Сообщение на тему свобода и ответственность личности.

по курсу «Естествознание»

по теме: «Личность: свобода и ответственность»


Раскрывая содержания тех процессов и явлений, которые связаны с бытием человека, общественные науки, особенно психология и философия, активно используют понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Среди них «человек» - наиболее абстрактная (общая) категория. Она указывает на основные характеристики человека, как существа, отличного от других живых существ. Будучи общей категорией, она неизбежно требует конкретизации. Данную функцию и выполняют обозначенные выше категории,- индивид, индивидуальность, личность.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский политик и оратор Цицерон. Так он перевел с греческого слово: «атом». Науки, изучающие явления человеческого сознания, поведения, деятельности и общения, интересуются в основном типическим, общим. Для них важно открыть законы, по которым развивается человек в системе общественных отношений, им необходимо выяснить закономерности развития и изменения психики или форм поведения человека. При всей изменчивости или неповторимости человеческой индивидуальности решить эти проблемы все же удается. Выявляя типическое в человеке, наука отвлекается от конкретных людей (Ивана или Петра), используя при этом такую категорию, как «индивид». Поэтому «индивид» безличен, он понимается, как правило, лишь в качестве носителя типических, общих социальных черт. Можно встретить такие выражения: «деятельность индивида», «сознание индивида», «социально-психологические особенности индивида» и т. д. В них под индивидом как раз и понимается некая единичность, абстрактный человек - представитель рода, коллектива, эпохи, т. е. представитель некоторого социального целого.

Теперь попробуем разобраться в содержании категорий «индивидуальность» и «личность». В философской и психологической литературе эти близкие по смыслу категории иногда употребляются как однозначные, иногда как различные. Думается, что индивидуальность и личность отражают все же разные стороны того, что может называться «общественно значимыми качествами человека». Это различие улавливается уже в обыденной речи. Мы склонны, например, соотносить слово «индивидуальность» с такими элитами, как «яркая», «оригинальная», «независимая», «творческая». О личности же чаще говорят «сильная», «независимая», «энергичная». Таким образом, в индивидуальности мы ценим ее самобытность, а в личности - скорее самостоятельность и независимость.

Итак, под индивидуальностью понимается прежде все это тот комплекс черт, которые отражают специфическое, особенное, отличающее одного человека от другого. Эта категория по своему содержанию противоположна по отношению к «среднетипичному». Она указывает на своеобразие социально значимых качеств и на их неповторимое гармоничное сочетание.

Строго говоря, каждый человек неповторим, индивидуален по своим физиологическим и психическим показателям. Каждым обладают своими неповторимыми потенциалом, возможностями, однако этого еще недостаточно, чтобы называться развитой индивидуальностью. Степень развития индивидуальных качеств у каждого человека своя. К тому же наличие потенциальных возможностей и способностей еще не показатель ставшей индивидуальности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, где только и можно говорить о социальной роли, ее значимости и оценке со стороны других людей или всего общества. При этом выполняемая социальная роль оценивается не столько с точки зрения ее оригинальности или неповторимости, сколько со стороны ее общественной необходимости, значимости, самостоятельности. Можно сказать, что личность в подлинном смысле слова всегда сосредоточивает в себе некоторый узел проблем, которые переживаются, познаются и реализуются индивидуально, но остаются при этом проблемами общественными. Личность - это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типического, общественного. Личность проявляет себя как общественный фактор, который заметен другим, с которым нельзя не считаться. Личность, таким образом, может определяться как индивидуально- и общественно-значимое явление.

2. Социализация индивида

Формирование личности происходит в процессе социализации. Социализация - это сложный и многогранный процесс включения человека в социальную практику путем обучения и усвоения им на протяжении всей жизни социальных норм, культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы и общности, к которым он принадлежит, и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Задача и основная функция социализации состоит в том, чтобы подготовить человека как члена общества, сформировать такого социального человека - личность, которая отвечала бы потребностям данного общества или данной социальной группы. Социализация человека происходит под воздействием субъективных и объективных факторов, как социально контролируемых и целенаправленных процессов (воспитание, образование, обучение), так и непредусмотренных, спонтанных воздействий на личность.

Изменения, происходящие в личности, являются следствием действия всей совокупности факторов социализации. Факторы обусловливают социальные функции социализации, ибо она выступает важнейшим механизмом воспроизводства личности, обеспечения преемственности в развитии культуры и поддержания бесконфликтного существования и развития общества путем адаптации индивида к социальной среде.

В литературе нередко появляются попытки выявить наиболее адекватный тип личности, в силу чего существует и несколько типологий личности. Так, согласно одной из них к социальным типам личности следует отнести тип «деятеля», тип «мыслителя», тип людей чувств и эмоций и, наконец, людей, сделавших делом своей жизни милосердие (Альберт Швейцер, Анри Дюнан, Мать Тереза).

В основе другой типологии лежит, критическое или некритическое отношение к социальной реальности, в соответствии с которым человек строит модели общественного поведения. Некритический конформистский тип это человек, принимающий действительность, какой она есть. Такой человек может быть деятельным прагматиком, или отличаться социальной пассивностью, нейтральным отношением к ценностям, «бегством от общества». Критическое отношение к социальной реальности может порождать такие типы личностного поведения как: нигилист (пренебрежительно относится к настоящему, оценивая его с точки зрения идеализированного будущего или прошлого), реакционер (консерватор, стремящийся сохранить патриархальные ценности, не принимающий новации), революционер (стремится преобразовать действительность), реформатор.

В одном человеке в реальной действительности каждый тип личности не реализуется в чистом виде, однако определенная «типическая» ориентация в индивидуальном потении всегда присутствует и проявляется. Итак, для характеристики человека в литературе используются такие понятия, как индивид, индивидуальность. Каждое из них отражает определенную специфику понимания человека, его индивидуального и социального бытия.

3. Свобода и ответственность личности

«Свобода» - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода - это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, Поэтому стремление к свободе - естественное состояние человека. Однако решить вопрос о том, что есть свобода, оказалось не так просто. И диапазон понимания этого показался чрезвычайно широк. В категории философии предлагались различные варианты понимания свободы от отрицательной свободы до положительной (свободы «для»), и даже «бегства свободы». Оказалось также, что то или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д.

Для человека характерно стремление к так называемой уютной свободе, которая никем и ничем не ограниченна.

Волюнтаризм рассматривает волю в качестве основного принципа жизни человека. Свобода воли означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач. Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни. Корни волюнтаризма уходят в христианскую догматику, учения Канта, Фихте, Шеллинга Шопенгауэра, Ницше. Действовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными законами бытия, произвольно решать вопросы жизни общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Под необходимостью часто понимается предопределение, Божий промысел, судьба, рок. Именно необходимость становится точкой отсчета для всех представителей фатализма, для которого характерно представление о мире как о некоем механизме, работа которого подчиняется объективным, т. е. независимым от сознания человека законам, которые и выступают как необходимость. Фаталисты, таким образом, напротив предопределяют изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это судьбой, волей Бога, детерминизмом, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим. При таком подходе не остается места свободе выбора человека". В мире господствует жесткая необходимость, предсказуемость основных этапов жизни человека и общества.

В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода - есть познанная необходимость». Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек - часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».

Свобода - это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

Ядро свободы - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор."Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека(индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

54.Понятие и природа ценностей.

Понятие и природа ценностей. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу такого государства принцип справедливости.Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т. д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.И. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности - это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара.Поскольку вещи имеют ценность, - пишет он, - мы рассматриваем их как товары. Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах.Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, - духовно по своей природе».После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них.Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи, 1859-1952) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Аксиологический трансцендентализм (В. Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность - не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, - это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры. Наиболее видный представитель этого направления М. Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности - это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности. Основатель этой концепции М. Вебер ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии обществаВ частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, обшественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности - это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.10. Свобода и ответственность

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка.

В истории : 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности .

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть .

Виды ответственности:

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Свобода воли Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего? Фридрих Ницше Мы должны верить в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Свобода союзов Свобода союзов, см. Право ассоциаций.

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Свобода торговли Свобода торговли, см. Фритредерство.

Из книги автора

СВОБОДА Свобода предполагает отсутствие препятствий самостоятельному выстраиванию индивидом своей жизни такой, какой он хочет ее видеть, без каких-либо внешних ограничений его деятельности. Между тем подобная трактовка свободы пользуется успехом преимущественно у

Из книги автора

СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и

Из книги автора

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле

Из книги автора

3.10. Свобода и ответственность Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений

Из книги автора

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги автора

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги автора

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Общий смысл проблемы свободы связан с ответами на вопросы: может ли человек быть свободным, можно ли считать его действия результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, является ли свобода абсолютной или она только относительна?

В своем стремлении решить поставленные вопросы философы рассматривали свободу человека обычно в ее связи с необходимостью. Так, ранние стоики считали, что свободным может быть мудрец, который сознательно подчиняется законам природы и действует соответственно космическому порядку.

Б.Спиноза называл абсурдным и противным разуму «утверждение о том, что необходимое и свободное суть (взаимоисключающие) противоположности». Сам он противопоставлял свободу не необходимости, а принуждению. Указывая на различия между необходимостью и принуждением, он писал: «Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует из одной только необходимости своей природы; принужденным же я называю то, что чем-нибудь другим детерминируется к существованию и к действованию тем или другим определенным образом». Свободу философ понимал как осознанную необходимость.

В диалектическом единстве рассматривал свободу и необходимость Гегель. Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимости в его понимании заключается в том, чтобы преодолеть противопоставление свободы воли человека объективным условиям его деятельности, определить границы необходимости, без которой не мыслима реализация свободы. В гегелевской философии действие в истории необходимости выступало как результирующая свободная деятельность множества людей. Гегель называл это хитростью исторического разума.

В марксистской философииидея свободы как познанной необходимости была рассмотрена с практической точки зрения. Ф.Энгельс подчеркивал, что познание необходимости является лишь условием реализации свободы, а не самой свободой. Свобода – это реальная практическая деятельность, исходящая из знания объективной необходимости. Необходимость содержится в свободе в виде объективных условий деятельности людей. Познание этих условий позволяет человеку осуществлять избирательную деятельность в соответствии со своими интересами и целями.

Свобода – это способность человека выбирать решения, ставить перед собой цели и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами, основанными на осознании свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

О свободе можно говорить лишь тогда, когда есть выбор (выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т.д.), когда цели не противоречат объективным свойствам и отношениям вещей и явлений окружающей нас действительности и когда наличествуют необходимые условия для реализации в практической деятельности выбранной альтернативы. Проявлением человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий его мир и самого себя.

Итак, с точки зрения диалектической философии, абсолютной свободы не существует. Свобода человека носит относительный характер, ибо ее существование ограничено внешними по отношению к человеку условиями и обстоятельствами.

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

Понятием «фатализм» (от лат. fatalis – роковой) обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».

Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма (от лат. voluntas – воля). Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей. Особенно характерен волюнтаризм для этического иррационализма Шопенгауэра и Ницше.

К волюнтаризму близки и экзистенциалисты. Согласно Сартру, человек «осужден» быть свободным именно потому, что в мире нет детерминизма. Н.Бердяев трактовал свободу как нежелание знать необходимость. «Свобода, - писал он – есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и есть творчество», внутренняя творческая энергия человека. Неотрывность свободы от творчества свидетельствует, по его мнению, о том, что человек - не только природное существо; он есть свободный, сверхприродный дух.

Трактовка свободы человека как независимой от каких-либо внешних причин нередко оборачивается ничем не ограниченным произволом. Особенно часто это проявляется в социально-политической практике. История знает немало примеров, когда политические деятели, не считаясь с объективными законами природы и общества, пытались изменить ход истории, навязать ей свою волю.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки.

Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

Ответственность – это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований.

Ответственность может быть личной и коллективной. При этом по мере развития человеческой свободы направленность ответственности постепенно смещается с коллектива на самого человека.

Вопрос о личной ответственности за свои поступки перед обществом, перед прошлыми и будущими поколениями, перед самим собой – это вопрос о том, должен ли человек отвечать за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия.

Одни философы, например, экзистенциалисты, при решении проблемы ответственности признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая при этом влияния внешних обстоятельств. Другие философы, напротив, полностью оправдывают человека в том, что он не достигает намеченных результатов. Диалектико-материалистическая философия утверждает, что каждый человек несет личную ответственность за содержание своей деятельности в пределах тех возможностей, которые определяются достигнутым уровнем общественного развития. Чем шире реальные возможности, тем выше мера личной ответственности.

В современных условиях углубления кризиса, связанного с социально-политической нестабильностью, нерешенностью глобальных проблем пределы жизнедеятельности человека, вмешательства его в природу и самого себя должны определяться сознательным самоограничением, основанным на высокой личной ответственности каждого.

Контрольные вопросы:

1. Определите предмет философской антропологии.

2. Какие решения проблемы антропогенеза вы знаете?

3. Как менялись представления о человеке с развитием философского знания?

4. Что такое природа и сущность человека?

5. В чем суть биологизаторской трактовки природы человека?

6. Каковы особенности социологизаторских концепций человека?

7. Какими аргументами обосновывается биосоциальная природа человека?

8. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

9. Какое значение для человека имеет вопрос о поиске смысла жизни?

10. Существует ли единый для всех людей смысл жизни?

11. Как решается вопрос о ценности жизни в различных философских концепциях?

12. Какие пути к бессмертию предлагают философы?

13. Что такое «ценности» и какова их классификация?

14. Что такое свобода?

15. Чем отличается фатализм от волюнтаризма?

16. Связана ли свобода человека с его ответственностью? Обоснуйте ваш ответ.

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2009.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2001.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М., 2009.

Марков Б.В. Философия. СПб., 2009.

Налетов И.З. Философия. М., 2007.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2008.

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.

Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

Бердяев Н.А. Назначение человека. М., 1993.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Комаров В.Н. Человек в мироздании. М., 1990.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1979.

Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М., 2009.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Макаров В.М. Проблема человека в истории философской мысли. М., 1986.

Мир философии: книга для чтения. М., 1991. Ч. 2.

Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-2001.

Огородников В.П. Цель, смысл и свобода в жизни человека. СПб., 1997.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.

Смысл жизни: диалог мировоззрений. М., 1991.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия.//Соч.: В 2 т. М., 1988. Т.1.

Сумерки богов. М., 1990.

Теория личности. Хрестоматия Саратов. 1996.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.

Философия/Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Дону, 1996.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина.М., 2009.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1987.

Энгельс ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Это человек. М., 1995.

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба - ни группа людей, ни государство, ни общество. Как часто люди слышат о свободе, говорят о ней, прославляют ее, считают ее наличие самым главным в жизни! Но знаете ли вы значение этого слова и какое понимание в него вкладываете? Об этом спорили с глубокой древности и у мыслителей были разные мнения по поводу свободы. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме, где особую роль в обществе играло законодательство, оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов.

В Новое время, когда вместе с быстрым развитием промышленности появляются значительные изменения в политической области - принимаются конституции, парламенты ограничивают единоличную власть, возникают представления о правах человека, - свобода получает значение важнейшей основы для развития общества. Мыслители XVII-XVIII веков понимали под ней право делать то, что разрешено, а не запрещено законом (Ш. Монтескье), или состояние человека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять (Ж.-Ж. Руссо). Особенно большое значение придавалось свободе слова, потому что в ней многие видели возможность бороться с насилием над человеком со стороны государства.

В России тоже по-разному представляли себе свободу. Традиционное для россиянина отношение к свободе – трактовка ее как внутреннее состояние души. Широка душа россиянина, нет ей ни конца, ни края. Именно в своем внутреннем мире, в своих размышлениях об идеале, поисках истины свободен человек. На подобных идеях строилось учение о свободе в православии.

Отличается от понимания внутренней свободы то, что называл русский человек словом «воля» - возможность действовать, не сдерживая своих порывов, поступать по своему желанию, ничем себя не ограничивая. Академик Д.С. Лихачев подчеркивал, что подобное понимание «воли, волюшки» обусловлено обширностью территории, пространств России.

Иногда это понимание воли превращалась во вседозволенность. Обращаясь к восставшим крестьянам, атаман Степан Разин говорил: «Я пришел дать вам волю». И это было право грабить, жечь вотчины и поместья, убивать судейских дьяков. Воля страшная, необузданная, как половодье народного гнева, реакция на тяжкое крепостническое рабство. Очень часто люди, вырвавшиеся на свободу, поднимали бунт, без разбора грабили и убивали, а в конечном счете даже и не знали, что же с этой самой волюшкой делать.

Подобная «воля» в обычные времена пугала людей. Большинство народных пословиц предостерегают против «излишней» свободы: «Воля портит, а неволя - учит», «Воля заносит в неволю», «Воздух делает крепостным». Но в то же время существуют и другие выражения: «Вольному - воля, спасенному - рай», «Воля господину, а неволя холопу». Л. Н. Толстой писал: «Хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях».

С точки зрения науки,свобода - это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости.

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий.

Несомненно, находясь среди людей, человек ограничен в своем поведении. Во-первых, свободой другого человека, во-вторых, собственной природой (например, можно выбрать то или иное кушанье, но нельзя вообще отказаться от еды), в-третьих, существующими законами (но только такими, которые принимали народные представители, а если они были навязаны кем-то одним или группой лиц, то человек имеет право сопротивляться им), в-четвертых, силой общественного мнения, господствующими моральными нормами (наверное, вряд ли кому-то придет в голову отправиться в музей в купальнике или в Большой театр - в спецовке, хотя это и не запрещается). Все эти ограничения в целом называются ответственностью.

Ответственность - это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность может быть внешней - перед вышестоящим начальством, перед окружающими людьми, перед законами государства, и внутренней - перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.).

Только в единстве свободы и ответственности возможно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми.

Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности – требования к поведения, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Главные обязанности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства - Конституцией. В ней записано, что родители обязаны заботиться о малолетних детях, а взрослые дети - о престарелых родителях; граждане должны платить установленные законом налоги, бережно относиться к природным богатствам, защищать отечество. Кроме того, каждый гражданин обязан иметь удостоверяющие его личность документы (например, паспорт), оплачивать проезд в транспорте, соблюдать правила дорожного движения, не нарушать трудовую дисциплину. Все это укладывается в одно предложение: каждый обязан соблюдать существующие законы. Но для того, чтобы их соблюдать, надо знать о них, и это тоже важная обязанность человека.

За нарушение перечисленных предписаний предусмотрены различные виды наказаний - предупреждения, штрафы, исправительные работы и даже тюремное заключение. В законах все эти наказания четко определены, и государство через различные органы (милицию, прокуратуру, суды) заботится о выполнении законов.

Сложнее обстоит дело с внутренней ответственностью. Здесь нет четко установленных законов и правил, которым должен подчиняться каждый. Особенность состоит в том, что многое зависит от самого человека, его воспитания, мировоззрения, морали. Один испытывает чувство долга перед своей страной, давшей ему образование, возможности для развития, определенные условия жизни, а другой считает, что все полученное им - само собой разумеющееся.

И дело здесь не всегда в количестве благ, вовсе не обязательно, что человек, имеющий с детства все самое лучшее, будет за это признателен отечеству и своему народу. Очень важно, чтобы человек осознавал свое единство с окружающими людьми и взаимную ответственность за все происходящее вокруг. Может быть, тогда будет меньше претензий, что он отдал слишком много и недополучил того, что ему якобы причиталось.

Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм. Еще древние отмечали высокую моральную значимость патриотичности. Римляне говорили: «Нет более приятной и почетной смерти, чем смерть за родину». Однако иногда можно встретить и негативное суждение о патриотизме, насмешки над ним. Встречаются следующие эпитеты относительно патриотизма: «истинный», «мнимый», «показной», «квасной». И за всеми этими словами трудно определить, что же такое патриотизм в действительности.

Под патриотизмом понимается широкое и глубокое чувство любви к своей родине, своему отечеству, стране, в которой ты родился и вырос, вне зависимости от того, устлан ли твой путь розами или приходится все время продираться сквозь колючки. Также это - готовность подчинить в определенные моменты свои собственные интересы интересам родины, защитить ее, служить ей. Философ Ф. Скорина писал об этом чувстве: «Звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои, птицы ведают гнезда свои, рыбы чуют глубины свои, - так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют».

Для россиянина патриотизм – это не пустые слова. Много раз в истории России ее гражданам приходилось, забывая о себе, своих сиюминутных интересах, вступаться за честь и свободу своей Родины – России. Патриотами можно считать и великих творцов российской культуры, и предпринимателей, создающих мощные предприятия, производящих продукцию, известную на мировых рынках, и военных, с оружием в руках защищающих родину в годину тяжелых испытаний, и всех простых людей. Честно и добросовестно работающих в своих школах, больницах, на фабриках и заводах, шахтах и фермах. Ибо все эти люди и есть Россия.

Означает ли это, что патриот должен пренебрежительно относиться к другим странам, другим землям, другим народам? Абсолютно неверно. Только научившись по-настоящему ценить и уважать свою страну и своих соотечественников, можно уважать и другие страны, их жителей. Иногда в средствах массовой информации патриотическая позиция противопоставляется космополитизму и интернационализму. Напротив, именно будучи подлинными патриотами своей страны, гражданами своей страны, можно стать и гражданами мира (а именно этот смысл и вкладывается в понятие «космополит»). Н. Г. Чернышевский писал, что тот человек, который не принадлежит своему отечеству, не принадлежит и человечеству. Аналогично высказывался и французский философ-просветитель К. Гельвеций: «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру».

И, тем не менее, патриотизм действительно бывает разный. По телевидению, да и просто на улицах можно видеть людей, громко кричащих о том, что они - патриоты, выступают за то, чтобы выгнать из своего города или из страны в целом всех чужаков. Они могут носить традиционные народные одежды, демонстрировать приверженность национальной кухне и напиткам, но истинные патриотические чувства невозможно выставить напоказ. Их можно проявить в деле в тяжелую годину испытаний, выпавших на долю страны, а также в повседневном, кропотливом и достойном труде на благо ее. Стать патриотом можно только познакомившись с историческим прошлым, традициями своей страны, приобщившись к культурному наследию, созданному предками.

Давайте зададимся вопросом: «Допустимо ли для патриотически настроенного человека критиковать свою страну, обличать ее недостатки?» А как же иначе, если мы искренне переживаем за свое отечество и нам больно видеть, что не все в нем хорошо и благополучно? Кто же, как не истинные патриоты, скажут об этом вслух и не побоятся выступить против негативных явлений, стараясь их исправить? Патриотизм обязательно должен быть действенным. Не следует смотреть на все вокруг себя сквозь розовые очки и говорить, что наша страна самая лучшая, и тот нам не друг, кто говорит о ее недостатках. Ш. Монтескье сказал по этому поводу: «Каждый гражданин обязан умереть за свою родину. Но никого нельзя обязать лгать во имя родины».

Бывают случаи, когда тяжелая и гнетущая обстановка, складывающаяся на родине, деспотизм и тирания, ограничение свободы вынуждают некоторых людей покидать свою страну, искать прибежище на чужбине. Они могут прожить вдали от родины всю жизнь, работать, трудиться во благо другой страны, которая может стать вторым домом. Так поступали русские эмигранты при самодержавии, после революции 1917 года, во времена коммунистического режима. Одним из таких вынужденных эмигрантов был поэт И. Бродский, удостоенный впоследствии за свои произведения Нобелевской премии, многие другие выдающиеся деятели русской литературы, искусства, науки. Есть ли основания считать таких людей непатриотами? Можно ли, смиряясь с рабством и отсутствием свободы выбора, быть гражданином и патриотом? Вопрос очень сложный. Наверное, каждый должен сам для себя дать на него ответ. По мнению авторов учебника, только по-настоящему свободный человек, ответственный за свой выбор и поступки, сам определяющий свое поведение, по праву является гражданином и патриотом, даже если он живет вдалеке от своей родины.

Любовь к своей стране должна быть действенной, созидательной. Легко и просто быть патриотом, сидя на диване перед телевизором и убеждая самого себя в том, как сильно люблю я Родину. Патриотичен хороший учитель, добросовестно выполняющий свой профессиональный долг, обучая школьников не только своему предмету, но и делясь опытом прожитой им жизни со своими учениками. Патриотичен врач, служащий больным, облегчающий им страдания. Патриотичен кадровый рабочий у станка, крестьянин в поле, потому что именно их труд создает материальные и духовные ресурсы бытия страны. И надо об этом помнить и уважать каждого честного и порядочного человека в своей стране именно как ее патриота. Истинный патриотизм – не разменная карта и не повод для красивых и многословных речей. Это глубокое чувство единения со своей страной, своим народом, сопричастность к истории своих предков, их мудрости, заветам

Кого, с вашей точки зрения, можно назвать истинным патриотом своего отечества?

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора – решения, что предпочесть в условиях альтернативы. Помните, как в сказке про Ивана Царевича он приезжал к перекрестку трех дорог и вчитывался в слова на дорожном камне: «Налево пойдешь – .... Направо пойдешь – ... Прямо пойдешь - ...». Иван в этот момент и делает свой выбор – каким путем ему ехать далее, что искать в жизни. Подобный выбор многократно предстоит делать каждому из нам. И не только, куда идти, но и каким быть, кем быть. Важнейший из выборов – нравственный. Всегда ли поступишь так, как предписывает нравственность, или поступишь, как удобнее, выгоднее.

В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: «Какой путь избирать в дальнейшем?», «Кем быть?». Приходит время, когда уже не родители и не учителя, а сам человек должен найти ответ на него. Обычно к этому времени ребенок знакомится с представлениями о хорошем и плохом, нормами жизни во взрослом обществе, приобретает необходимые знания для вступления в самостоятельную жизнь.

Принятие решения о выборе дальнейшего жизненного пути предполагает прежде всего собственную ответственность за него. Никто другой не может выбирать за вас ваш жизненный путь и не должен впоследствии давать отчет об этом. Важнейшей частью такого выбора является определение своей будущей профессии. Планируя свою дальнейшую жизнь, человек выбирает не только профессию, дело, которому хочет служить. Он подбирает круг своего общения, партнеров, друзей, людей, с которыми можно будет связать свою жизнь. Без друзей и помощников мало что удается осуществить из задуманного. Иногда именно плечо друга становится решающим фактором в той или иной жизненной ситуации. Известная поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Наши знания, опыт, дружеские и партнерские контакты и связи представляют собой важнейший ресурс, своеобразный капитал, который позволит уверенно чувствовать себя в окружающем мире. Но необходимо помнить, что нельзя выступать только в качестве потребителей, используя друзей, знакомых, близких.

Есть такая заповедь: «Твое - не то, что приобрел, а что отдал». Принимая решения в каждый конкретный момент жизни, необходимо идти и на затраты собственной силы, энергии, эмоций - своего внутреннего интеллектуального и душевного ресурса. Без самоотдачи, а порой без самоотречения в пользу других людей, ради поставленных целей ни один из намеченных планов не будет осуществлен. Нельзя прожить жизнь за чужой счет: ни за счет родителей, ни за счет учителей, ни за счет друзей. Только поняв и осмыслив это, можно стать ответственными и самостоятельными людьми, пользоваться уважением в кругу своих коллег и знакомых.

Проблему свободы поднимает во многих своих произведениях И.А. Бродский. Познакомьтесь с фрагментом его лекции «Напутствие»:

«Пойдете ли вы по жизни дорогой риска или благоразумия, вы рано или поздно столкнетесь с тем, что по традиции принято называть Злом. Я говорю не о персонаже готических романов, а как минимум о реальной общественной силе, которая никоим образом вам неподвластна. И ни благие намерения, ни хитроумный расчет не избавляют от неизбежного столкновения. Более того, чем осторожнее и расчетливее вы будете, тем более вероятной будет встреча, тем более болезненней будет шок. Жизнь так устроена, что то, что мы называем Злом, поистине вездесуще, хотя бы потому, что прикрывается личиной добра. Оно никогда не входит в дом с приветственным возгласом: «Здорово, приятель! Я – зло», что конечно, говорит о его вторичности, но радости от этого мало – слишком уж часто мы в этой вторичности убеждаемся.

Поэтому было бы весьма полезно подвергнуть как можно более тщательному анализу наши представления о добре, образно говоря, перебрать гардероб и посмотреть, что из одежд приходится незнакомцу впору. Это займет немало времени, но время будет потрачено отнюдь не зря. Вы будете ошеломлены, узнав, сколь многое из того, что вы считали выстраданным добром, легко и без особой подгонки окажется удобным доспехом для врага. Возможно, вы даже усомнитесь, не есть ли он ваше зеркальное отражение, ибо всего удивительное во Зле – его абсолютно человеческие черты. Так, например, нет ничего легче, чем вывернуть наизнанку понятия о социальной справедливости, гражданской добродетели, о светлом будущем и т.п. Вернейший признак опасности здесь – масса ваших единомышленников, не столько из-за того, что единодушие легко вырождается в единообразие, сколько по свойственной большому числу слагаемых вероятности опошления благородных чувств.

Не менее очевидно, что самая надежная защита от Зла в бескомпромиссном обособлении личности, в оригинальности мышления, его парадоксальности, и, если угодно – эксцентричности. Иными словами, в том, что невозможно исказить и подделать, что будет бессилен надеть на себя, как маску, завзятый лицедей, в том, что принадлежит вам и только вам – как кожа: ее не разделить ни с другом, ни с братом. Зло сильно монолитностью. Оно расцветает в атмосфере толпы и сплоченности, борьбы за идею казарменной дисциплины и окончательных выводов. Тягу к подобным условиям легко объяснить его внутренней слабостью, но понимание этого не прибавит силы, если Зло победит».


Познание

Познание мира

Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу идеальные образы окружающего нас мира. Мы познаем окружающий нас мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание научаемся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости к современной цивилизации.

Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уникальным отличием человека. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.

Проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, истина и ее критерии изучает специальный раздел философии - теории познания или гносеологии (греч. gnosis - знание и logos - учение).

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гностицизмом , а представители ее – гностиками.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называетсяагностицизмом (греч. agnostos - недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержатся в релятивизме. Релятивизм утвеждает, что все в мире относительно. Релятивизм послужил источником скептицизма. Скептицизм - это философское направление, выдвигающее сомнение (особенно сомнение в надежности истины) в качестве принципа мышления.

Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.

Как осуществляется процесс познания? Мы что-то видим, слышим, прикасаемся рукой, чувствуем запах, устанавливаем вкус, мы ощущаем отдельные свойства предметов и явлений, начинаем связывать их воедино, воспринимая предмет в системе окружающего мира, формируем представление о предмете и подобных ему. Прежде всего, таким образом, включаются в процесс познания органы чувств, поэтому первая ступень познавательной деятельности человека и получила название - чувственное познание. Мы улавливаем внешние свойства отдельных предметов и явлений, создаем в своем сознании их образ, представляем конкретный предмет в ряду подобных ему. Можно сказать, что органы чувств являются для нас теми воротами, через которые мир вторгается в наше сознание.

Человека всегда волновал вопрос о том, что он может узнать о мире и о себе. И мудрейшие из мудрейших – философы, подобные Сократу, Конфуцию, Лао Цзы убежденно говорили о том, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания. Что только невежда может почитать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается с мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Но со временем подобное отношение к возможностям человеческого познания стало меняться.

Любопытство – качество присущее исключительно человеческому роду толкало людей на постижение законов природы и своего существа. Эти законы зачастую приходили к людям как озарение, открытые. Например, знаменитый физик Ньютон, как повествует легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда яблоко упало с дерева прямо на его голову. Химик Д.И.Менделеев во сне увидел систематизированные в периодическую таблицу химические элементы и сформулировал периодический закон. Этим открытиям предшествовала длительная и кропотливая работа ученых исследователей над изучаемой проблемой и озарение стало платой за их самоотверженное служение науке. Особенно бурное развитие научных знаний пришлось на современную эпоху – век 20. Человек преодолел земное притяжение и вышел в космическое пространство, постиг тайны микромира, открыл излучения и поля, уловить которые способны только самые совершенные приборы. Одно из последних сенсационных открытий 2000 года – расшифровка генома человека – генетического кода, содержащего информацию о человеческой природе.

Кстати, в прошлом человечество уже сталкивалось с подобными проблемами, когда казалось, что весь мир изучен и нового уже ничего не узнать. И было это не далее как сто лет назад, тогда стали повсеместно закрывать кафедры теоретической физики. Но откуда ни возьмись, объявился Рентген, который открыл излучение, Макс Планк, создавший квантовую теорию света и, наконец, А.Эйнштейн, сформулировавший основы теории относительности. Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уникальным отличием человека. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.