Суровые военные годы моя бабушка. Русский язык (Сочинение-рассуждение)

(1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке.

(2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

(З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

(6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань.

(8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.

(11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров.

(14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

(15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. (16)Уроки радости - таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

(18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло...

(20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21)Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» - накинулась на меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (З0)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

(32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» - опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (З5)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы, про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз - громким, довоенным смехом.

(39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

Кости целы - мясо наживём! (42)Живы будем - не помрём!

(43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят.

(44)Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

(45)И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

(По Г. Галлер)

Галина Галлер (род.в 1964 г.) - журналист, врач, научный работник.

Показать текст целиком

Учитель занимает очень важное место в жизни каждого ребёнка, так как принимает непосредственное участие в становлении личности ученика. Именно поэтому к людям, выбравшим данную профессию, в обществе существует масса требований. Какими же качествами должен обладать настоящий учитель? Ответ на этот вопрос ищет в предложенном для анализа тексте и журналист Галина Галлер.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор рассказывает нам об учительнице Зинаиде Ильиничне. Она «создавала на уроках атмосферу игры», не забывая и о передачи ученикам знаний, что делало процесс обучения весёлым и радостным. Галлер обращает наше внимание на то, что дети обожали преподавательницу. Пишет она и об Иване, одном из учеников Зинаиды Ильиничны. Учительнице отыскала в подростке с трудным детством артистический талант, и направляла его: «водила на спектакли», «горячо обсуждала полученные впечатления». И «уроки радости» принесли результат: Иван становится впоследствии заслуженным артистом и режиссером.

Позиция Галлер по поднятой проблеме выражена ярко и однозначно. Мастер слова убеждена: учителю следует быть внимательным к своим ученикам, уметь открывать в них таланты и способности, создавать на уроке атмосферу счастья и добра, чтобы вселить детям веру в хорошее и пробудить желание учиться.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2
Помогите!Задание из ЕГЭ. Из предложений 1-5 выпишите прилагательное,употреблённое в значении существительного. Что-то я не могу найти(((

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека.(2)За все подростки брались сами.(3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же?(4)Вспоминаю, что мы умели.(5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы

Напишите сочинение по критериям егэ плз сформулируйте проблему! Однажды к нам в класс пришел актер нашего городского драматического театра Левкоев

Евгений Дмитриевич.Он сказал,что будет вести драмкружок,и отобрал нескольких ребят для участия в постановке по "Сказке о попе и о работнике его Балде"А.С.Пушкина.Я почему-то был уверен, что роль Балды достанется мне.Когда дело дошло до меня, я спокойно прочел заданный кусок.Вот ты и будешь Балдой, - клекотнул Евгений Дмитриевич.А одного мальчика,Жору Куркулия,который читал с сильнейшим акцентом,он освободил от участия в постановке. Мне даже стало жалко Жору.Ведь Евгений Дмитриевич,освободив его,намекнул,что тот никуда не годится.Можно, я просто так побуду? - сказал Жора и улыбнулся без всякой обиды.Евгений Дмитриевич пожал пожал плечами.Начались репетиции.После нескольких занятий я вдруг заскучал,почувствовал,что роль Балды мне надоела,и начал играть отвратительно.А между тем Жора Куркулия всё время приходил на репетиции и даже стал как-то необходим.Он первым бросался отодвигать столы и стулья,чтобы очистить место для сцены,открывал и закрывал окна. Однажды Евгений Дмитриевич предложил ему роль задних ног лошади. Жора с удовольствием согласился. Он получил свою роль,после того как актер несколько раз пытался показать мальчику,играющему задние ноги лошади,как выбивать ногами звук копыт,который у мальчика никак не получался.Вот так надо,-вдруг не выдержал Жора,выскочил и,топоча ногами,довольно точно изобразил галопирующию лошадь. На следующей репетиции вдруг из-под задней части лошадиного брюха послышалось радостное ржание. Евгения Дмитриевича это ржание привело в восторг.Он немедленно извлек Куркулия из-под лошади и несколько раз заставил заржать.Куркулия ржал радостно и нежно,заканчивая храпцом,и в самом деле очень похожим на звук,которым лошадь заканчивает ржание.Так Жора стал играть роль передних ног лошади,которая помимо умения естественно галопировать,обрела способность натурально ржать. Репетиции продолжались,и я продолжал прикрывать бездарность и даже недобросовестность своего исполнения громогласностью. Однажды,когда я забыл строчку,лошадь вдруг обернулась в мою сторону и залихватски произнесла нужные слова,вызвав всеобщий смех.Иногда Жора подсказывал и другим ребятам.Видимо он всю сказку выучил наизусть. В один прекрасный день,играя с ребятами в футбол,я вдруг заметил,что со стороны школы,отчаянно жестикулируя,к нам бежит Жора Куркулия.Я вспомнил,что мне давно пора на репетицию. Когда мы пришли Евгений Дмитреевич вдруг сказал:Одевайся,Куркулия! А ты,бывший Балда,будешь на его месте играть лошадь... Хотя до этого я не испытывал от своей роли никакой радости,я вдруг почувствовал,что глубоко оскорблен и обижен.Обида была так глубока,что мне было стыдно протестовать против лошади,ведь всем тогда стало бы ясно,что я дорожу ролью Балды,котрую у меня отняли. Началась репетиция,и оказалось,что Куркулия прекрасно знает текст,а уж играет явно лучше меня.Правда,произношение у него не улучшилось,но евгений Дмитриевич так был доволен его игрой,что стал находить достоинство в его произношении. А когда Жора стал крутить веревку с какой-то деловитостью и верой,что сейчас он этой веревкой раскрутит мозги всем чертям,при этом не переставая прислушиваться к тому,что происходит якобы на дне,стало ясно:мне с ним не тягаться. В довершении всего мой напарник,раньше игравший роль передних ног,теперь запросился на свое старое место,потому что выяснилось,что я галопирую и ржу гораздо хуже его.Так,начав с главной роли Балды,я перешел на самую последнию роль задних ног лошади. На премьере был огромный успех.Когда мы ушли за куоисы,зрители продолжали бить в ладоши.И вдруг неожиданно свет ударил мне в глаза,и новый шквал аплодисментов обрушился на наши головы. Оказывается,Евгений Дмитриевич снял с нас картонный круп лошади,и мы предстали перед зрителями в своих высоких рыжих чулках,под масть лошади. Ну что же:"занавес,маэстро,занавес!"

помогите написать сочинение по этому тексту)

(1)Я живу в маленьком доме на дюнах. (2)Всё Рижское взморье в снегу. (З) Море уходит на сотни миль в чёрно-свинцовые дали. (4)Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (5)3десь обрывается земля. (6) Там, к западу, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. (7)Обыкновенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. (8)В посёлке этом сотни лет живут латышские рыбаки. (9)Поколения сменяют друг друга. (10)Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. (11) И так же. как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. (12)Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной. (13)Но, что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнавали о гибели своих же товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело - опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. (14)Уступать морю нельзя. (15)В море около посёлка лежит большой гранитный валун. (16)На нём ещё давно рыбаки высекли надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». (17)Эту надпись видно издалека. (18)Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. (19)Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал: (20)- Наоборот. (21)Это очень мужественная надпись. (22)Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, . несмотря ни на что, будут делать своё дело. (23)Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. (24)Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море». (25)Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде. (26)Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. (27)Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками доверенное современниками. (28)Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если «хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа». (29)Писательство - не ремесло и не занятие. (ЗО)Писательство- призвание. (31) Человека никогда не призывают к ремесленничеству. (32)Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. (ЗЗ)Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? (34)Прежде всего - зов собственного сердца. (35)Голос совести и вера будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромной разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. (З6)Писателем человек становится не только по зову сердца (37)Приходят годы возмужалости, и писатель явственно слышит, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов - зов своего времени и своего народа, зов человечества. (38)По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания.

Хроника тылового Пугачевского района
Пугачев был в глубоком тылу, и война не принесла сюда разрушений. Но жизнь, которой жил район, нельзя было назвать мирной. Ритм каждого дня, месяца, года был подчинен одному – разгрому врага. Рабочие и служащие на своих собраниях принимали решения отчислять в фонд обороны однодневный заработок. Люди сдавали теплые вещи, сельскохозяйственные продукты, скот и птицу. Для победы никто ничего не жалел.
Нашло прописку движение под лозунгом “Окружим вниманием и заботой семьи красноармейцев”. За вторую половину 1941 года семьям фронтовиков райсобес выдал полтора миллиона рублей. Многие семьи рабочих, служащих, колхозников брали детей, оставшихся сиротами, усыновляли их. По домам развозили для стирки и штопки солдатское обмундирование. Запекшаяся кровь, простреленные гимнастерки, галифе. Тяжкая общественная работа. Но если стирать белье песком или илом, то можно сэкономить хозяйственное мыло и что-то выкроить для семьи. В войну мыло очень ценилось.
Заканчивался 1941 год. На углу улиц Топорковской и Рев. проспекта, где сейчас находится Доска почета, была установлена большая карта. Там красными флажками отмечали линию фронта. Возле карты, особенно по вечерам, собиралось много народа. Говорили о Москве. Сходились во мнении, что Красная Армия столицу немцам не отдаст.
В городе появилось много эвакуированных. В основном это были женщины и дети. Их расселяли по домам. Хозяева не роптали. Они сопереживали беде, радушно принимали прибывших на жительство в Пугачев. Население города стремительно выросло втрое. Приезжие рассказывали о бомбежках, о разбитых городах и сожженных селах.
Городская и сельская молодежь провела сбор средств на постройку самолетов “Пугачевский комсомолец”. И.В. Сталин не оставил патриотизм жителей Пугачевского района без внимания. Прислал благодарственную телеграмму. Потом, в течение войны, от Верховного Главнокомандующего были и другие благодарственные телеграммы.
В дни весеннего сева 1942 года не хватало людей для управления тракторными агрегатами. Тогда старые крестьяне стали сеять вручную. Например, 50 опытных сеяльщиков в колхозе имени Чапаева за день 22 апреля засеяли 300 гектаров. С севом справились вовремя.

В те суровые дни работал Пугачевский театр. В первые месяцы 1942 года на спектаклях побывало более 38 тысяч зрителей. В госпиталях Саратова, в городах области, в воинских частях театр дал 90 концертов, 320 постановок, собрал в фонд обороны страны 115 тысяч рублей. За отличное обслуживание частей Красной Армии в период Великой Отечественной войны Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР наградил лучших пугачевских артистов почетными грамотами.
Фронт нуждался в помощи. Был выпущен военный заем 1942 года. Государство просило в долг деньги у своих граждан. На борьбу с врагом люди отдавали свои сбережения, заработную плату. За пять дней трудящиеся Пугачева и района подписались на 11,5 миллионов рублей и около двух миллионов рублей внесли наличными. На двухмесячный заработок подписались рабочие и служащие моторо-ремонтного ввода. Мастер валяльной фабрики Галахов внес пять тысяч рублей, а комбайнер Захаркинской МТС И. Петров подписался на десять тысяч рублей. Отец трех сыновей - фронтовиков И. А. Самсонов внес наличными пять тысяч рублей, отец двух сыновей - фронтовиков Е.А. Окунев - шесть тысяч рублей.
Зима 1943 года была очень тяжелой. Плохо с продуктами, еще хуже с топливом. На дрова пошли заборы, за Иргизом вырубили сады. Чтобы сберечь тепло и топливо, в домах топили “буржуйки”, маленькие чугунные печки с жестяным дымоходом в форточку. В это время был проведен сбор средств на восстановление Сталинграда. Нищий Пугачев делился последним с разрушенным городом – героем.
Появился сланец, горючий материал серого цвета. Его добывали по соседству, в Горном. Сланец давал много золы и мало тепла. Им еще долго топили после войны.
В 1943 году трудящиеся Пугачева и района продолжили сбор средств на постройку боевых самолетов и танков для Красной Армии. Тракторист Старопорубежской МТС Карелин внес 100 тысяч рублей, рабочие и служащие совхоза имени Чапаева собрали и внесли 500 тысяч рублей. Были и другие пожертвования. Встреча депутатов городского совета с земляком, Героем Советского Союза Алексеем Даниловым, прибывшим в Пугачев в краткосрочный отпуск, закончилась решением усилить помощь фронту, активизировать работу на полях, фермах, предприятиях.
В тылу тоже есть место подвигу. Ecли до войны в колхозах района доля женского труда и труда подростков составляла 36 процентов, то в 1944 году уже 72 процента. Несмотря на это, за четыре года войны колхозы и совхозы Пугачевского района дали государству 4800 тысяч пудов хлеба, десятки тысяч пудов другой сельскохозяйственной пpoдукции. Люди творили чудеса. Местная промышленность увеличила объем производства в полтора раза, а артели промысловой кооперации - вдвое.
В день Победы в Пугачеве было ликование. Обнимались незнакомые люди, были слышны песни, играла гармонь. Жены стали ждать мужей, матери – сыновей.
Конец августа 1945 года. На Пугачевский элеватор потянулись первые обозы с хлебом нового урожая. В эту пору на станцию прибыл эшелон с демобилизованными воинами-фронтовиками. Встречать победителей пришло все население Пугачева и окрестных сёл. Играл духовой оркестр. Радостные возгласы, крики «Ура!», объятия, поцелуи, слезы радости.
Бывшие фронтовики взялись за работу. Налаживалась мирная жизнь.

Н. Воронов

В помощь выпускнику.

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

C 1 Интересный текст. Я с большим удовольствием его прочитал.

На мой взгляд, одной из проблем данного текста является проблема проявления личностных качеств человека в условиях военного времени. Галина Галлер, автор текста, утверждает, что в условиях военного времени наиболее ярко проявляются личные качества человека. Так рассказчица, повествуя о своей бабушке, Зинаиде Ильиничне, говорит, что «рядом с ней даже бомбёжка не так страшна», потому что она вселяла в окружающих несокрушимую веру в победу, надежду на скорое освобождение. Светлый оптимизм её бабушки помогал людям жить. Образ бабушки рассказчицы вызвал у меня чувство глубокого уважения, так как она проявляла доброту, внимание, заботу, самоотверженность и личное бесстрашие, за что её все очень любили.

Позиция автора мне понятна. Я с ней полностью согласен. Интересно то, как Галина Галлер доказывает свою точку зрения. Она восхищается поведением бабушки рассказчицы, которая, «невзирая на возраст и солидный вес», вихрем мчалась на свой пост и стояла на посту с незаряженной винтовкой за плечами и со свистком в руке. Меня тоже восхищает оптимизм, гуманизм, самоотверженность и бесстрашие бабушки рассказчицы, которая не утратила в суровые годы войны лучшие качества своего характера, совершая каждодневный подвиг перед лицом смертельной опасности.

В литературе немало примеров произведений, в которых поднимается эта проблема. Например, рассказ Алексея Николаевича Толстого «Русский характер». Время, изображённое в этом произведении, тоже Великая Отечественная война и поднимается та же проблема – проблема проявления личностных качеств человека в условиях военного времени. Главный герой рассказа, Егор Дрёмов, простой советский человек, проявивший личное мужество во время смертельного боя с фашистами, был тяжело ранен. Лицо его сильно обгорело, пришлось перенести восемь пластических операций. Егор Дрёмов со своим изуродованным лицом мог навсегда покинуть армию, но решил остаться в строю, чтобы продолжать бить врага. Мужество Егора Дрёмого вызвало у меня чувство глубокого уважения и восхищения. Каким сильным духом человеком нужно быть, чтобы снова вернуться в строй, всем врагам назло!

Ещё пример. Это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Наука ненависти». Ещё один яркий пример проявления личностных качеств человека в условиях военного времени. Много пришлось пережить главному герою рассказа лейтенанту Герасимову, когда он попал в плен к фашистам: голод, унижения, смерть товарищей. Но немцам не удалось сломить силу духа этого человека! Наука ненависти помогла ему выжить! Дождавшись удобного момента, он убил лопатой часового и бежал из фашистского плена, а потом в партизанском отряде продолжал бить врага и даже открыл счёт убитых им немцев. Герой правдиво признавался в том, что ненавидел фашистов за всё, что они причинили его родине и ему самому. Он жестоко дрался с врагом, чтобы его народу не пришлось страдать под фашистским игом. Несгибаемый характер, силу духа проявил лейтенант Герасимов на войне! Благодаря личностным качествам таких людей Россия победила в Великой Отечественной войне.

Таким образом, проблема, поднятая автором текста, является важной в жизни любого человека, потому что войны, к сожалению, повторяются. Хотелось бы, чтобы личностные качества характеров литературных героев стали примером мужества и самоотверженности для живущего ныне человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Исходный текст:
Во время бомбёжки бабушка стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. Маленькая росточком, но очень полная, она как колобок выкатывалась на пост, регулируя поток запоздавших в укрытие и подбадривая отставших тонкой трелью свистка.
Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. А мы в ней просто души не чаяли. В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.
Весь подьезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, год назад въехавшим в дом вместе с больной матерью и полуслепой бабушкой. За свою короткую жизнь он успел побывать в колонии за воровство. В подъезде звучал его отборный мат, он демонстративно курил и уже начинал выпивать. С согласия матери, бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника. Результат превзошёл все ожидания. Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. Так подросток нашёл себя. Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.
Для бабушки, отличавшейся редкой проницательностью в понимании людей, я всегда была загадкой. За неуёмность характера и способность всё превращать в проблему она называла меня фантастической девочкой. Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. Уроки радости - таков был стиль её преподавания. И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну. Рядом с ней и бомбёжка была не страшна. Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло…
Шёл август 1941-го, но мы ещё никак не могли привыкнуть к руинам пылающих домов. Немцы подвергли город жестоким бомбовым атакам, буквально ровняя его с землёй.
Августовская ночь была тёмной и тёплой. Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. "Где мой свисток, ищите!" - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. "Твоих рук дело, Анка?" - накинулась на меня бабушка. Я всегда была причиной беспорядка в доме - бабушка прятала от меня даже свою незаряженную винтовку, заранее подозревая невесть что и оберегая от необдуманных поступков. Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки. Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка как вихрь помчалась на пост.
А мы ринулись в наше укрытие недалеко от дома. Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. Прижимаясь друг к другу под оглушительный рёв рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.
Неожиданно мама начала смеяться. "Линочка, что с тобой?" - опасливо спросила соседка. Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы, про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. Смеялись до слёз - громким, довоенным, смехом.
Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, вокруг пылали соседние дома. Мы бросились к нашему, каким-то чудом уцелевшему, дому. Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, - оттого, что увидела нас живыми и невредимыми. Недалеко от её поста осколком бомбы сразило нашего давнего друга, её коллегу, семидесятилетнего соседа Ивана Петровича. Накануне он получил похоронку на единственного сына и буквально только что жаловался бабушке, что очень мёрзнет, едва двигается и совсем без сил. Бабушка обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала: "Кости целы, мясо наживём! Живы будем, не помрём! Вот так, мой дорогой пострел!"
С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу. И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

Сочинение:

Как нужно вести себя в экстремальных ситуациях? Над этим вопросом размышляет Г. Галлер.
Автор на примере истории, случившейся с рассказчиком, с восхищением повествует о женщине Зинаиде Ильиничне, которая в страшные годы войны не падала духом, своей «несокрушимой верой в победу», надеждой на лучшее поддерживала окружающих. В таких людях Г. Галлер и видит один из источников Великой Победы.
Позиция автора такова: в тяжелых жизненных ситуациях самое главное не теряться, не поддаваться страху, уметь найти в себе мужество, духовную силу, способную преодолеть все тяготы.
Я, безусловно, согласна с мнением писателя. Духовный стержень человека помогает ему бороться с встречающимися на пути препятствиями. Способен побороть даже смерть.
Это произошло в рассказе К.Г. Паустовского «Снег». Лейтенант Николай Потапов не хочет идти в родной дом после смерти отца, думая, что там уже живут другие люди, равнодушные к его горю. Но все оказывается совсем не так. Татьяна Петровна, поселившаяся в нем, прочитав письмо Потапова к отцу, устраивает все в доме так, как хотел герой. Эта женщина не подвластна отчаянию, полна неиссякаемой энергией жизни, которая побеждает смерть, преодолевает одиночество самой Татьяны Петровны и военного, наполняет их жизнь новым смыслом.
Одноименный герой поэмы А.Т. Твардовского Василий Теркин не случайно считается самым незаменимым человеком в роте. Он умеет шуткой скрасить фронтовые будни, подбодрить других бойцов. Все вокруг буквально «заражаются» его оптимизмом, отвлекаются от суровой действительности, что так необходимо солдатам, постоянно находящимся в психологическом напряжении.
Таким образом, человек, который в самых тяжелых обстоятельствах не позволяет себе впасть в уныние, поддаться ужасу, не только сам справляется с такими ситуациями, но и помогает другим.