности контингента учащихся УДО; стратегические и тактические цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога.

Определение психологических особенностей контингента учащихся в качестве системообразующего фактора системы УДО предполагает создание специальных условий, особой образовательной среды в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и т. д.)

Мы исходим из того, что в УДО: обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития; дети приходят по разным мотивам; обучение происходит в разновозрастных группах; одаренных детей мало т.к. они проходят обучение в специализированных образовательных учреждениях (математические, музыкальные, спортивные школы).

В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Определение стратегических и тактических целей учебно-воспитательного процесса (соответственно, учебных программ и педагогического взаимодействия) и образовательной среды в целом.

Дополнительное образование преследует следующие цели: развитие знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию; развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.); развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося.

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

Определение предметного содержания учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. УДО имеют широкий спектр образовательных, художественно-творческих, культурно-досуговых, технических, спортивных и других учебных, предметных областей. В зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых и т.п. возможностей каждое учреждение дополнительного образования определяет свой спектр предлагаемого им предметного содержания дополнительного образования.

Определение комплекса требований к педагогу дополнительного образования. Специфика педагогического контингента в УДО отражает как разнообразие, так и отсутствие специального педагогического образования у педагогов, а также специфический характер функционирования (как правило, приуроченное ко второй половине дня, свободной от школьных уроков).

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что переход к развивающему образованию требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития ребенка они опираются при проектировании своей учебно-воспитательной работы.

Следовательно, кроме предметной, подготовка педагога дополнительного образования должна включать в себя, как минимум: понимание того, что представляет собой развивающее образование; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей; знание о том, что такое образовательная среда и ее разновидности (семейная, школьная, внешкольная дополнительная и стихийная), ее субъекты, типы образовательной среды (творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т.д.); умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, с коллегами-учителями, со своим руководством);

Подготовка педагога к работе в парадигме развивающего образования должна проводиться по трем взаимосвязанным направлениям:

1 Дидактическая (предметная и методическая) подготовка.

2. Общепсихологическая и психодидактическая подготовка.

3. Личностная подготовка.

Таким образом, на современном этапе развития учреждений дополнительного образования детей, на наш взгляд сформировались такие функции дополнительного образования как: социальная, психологическая и образовательная.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Ракитянский Дом детского творчества»

Тема статьи:

«Цели, задачи и функции дополнительного

образования детей в российской образовательной системе»

Методист Дома детского творчества:

Шаповалова Ксения Валерьевна

п.Ракитное-2014г.

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта. Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса

    Функции дополнительного образования детей в контексте личностно-ориентированного подхода в образовании.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования.

Цель дополнительного образования: Создание развивающей образовательной среды, которая способствует выявлению и развитию тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных принципах:

    свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

    ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

    возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

    единство обучения, воспитания, развития;

    практико-деятельностная основа образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ценностно-ориентационная , направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;

    коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;

    социально-адаптационная , обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества;

    психотератевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха;

    профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;

    культурообразующая , способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

В дополнительном образовании сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения . Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если в школе на уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

    способность человека к ;

    умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

    поиск , творчество;

    формирование образа “Я”;

    (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

    автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Взаимодействие педагога и учащегося в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик - .

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

    возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

    образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

    выделение групп учащихся по знаниям, способностям;

    распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

    отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие ЛОП от традиционного обучения

Традиционный подход

Личностно-ориентированный подход

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность

учащегося, её коррекции и педагогическая

поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задает вектор развития,

сколько создает для этого всё необходимые

Условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать

свои индивидуальные способности,

Развиваться как личность, с учетом

имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика

К определению педагогических воздействий,

способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными

свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая

Способности к стратегической деятельности,

Креативность, критичность, смыслотворчество,

систему потребностей и мотивов,

Способности к самоопределению,

саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

    Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) 1

    Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) 2

    Педагогические технологии адаптивной школы 3

    Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.4

    Игровые технологии 5

    Технологии уровневой дифференциации 6

    Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)7

    Технология «Педагогические мастерские» 8