Стакан наполовину пуст. Стакан наполовину пуст Стакан полон или пуст

«Стакан наполовину полон», - говорят оптимисты. «Нет, он наполовину пуст»,- утверждают пессимисты. Этот известный анекдот прекрасно демонстрирует значение термина концептуализация . Одну и ту же объективную ситуацию можно охарактеризовать с разных точек зрения, которые обусловлены личным опытом и той информацией, которую мы хотим передать собеседнику. Мы описываем окружающий нас мир в терминах концептов, создавая понятие для каждого объекта или явления. Каждый раз для выражения нужного нам значения мы используем операции концептуализации, т.е. осмысления поступающей к нам информации и образования концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека.

По мнению одного из пионеров когнитивной лингвистики, Рональда Лангакера, семантическое значение выражения не происходит исключительно из присущих свойств ситуации, а скорее из того, что мы думаем об этой ситуации (Langacker, 1987, с.138). Таким образом, каждое высказывание отражает определенную концепцию, которую выбирает говорящий. В зависимости от типа информации, которую мы хотим выразить в сообщении, мы можем выбирать между различными типами концептуализации, чтобы подчеркнуть нюансы смысла.

Когнитивный подход к семантике рассматривает значение слова, как то, что базируется на воплощении , то есть на нашем телесном, физическом, социальном и культурном опыте. Мы всегда наполняем слова значением, которое отражает наш опыт. Мы способны не только концептуализировать мир и его явления различными способами, но и лингвистически выразить это по-разному благодаря вариантам, предлагаемым нашим языком.

Говорящий концептуализирует опыт, который хочет сообщить, так, чтобы слушатель мог его понять. В зависимости от того, как мы видим ситуацию, мы передаем различные точки зрения на нее и используем различные способы концептуализации. Концептуализация включает в себя семантические явления, а также все аспекты грамматики, в том числе морфологию. Когда мы произносим фразу, мы пытаемся сконструировать её таким образом, чтобы лучше всего выразить ту информацию, которую мы хотим передать.

Роль концептуализации наглядно демонстрируется, когда в одном и том же языке существуют альтернативные выражения для того, чтобы описать объективно одинаковые ситуации (Croft y Cruse, 2008, с.65). Мы можем сказать: «Он остался один дома», а можем описать ситуацию по-другому - «Он остался дома совсем один», либо - «Его оставили дома одного ». Ситуация одна и та же, но каждая фраза передает различные оттенки смысла, которые мы хотим донести до слушающего в данный момент.

Еще отчетливее видна разница в способах концептуализации, например, в обсуждении какой-либо ситуации, когда собеседники имели противоположный опыт в данной области. Например, можно прокомментировать спортивную тренировку, как «Нас целый час заставляли растягиваться» , а можно сказать «Мы смогли целый час посвятить растяжке» . Даже без дополнительных эмоционально окрашенных эпитетов, таких как «ужасно, отлично, восхитительно и т.д.», мы прекрасно понимаем о чем идет речь.

Существует множество классификаций операций концептуализации, которые можно найти в специализированной литературе, мы приведем здесь лишь некоторые и проанализируем их.

Первая из них – внимание - включает в себя категории выбора, окружения, сферы внимания и шкалы измерений.

Самый простой пример, фраза «Я тебя люблю»

Мы можем акцентировать внимание на разных частях фразы, изменяя таким образом оттенки значения:

Я тебя люблю.

Я люблю тебя.

Люблю я тебя.

В сочетании с интонацией и невербальными средствами общения мы создаем множество вариантов одного и того же высказывания, и каждый из них будет передавать свои нюансы смысла.

Важный аспект данной операции концептуализации – это сфера внимания. Например, вы говорите мужу, как найти соль на кухне. Какая из нижеперечисленных фраз звучит привычно, какая странно, а какая вовсе не имеет смысла?

Соль на кухне, в правом верхнем шкафчике, на второй полке слева, там, где стоит мука, в банке с надписью «сахар».

Соль в баночке с надписью «сахар», стоит на второй полке в верхнем правом шкафчике на кухне, там, где мука.

На второй полке, на кухне, слева, в верхнем шкафчике справа, в банке с надписью «сахар», там, где мука.

Первая фраза понятна и естественна, вторая немного непривычна, но тем не менее кажется нам немного странной, а третья и вовсе лишена смысла, хотя ни одно слово во фразе не изменено, только порядок. Почему так происходит? В данном случает работает принцип внимания как когнитивного механизма. Нашему мозгу гораздо легче идти от большого к меньшему, т.е. мы вначале локализуем кухню, потом шкафчик, затем полку, место, банку. Вторая фраза составлена наоборот, поэтому при определенном усилии мы можем восстановить логику событий, повернув их наоборот. В третьей фразе все размеры перепутаны, поэтому мы не успеваем сориентироваться и расположить их в правильном порядке. Согласитесь, ведь в обычной жизни мы об этом не задумываемся, а тем не менее, даже самые простые фразы продиктованы особенностями функционирования нашего мозга. Мы так говорим просто потому что, не можем по-другому.

Или, другой пример.

Листва деревьев стала желтой. Какая картинка у Вас перед глазами? Правильно, дерево в желтом облаке листвы, как обычно ее рисуют дети, одним сплошным пятном. А теперь другая фраза.

Листья на деревьях стали желтыми.

Не правда ли, Вы сразу «увидели» отдельные листочки на каждом дереве?

Ситуация объективно одна и та же, но вот наше внимание обращено на разные аспекты. В первом мы концентрируемся на общности, листве, во втором, наше внимание переходит на частные детали, листья.

Еще одна из операций - это схема расположения предметов в пространстве объект-фон . Обычно объект выступает как более активный деятель, а фон остается пассивным. Очень важно также то, что фон обычно больше, чем объект.

Кот (объект) на столе (фон). Все хорошо, всё правильно.

Стол (объект) на коте (фон). Стол становится объектом, принимает более активную роль. Это может быть странно, если мы вообразим маленький стол на большом коте. А может быть трагично, потому что второй вариант интерпретации – маленький кот придавлен большим столом.

Оля вошла в дом. Всё отлично.

Дом вошел в Олю. Здесь уже попахивает фантасмагорией, или образными выражениями.

Велосипед рядом с домом. Привычная картина.

Дом рядом с велосипедом. Автоматически мы представляем игрушечный дом рядом с огромным велосипедом.

В данных примерах нет никаких ловушек, только законы функционирования нашего мозга. При «выпадении» из этих законов с помощью языковых средств создаются высказывания, которые используются для создания комического или фантастического эффекта.

Это всего лишь несколько простых примеров, и если Вы немного задумаетесь, то сможете найти другие в Вашей ежедневной речи. На самом деле, это очень забавное занятие - осознавать, как отражаются законы нашего мышления в языке, и как меняется восприятие информации, если мы их нарушаем.

Также интересно наблюдать, как одно и то же явление по-разному концептуализируется в разных языках. Но об этом мы поговорим в одой из следующих статей.

Источники

Cruse, D.A., y Croft, W. (2008). Lingüística cognitiva. Madrid, España: Ediciones Akal, S.A.

Langacker, R. W. (1987). Foundations of Cognitive Grammar . Vol I: Theoretical Prerequisites. Stanford, Cal.: Stanford University Press.

Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь Бен-Шахар Тал

40 Видеть стакан наполовину пустым или Видеть стакан наполовину полным

Видеть стакан наполовину пустым

Видеть стакан наполовину полным

В каждом человеке, в каждом месте и в каждом предмете есть что-то ценное, что-то хорошее, какие-то неиспользованные возможности: нужно просто внимательно присмотреться.

Жаклин Ставрос и Чери Торрес

Обращая внимание на дефекты чьего-то лица, на неприятные стороны ситуации или на недостатки той или иной компании, мы преувеличиваем аспекты, которые не работают, за счет тех, которые работают. Если же мы активно ищем то, что сработает, мы усиливаем позитивные стороны ситуации. Полноценная жизнь требует реалистичной перспективы - вы не должны игнорировать проблемы, но в то же время не забывайте и о том, когда дела идут хорошо.

Современному человеку свойственно замечать негативное и преуменьшать позитивное, что приводит к искаженному представлению о реальности. Основной причиной столь предвзятой точки зрения в определенной степени выступают средства массовой информации, которые, выборочно фокусируясь на негативе, играют роль увеличительного стекла, а не зеркала, точно отражающего реальность. И хотя в смысле внимания к негативу СМИ выполняют функцию сторожевого пса, этот перекос дает побочный эффект в виде искаженного видения мира. Чтобы нивелировать нездоровое внимание к пустой половине стакана, следует быть очень внимательным к его наполненной части.

В фильме «Эта прекрасная жизнь» главный герой по имени Джордж, чувствуя, что его жизнь бессмысленна и ничего не стоит, собирается совершить самоубийство. Его ангел-хранитель Кларенс, чтобы удержать Джорджа от этого шага, решает преподать ему урок.

Кларенс напоминает Джорджу обо всех добрых делах, которые тот совершил: как он спас жизнь брата, когда тот тонул, и как убедил банк продолжать выдавать ипотечные кредиты беднякам. Она показывает ему, каким был бы мир, если бы Джордж вообще не родился. Джордж понимает, что его небольшой, казалось бы, вклад действительно сделал мир лучше.

В итоге Джордж возвращается к нормальной жизни, научившись лучше ценить то, что имеет, он становится более внимательным к позитивным сторонам своего существования.

Не каждый сможет похвастаться тем, что он спас чью-то жизнь или боролся с банком от имени бедных домовладельцев, но любой способен разглядеть прекрасные стороны своей жизни. Мы так часто сосредоточены на пустой части стакана, что не замечаем большие и малые сокровища, которые всегда присутствуют в нашей повседневной жизни. И слишком часто бывает так, что лишь серьезный «звоночек» заставляет нас очнуться, лишь смещение перспективы заставляет нас взглянуть на вещи иначе. Может, и нам помогает ангел-хранитель? Так или иначе, но этот «звоночек» напоминает нам, что даже в череде трудностей и разочарований есть много поводов для радости.

Чему вы можете порадоваться прямо сейчас? Что вы видите, когда фокусируетесь на положительных сторонах своей жизни, на ее сокровищах, на наполненной части стакана?

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Видеть Внимание могут привлекать медвежьи головы или амулеты на стенах, переливающийся колпак у вас на голове, почетные грамоты и сертификаты в красивых рамочках, новенький с иголочки модный костюмчик или вовсе отсутствие этого костюмчика. В ситуации продажи моментом

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Видеть лучшее Чаще всего дети ведут себя неправильно не потому, что хотят нам насолить, а просто потому, что они дети. И мир они видят иначе, и память у них работает по-другому, и интересы, в конце концов, другие. Если вы помните об этом и верите, что ваш ребёнок - Очень

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Глава 6. Принципы и практика осознанных сновидений Видеть или не видеть сны: Как по желанию продлить сон или проснуться До сих пор вы осваивали различные методы, помогающие вспомнить сон и достичь осознанного сновидения. Наверное, вам удалось пережить несколько

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Видеть невидимое Журналист Н. Лисавенко поделился со мной удивительной историей. Дело происходило в Донецке с одной из жительниц – 37-летней Юлией Федоровной Воробьевой. 3 марта 1978 г. она получила сильнейший удар электрического тока напряжением 380 Вт. Скорая помощь

Из книги Антрополог на Марсе автора Сакс Оливер

4. Смотреть и не видеть В начале октября 1991 года мне позвонил министр в отставке со Среднего Запада, рассказавший о женихе своей дочери, пятидесятилетнем Верджиле, слепом с раннего детства. У Верджила на обоих глазах была плотная катаракта, которой, как предполагали

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Шаг 5. Остановитесь, когда максимальный уровень дискомфорта снизится наполовину Можете остановить пленку, когда уровень вашего диском­форта снизится вдвое по сравнению с максимальным достиг­нутым в течение данного сеанса. Не заканчивайте раньше времени. Ранняя

Из книги Железные аргументы [Победа, даже если ты не прав] автора Пири Мэдсен

Наполовину скрытая оговорка В случае наполовину скрытой оговорки слова формально выражают ограниченное утверждение, но акценты и построение фразы таковы, что оговорка оказывается спрятанной под другими словами. Хотя ограничения и заявлены, слушатели их почти не

Из книги Пути пилигримов автора Гнездилов Андрей Владимирович

Последний стакан воды О, путники Земли, сколь радостно для вас утро, когда в лучах зари мир вспыхивает волшебной свечой, обещая новые встречи, открытия, восторги познания!.. И столь печален вечерний час! В прощальных лучах заходящего солнца истаивает неповторимый День,

Из книги Как стать законченным неудачником в жизни, в работе и во всем остальном. 44 1/2 шага к стойкой неполноценности автора Макдермотт Стив

Шаг сорок четвертый с половиной Не переставайте делать все наполовину (при условии, если вы вообще что-то делаете) Цитата, которую следует игнорировать Энтузиазм – это один из наиболее мощных двигателей успеха. Когда вы что-то делаете, старайтесь изо всех сил.

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

«Видеть» подростка О потребности ребенка быть увиденным на протяжении всего периода взросления и роста говорится очень много. И едва ли можно переоценить значение этой потребности. Видеть подростка – это совсем не то, что видеть младенца. Для этого требуется

Из книги Золотая книга лидера. 101 способ и техники управления в любой ситуации автора Литагент «5 редакция»

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Из книги автора

Не видеть зла Транслирование мыслей в великое творящее Единое сознание в сочетании с верой создает физическую реальность. Неважно, несут эти мысли зло или добро, – если есть вера, они воплотятся. Таков закон. Мысль и вера творят реальность!Верьте в успех, и вы преуспеете.

Совершенно неважно, стакан наполовину пуст или наполовину полон. Будьте благодарны судьбе за то, что у вас есть стакан, и в нем есть нечто. Этим вступлением мы начинаем разговор о том, почему одному жизнь кажется бесконечно чередой неудач, а другой воспринимает все неприятности как передышку между приятными событиями.

Что мешает нам быть счастливыми

Несчастье приходит в тот дом, где много оттенков серого. Иногда людям просто не хватает радости. Говорит ли это об их эмоциональном выгорании, или это вопрос их собственного выбора? Или жизнь обернулась к ним темной стороной по независящим от них обстоятельствам? При депрессии и других психологических заболеваниях существуют также факторы, которые способствуют подавленному настроению. Можно назвать полсотни причин, по которым вы можете быть несчастны, и столько же предложений о том, как открыть психологические жалюзи, чтобы солнце снова осветило вашу жизнь.

И все же, пуст или полон?

Вы можете не осознавать этого, но любые мелочи жизни (или, как говорят пессимисты, мерзости жизни) способны отравить вам жизнь. Это извечный вопрос: стакан наполовину полон или наполовину пуст? Остроумная психологическая фраза-тест на самом деле не имеет такого уж большого значения. То есть не сама фраза, а состояние наполненности стакана. По крайней мере, так считает исследователь Шон Ачор: "Весь наш мозг фокусируется на стакане, то ли он наполовину полон или наполовину пуст, - говорит психолог, - и мы можем спорить вечно над этим избитым штампом, говорить с оптимистами и пессимистами на эту тему, и оба могут сказать, что истина именно на их стороне». По большому счету оба они правы - и оба неправы. Истина в другом.

Теория Ачора

Вместо того чтобы фокусироваться на стакане, лучше представить себе кувшин с водой, стоящий рядом, - предлагает психолог.

Это совершенно другой способ смотреть на вещи. Ачор указывает: "Мы можем реально воздействовать на состояние стакана. Я действительно могу заботиться меньше о том, полон или пуст стакан наполовину, если я могу заполнить его до краев в любую минуту".

Этот новый поворот помог многим измениться. Среди авторов отзывов - известная телеведущая Опра Уинфри, которая сказала: "О, это хорошо. Я могу теперь заботиться меньше о том, что мой стакан наполовину пуст или наполовину полон - если у меня есть кувшин, чтобы наполнить его". Одним словом, человек сам способен выправить ситуацию, какой бы беспросветной она ни казалась.

Счастье как необходимость

Шона Ачора называют человеком, изучающим счастье. Он автор десятка книг и обучающих курсов, которые пользуются бешеной популярностью в Америке и во всем мире. На своих тренингах он часто спрашивает аудиторию: что нужно для того, чтобы быть счастливым - дом, машина, престижная работа? Или все это вместе? Безусловно, все это существенно, но есть одно «но»: все эти атрибуты могут быть только у человека, который счастлив изначально. То есть у того, у кого стакан всегда наполовину полон, потому что он настроен на результат.

Насколько могут влиять друг на друга внутренний потенциал человека, успех, которого можно добиться с помощью этого потенциала, и обычное счастье? Можно ли думать, что счастливым по-настоящему может стать только состоявшийся, добившийся успеха человек, или, наоборот, счастье - есть важный элемент на пути к успеху? Согласно теории Шона Ачора, чрезвычайно важно быть счастливым для того, кто стремится добиться успехов в жизни, поскольку только счастье и хорошее расположение духа могут повлиять на плодотворность усилий и их эффективность. Этими и многими другими секретами делится с читателями Шон Ачор в своем бестселлере "Преимущество счастья" ("The Happiness Advantage").

Оптимизм - всегда ли он рационален?

Есть еще одна сторона вопроса: правомерно ли в любой ситуации оставаться оптимистом? Пожалуй, нет. Тут проходит зыбкая грань между воображаемым и реальным. Иррациональный, не имеющий ничего общего с реальностью оптимизм не просто может показаться глуповатым, но и стать источником разочарования из-за несбывшихся ожиданий. Жестокая реальность может оказаться совсем иной. То есть стакан может и вправду оказаться наполовину пустым.

Как не обмануться в ожиданиях?

Одной из самых частых ошибок является то, что человек пытается изобразить из себя того, кем на самом деле не является, при этом оставляя без внимания свои истинные способности и таланты. Ачор не склонен убеждать кого-то в магических свойствах оптимизма, хотя позитивное действие его бесспорно. Правильно и разумно поставленные цели, адекватное осмысление собственных возможностей, реализм во взгляде на мир - все это вовсе не исключает действия оптимизма. Просто на практике становится ясно: с улыбкой на мир можно смотреть и законченному реалисту, более того - это принесет ему массу удовольствия.

Итого: причем тут стакан?

Вернемся к символу - стакану, который с легкой руки психологов стал неким дозатором-измерителем степени оптимизма или пессимизма у человека. Кто первым использовал этот образ для определения человеческого характера - никто уже не помнит. А стакан так и остался. Ответ на простой вопрос "этот стакан наполовину пуст или наполовину полон?" позволяет врачам отнести пациента к лагерю оптимистов или тех, кто видит мир в сумеречном свете.

Однако есть и другие тестовые приемы, позволяющие определить принадлежность человека к тому или иному психологическому типу.

Отношение к прошлому и к будущему

«Нельзя жить прошлым», - приходится нам часто слышать. Отношение к потерям - будь то человеческие утраты, которые труднее всего пережить, или материальные, или упущенные возможности - характеризует людей как нельзя лучше. Пессимист все время оглядывается назад, он не может отойти от того момента, когда он потерял кого-то или что-то. Как о чем-то хорошем, он думает лишь о том, что было до наступления этого несчастья. И у него не возникает мысли посмотреть вперед.

Оптимистически настроенный человек, напротив, понимает, что случившегося не исправить и прошлого не вернуть. Значит, нужно ценить не то, что ушло, а то, что осталось. И постараться, чтобы впереди было что-то хорошее. Вспомните метафору с кувшином воды, из которого всегда можно наполнить свой стакан, даже если он наполовину пустой. Ценность для оптимиста представляет лишь то, с чем он пойдет в будущее, а постоянное оплакивание своего положения - это путь в никуда, и он это понимает.

Схожие метафоры

Стакан - более распространенный образ. Но можно заменить его и другими, аналогичными. Например, метафора кошелька, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. Один страдает, что кошелек пуст наполовину, и оставшихся денег вряд ли хватит на жизнь до зарплаты. Другой же думает о том, что кое-какие деньги еще есть, и с их помощью можно продержаться какое-то время и решить ряд проблем, а там, глядишь, и удастся выправить ситуацию. Отношение больных с разным видом темперамента к своей проблеме: один считает, что он полумертвый, другой - что он полуживой. Разница есть. И не стоит удивляться, если течение болезни у этих двух людей будет разительно отличаться.

Каким бы образом мы ни выражали свое отношение к миру и происходящему в нем - никакой врач-психотерапевт не сможет заставить оптимиста стать пессимистом и наоборот. Если, конечно, сам пациент этого не захочет. И потому каждому придется решать самому, какой перед ним стакан - наполовину пустой или наполовину полный.

Мы привыкли делить людей на три категории: пессимистов, оптимистов и реалистов. На самом деле, каждый из обсуждающих проблему считает именно свое мнение единственно правильным и наиболее верно отражающим ситуацию. «Неужели вы не понимаете? Разве это не очевидно? Только глупцу не понятно, что…» - такие и подобные «аргументы» щедро, как из обрушиваются на головы оппонентов. Они доказывают лишь субъективность каждого из мнений и ничего более.

Кто из спорщиков оптимист, а кто пессимист? В этом нам поможет разобраться… стакан с водой!

Все хотят быть реалистами

Признавать себя оптимистом или пессимистом никто, как правило, не желает. Все хотят называться реалистами. Эта философская проблема озвучена Никакой по его мнению, не существует, все зависит от точки зрения. И реалистов не бывает, каждый видит мир по-своему. Человеку остается лишь осознать, к какому лагерю он принадлежит. И по возможности объективно, хотя это, опять же, практически невозможно.

Прибором-измерителем степени оптимизма может служить обычный наполненный водой (или другой жидкостью) до середины прозрачный стакан. Наполовину полон или наполовину пуст этот сосуд? Все уже забыли, когда впервые был задан этот вопрос.

Метод первичной диагностики доктора Гаала

Прошло уже много времени с того дня, как Гаал, американский врач-психолог, додумался при приеме пациентов проводить очень простой и наглядный тест. Он наливал в 200-граммовую стеклянную емкость ровно 100 г воды, и спрашивал: «Как, по вашему мнению, этот стакан наполовину полон или наполовину пуст?»

Полученный ответ говорил психологу о многом. Услышав его, можно было приступать к более детальному диагностированию, но главное врач уже знал. Если пациент утверждал, что стакан наполовину пуст, то его смело можно было отнести к сообществу пессимистично настроенных сограждан, и следовательно, большинство его проблем возникали по причине сумрачного отношения к окружающему миру. Это плохо, но не безнадежно. Про подобный недуг медики говорят, что это лечится. Если, конечно, сам пациент считает себя больным и желает исцеления.

Когда-то Генри Форд, автомобильный король Америки, споря со своим сыном-пессимистом, сказал ему, что в любой проблеме нужно видеть возможность изменить ситуацию к лучшему. Это яркий пример того, как рассуждает человек, для которого всегда стакан наполовину полон.

Оптимист глядит вперед, а не назад

Человеческое понимание неприятности или беды настроено на оценку потерь. Мысль снова и снова возвращается к воспоминанию о состоянии, предшествующем тому моменту, когда несчастье возникло. «Как было бы все прекрасно, если бы этого не случилось» - вот главный лейтмотив рассуждений, направленных в прошлое. Но беда уже произошла, и время поворачивать назад люди пока что не научились. Теперь нужно думать не о том, что утрачено, а трезво оценить оставшиеся активы, вырабатывая попутно возможные наиболее рациональные возможности их использования. Другими словами, определиться с вопросом о том, стакан наполовину полон или наполовину пуст, даже если осталась только треть или четверть. Ценность для оптимиста составляет не то, что ушло, а то, что есть.

Взгляд на болезни и безграмотность

Люди порой болеют. Иногда хвори одолевают настолько, что сам занемогший человек говорит про себя: «Я в полумертвом состоянии». Другой, более оптимистично настроенный пациент, хоть и находящийся не в лучшем состоянии, определяет себя как полуживого. При этом медицинская наука достоверно установила, что вера в выздоровление существенно влияет на эффективность лечения, причем психологический настрой не менее важен, чем самые современные и совершенные медикаменты.

Интересно, что малообразованные люди часто называют себя полуграмотными, но никогда - полубезграмотными. В этом проявляется их оптимизм по поводу возможного дальнейшего обучения и совершенно точное осознание того, что знаний убавиться не может.

Наполовину полный кошелек

Мерилом истинного положения может служить не только стакан. Наполовину полон или наполовину пуст стал кошелек после уплаты задолженностей и платежей за газ, воду и электроэнергию? На сколько дней хватит закупленных продуктов? Хватит ли денег на новую обувь для детей? На эти и подобные им вопросы вынуждены давать ответ люди небогатые, живущие в ожидании аванса и зарплаты. Углубление в созерцание собственных финансовых проблем таит опасность потери дополнительного заработка или нерациональной траты оставшихся денег, то есть дальнейшего ухудшения положения. Сосредоточившись на возможностях, которые предоставляют оставшиеся ресурсы, и изыскивая дополнительные средства, ситуацию можно улучшить.

В любом случае никакой психолог не сможет внушить своему пациенту должной степени оптимизма, если тот сам этого не хочет. Мы живем в свободном мире, где каждый решает сам, каков его стакан - наполовину пустой или полный.