Ш бюлер психология. Периодизация развития шарлотты бюлер

Личность, по Салливану, – это «относительно устойчивый паттерн повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют жизнь человека» Но поскольку в основе мотивации межличностных отношений, с его точки зрения, лежит такой мотив, как стремление заслужить одобрение значимого человека и боязнь его неодобрения, то личность – адаптационное образование, которое во многом базируется на переживании тревожности.

Идейно связанной с научными интересами Салливана была общественная сфера его деятельности. Он писал на такие разнообразные темы, как проблемы чернокожей молодежи на юге Соединенных Штатов, антисемитизм в нацистской Германии и международная напряженность. Салливан полагал, что психологам надлежит сыграть важную роль в решении этих проблем, поскольку в основе поведения изолированных и запутавшихся людей, будь то шизофреники, обитатели гетто или представители народов, вовлеченных в военные конфликты, лежат тревога и страх. В сотрудничестве с канадским психиатром Б. Чизхольмом, ставшим впоследствии директором Всемирной Организации Здравоохранения, он старался воплотить эти свои идеи в практику. Эти усилия привели к созданию Международной Федерации психического здоровья.

Салливан скоропостижно скончался от сердечного приступа 14 января 1949 года в Париже, куда он прибыл на заседание совета Международной Федерации психического здоровья. Как человек, известный своими заслугами перед Вооруженными Силами США (он служил в годы I мировой войны и впоследствии принимал участие во многих военных проектах, дослужился до майора) Салливан был похоронен на Арлингтонском воинском кладбище. Судя по всему, в последние годы жизни он все более склонялся к католической религии, унаследованной им от ирландских предков. Словно предвидя скорую кончину, он заранее отдал подробные распоряжения о собственных похоронах с полным соблюдением католического обряда. Обескураженные этим жестом, большинство коллег погребальную церемонию проигнорировали. Зато в наши дни он удостоился персонального биографического очерка на сайте христианских психологов в Интернете, хотя помимо католического погребения ничем свою религиозность не проявил ни в теории, ни на практике. С таким же основанием можно было бы разместить на том же сайте очерк жизни и творчества материалиста Павлова, завещавшего похоронить себя по православному обряду.

Помимо нескольких статей, имевших в научных кругах широкий резонанс, Салливан при жизни опубликовал всего одну книгу – «Концепции современной психиатрии» (1947). В нашей стране в 1999 г. была издана другая его книга (на родине подготовленная к выходу его последователями) – «Интерперсональная теория в психиатрии». Большого интереса она не вызвала, затерявшись в потоке околопсихологической макулатуры. Вероятно, коммерческий провал этого издания удерживает наших издателей от выпуска других книг Салливана, в свое время вышедших на его родине посмертно. А они, объединенные в собрание сочинений, составляют два увесистых тома. Так что для наших психологов возможности знакомства с идеями Салливана весьма ограничены – не в пример, скажем, тем же Роджерсу или Эриксону. А ведь если разобраться, многие идеи этих ученых, ставших у нас культовыми фигурами, почерпнуты в рассуждениях Салливана. Так, Роджерс строил свою теорию личности на идее Салливана о том, что Я-концепция является продуктом социума. А стадии развития, выделенные Салливанам, фактически предвосхитили возрастную периодизацию Эриксона. Любой шаг вперед легче сделать с опорой на достижения предшественников. Так не будем же забывать, что предшественников было много, и Гарри Стак Салливан – один из них.

Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам гуманистической психологии ее иногда упоминают в одном ряду с именами признанных авторитетов этого направления Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, как правило отдавая послденим явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер. В истории психологии эта женщина оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими.

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Ее отец был талантливым архитектором; им, в частности, было спроектировано здание первого в Германии универмага. Выходец из небогатой еврейской семьи, он своим трудом добился преуспеяния. Мать Шарлотты, красивая и одаренная женщина, была натурой противоречивой. Она не могла не испытывать удовлетворения от принадлежности к респектабельным слоям общества, однако тяжело переживала. Что общественное положение делало для нее недопустимой желанную карьеру певицы. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

От родителей она переняла глубокий интерес к проблемам культуры; впоследствии, уже будучи профессиональным психологов, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. В психологическом плане влияние родителей выразилось в крайней противоречивости ее натуры: любовь к человечеству могла сочетаться у нее с высокомерием по отношению к отдельному человеку; в общении она могла поразить и удивительной душевной теплотой, и отталкивающей холодностью.

В возрасте 17 лет у Шарлотты Малаховски возник интерес к психологии, во многом порожденный неудовлетворенными религиозными исканиями. Она была крещена в протестантской вере, что было весьма распространено среди обеспеченных немецких евреев, пытавшихся таким образом защититься от антисемитизма. Не находя в религиозных догматах ответов на волновавшие ее вопросы, она обратилась к трудам по метафизике и религиозной философии. В конце концов наибольший интерес вызвали у нее вопросы душевной жизни. После прочтения работ Г. Эббингауза, полагавшего, что мыслительные процессы подчиняются законам ассоциации, Шарлотта не склонна была согласиться с этим мнением и начала проводить собственные эксперименты.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила в Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Следующей весной она переехала в Киль и стала учиться в местном университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым ей, однако, не суждено было соединиться: ее избранник ушел на войну и погиб. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914–1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии Карла Штумпфа. Со свойственной ей независимостью Шарлотта отвергла предложение Штумпфа о поступлении в аспирантуру, которое в те времена было необычайной честью для женщины. Штумпф отдавал предпочтение исследованию эмоциональных процессов, Шарлотту более интересовали проблемы мышления. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из известнейших в Европе психологических лабораторий, работавшую в Мюнхенском университете. Возглавлял лабораторию ведущий специалист по психологии мышления Освальд Кюльпе.

В декабре 1915 г., через несколько месяцев после того, как Шарлотта переехала в Мюнхен, О. Кюльпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Еще не будучи знакома с ним, Шарлотта узнала, что он проводил экспериментальные исследования мыслительных процессов, аналогичные тем, которые она ранее пыталась осуществить сама. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. – сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

Шарлотта Бюлер

Бюлер (Buhler) Шарлотта (1893-1974) - австро-американский психолог. Биография. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. В Мюнхене познакомилась с К. Бюлером , за которого вышла замуж. С. 1929 г. - профессор Университета Вены, с 1938 г. - Осло, с 1940 г. - Лос-Анджелеса. С 1970 г. - президент Ассоциации гуманистической психологии. Исследования. В 1920-1930-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследования по широкому кругу вопросов детской психологии. В качестве сотрудников и учеников вместе с Ш. Бюлер работали Э. Френкель, Э. Брунсвик , П. Гофштеттер и др. Изучала периодизацию, социальное поведение, уровень психического развития ребенка, для диагностики которого ввела - вместо «коэффициента интеллекта» - понятие «коэффициент развития».

В созданной на основе этих исследований периодизации жизненного пути личности главным мотивом признавалась потребность личности в самоосуществлении. В человеческой жизни она выделяла четыре основные тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии «Я» (стремление к внутреннему порядку). На основе реализации потребности к самоопределению ею были выделены фазы жизни: первая фаза (до 15 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, это - жизнь настоящим, не будущим; вторая фаза (до 20), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поиск спутника жизни; третья фаза (до 40), когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело; четвертая фаза (до 65), когда самоопределение прекращается, характеризуется подведением итогов профессиональной н семейной жизни, это - начало биологического спада; пятая фаза (после 65-70), отказ от преследования целей, попытка осмыслить собственное существование, остается жизнь лишь в воспоминаниях. Ш. Бюлер принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии. С 1940 г., в американский период своей деятельности, работала в русле гуманистической психологии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 85.

Сочинения:

Uber die Prozesse der Satzbildung // Zeitschrift fur Psychologie. Bd. 81, 1919; Der inenschliche Lebenslauf. Jena: Fischer, 1933.

Литература:

Логинова H. А. Шарлота Бюлер - представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980. № 1; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр М.: Мир, 1992. Т. 2; III. Бюлер// Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

Бюлер Шарлотта (Bühler, 1893-1974) - психолог, доктор философии, специалист по детской психологии. Ученица Эдмунда Гуссерля, жена Карла Бюлера . Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоциации гуманистической психологии (1970).

В 1920-30-е гг. Шарлотта Бюлер возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный Б. вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т.ч. биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни.

2-й (амер.) период творчества (с 1940) посвящен изучению проблем психологии личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т.ч. и в сов. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют свое значение и для современной науки. (Е.Е. Соколова)

Литература

  • HPSY.RU - экзистенциальная и гуманистическая психология
  • Manfred Berger: Bühler, Charlotte Berta, in: Hugo Maier (Hrsg.): Who is who der Sozialen Arbeit, Freiburg/Brsg. 1998, S.115-116
  • Manfred Berger: Zum 100. Geburtstag von Charlotte Bühler, in: Unsere Jugend 1993, S.525-527
  • Charlotte Bühler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972, ISBN 3-456-30433-1, S.9–42
  • Gerald Bühring: Charlotte Bühler oder Der Lebenslauf als psychologisches Problem. Lang, Frankfurt am Main u. a. 2007, ISBN 3-631-55743-4 (Beiträge zur Geschichte der Psychologie 23), (Biographie).
  • Barbara Reisel: Bühler, Charlotte. In: Gerhard Stumm u. a.: Personenlexikon der Psychotherapie. Springer, Wien u. a. 2005, ISBN 3-211-83818-X, S.77–79

назад в раздел .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Периодизация развития Шарл отты Бюлер

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа.

Шарлотта работала с О. Кюльпе в Мюнхене. Когда Кульпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения.

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с Карлом Роджерсом, Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

Теория интенциональности.

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

Психологическое содержание

Форма самоосуществления

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Спонтанность

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость\самостоятельность

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Творчество\генеративность

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

мудрость

65 до смерти

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

бюлер сказка личность интенциональность

Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития.Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

Научный и практический вклад в психологию.

В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста.

Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработала оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Литература

1. Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер - представитель гуманистической психологии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы периодизации истории. Схема пяти формаций, разработанная советскими учёными на базе произведений Маркса и Энгельса. Цивилизационный подход. Мир-системный анализ. Периоды развития российского государства. Периодизация в учебной литературе.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2016

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Краткий биографический очерк, этапы личностного становления и карьерного роста Г.Г. Ягоды. Деятельность данной исторической личности в качестве одного из главных руководителей советских органов госбезопасности и наркома внутренних дел, его достижения.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина. Краткие сведения о жизненном пути. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения. Способы и средства достижения цели. Результаты деятельности Ленина, оценка его личности.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2009

    Социально-экономическое положение казачества. Периодизация гражданской войны в работах советских историков. Вопросы периодизации гражданской войны на Дону в 90-е гг. XX века в исторической науке. Историки эмигранты о периодах гражданской войны на Дону.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского флотоводца, военно-морского теоретика, мореплавателя, океанографа, кораблестроителя, вице-адмирала С.О. Макарова. Военные заслуги данной личности и роль в истории флота.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Главные представления о роли личности в истории до середины XVIII в. Развернутые концепции и теоретически оформленные взгляды на проблему роли личности, которые появились в XIX в. Вопрос о возможностях личности, ее соответствии времени и народу.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Изучение жизненного пути Н.Я. Бичурина, китайский период его миссионерской деятельности. Отображения основных тенденций во внешней и внутренней политике цинской династии и сопоставление исторических исследований Бичурина и других ученых-востоковедов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Факторы формирования и развития культа личности Сталина. Возникновение культа личности вождя (начало 20-х гг. ХХ в.). Политические процессы 30-х г. Особенности тоталитарного государства в СССР и оформления режима личной власти Сталина в начале ХХ века.

Ш. Бюлер возглавила Ассоциацию гуманистической психологии, созданную совместно с Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу .

Литература

  • HPSY.RU - экзистенциальная и гуманистическая психология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюлер Ш." в других словарях:

    - (нем. Bühler) немецкая фамилия и топоним. Носители фамилии Бюлер, Иоганн Георг (1837 1898) немецкий индолог. Бюлер, Йозеф (1904 1948) государственный секретарь генерал губернаторства в Кракове, нацистский военный преступник. Бюлер, Карл… … Википедия

    - (Bühler) Карл (род. 27 мая 1879, Меккесгейм, Баден – ум. 24 окт. 1963, Лос Анджелес, США) – нем.австр. психолог, с 1922 – профессор в Вене. Работал над проблемами психологии процессов мышления. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести… … Философская энциклопедия

    Карл Фёдорович Бюлер 1805 23 июля 1868 Место рождения Мюнхен, Германия Место смерти Цицерс, Швейцария Принадлежность … Википедия

    О русском генерале см. Бюлер, Карл Фёдорович Карл Людвиг Бюлер (нем. Karl Ludwig Bühler, 27 мая 1879, Мекесхайм, Баден 24 октября 1963, Лос Анджелес) немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему… … Википедия

    - (Bühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден, 24.10.1963, Лос Анджелес), немецкий психолог. С 1922 профессор Венского университета. В 1938, после фашистской оккупации Австрии, переехал в США. Будучи учеником О. Кюльпе, в первый период… … Большая советская энциклопедия

    БЮЛЕР - (Buehler) Карл (1879 1963) немецко австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Образование получил во… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Бюлер К. - БЮ́ЛЕР (Bühler) Карл (1879–1963), нем. психолог, предст. вюрцбургской школы. В 1922–38 в Вене, с 1938 в США. Возникновение интеллекта связывал с появлением актов внезапного понимания (ага переживание). Тр. по развитию дет. мышления,… … Биографический словарь

    БЮЛЕР - (Bühler), Франц (Pater Gregorius), род. 12 апр. 1760 в Шнейдгейме близ Нёрдлингена, ум. 4 февр. 1824 в Аугсбурге; был монахом бенедиктинцем в Донаувёрте, в 1801 соборным капельмейстером в Аугсбурге; церковный композитор, а также автор небольших… … Музыкальный словарь Римана

    Бюлер (барон Федор Андреевич) директор московского главного архива министерства иностранных дел, родился 8 апреля 1821 г. в селе Мануилове ямбургского уезда. В 1841 г. кончил курс в училище правоведения, одно время служил в Сенате: 1847 50 годы… … Биографический словарь

    Коммуна Бюлер (Аппенцелль Ауссерроден) Bühler AR Страна ШвейцарияШвейцария … Википедия

Книги

  • Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе божьей матери , Ф. Бюлер. Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе божьей матери, принесенной в Россиюв 1648 году. Издание комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при Московском главном…
  • Руководство к элементарному курсу санскритского языка , Бюлер Г.. Санскритская грамматика, изложенная в 48 уроках „Руководства ", сопровождается тщательно составленными упражнениями для закрепления каждой пройденной темы. Упражнения содержат более 500 фраз…