Ход урока.
І.Организационный момент
1.Психологический настрой
Вопросы каждой группе.
ІІІ. Актуализация знаний.
учит, будем:
Выделять главное.
1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.
1908-1994 г.
1гр
2гр.
3гр
І V . Физминутка.
V .Работа по учебнику.
1. словарная работа
дувал - глиняный забор арык-оросительный канал, канава
тюбетейка - головной убор Ташкент - столица Узбекистана
Русский язык - язык межнационального общения.
2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть.
Чтение по цепочке. 2 часть
Кто побеждал в этих драках?
РАССКАЗ -
количеством героев.
2. Работа в группах
Правила работы в группе.
1. Уважай свего товарища
2. Умей каждого выслушать
3. Не согласен- предлагай
1группа Пятистишье (Ребята).
V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»
Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.
V ІІ.Итоги урока
Лестница успеха.
V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
Кисабаев Тлеген Жумабаевич, 21.05.2018
386 2
Содержимое разработки
Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Ход урока.
І.Организационный момент
1.Психологический настрой
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!
Желаю вам плодотворной работы и успехов!
2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.
3. Проверка готовности класса к уроку
ІІ. Проверка домашнего задания.
Вопросы каждой группе.
ІІІ. Актуализация знаний.
1.Сообщение темы и цели урока.
Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему
учит, будем:
Выделять главное.
Сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться
1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.
1908-1994 г.
1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)
І V . Физминутка.
V .Работа по учебнику.
1. словарная работа
дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава
тюбетейка – головной убор Ташкент – столица Узбекистана
На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)
Русский язык – язык межнационального общения.
2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..
Чтение по цепочке. 2 часть
Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).
Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?
В чем заключалась их хитрость?
Кто кроме детей любит лакомиться орехами?
Как вороны раскалывали орехи?
Из-за чего происходили драки?
Кто побеждал в этих драках?
К какому жанру относится это произведение? Почему?
РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым.
количеством героев.
Кто главные герои? (ребята, вороны)
Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)
2. Работа в группах
Правила работы в группе.
1. Уважай свего товарища
2. Умей каждого выслушать
3. Не согласен- предлагай
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?
3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».
V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»
1 звезда: что лично мне понравилось.
2 звезда: какие затруднения возникли.
Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?
Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.
V ІІ.Итоги урока
Лестница успеха.
Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька
Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька
Трудно, непонятно- первая ступенька.
Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.
V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.
1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны» -3 класс, Сапрыкина. Е. В.
Цели: дидактические: создать условия для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся;
совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
научиться составлять план;
познакомиться с рассказом В.Чаплиной « Хитрые вороны»;
Развивающие: развивать творческое воображение;
способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу;
уметь правильно и последовательно излагать свои мысли;
развивать устную и письменную речь;
развивать умения обобщать и делать выводы;
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств;
воспитывать потребность в чтении книг;
углубить знания учащихся о вороне;
коррекционные: развивать познавательные способности детей: речь, память, мышление;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, развитие связной речи
Оборудование: книги по чтению, тетради по чтению, портрет Веры Чаплиной, иллюстрации птиц, иллюстрации к словарным словам
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный звонок- Начинается урок.
Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
5 – минутное чтение (по книге)
2. Повторение
1. - Объясните выражение. Чудес и тайн на свете много.
(На доске карточки, из них составляется название раздела и находится лишнее слово)
Откуда оно? (так называется раздел учебника который изучаем)
3. Викторина: - Назовите произведение и его автора. ( а другой группе детей дать задание в виде теста)
Тест:
1. Путешествия совершают:
А) в лес б) на речку в) по дальним странам, местностям
2. Путешественник – это человек,который….
А) идет в поле б) идет на далекое расстояние в) едет на лошади
3. Поход бывает:
А) в другую страну б) в космос в) в лес
4. Фантастика –это:
А) художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок
Б) поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии
В) литературное произведение, описывающее вымышленные,сверхъестественные события
5. Степка и Мишка – герои произведения:
А) М.Зощенко « Великие путешественники» б) С.Голицына « В поход! В поход! В поход!
В) Е. Велтистова» Электроник-мальчик из чемодана»
6. Произведения А.Волкова « Изумрудный город»
А) Синдбад – Мореход б) Страшила в) Степка
7. В каком рассказе герои хотели обогнуть весь земной шар?»
А) М.Зощенко « Великие путешественники»
Б) А.Волков « Изумрудный город» в) Ю.Ким « Отважный охотник»
Викторина для детей:
О чем это произведение?
1. Трудно корень «оживить»!
Здесь нужна работа!
Нужно что-то отпилить
И добавить что-то! (Ольга Высотская «Лесные диковины».)
2. Вот перед ними ещё дверцы:
Они отворились, и Миша очутился на улице.
Что за улица? Что за городок? . / В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»./
3. Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.
Дагни долго не засыпала и даже иногда плакала у себя в постели.
/Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»/
Что объединяет все эти произведения?
/любовь к прекрасному, окружающая нас природа полна тайн и загадок, нужно быть чутким и внимательным, чтобы их разгадать!
Итак начинаем урок чтения, а тему урока мы сформулируем в конце нашего занятия. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери? » , Как разгадать тайны их поведения?
- Она сказала: - Нет!
Но я еще проверю. (на доске перевернутые буквы из фамилии автора – Вадим восстанавливает фамилию) –Мозговая атака
- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».
- Откройте тетради и запишите:
В. Чаплина «Хитрые вороны»
План.
Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость. (Составляется ассоциативная карта).
Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).
Хитрость (лукавство, ловкость, себе на уме,)
4. Вступительная беседа об авторе. « Предположение)
Посмотрите на выставку книг писательницы и подумайте Чему она посвящает свои произведения?
1908-1994 г.
Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году исполняется 105 лет со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов.
Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
- О ком писала В. Чаплина?
Каким человеком она была?
А хотите узнать о чем и о ком написала Вера Чаплина в рассказе, который мы будем сегодня читать?
В рассказе она ставит перед нами вопросы?
1. Кто они, наши соседи по планете?
2. Имеют ли они свой язык?
На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответы.
5. Первичное восприятие текста.
В тексте встретятся слова.
Объясним их значение.
Б) словарная работа
дувал – глиняный забор
промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота
тюбетейка – головной убор
Арык – местное название оросительного канала в Ср. Азии, в Казахстане, в Афганистане и др.
Кузница – для рубки и перемещения заготовки
Ташкент – соседнее государство, столица Узбекистана
На каком языке там разговаривают? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)
Русский язык – язык межнационального общения.
6. Итак начинаем работу над текстом.
Реализация.
- Работать будем по мини - группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.
I часть.
Как называется город, который описан в рассказе?
- Найдите и прочитайте описание дворика .
Скажите, что смущало детей?
Почему? ( Рядом находился большой заброшенный пустырь).
Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске).
(I . Город моего детства. Тесный дворик)
II часть.
- Читаем дальше.
- Найдите описание пустыря, где играли дети.
Что было раньше на месте пустыря?
Были дети дружны между собой? Зачитайте.
Что было любимым занятием детей?
Легко ли доставались орехи детям?
(II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей).
III часть.
Как выглядели ореховые деревья?
Легко ли сбить орехи?
(III . Новая затея. Ореховый промысел).
IV часть. - Кто еще лакомился орехами?
Все орехи брали вороны?
Как вороны использовали углубления в деревьях?
Что делали птицы прилетая на другой день?
Как можно озаглавить эту часть?
(IV . Вороны лакомились орехами).
V часть.
Что делали вороны, когда наедались?
Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
Что решают сделать дети?
Как назовем эту часть?
(V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).
VI часть.
Что решили дети?
Кто помогал детям?
Что делал Тузик?
Как озаглавим эту часть?
(VI . Охота за вороньими запасами).
VII часть.
Как сначала реагировали вороны?
Радовались дети?
Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
Как озаглавим эту часть?
(VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).
Написать ответы детей на доску.
Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся
Посмотрите внимательно, что у нас получилось? План
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
8. А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
VIII часть.
Читает сам учитель.
Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).
В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?
(Ответы детей.)
Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?
(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).
- Давайте сформулируем тему урока. (Умеют ли думать птицы).
9. Подведение итогов
Закрепление, подведение итога
1. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять сколько
сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи . (3 часть)
(Ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,
хорошее зрение, трусость.)
2 Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов?
(подтвердите ответы словами из текста) ( хрупкие сучья)
3. - Как описывает ворон автор ? (4 часть)
Неизвестно откуда появлялись
Не серые, а совсем черные
Прилетали большими стаями
С громкими криками рассаживались
4. НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ, которыми писательница рассказывает о действиях ворон
появлялись (4 часть)
прилетали, начинали рвать, рассаживались, бросали
ПЕРЕСКАЗ
5. - Как вороны раскалывали орехи? (4 часть)
Из-за чего происходили драки?
Кто побеждал в этих драках?
6. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников ? (6 часть)
7 - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?
ТЕРПЕЛИВЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖНЫЕ
ШУМНЫЕ БЫСТРЫЕ ХИТРЫЕ
ЛОВКИЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
Можно ли их применить и к тем и к другим?
10.- Кто из вас сочувствует воронам?
А ребятам?
Как бы вы поступили на месте детей?
Понравился рассказ или нет? Чем?
- Готовы ли вы теперь ответить на вопросы?
1.Думают ли звери?
2.Имеют ли свой язык?
3.Как разгадать тайны их поведения?
-Чему учит рассказ?
Заучивание стихотворения по системе – мнемотехника (вначале на доске просматриваем и проговариваем, затем вызвать одного- двух учеников)
13. И напоследок попробуем выучить стихотворение А. Барто при помощи рисунка (На доске нарисовать).
14. Составить сиквейн о вороне ( это делает одна из подготовленных учениц)
Крикливая, каркающая
Клюет,ворует, подбрасывает
Умные создания – эти вороны
С хитринкой в мозгах,
Эпиграф – записан на доске,5- минутное чтение вслух произведения из книги родная речь
Повторение
Даны карточки со словами – составьте название раздела, который изучаем,
Проводим викторину « Назовите произведение и его автора «
Составляет и находит лишнее слово
Слушают вопрос и дают ответ
тест
Целевая установка урока
Умеют ли думать звери?
А, В, К.
Слушают стихотворение А. Барто
Учебник, карточки – буквы, тетради
Ассоциация
Составляется ассоциативная
карта (к слову Хитрость)
А,В
Дети по цепочке называют слова - ассоциации
Доска – пишу мелом
« Мозговая атака»
На доске перевернуты карточки - буквы
В,К
карточки
Выставка обложек книг писательницы и сами книги
А, В
Устные ответы
Портрет писательницы, книги
Работа над произведением
Словарная работа
А, В
Рассматривают иллюстрации и записывают в тетрадь
иллюстрации
Реализация (работа в парах)
У вас на столах конверты, где каждый получает отрывок из рассказа
Читают,отвечают на вопросы, обсуждают как назвать свой отрывок
конверты
Метод направленного чтения
Запись на доске заголовка к своей части
К,В
Сам –ая работа
План – в закрытом виде, сравнение с детским
Подведение итогов Знаю….поиск ответов
вопросы
А, В
Обсуждение и доказательство своего ответа
Карточки на доске
Рефлексия
Работа с 8 частью, чтение учителем
Доказывают (Думают ли звери? Имеют ли свой язык? Как разгадать тайны их поведения?
Иллюстрации, орехи
Графико – иллюстр. стихотворение
Рассмотрите рисунки и запомните стихотворение
А,В,К
наизусть
На доске
Д / з
Вопросы 2 , 5 , стихотворение наизусть
ХИТРАЯ ВОРОНА
Тощая растрёпанная Ворона сидела на дереве, свесив лапы с ветки, и сквозь цветное стёклышко, словно в лорнет, высокомерно разглядывала двор.
Двор был большой, но совсем бестолковый. Разные пристройки, сарайчики, будки, клетушки, заборчики.
Ворона меняла стёклышки, и всё, что было во дворе, окрашивалось в разные цвеета. Вот важно прошёл, весь голубой, здоровенный бездомный Пёс с медалью на ошейнике - зубчатой крышкой от консервной банки. Вот промелькнуло зеленоватое солнце. А вот пробежали ярко-жёлтые ребятишки.
Карр-тинки, - хмыкнула Ворона.
И, не раскрывая крыльев, лихо свалилась в своё гнездо - одной веткой ниже.
Гнездо у неё было необыкновенное. Многоугольное. А на хворостинки навешены всякие цветные тряпочки и ленточки.
Снизу донёсся какой-то скрежет. Ворона выглянула. Это Пёс-медалист, удобно устроившись под деревом, с наслаждением грыз большую кость.
Порра и мне под-карр-миться, - пробормотала Ворона и, пошарив под куском поролона на днище гнезда, выудила оттуда селёдочную голову.
Поглядела на неё, поглядела и пинком послала прочь.
Её тут же заглотил на лету толстый рыжий Кот, который скучал на подоконнике у приоткрытого окна возле большой тарелки с жареными рыбками.
Капрриза, - усмехнулась Ворона.
Подслеповатая пожилая Хозяйка в круглых очках возникла в окне и ласково взяла Кота на руки.
Давно уже вырос, а всё притворяюсь котёнком, - тяжело вздохнул Кот.
Ворона с интересом косилась на то, как угрюмый Кот лениво играет в комнате с большим клубком вязанья, как неохотно гоняется за игрушечными заводными мышками, как, отчаянно зевая, раскачивается на шторах.
Игррунчик, - процедила Ворона.
Кот, ласкаясь, вспрыгнул на колени Хозяйки, задремавшей в кресле, и потёрся бочком о её руку.
Прритворра, - пробурчала Ворона.
Худенький какой, - растроганно проговорила Хозяйка, выливая из пакета сливки в миску на детском столике. И повязала своему любимцу салфетку вокруг шеи, чтоб не запачкался.
Кот, недовольно морщась, стал хлебать сливки.
Ворона облизнулась и, спланировав на землю, напилась из лужи.
Тяжело переваливаясь, Кот отошел от миски и с трудом вскочил на подоконник. Но Хозяйка всплеснула руками:
Упадёшь! - И поспешно закрыла окно.
Кот уныло развёл лапами за стеклом: разве, мол, это жизнь?!
Ворона, снова взлетевшая в гнездо, только привычно хмыкнула:
Живут же… коты!
Задумчиво посмотрел Кот на Ворону. Размечтался Кот: эх, если б он был Вороной!.. Летал бы он, Кот, над двором, растопырив лапы и подруливая хвостом. Дразнил бы огромного Пса с его сосисочной медалью. Спал бы в гнезде, а над ним на веревочке висели бы сушёные рыбьи головы. Живи - не хочу!
А Ворона завистливо глядела на Кота. Ей бы кошачью жизнь!.. Гонялась бы за клубком вязанья, качалась бы себе на шторах. Сидела бы гордо вон за тем столиком в чёрном фраке своего оперения с белой салфеткой на шее - жареную рыбку бы кушала. Сливками бы запивала. И никаких вороньих забот!
На другое утро, когда хмурый Кот опять появился на подоконнике, Ворона раздражённо сказала:
Всё стррадаешь? Взял и удррал бы!
Жалко её, - оглянулся Кот на дремлющую в кресле Хозяйку. - Пропадёт. Она одинокая.
И Ворона вдруг, затаив дыхание, предложила:
Ну, хочешь, я… Котом буду?
Виляя телом, она прошлась кошачьей походкой по толстой ветке и игриво взмахнула хвостом.
Карряу! - взвыла она, прокричав что-то среднее между «карр» и «мяу». - Я тобой стану, а?
А я - тобой, - быстро согласился Кот.
И спикировал с подоконника прямо на дерево. С ветки на ветку переползал, а считал, что перелетает. «Мяурр!» - вопил, подражая вороньему крику. Раскинув передние лапы, словно крылья, по толстой ветке перед Вороной ходил, шеей и носом на ходу дёргал. Ну словно птица!
Норрмально, - похвалила его Ворона. - Кррасиво!
А он настолько в раж вошёл, что у неё даже перо большое из хвоста выдернул.
Карраул, больно! - вскричала Ворона.
Кот вставил себе перо за ухо.
А-а, - понимающе протянула она. - Теперь ты совсем как я!
А она скучать не будет? - внезапно засомневался Кот, вновь оглянувшись на дремлющую за окном Хозяйку.
Со мной - не соскучится, - пообещала Ворона.
Так они и обменялись судьбой: Кот в гнездо забрался, а Ворона в квартиру влетела.
Перво-наперво Ворона мгновенно заглотила всех жареных рыбок и вылакала все сливки.
Затем запустила по паркету двух заводных мышек и игриво погналась за ними. Она закогтила обеих мышек лапами и с весёлым треском понеслась вокруг стола, как на роликовых коньках.
Хозяйка в кресле приоткрыла глаза.
Карряу! - прыгнула ей на колени Ворона.
У Хозяйки очки с носа упали от удивления.
Цепляясь когтями за рукав, Ворона взобралась к ней на плечо и нежно потёрлась клювом о её нос.
Хозяйка, оробев, уронила клубок вязанья.
Карряу! - жизнерадостно погналась за ним Ворона.
Запутавшись в пряже, носилась она по квартире. Нитки, словно дремучая паутина, перекрестили всю комнату, от люстры до ручек дверей.
А в довершение всего Ворона принялась грациозно на шторах качаться. Туда-сюда, туда-сюда!
Кис-кис-кис… - очнувшись, слабо сказала Хозяйка.
Карряу! - ещё веселее возопила Ворона. А ниток-то, ниток на ней!
Кокетливо улыбнулась Ворона Хозяйке и хвостом по полу заюлила, ласково так. И ещё больше в пряже запуталась. Только несвязанные крылья торчат.
Схватила Хозяйка очки, надела их. И сразу увидала: это не Кот. А что-то такое - непонятное!
Словно подменили, - ахнула она. И начала поспешно подматывать нить, чтобы подтянуть странное существо поближе.
Ещё ближе… Ближе!
Быстро перекусила Ворона клювом нитку. Ринулась испуганно прочь в открытое окно.
Вся в длинных нитках, ухнула она в своё гнездо, прямо на спящего Кота! Он взвыл спросонок. Гнездо рассыпалось! Уцепился Кот за нитки!..
Летит над двором, тяжело хлопая крыльями, Ворона. Кот за пряжу держится - под нею висит.
А внизу Пёс громадный гонится за Котом, которого Ворона низко над землёй несёт. Кот уже асфальт метёт хвостом перед носом Пса. Спасаясь от него, Кот по ниткам вверх карабкается, к Вороне.
Изо всех сил поднажала Ворона, и… Кот вдруг оказался на спине Пса.
Взревел Пёс!
Так и помчались они втроём: внизу очумелый Пёс, а Кот верхом на нём, подвешенный к летящей Вороне.
1Литературное чтение 3 класс Тема: Хитрые вороны. Вера Чаплина
ТЦУ : создание условий для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся ;
Задачи:
образовательные :
развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;
совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
обогатить словарь детей;
развивать устную и письменную речь;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли;
обобщать и делать выводы;
прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
развивать творческое воображение;
способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.
воспитательные :
способствовать формированию нравственных качеств , воспитывать потребность в чтении книг
ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие гостей
Подготовка к уроку
Эпиграф:
Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...
2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы
1.Задание: собрать пазлы
(у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивает на доске.
Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.
Что объединяет всех этих птиц?
(зимующие)
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей. Почему?
Презентация о вороне
Слайд № 1 – 12
Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
Угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной
«Хитрые вороны».
И узнаем, какой же способ выбрали вороны?
Работа с учебником: Библиографический словарь (стр. 246 - 258).
Будем листать весь словарь?
Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).
Фамилия начинается на букву Ч.
Где надо искать? (В конце словаря)
Есть? (нет)
А что надо делать? Ответы детей.
2. Презентация о Вере Чаплиной.
3. Знакомство с текстом произведения
(Стр. 218)
А) чтение текста учителем стр.218-219.
Дети озаглавливают отрывки.
Б) Самостоятельное знакомство с текстом.
(у каждой группы свой абзац)
Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.
Чтение вслух текстов.
Контрольные вопросы для каждой группы:
Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы, прилетая на другой день?
(IV. Вороны лакомились орехами).
V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).
VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).
VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).
Прикрепить ответы детей на доску.
Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
Понравился? Чем?
Проверка выполненной работы.
Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было
Посмотрите внимательно, что у нас получилось?
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
4. Закрепление
Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?
Понравился? Чем?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
Теперь мы с вами будем иллюстраторами.
Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.
Проверка выполненной работы.
Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).
РЕЗЕРВ*
Продолжение презентации о воронах. Часть 2.
Слайды № 14-24
Подготовить краткий пересказ
Составить сиквейн о вороне