Узелковый батик. Мастер-класс с фото для начинающих

Узелковый батик по праву считается самым простым видом росписи тканей. Здесь не требуется особых художественных талантов или предварительной подготовки эскизов, даже резервирующий состав не нужен – только ткань, краситель и различные шнурки, веревочки, камушки, пуговки и прочая мелочь, с помощью которой можно создать узоры на ткани. Сегодня мы сделаем узелковый батик по пошаговому мастер-классу, который будет описан в нашей статье!

Техника выполнения узелкового батика заключается в определенном складывании или завязывании ткани с последующим нанесением красителя, при этом в места перевязанные узлами краситель не попадает и образует причудливые и непредсказуемые узоры и переливы цветов.

Узелковый батик отлично подходит для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать этот вид искусства, с его помощью можно наглядно увидеть и понять, как смешиваются краски между собой, как ведут себя на различных тканях, чтобы потом применить эти знания в более сложных видах росписи. К тому же не нужно покупать дорогостоящие материалы, инструменты, красители и прочие атрибуты для росписи тканей – для первого раза можно попробовать создать замысловатый узор на футболке или окрасить шарф. Способы складывания ткани в узелковом батике могут быть самые различные – можно просто завязать несколько узлов, можно перевязать часть ткани шнурками, а можно сложить в технике оригами – все, что будет угодно для вашей фантазии. С узелковым батиком очень приятно экспериментировать – каждый раз получается что-то новое и интересное.

В узелковом батике используются анилиновые краски для хлопчатобумажных тканей, которые можно купить в специализированном магазине. Если у вас другая ткань, то и краски выбирайте соответствующие, иначе конечный результат может быть не таким, как описано на тюбике с краской.

Некоторые художники в своих работах совмещают узелковый и холодный батик, окрашивая сначала фон с помощью узлов и перевязок, а затем уже наносят определенные рисунки на готовый фон или с помощью узелков получают определенные рисунки, а затем дорисовывают к ним остальные элементы. Получается очень необычно и оригинально.

Для более подробного ознакомления с технологией узелкового батика, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию обычной светлой бязи (можно взять любую другую хлопковую ткань, главное чтобы она была светлого цвета).

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике узелковый батик

Необходимые материалы и инструменты:

  • Кусок хлопковой ткани размером около 40*40см;
  • Простой карандаш;
  • Прочные нитки для прошивания;
  • Красители;
  • Кальцинированная сода (необходима только для краски под запаривание «Гамма» или порционных красителей);
  • Швейная игла;
  • Шприц для инъекций без иглы.

Этапы работы.

Готовим раствор кальцинированной соды в теплой воде в соотношении 1/4 стакана соды на литр воды, хорошо размешиваем до полного растворения соды. На подготовленном кусочке ткани прочерчиваем абсолютно произвольно три геометрические линии.

По размеченным линиям прокладываем разнообразные стежки (не забудьте завязать узелки на конце нити, чтобы строчка не распустилась).

Все прошитые строчки аккуратно стягиваем до предела и закрепляем узелками, чтобы ткань не распускалась, должна получиться вот такая картина

Получившийся узелок погружаем на 30 минут в заранее подготовленный раствор кальцинированной соды.

Через 30 минут вытаскиваем узелок из раствора, отжимаем излишки жидкости и раскладываем ткань на полиэтилене.

Поливаем нашу ткань красителем темного цвета с помощью шприца, затем помещаем ее в полиэтиленовый пакет и оставляем прокрашиваться примерно на сутки.

Когда ткань достаточно прокрасилась, прополаскиваем ее вначале в холодной, затем в теплой воде, затем аккуратно распускаем строчки и простирываем ткань в теплой воде с туалетным мылом. После высыхания разглаживаем утюгом. Работа завершена.

При окрашивании различными красителями и разных тканей необходимо строго соблюдать инструкцию на упаковке, иначе есть риск безвозвратно испортить ткань или вещь, которую решите украсить подобным образом.

Такая технология окрашивания позволяет создавать оригинальные платки, шарфы или салфетки, используя самые простые материалы (например, из старого постельного белья можно сделать комплект кухонных салфеток).

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, из которых вы сможете более наглядно узнать, что же такое узелковый батик и как сделать оригинальные вещи из обычных материалов.

Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Крашение

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

Слово «батик», согласно одной из версий, состоит из двух слов («ба» означает «ткань», а «тик» - точка) и происходит из языка острова Ява. Это название появилось из-за особой технологии окрашивания материи с использованием капли воска. Сейчас это синоним росписи по ткани. Еще в Древнем Египте научились окрашивать сукно особым образом, стягивая его и опуская в воду с различными растениями, способными отдавать цвет. Такой технологией пользовались вплоть до XIX века. Историки костюма предполагают, что в Японии в VII веке стал очень популярен узелковый батик, или шибори, попавший в эту страну из Китая. Из-за культурных особенностей страны техника не распространялась за ее пределы, а культивировалась в небольших мастерских, где знания передавались из поколения в поколение. В Японии любой труд мастера по росписи ткани был приравнен к искусству художника. Чаще всего в технике узелкового батика создавали кимоно. Его не только погружали в цвет полностью, но и расписывали кистью сами узелки. Затем добавлялась роспись по уже высохшей ткани, вышивка шелковой и золотой нитью.

История возникновения шибори

Само слово «шибори» обозначает цвет индиго. Натуральный индиго получали из бобового растения под названием индигофера, которое произрастало в тропических странах и поэтому стоило дорого. Процесс окрашивания тканей был долгим, в результате чего стоимость изделий цвета индиго оказывалась очень высокой. В зависимости от длительности воздействия красителя на ткань, получались различные оттенки: от светло-бирюзового до насыщенного синего. Для получения яркого, сочного цвета изделия выдерживали в растворе около недели, периодически вынимая, высушивая и вновь опуская в чан с жидкостью.

Батик и синтетические краски

Только в 1859 году в результате синтеза появились анилиновые красители. После этого распространение синтетических красок было уже не остановить. На рынке становилось все больше различных оттенков. Узелковый батик часто ассоциируют с культурой хиппи - это касается очень ярких, кричащих цветов, в которые ее представители традиционно окрашивали свою одежду. Но, используя в работе сдержанные, холодные оттенки, можно создавать совершенно другие образы, более строгие и классические. Купив уже готовое платье или юбку, даже начинающим в технике узелкового батика легко создать вещь в собственном оригинальном стиле.

Варианты обработки материала

Многое в технике складного батика зависит от того, будет ли закрепляться краситель на каждом этапе обработки материала. Закрепляя краску на уже завязанной узелком ткани или на высушенной поверхности, можно получить очень разные эффекты. Вариантов много, именно поэтому в технике складного батика создается большое количество одежды. Многие мастера не разглаживают складки после того, как материал подсохнет. Но это можно сделать только при особых способах закрепления. Для того чтобы закрепить изделие паром, перед этим его все равно нужно разгладить.

Особенности техники

Роспись ткани в технике батик применяется в различных сферах: для декорирования одежды, предметов интерьера, аксессуаров. В этом виде рукоделия очень много возможностей и нет ограничений ни по возрасту, ни по уровню знаний. Применять можно различные краски разной степени закрепления. Техника выполнения узелкового батика достаточно проста: на ткани завязываются узелки, которые окрашиваются сначала в один цвет, затем складки меняются и материал окрашивают в другой цвет. Так, шаг за шагом, на ткани появляется необычный узор. Роспись маленькими узелками позволяет получить рельефную поверхность с плавным переходом цвета. Особенность техники в том, что можно работать как с отрезами ткани, так и с уже готовыми изделиями. Используя специальные зажимы и даже обычные камни, мастера придают изделию рельеф и гофрированность. Здесь не нужен подрамник и нет ограничений по размеру полотна. Окрасить можно любое количество материала. Другой вариант - сначала расписать ткань и только потом создать фон при помощи красителя. Необязательно использовать цвет на всем изделии, очень часто окрашивают только определенные детали.

Батик в интерьере

При окрашивании тканей в сдержанные оттенки синего цвета можно получить стильный текстиль для скандинавского интерьера. Яркие оттенки подойдут для создания акцентов в классическом или восточном стиле. Мастера складного батика создают картины, покрывала, шторы, декоративные подушки и даже абажуры для ламп, используя простые приемы и комбинируя различные способы нанесения краски для ткани. В зависимости от способа закрепления красителя, на материале могут оставаться красивые складки или же рельефные узоры. Это позволяет изготавливать объемные изделия.

Узелковый батик: мастер-класс

Складной батик - очень доступный вид рукоделия. Его могут освоить даже дети. Для начинающих узелковый батик - отличный вариант для знакомства с техникой ручной росписи. Приготовьте все необходимое: потребуется изделие из натурального материала, например льняная или холщовая сумка, а также специальные красители, ножницы, веревочка и емкость с водой. Краска для ткани понадобится особая, для окрашивания волокон растительного происхождения в холодной воде. Рисунок можно будет дополнить при помощи трафаретов, чтобы он выглядел интереснее, а также добавить объем при помощи контура с эффектом жемчуга. Перед окрашиванием сумки ее нужно выстирать и высушить, так как ткани пропитываются специальными веществами, которые могут не дать краске впитаться. Работать нужно только с чистым материалом. Погружать ткань для окрашивания будем в пластиковую емкость с 2 литрами теплой воды. Нельзя использовать для этой техники металлическую посуду и тазики. Перед началом работы для защиты рук от пигмента наденьте перчатки, а также накройте рабочую поверхность пленкой и на всякий случай приготовьте салфетки.

Подготовка и окрашивание изделия

Для того чтобы получить на ткани эффектные вертикальные полоски различных оттенков, сумку нужно собрать складками, похожим образом, как дети делают веер из бумаги. Теперь на одном конце изделия закрепляем бечевку и начинаем оборачивать ее вокруг сумки. Веревочка должна быть достаточно плотной, иначе орнамент не проявится. В зависимости от ее натяжения будет меняться и рисунок на материале.

Далее нужно приготовить краситель, разведя пигмент в воде температурой около 40 градусов. Внимательно прочитайте инструкцию от производителя краски и разведите ее в нужной пропорции. Часто вместе с красителем в комплекте идет соль для закрепления. Ее также нужно осторожно высыпать в емкость с водой, стараясь не вдыхать ее, а затем аккуратно перемешайте и погрузите материал в жидкость. Немного придавите ткань, чтобы краситель лучше впитался, и оставьте на время, указанное в инструкции. Обычно это 1-3 часа.

Обработка материала после окрашивания

Теперь изделие нужно вынуть и отжать. Веревочку можно разрезать или снять, чтобы затем использовать для декорирования этой же сумки. Раскрываем изделие и смотрим на результат. Далее по желанию можно снова опустить его в краситель для получения более плавного перехода цвета или же поместить ткань в пигмент другого цвета. В зависимости от времени, на которое погружается материал, получаются различные оттенки. После этого сумку надо высушить, прополоскать, чтобы избавиться от закрепляющей соли, снова подсушить - и изделием можно пользоваться.

Технология 5 класс. Урок№ 61-62. 03.05.2018г.

Тема : « Техника узелкового батика. Изготовление набора салфеток.

Цель : Развить интерес у воспитанников к виду искусства – узелковому батику.

Задачи:

Познакомить детей с техникой создания узелкового батика;

Научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;

Самостоятельно выполнять узелковую технику;

Формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;

Прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук. Проектор. Экран. Презентация. технологическая карта изготовления «узелкового батика», пуговицы, краски, перчатки, ножницы, кисти, платочки, клеенки.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться работать в технике « узелковый батик», сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,

умение выявлять сущность и особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы.

Метапредметные: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность

Ход урока

1.Организационный момент . Проверка готовности к занятию. – Что вы чувствуете в начале урока? (На доске кружки разного цвета: красный- радость, синий- спокойствие, зеленый- тревога)

2.Актуализация знаний. Постановка проблемы

Просмотр работ народных умельцев. (дымковская игрушка, вышивка, макраме, вязание и т.д Что вы увидели на доске? Что можете сказать об этих работах? Кем выполнены все работы? - Все просмотренные работы выполнены народными умельцами, мастерами, рукодельницами.

Сообщение учителем о народных промыслах

Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. По широким просторам нашей страны в изобилии разбросаны произведения народного искусства . Все эти люди талантливы, увлечены своим делом и крепко держат нить традиций в своём промысле. Народное искусство многогранно, и гранями его являются художественные промыслы и ремёсла. Все они разные, но преследуют одни и те же цели: украсить быт человека, развивать его художественный вкус. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо- мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.

Учитель: И на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в страну «батика», познакомимся с удивительным и прекрасным искусством художественной росписи ткани. Батик - один из видов декоративно-прикладного искусства. Овладев им, Вы сможете создавать прекрасные панно, для оформления интерьера, предметы быта, а также различны вещи. Это могут быть оригинальные платки, шарфы, платья, блузки, расписанные по вашему замыслу.

3.Открытие знаний (просмотр презентации.)

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Так, например в Индии широко распространился способ “ бандхари ”. Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия. Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии. Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике. Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… И батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика: техника горячего батика (парафин); техника холодного батика (резерв);техника набивного батика (штамп, трафарет); техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика Главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ. Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

4. Применение знаний . Рассматривание образцов. Работа с технологическими картами.

1. Чтобы научиться этому способу оформления ткани, создадим для начала самую простую композицию. На ткани завяжем узелок, крепко перетянув его ниткой.
2. Прокрасим складку узелка цветной тушью, чернилами или акварелью. А можно оставить узелок неокрашенным и прокрашивать складки под ниткой - получится цветок с более острыми лепестками.
3. Развяжем узелок и завяжем другой - там, где это требуется. Его складки уже прокрасим другим цветом. Завязывать узелки на ткани можно по-разному: делать их большими и маленькими, помещать два и больше узелков, тогда на ткани выйдут «колесики» и «цветочки». Рисунок будет зависеть и от того, как завязывать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки между кругами ткани, туго перевязываем узелок нитью и широко ее наматываем. Узор из ломаных линий получится, если наматывать нитку наискосок.
4. Фон закрашиваем.
5. Напечатаем листочки с помощью живых листьев, стебельки дорисуем кисточкой. Прогладим лист утюгом через лист бумаги.
6. «Узелковый» батик поможет изготовить оригинальные платочки или повязки на голову.

Подготовительный этап:
- Готовим рабочее место (застилаем клеёнкой, плёнкой; подготавливаем краски, кисть, нитки, перчатки).
- Экипируемся (например: фартуком).
Процесс:
- Ткань связываем (произвольно).
Можно навязать много узелков (нитками на ткани, или саму ткань вязать в узлы), можно в несколько раз сложить ткань и перевязать нитками...)
- Смачиваем связанную ткань в воде, отжимаем;
- Окрашиваем - проводим кистью с краской по влажной ткани, краска расползается, наносим еще краску.
Сначала наносим светлые тона, затем (когда со всех сторон нанесли светлые) - тёмные (их наносим меньше)
Просушиваем феном или утюгом.
Завершающий этап:
Когда ткань подсохла - аккуратно срезаем нитки...
Разворачиваем и смотрим, что же получилось.
Техника безопасности: - При крашении работать в перчатках; Пользоваться посудой с устойчивым дном; Накрывать стол плёнкой;

Не ставить краски на край стола; Волосы убрать под косынку; Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Для работы нужны следующие материалы: Однотонная ткань светлых тонов; Крепкие нитки или шнур; Красители; Резиновые перчатки;

Крупные бусины или камушки, пуговицы (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика: Создать эскиз изделия; Определить и наметить расположение узора на изделии; Определить цвет для окрашивания; Определить способ завязывания узла. Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Физкультминутка . Снятие усталости с глаз: Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту. Снятие напряжения со спины: Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Фронтальный опрос . -В чём секрет техники узелкового батика? -Где и когда появилась техника узелкового батика? -Чем можно дополнять узелковый узор? -Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

5. Итог урока- Рефлексия: Я узнала…; Я научилась…; Мне понравилось… Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали! И самое главное – рационально использовали рабочее время. Выставление оценок за урок.