Вера чаплина хитрые вороны читать онлайн. В.Чаплина " Хитрые вороны"

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

учит, будем:

Выделять главное.

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр

2гр.

3гр

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал - глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка - головной убор Ташкент - столица Узбекистана

Русский язык - язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть.

Чтение по цепочке. 2 часть

Кто побеждал в этих драках?

РАССКАЗ -

количеством героев.

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Кисабаев Тлеген Жумабаевич, 21.05.2018

386 2

Содержимое разработки

Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»

2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!

Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.

3. Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

1.Сообщение темы и цели урока.

Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему

учит, будем:

Выделять главное.

Сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка – головной убор Ташкент – столица Узбекистана

На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..

Чтение по цепочке. 2 часть

Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).

Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?

В чем заключалась их хитрость?

Кто кроме детей любит лакомиться орехами?

Как вороны раскалывали орехи?

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым.

количеством героев.

Кто главные герои? (ребята, вороны)

Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?

3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

1 звезда: что лично мне понравилось.

2 звезда: какие затруднения возникли.

Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька

Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька

Трудно, непонятно- первая ступенька.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны» -3 класс, Сапрыкина. Е. В.

Цели: дидактические: создать условия для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся;

совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;

научиться составлять план;

познакомиться с рассказом В.Чаплиной « Хитрые вороны»;

Развивающие: развивать творческое воображение;

способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;

прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу;

уметь правильно и последовательно излагать свои мысли;

развивать устную и письменную речь;

развивать умения обобщать и делать выводы;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств;

воспитывать потребность в чтении книг;

углубить знания учащихся о вороне;

коррекционные: развивать познавательные способности детей: речь, память, мышление;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, развитие связной речи

Оборудование: книги по чтению, тетради по чтению, портрет Веры Чаплиной, иллюстрации птиц, иллюстрации к словарным словам

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный звонок- Начинается урок.

Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

5 – минутное чтение (по книге)

2. Повторение

1. - Объясните выражение. Чудес и тайн на свете много.

(На доске карточки, из них составляется название раздела и находится лишнее слово)

Откуда оно? (так называется раздел учебника который изучаем)

3. Викторина: - Назовите произведение и его автора. ( а другой группе детей дать задание в виде теста)

Тест:

1. Путешествия совершают:

А) в лес б) на речку в) по дальним странам, местностям

2. Путешественник – это человек,который….

А) идет в поле б) идет на далекое расстояние в) едет на лошади

3. Поход бывает:

А) в другую страну б) в космос в) в лес

4. Фантастика –это:

А) художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок

Б) поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии

В) литературное произведение, описывающее вымышленные,сверхъестественные события

5. Степка и Мишка – герои произведения:

А) М.Зощенко « Великие путешественники» б) С.Голицына « В поход! В поход! В поход!

В) Е. Велтистова» Электроник-мальчик из чемодана»

6. Произведения А.Волкова « Изумрудный город»

А) Синдбад – Мореход б) Страшила в) Степка

7. В каком рассказе герои хотели обогнуть весь земной шар?»

А) М.Зощенко « Великие путешественники»

Б) А.Волков « Изумрудный город» в) Ю.Ким « Отважный охотник»

Викторина для детей:

О чем это произведение?

1. Трудно корень «оживить»!

Здесь нужна работа!

Нужно что-то отпилить

И добавить что-то! (Ольга Высотская «Лесные диковины».)

2. Вот перед ними ещё дверцы:

Они отворились, и Миша очутился на улице.

Что за улица? Что за городок? . / В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»./

3. Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.

Дагни долго не засыпала и даже иногда плакала у себя в постели.

/Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»/

Что объединяет все эти произведения?

/любовь к прекрасному, окружающая нас природа полна тайн и загадок, нужно быть чутким и внимательным, чтобы их разгадать!

Итак начинаем урок чтения, а тему урока мы сформулируем в конце нашего занятия. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери? » , Как разгадать тайны их поведения?

- Она сказала: - Нет!

Но я еще проверю. (на доске перевернутые буквы из фамилии автора – Вадим восстанавливает фамилию) –Мозговая атака

- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».

- Откройте тетради и запишите:

В. Чаплина «Хитрые вороны»

План.

Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость. (Составляется ассоциативная карта).

Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).

Хитрость (лукавство, ловкость, себе на уме,)

4. Вступительная беседа об авторе. « Предположение)

Посмотрите на выставку книг писательницы и подумайте Чему она посвящает свои произведения?

1908-1994 г.

Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году исполняется 105 лет со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов.

Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

- О ком писала В. Чаплина?

Каким человеком она была?

А хотите узнать о чем и о ком написала Вера Чаплина в рассказе, который мы будем сегодня читать?

В рассказе она ставит перед нами вопросы?

1. Кто они, наши соседи по планете?

2. Имеют ли они свой язык?

На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответы.

5. Первичное восприятие текста.

В тексте встретятся слова.

Объясним их значение.

Б) словарная работа

дувал – глиняный забор

промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота

тюбетейка – головной убор

Арык – местное название оросительного канала в Ср. Азии, в Казахстане, в Афганистане и др.

Кузница – для рубки и перемещения заготовки

Ташкент – соседнее государство, столица Узбекистана

На каком языке там разговаривают? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

6. Итак начинаем работу над текстом.

Реализация.

- Работать будем по мини - группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.

I часть.

Как называется город, который описан в рассказе?

- Найдите и прочитайте описание дворика .

Скажите, что смущало детей?

Почему? ( Рядом находился большой заброшенный пустырь).

Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске).

(I . Город моего детства. Тесный дворик)

II часть.

- Читаем дальше.

- Найдите описание пустыря, где играли дети.

Что было раньше на месте пустыря?

Были дети дружны между собой? Зачитайте.

Что было любимым занятием детей?

Легко ли доставались орехи детям?

(II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей).

III часть.

Как выглядели ореховые деревья?

Легко ли сбить орехи?

(III . Новая затея. Ореховый промысел).

IV часть. - Кто еще лакомился орехами?

Все орехи брали вороны?

Как вороны использовали углубления в деревьях?

Что делали птицы прилетая на другой день?

Как можно озаглавить эту часть?

(IV . Вороны лакомились орехами).

V часть.

Что делали вороны, когда наедались?

Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?

Что решают сделать дети?

Как назовем эту часть?

(V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

VI часть.

Что решили дети?

Кто помогал детям?

Что делал Тузик?

Как озаглавим эту часть?

(VI . Охота за вороньими запасами).

VII часть.

Как сначала реагировали вороны?

Радовались дети?

Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?

Как озаглавим эту часть?

(VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

Написать ответы детей на доску.

Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? План

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?

8. А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

VIII часть.

Читает сам учитель.

Как можно озаглавить эту часть?

(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?

(Ответы детей.)

Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?

(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).

- Давайте сформулируем тему урока. (Умеют ли думать птицы).

9. Подведение итогов

Закрепление, подведение итога

1. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять сколько

сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи . (3 часть)

(Ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,

хорошее зрение, трусость.)

2 Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов?

(подтвердите ответы словами из текста) ( хрупкие сучья)

3. - Как описывает ворон автор ? (4 часть)

Неизвестно откуда появлялись

Не серые, а совсем черные

Прилетали большими стаями

С громкими криками рассаживались

4. НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ, которыми писательница рассказывает о действиях ворон

появлялись (4 часть)

прилетали, начинали рвать, рассаживались, бросали

ПЕРЕСКАЗ

5. - Как вороны раскалывали орехи? (4 часть)

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

6. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников ? (6 часть)

7 - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖНЫЕ

ШУМНЫЕ БЫСТРЫЕ ХИТРЫЕ

ЛОВКИЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ

Можно ли их применить и к тем и к другим?

10.- Кто из вас сочувствует воронам?

А ребятам?

Как бы вы поступили на месте детей?

Понравился рассказ или нет? Чем?

- Готовы ли вы теперь ответить на вопросы?

1.Думают ли звери?

2.Имеют ли свой язык?

3.Как разгадать тайны их поведения?

-Чему учит рассказ?

Заучивание стихотворения по системе – мнемотехника (вначале на доске просматриваем и проговариваем, затем вызвать одного- двух учеников)

13. И напоследок попробуем выучить стихотворение А. Барто при помощи рисунка (На доске нарисовать).

14. Составить сиквейн о вороне ( это делает одна из подготовленных учениц)

Крикливая, каркающая

Клюет,ворует, подбрасывает

Умные создания – эти вороны

С хитринкой в мозгах,

Эпиграф – записан на доске,

5- минутное чтение вслух произведения из книги родная речь

Повторение

Даны карточки со словами – составьте название раздела, который изучаем,

Проводим викторину « Назовите произведение и его автора «

Составляет и находит лишнее слово

Слушают вопрос и дают ответ

тест

Целевая установка урока

Умеют ли думать звери?

А, В, К.

Слушают стихотворение А. Барто

Учебник, карточки – буквы, тетради

Ассоциация

Составляется ассоциативная

карта (к слову Хитрость)

А,В

Дети по цепочке называют слова - ассоциации

Доска – пишу мелом

« Мозговая атака»

На доске перевернуты карточки - буквы

В,К

карточки

Выставка обложек книг писательницы и сами книги

А, В

Устные ответы

Портрет писательницы, книги

Работа над произведением

Словарная работа

А, В

Рассматривают иллюстрации и записывают в тетрадь

иллюстрации

Реализация (работа в парах)

У вас на столах конверты, где каждый получает отрывок из рассказа

Читают,отвечают на вопросы, обсуждают как назвать свой отрывок

конверты

Метод направленного чтения

Запись на доске заголовка к своей части

К,В

Сам –ая работа

План – в закрытом виде, сравнение с детским

Подведение итогов Знаю….поиск ответов

вопросы

А, В

Обсуждение и доказательство своего ответа

Карточки на доске

Рефлексия

Работа с 8 частью, чтение учителем

Доказывают (Думают ли звери? Имеют ли свой язык? Как разгадать тайны их поведения?

Иллюстрации, орехи

Графико – иллюстр. стихотворение

Рассмотрите рисунки и запомните стихотворение

А,В,К

наизусть

На доске

Д / з

Вопросы 2 , 5 , стихотворение наизусть

ХИТРАЯ ВОРОНА

Тощая растрёпанная Ворона сидела на дереве, свесив лапы с ветки, и сквозь цветное стёклышко, словно в лорнет, высокомерно разглядывала двор.

Двор был большой, но совсем бестолковый. Разные пристройки, сарайчики, будки, клетушки, заборчики.

Ворона меняла стёклышки, и всё, что было во дворе, окрашивалось в разные цвеета. Вот важно прошёл, весь голубой, здоровенный бездомный Пёс с медалью на ошейнике - зубчатой крышкой от консервной банки. Вот промелькнуло зеленоватое солнце. А вот пробежали ярко-жёлтые ребятишки.

Карр-тинки, - хмыкнула Ворона.

И, не раскрывая крыльев, лихо свалилась в своё гнездо - одной веткой ниже.

Гнездо у неё было необыкновенное. Многоугольное. А на хворостинки навешены всякие цветные тряпочки и ленточки.

Снизу донёсся какой-то скрежет. Ворона выглянула. Это Пёс-медалист, удобно устроившись под деревом, с наслаждением грыз большую кость.

Порра и мне под-карр-миться, - пробормотала Ворона и, пошарив под куском поролона на днище гнезда, выудила оттуда селёдочную голову.

Поглядела на неё, поглядела и пинком послала прочь.

Её тут же заглотил на лету толстый рыжий Кот, который скучал на подоконнике у приоткрытого окна возле большой тарелки с жареными рыбками.

Капрриза, - усмехнулась Ворона.

Подслеповатая пожилая Хозяйка в круглых очках возникла в окне и ласково взяла Кота на руки.

Давно уже вырос, а всё притворяюсь котёнком, - тяжело вздохнул Кот.

Ворона с интересом косилась на то, как угрюмый Кот лениво играет в комнате с большим клубком вязанья, как неохотно гоняется за игрушечными заводными мышками, как, отчаянно зевая, раскачивается на шторах.

Игррунчик, - процедила Ворона.

Кот, ласкаясь, вспрыгнул на колени Хозяйки, задремавшей в кресле, и потёрся бочком о её руку.

Прритворра, - пробурчала Ворона.

Худенький какой, - растроганно проговорила Хозяйка, выливая из пакета сливки в миску на детском столике. И повязала своему любимцу салфетку вокруг шеи, чтоб не запачкался.

Кот, недовольно морщась, стал хлебать сливки.

Ворона облизнулась и, спланировав на землю, напилась из лужи.

Тяжело переваливаясь, Кот отошел от миски и с трудом вскочил на подоконник. Но Хозяйка всплеснула руками:

Упадёшь! - И поспешно закрыла окно.

Кот уныло развёл лапами за стеклом: разве, мол, это жизнь?!

Ворона, снова взлетевшая в гнездо, только привычно хмыкнула:

Живут же… коты!

Задумчиво посмотрел Кот на Ворону. Размечтался Кот: эх, если б он был Вороной!.. Летал бы он, Кот, над двором, растопырив лапы и подруливая хвостом. Дразнил бы огромного Пса с его сосисочной медалью. Спал бы в гнезде, а над ним на веревочке висели бы сушёные рыбьи головы. Живи - не хочу!

А Ворона завистливо глядела на Кота. Ей бы кошачью жизнь!.. Гонялась бы за клубком вязанья, качалась бы себе на шторах. Сидела бы гордо вон за тем столиком в чёрном фраке своего оперения с белой салфеткой на шее - жареную рыбку бы кушала. Сливками бы запивала. И никаких вороньих забот!

На другое утро, когда хмурый Кот опять появился на подоконнике, Ворона раздражённо сказала:

Всё стррадаешь? Взял и удррал бы!

Жалко её, - оглянулся Кот на дремлющую в кресле Хозяйку. - Пропадёт. Она одинокая.

И Ворона вдруг, затаив дыхание, предложила:

Ну, хочешь, я… Котом буду?

Виляя телом, она прошлась кошачьей походкой по толстой ветке и игриво взмахнула хвостом.

Карряу! - взвыла она, прокричав что-то среднее между «карр» и «мяу». - Я тобой стану, а?

А я - тобой, - быстро согласился Кот.

И спикировал с подоконника прямо на дерево. С ветки на ветку переползал, а считал, что перелетает. «Мяурр!» - вопил, подражая вороньему крику. Раскинув передние лапы, словно крылья, по толстой ветке перед Вороной ходил, шеей и носом на ходу дёргал. Ну словно птица!

Норрмально, - похвалила его Ворона. - Кррасиво!

А он настолько в раж вошёл, что у неё даже перо большое из хвоста выдернул.

Карраул, больно! - вскричала Ворона.

Кот вставил себе перо за ухо.

А-а, - понимающе протянула она. - Теперь ты совсем как я!

А она скучать не будет? - внезапно засомневался Кот, вновь оглянувшись на дремлющую за окном Хозяйку.

Со мной - не соскучится, - пообещала Ворона.

Так они и обменялись судьбой: Кот в гнездо забрался, а Ворона в квартиру влетела.

Перво-наперво Ворона мгновенно заглотила всех жареных рыбок и вылакала все сливки.

Затем запустила по паркету двух заводных мышек и игриво погналась за ними. Она закогтила обеих мышек лапами и с весёлым треском понеслась вокруг стола, как на роликовых коньках.

Хозяйка в кресле приоткрыла глаза.

Карряу! - прыгнула ей на колени Ворона.

У Хозяйки очки с носа упали от удивления.

Цепляясь когтями за рукав, Ворона взобралась к ней на плечо и нежно потёрлась клювом о её нос.

Хозяйка, оробев, уронила клубок вязанья.

Карряу! - жизнерадостно погналась за ним Ворона.

Запутавшись в пряже, носилась она по квартире. Нитки, словно дремучая паутина, перекрестили всю комнату, от люстры до ручек дверей.

А в довершение всего Ворона принялась грациозно на шторах качаться. Туда-сюда, туда-сюда!

Кис-кис-кис… - очнувшись, слабо сказала Хозяйка.

Карряу! - ещё веселее возопила Ворона. А ниток-то, ниток на ней!

Кокетливо улыбнулась Ворона Хозяйке и хвостом по полу заюлила, ласково так. И ещё больше в пряже запуталась. Только несвязанные крылья торчат.

Схватила Хозяйка очки, надела их. И сразу увидала: это не Кот. А что-то такое - непонятное!

Словно подменили, - ахнула она. И начала поспешно подматывать нить, чтобы подтянуть странное существо поближе.

Ещё ближе… Ближе!

Быстро перекусила Ворона клювом нитку. Ринулась испуганно прочь в открытое окно.

Вся в длинных нитках, ухнула она в своё гнездо, прямо на спящего Кота! Он взвыл спросонок. Гнездо рассыпалось! Уцепился Кот за нитки!..

Летит над двором, тяжело хлопая крыльями, Ворона. Кот за пряжу держится - под нею висит.

А внизу Пёс громадный гонится за Котом, которого Ворона низко над землёй несёт. Кот уже асфальт метёт хвостом перед носом Пса. Спасаясь от него, Кот по ниткам вверх карабкается, к Вороне.

Изо всех сил поднажала Ворона, и… Кот вдруг оказался на спине Пса.

Взревел Пёс!

Так и помчались они втроём: внизу очумелый Пёс, а Кот верхом на нём, подвешенный к летящей Вороне.

1

Литературное чтение 3 класс Тема: Хитрые вороны. Вера Чаплина

ТЦУ : создание условий для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся ;

Задачи:

образовательные :

развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;

совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;

обогатить словарь детей;

развивать устную и письменную речь;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли;

обобщать и делать выводы;

прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

развивать творческое воображение;

способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;

прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.

воспитательные :

способствовать формированию нравственных качеств , воспитывать потребность в чтении книг

ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие гостей

Подготовка к уроку

Эпиграф:

Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...

2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы

1.Задание: собрать пазлы

(у каждой группы пазлы с изображением птиц)

Название птиц ребята вывешивает на доске.

Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.

Что объединяет всех этих птиц?

(зимующие)

Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?

Ответы детей. Почему?

Презентация о вороне

Слайд № 1 – 12

Мозговой штурм

На столе в мешочках лежат грецкие орехи.

Угадайте, что в мешочке?

2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.

Ответы детей.

3.Изучение новой темы.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной

«Хитрые вороны».

И узнаем, какой же способ выбрали вороны?

Работа с учебником: Библиографический словарь (стр. 246 - 258).

Будем листать весь словарь?

Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).

Фамилия начинается на букву Ч.

Где надо искать? (В конце словаря)

Есть? (нет)

А что надо делать? Ответы детей.

2. Презентация о Вере Чаплиной.

3. Знакомство с текстом произведения

(Стр. 218)

А) чтение текста учителем стр.218-219.

Дети озаглавливают отрывки.

Б) Самостоятельное знакомство с текстом.

(у каждой группы свой абзац)

Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.

Чтение вслух текстов.

Контрольные вопросы для каждой группы:

Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы, прилетая на другой день?
(IV. Вороны лакомились орехами).

V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).

VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

Прикрепить ответы детей на доску.

Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

Понравился? Чем?

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было

Посмотрите внимательно, что у нас получилось?

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

4. Закрепление

Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?

Понравился? Чем?

Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?

Теперь мы с вами будем иллюстраторами.

Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

РЕЗЕРВ*

Продолжение презентации о воронах. Часть 2.

Слайды № 14-24

Подготовить краткий пересказ

Составить сиквейн о вороне