Родительское собрание "профилактика правонарушений среди несовершеннолетних". Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений Вопросы для обсуждения


IV.Тематика консультаций для родителей учащихся, из семей, находящихся в социально опасном положении»


Дата проведения

Месяц

Ответственные

1.

«ЗОЖ- основа успешной жизнедеятельности человека»

Октябрь


2.

« Внимание! Наркомания!»

Декабрь

Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ПДН

3.

« Уголовная ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности»

Февраль

Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ПДН

4.

«Почему ребенок лжет?»

Апрель

Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ПДН

V.Консультирование родителей по темам

1.


Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?

В течение года

Психолог,

2.

Трудности подросткового возраста

В течение года

Психолог,

3.

Роль традиций в семейном воспитании

В течение года

Психолог, соц. педагог

4.

Семейно- бытовые и личные проблемы.

В течение года

психолог, соц.педагог

5.

Конференция отцов учащихся 4ых, 8ых и 11ых классов

апрель

Психолог, Совет отцов, род. комитет

6.

Круглый стол для опекунов учащихся, оставшихся без попечительства родителей

март

Педагог-психолог, зам по СВР

Выводы:

Психолого-педагогическая работа в течение года велась в соответствии с поставленной целью и задачами.


  • продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса,

  • содействовать администрации школы и учителям по предпрофильной и профильной подготовке,

  • оказать помощь родителям при подготовке детей к школе,

  • повысить компетентность родителей в вопросах профилактики девиантного поведения детей, способствовать повышению личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка,

  • продолжить работу по профориентации учащихся с привлечением успешных людей в своей профессии.

1.3.2. Анализ социальной работы

Цель социальной службы в МОУ Большенагаткинская СОШ – социальная защита ребенка, оказание ему социальной помощи, организация его обучения, реабилитация и адаптация ребенка в обществе.

В начале учебного года перед социальной службой школы были поставлены следующие задачи :

1. Выявление детей из семей «группы риска» и своевременное оказание им психологической и социальной помощи.

2. Обеспечение комплексного решения проблем социализации детей, подростков и их родителей.

3.Профилактика безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.

4. Координация работы всех служб и организаций по оказанию помощи неблагополучным семьям и трудным подросткам, об оказании методической помощи в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска.

5. Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в школе.

6. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание и социальной помощи и поддержки.

7. Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личностей обучающихся.

8. Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

9. Обеспечение своевременной отчетной документации.

В течение учебного года основной задачей в работе социальной службы школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:


  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча.

  • Предупреждает отсев учащихся из школы.

  • Поддерживает тесные связи с родителями.

  • Изучает социальные проблемы учеников.

  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;.

  • Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормилица; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

  • Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся.

  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях.

  • Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.
В школе огромное внимание уделяется профилактике правонарушений среди подростков. Одной из задач, которую решала школа в этом учебном году, является создание условий для психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением, а также имеющих аномалии в психическом развитии.

На начало года проведена социальная паспортизация классов и составлен социальный фон школы. Проанализирован образовательный уровень родителей учащихся, создан банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составлены списки многодетных, малообеспеченных, неполных, педагогически несостоятельных и опекаемых семей.В ходе проверки социальных паспортов классов было выявлено следующее:

Социальный паспорт МОУ Большенагаткинская СОШ

2014-2015 учебный год


Характеристика

На начало учебного года

На конец ученого года

Всего учащихся

615

617

Благополучных семей

604

606

Неблагополучных семей

11

11

Семей 1 ребенком

108

108

С 2 детьми

327

327

С 3 детьми

127

128

Неполных:

99

98

Семья, где родитель инвалид

11

11

Мать-одиночка

34

33

Малообеспеченных

58

58

Опекунских семей

13

13

Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями

11

11

Дети-сироты

25

25

Состоящие на ВШК

1

4

Состоящие на учете ПДН

1

2

Находящихся в социально-опасном положении

15

14

Семьи рабочих

248

246

Семьи служащих

163

163

Семьи предпринимателей

50

50

Семьи интеллигенции

28

28

Пенсионеры

15

15

Безработные

28

28

Неработающие

36

36

Образование родителей:

высшее


335

335

Незаконченное высшее

9

9

Среднее -специальное

237

237

среднее- профессиональное

40

40

Другие

17

17

Особое внимание в работе социального педагога уделялось учащимся «группы риска». Работа с «трудными» детьми велась планомерно и систематически. В начале учебного года по классам было произведено социально-педагогическое исследование, целью которого являлось проведение социальной паспортизации классов и учебного заведения. собирались сведения о детях с девиантным поведением и детях "группы риска", и на основе анализа этого материала составлялся перспективный план работы.Согласно плану работы школы на 2014-2015 уч.г. с данными категориями учащихся и их родителями велась индивидуально-профилактическая и консультационная работа. Были организованы осенью и весной выезды в п.Солнце, д.Садки, которые носили социально-ориентированный характер, в ходе которого были посещены семьи: Ражик, Серовых, Ербулатовых, Гусаровых, Пеговых, Волынщиковых, Скворцовых, Нягиных, Васильевых и были посещены семьи детей, которые воспитываются в приемной семье Е.Н. Лянкиной (Фомина М., Михеева А, Горшенина А) и С.В.Едривановой (Корнилины), В.Н Дубовой (Аврелькины). С родителями проводились беседы, консультации по вопросам успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися, семьи посещались на дому с целью обследования жилищно-бытовых условий. По мере необходимости родители приглашались в школу на заседание родительского комитета. Проводилась индивидуально-профилактическая работа с учащимися из «группы риска».

На протяжении учебного года функционировал совет профилактики правонарушений и безнадзорности, на котором рассматривались вопросы о профилактике правонарушений и безнадзорности, снятии с ПДН учета. С целью правового просвещения родителей и учащихся школы велась совместная работа с медицинскими работниками., участковым Балакировым В.В. инспектором ПДН Гафуровой Э.И., Саморзиной К.Г. были проведены тематические беседы для учащихся школы, родительские собрания.

В течение учебного года инспектором ПДН Гафуровой Э.И. и участковым Балакировым В.В. проводилась индивидуальная работа с учащимися, состоящими на ВШК и ПДН учете.

Социальный педагог Хвойницкая Е.А и организатор внеклассной и внеурочной работы с детьми Никитина Н.Г. для учащихся -1 х, 2-х и 5-х классов провели познавательное мероприятие «Мой права и обязанности». Учащиеся 1-х классов получили «культурный дневник первоклассника», учащиеся 2-х классов получили «культурный дневник второклассника».

Панов Н.В. провел беседу с учащимися 1-х классов по теме «У меня пропал сотовый телефон, что мне делать?»

С учащимися 10-х классов в рамках мероприятия «Мои права и обязанности» состоялась встреча инспектора ПДН Гафуровой Э.И.

Состоялись родительские собрания в 7-х, 9-11 классах с приглашением инспектора УУП и ПДН Гафуровой Э.И. и Саморзиной К.Г.
В соответствии с межведомственным планом мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области на 2014год и в целях предупреждения развития негативных явлений среди несовершеннолетних, устранения причин и условий, им способствующих, установления и привлечения к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, с 1 ноября по 30 ноября 2014 года на территории региона проводился месячник по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних Ульяновской области». В рамках данного месячника были проведены:


  • Классные часы;

  • Родительские собрания;

  • Уроки – культура здоровья;

  • Конкурс плакатов и рисунков по теме: «Человек будущего –человек без вредных привычек».
В рамках данного мероприятия проведены родительские собрания с приглашением инспектора ПДН Саморзиной К.Г, старшего уполномоченного участкового полиции Балакирова В.В.

Не остаются без внимания дети, потерявшие родителей, опекаемые дети. В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. С первого сентября в школе обучалось 25опекаемых ребенка. Все опекуны должным образом исполняют свои обязанности. Нарушений прав детей выявлено не было. Несовершеннолетние подростки все успешно закончили учебный год и переведены в следующий класс.

26.11.2014 – состоялась встреча начальника отдела опеки МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Головиной Марины Александровны с родителями (законными представителями) детей находящихся под опекой и попечительством.

В своем выступлении рассказала об особенностях и формах работы с приемными детьми.

О повышении ответственности и усилении контроля за воспитанием детей подросткового возраста в части полового воспитания и половой грамотности;

Довела до сведения Постановление Правительства Ульяновской области №466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем),) жилого помещения детям-сиротам, детям,оставшимся без попечения родителей а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области »

Капустина Татьяна Васильевна - заместитель директора по социальной работе дала краткую характеристику учащимся, их отношению к учебе. Довела до сведения план работы кружков и спортивных секций. Дала рекомендации по вопросам профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Так же на встрече присутствовал социальный педагог центра «Семья» Хакимова Лейсян Рифкатовна которая провела анкетирование опекунов и сообщила результаты анкетирования детей. В завершении встречи была проведена АРТ-терапия

Психолог школы - Ратаева Ирина Ивановна с присутствующими провела беседу «Взаимоотношение в семье. Право на жизнь.»

На встрече присутствовали опекуны (законные представители)


1

Едриванова Светлана Сергевна

2

Савгабина Марина Борисовна

3

Акимова Людмила Александровна

4

Сидуллова Зоя Владимировна

5

Черняева Надежда Васильевна

6

Дедушкина Соня Николаевна

7

Дубова Валентина Ивановна

8

Лянкин Владимир Ильич

9

Лянкина Елена Николаевна

10

Павлова Людмила Владимировна

20.11.2014 На территории Ульяновской области в рамках всемирного дня ребенка прошел День Правовой помощи детям. В рамках данного мероприятия в школе были проведены следующие мероприятия:


Дата

проведения


Класс

Тема

Ответственный

17.11.2014

5-ые

Правовая помощь

Старший участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Цильнискому району, капитан полиции Балакиров В.В.

18.11.2014

6-ые

Правовая помощь

Инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по Цильнинскому району, лейтенант полиции Саморзина К.Г.

19.11.2014

СКК

Мои права и обязанности

Социальный педагог Панов Н.В.

20.11.2014

9-ые

«Знаешь ли ты свои права»

Специалист комплексного центра «Цильнинский район» Головина М.А.

8-ые (фойе школы)

«Права детей в мультиках»

Социальный педагог Панов Н.В.

8-ые

Мои права и обязанности

Зам. директора по СР - Капустина Т.В.

Пропаганда здорового образа жизни выражается в проведении мероприятий, распространение информации, которая способствует выработке негативного отношения к вредным привычкам, встречи со специалистами здравоохранения, просмотры видео фильмов по профилактике ЗОЖ, с последующим обсуждением.

01.12.2014. к Всемирному Дню борьбы со СПИДом, с целью привлечения внимания к этой проблеме учащихся, волонтёрами Шакиной Валентиной и Гусевой Кристиной и активистами школы Топорцовой Мариной, Флегонтовой Диной, Липановой Еленой был организован просмотр фильма о СПИДе и ВИЧ-инфекции в фойе школы. Волонтёры провели беседу «Чем опасны СПИД и ВИЧ-инфекция» среди 7-10 классов, организовали анкетирование по определению уровня информированности обучающихся по данной проблеме.

На протяжении всего учебного года с целью профилактики правонарушений осуществлялась совместная деятельность с инспекторами ПДН Гафуровой Э.И, Саморзиной К.Г.Проведены индивидуальные беседы по теме «Профилактика правонарушений», «Как вести себя в случаях хищения сотовых телефонов, личного имущества», «О правах и обязанностях» в 5-8 классах, посещены семьи учащихся «группы риска».

24.10.2014г. для учащихся 6 классов работниками РДК при участие учащихся 10х классов было проведено мероприятие «Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании» и «Безопасное движение». В ходе данном мероприятии состоялась беседа с инспектором ПДН Саморзиной К.Г. и инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения Зотова А.С.

С учащимися 1-х классов, СКК были проведены беседы по безопасности дорожного движения инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Зотовой А.С.

11.12.2013 для учащихся 3-х классов состоялось познавательное мероприятие «Роль Совета профилактики в деятельности школы по предупреждению преступлении и правонарушении несовершеннолетних».

С учащимися 6а и 6в классов и 5в класса состоялись беседы по темам «Права и обязанности учащихся», «Устав школы», а с учениками 6б класса состоялся тренинг «В рамках закона».

26.12.2014 Министерство труда и социального развития организовало благотворительное Новогоднее представление для детей- сирот, детей- инвалидов, детей которые воспитываются в малообеспеченных и многодетных семьях. Данную елку посетили 10 учащихся школы и получили сладкие подарки. В 2013году данную елку посетили 40 учащихся. Новогодними подарками через Большенагаткинское поселение обеспечены 45учащихся (в 201- 32 учащихся).

Специалистами Центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в феврале месяце проводилось занятие в форме тренинга с обучающимися находящимися в социально - опасном положении.

4 марта на территории Цильнинского района прошел областной агитпоезд «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью». Агитпоезд проводился в целях реализации государственной политики и демографического развития Ульяновской области и направлен на пропаганду благополучной семейной жизни, формирование семейных и нравственных ценностей и здоровый образ жизни.

В нашей школе в рамках данного мероприятия были организованы площадки:


№п/п

Направление

Наименование мероприятия

Место проведения

Класс, количество уч- ся

Ответственные

Утренняя зарядка

8:25

Школа

615

Кл. руководители

Патриотическое направление «Диалог поколений»

8:30

«Дети войны»

Актовый зал


7 классы

Новикова М.В.

Воронина Н.В.

БучинскаяИ.Н.-

кл. руководители


Открытый урок

9:25

«Милосердное отношение к животным»


210 каб.

5А, 5В

Семенова Т.В.

Директор УОФЗЖ «Флора и Лавра»


Спортивное

9:25

Мастер класс по вольной борьбе


Малый спортивный зал



Мадьянов С.А.

Чугунов А.

Краснов А.


9:25

Медосмотр учащихся ДЮСШ


204 каб.

50 учащихся

Мадьянов С.А.

10.00

Вручение паспортов


Клуб «Ветеран»

11 учащихся

10:30

«Веселые старты»


Спортивный зал(ангар)

2-3 классы

Руссков Д.М.

Черняев М.Г.

Горлов П.А.

Савандюков Н.А.-

уч.физ.культ.


Круглый стол

9:25

Вопросы и проблемы преподавания ОРКСЭ


Школьная библиотека

Хлопина М.Г.-

школьный библиотекарь.


Презентация

9.30

«Друзья, душа моя открыта». «12 симбирских литературных апостолов»


Актовый зал

8Б, 8В

Клопкова А.Ф.

Профориентационная работа

«Урок успеха»


9:30

«Путь к успеху»


201 каб.

8 А

Ратаева И.И.-

педагог-психолог

Ботунова Н.А.-

учитель ан.яз.


Урок со звездой

10:30

«Здоровье и спорт рядом идут»


25 каб.

3А класс

Хамитова В.Ф.-

уч.нач.кл.

Малкина Л.Н.-

зав.отделом обслуживания ЦДБ


10.30

Тренинг «Здоровый образ жизни»


302 каб

10 А

Шигирданов О.В.

Художественно -эстетическое

11:35

«Война глазами детей»


211 каб.

7 Б

Прусакова Ю.Г.-

Беседа

11:35

«Все начинается с любви»


Читальный зал детской библиотеки

11 классы

Трифонова Т.В.

Беседа

11:35

«Отцовство- долг и дар»


Актовый зал

9 классы

Трифонова Т.В.

Зам. Директора по работе с детьми ЦДБ


Работа стоматологов

11.35

302 кабинет

6 классы

Беседа с элементами тренинга с учащимися группы риска

12:35

«Возможно быть другим»


301 каб.




Капустина Т.В. -

зам. дир. по СР

Хакимова Л.Р.-

специалист центра «Семья»


Круглый стол

12:35

«Духовно-нравственное воспитание девушки, как хранительнице домашнего очага»


Церковь «Всех скорбящих Радость»

9 классы

(девочки)


Хвойницкая Е.А.- организатор.

«Диалог поколений»

12:35

Районная библиотека

10Б

Петрашкина И.А.- зав. абонент.зал.

12.35

Репродуктивное здоровье детей


302 каб

11 классы

Специалист центра «Репродуктивного здоровья детей»

Акция

«Есть 18? Докажи!»

Торговые точки с. Большое Нагаткино

Учащиеся полицейского класса

Саморзина К.Г.- инспектор ПДН

Информационная палатка

перемены

школа

Шигирданов О.В.

Оформление фойе

8.00-14.00

Презентация


школа

Панов Н.В.- соц. педагог

Ежегодно проходят встречи представителей прокуратуры с учащимися школы

В апреле 2015 уч.года учащиеся 9-11 классов прошли тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических веществ и психотропных веществ.

Итоги тестирования: результат отрицательный

В 4 четверти формировался банк данных по летней занятости учащихся «группы риска», были сформированы списки учащихся из малообеспеченных семей для участия в акции «Помоги собраться в школу». А рамках данной акции учащимся из многодетных и малообеспеченных семей была оказана материальная помощь.

В целях реализации ст. 31 п. 1,2,3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», ст. 14 ФЗ «О основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» в МОУ Большенагаткинская СОШ в течение учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснились причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. Для четкой координации работы по предупреждению пропуска без уважительной причины, профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними в школе классными руководителями, заместителем директора по СР Капустиной Т.В., социальным педагогом Хвойницкой Е.А.. и Никитиной Н.Г., ежедневно ведется контроль за посещаемостью учащихся. Для этого ведутся журналы регистрации пропусков учащихся, где ежедневно регистрируются учащиеся по болезни, по заявлению родителей, по приказу. Ежедневно данные сведения проверенные мед. работником сдаются в отдел РОО.

В целях предотвращения пропусков уроков учащимися без уважительных причин в школе ведется специальный журнал учета посещаемости учащимися учебных занятий, в котором строго фиксируются все пропуски. Поддерживается тесная связь с родителями. Классным руководителем и социальным педагогом выясняется причина отсутствия ребенка в школе. Если подросток состоит на внутришкольном учете или имеет пропуски учебных занятий, то причина отсутствия выясняется немедленно в тот же день посредством телефонного звонка, связи с родителями, посещениями на дому. Пропускающих уроки без уважительной причины нет. Работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, деятельность на микроучастке школы по выявлению необучающихся детей, правовое просвещение подростков и их родителей – основные формы деятельности школы. С родителями также проводится большая профилактическая работа: беседы об ответственности за воспитание детей, о необходимости усиления контроля за их времяпрепровождением, индивидуальные консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в административную комиссию ПДН. Были организованы родительские собрания о правовой ответственности подрастающего поколения. Тематика собраний: «Поощрение и наказание ребенка в семье», «Причины и последствия детской агрессии», «Воспитание сознательного отношения к учебе», « Взаимоотношения в семье».

В течение учебного года проводились родительские собрания совместно с детьми в 5б, 6б классах, где рассматривались причины плохой успеваемости учащихся и поведения на уроках, в результате различных профилактических мероприятий все учащиеся данных классов успешно закончили учебный год и перешли в следующий класс.

Весь учебный год целенаправленно велась работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность (кружки, секции и т.д.). В начале учебного года все ученики школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. В результате работы с семьями « группы риска» почти все учащиеся (кроме 3 проживают в Садках) из этих семей посещали кружки и секции дополнительного образования.

Для предотвращения и преодоления в нашей школе многих негативных явлений, которые имеют место быть в любой школе, таких как прогулы, нарушение дисциплины, неготовность к учебным занятиям и др., в МОУ Большенагаткинской СОШ разработана система профилактических мер:

1. Ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися в целях своевременного отслеживания учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин. В школе ведется журнал учета посещаемости занятий учащимися.

2. Установление контакта с семьей ребенка, привлечение воспитательных сил семьи в целях предотвращения пропусков занятий без уважительной причины.

3. Систематическое посещение учащихся «группы риска».

Так, за 2014-2015 г. совместно с классным руководителям, социальными педагогами посещены и обследованы семьи учащихся из «группы риска»: дети, находящиеся на ВШК и ПДН учете, семьи СОП, дети, находящиеся под опекой и попечительством, дети-инвалиды.

Помимо детского коллектива, социально-педагогическая помощь школы направлена и на родителей. Социальным педагогом, психологом и администрацией школы проводились индивидуальные беседы с родителями, проводились собрания, лектории

Так же социальный педагог работает и с педагогическим коллективом школы: выступает на совещаниях при директоре, проводит индивидуальные консультации для педагогов, помогает в

проведении классных часов и родительских собраний.

На конец І четверти в школе на учете: На конец І четверти в школе на учете:- на внутришкольном: 1 учащийся (Борисов Дмитрий-9 В) (2014 -1)

В инспекции по делам несовершеннолетних: 1 учащийся (Сазонова Люба 4В) (2014 -3)

Неблагополучных семей, находящихся в социально-опасном положении:

11 (Скворцовы, Михайловы, Ларина (Купцова), Гусевы, Сергеевы, Васильевы, Лаврентьевы, Янчук, Савгабины(Кузьмин К), Козлова(Сенатов), Степанова.(2014-6)

Детей воспитывающихся в этих семьях -15. (2014 -10)

Скорректированы списки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой таких- 25 учащихся

На конец 4 четверти на учете состояло:

На внутришкольном: 4 учащихся (Сергеев Игорь – 8А, Моисеев Дмитрий – 8Б, Утриванов Алексей – 8Б, Тиняхин Клим – 8Б) (2014- 3 учащихся)

в инспекции по делам несовершеннолетних: 2 учащихся (Кузеванова Яна – 9В, Немов Максим -11Б) (2014- 3 учащихся);

В 2014-2054 учебном году горячим питанием было охвачено 580 учащихся, что составляет 96%.

103 учащихся из многодетных семей освобождены от уплаты за питание в школьной столовой в соответствии с Указом Президента Р.Ф. от 05.05.1992 № 431 « О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Также ежемесячная компенсация на питание школьников из малоимущих семей в размере 150 рублей распространялась на 46 учащихся, на основании документов предоставленных родителями и решения комиссии по освобождению от платы за питание.

На основании вышеперечисленного считаю удовлетворительной работу по общей социально-педагогической диагностике контингента учащихся, по взаимодействию с классными руководителями, работу по контролю за посещаемостью, есть положительная динамика в работе с неблагополучными семьями. Но проблема тяжелого материального положения родителей, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; остается еще актуальной, над ней необходимо работать в следующим учебном году. В полной мере осуществляется защита прав и интересов детей и подростков. Однако, недостаточно внимания уделялось вовлечению детей и подростков в различные кружки и секции

Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы, как выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и др. категорий). Основной сферой деятельности этого направления является процесс адаптации детей в социуме.

Анализируя работу школы с детьми «группы риска», необходимо указать и проблемы, которые возникают во время этой деятельности:

Необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями детей «группы риска».

Поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах.

Государственное учреждение Тульской области

"Социально-реабилитационыый центр для несовершеннолетних №2"

Консультация для родителей

"Профилактика правонарушений среди подростков"

Подготовила:

воспитатель

Тинькова Татьяна Ивановна.

Белёв, 2017.

«Не из страха, а из чувства долга

должно воздержаться

от дурных поступков».

Демокрит.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение - это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую.

1 .Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4 . Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;

Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.

1. Педагогическая неграмотность родителей:

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка

К ним, прежде всего, следует отнести:

Детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

Трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

Безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.

Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.

Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка. В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков :

Неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

Девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

Предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

Противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

неуспеваемости по большинству предметов;

отставания в интеллектуальном развитии;

ориентации на другие виды деятельности;

отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

отказ от общественных поручений;

пренебрежительное отношение к делам класса;

демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

употребление спиртных напитков;

употребление психотропных и токсических веществ;

тяга к азартным играм;

курение;

нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

грубость;

драки;

прогулы;

пропуски занятий;

недисциплинированность на уроках;

избиение слабых, младших;

вымогательство;

жестокое отношение к животным;

воровство;

нарушение общественного порядка;

немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

равнодушное;

скептическое;

негативное;

ожесточенное.

Ранняя профилактика детской преступности.

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это: выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились; выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка; корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением. Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя: прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона; анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива. Данный уровень профилактических мер включает в себя: исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона; ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя. Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.

1.​ Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

2.​ Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3.​ Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.

4.​ Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

5.​ Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

6.​ Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.

7.​ Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

8.​ Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

9.​ Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

10.​ Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

11.​ Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.

12.​ Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

13.​ Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

14.​ Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

15.​ В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

16.​ Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

17.​ Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

18.​ Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!

19.​ Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

20.​ Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!

Памятка для родителей по профилактике правонарушений

Уважаемые родители! Именно Вы в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук. Именно Вы, неоднократно вступая в «Гражданские браки» формируете несерьезность и нестабильность семейных отношений, отсутствие ответственности за воспитание детей. Ребенок - это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными, или отрицательными.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков - правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным. Подростки этого возраста, как правило, школьники они находятся на иждивении родителей или государства, их ведущей деятельностью является учеба. В такой период появляется чувство взрослости, самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.

Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны на личность трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, «уличная группа» с отрицательной направленностью.

Эффективная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя. Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими мира в алкоголь, наркотики, суицидальное поведение.

И помните: ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.

Основные понятия

  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
  • семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Родительское собрание

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Цель: формирование у родителей положительной мотивации на участие в профилактической работе ОУ.

Задачи:

    повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних;

    пополнение арсенала их знаний по вопросам профилактики правонарушений;

    ознакомление с работой ОУ по профилактике правонарушений и преступлений;

    знакомство с ответственностью родителей за правонарушения несовершеннолетних.

Подготовительная работа:

    Определение формы проведения собрания, приглашение родителей и выступающих на собрание, разработка проекта решения.

Ход собрания.

«Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на

промокашки: впитывают в себя все,

что грамотно или безобразно

написано родителями».

1. Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации. Кроме того, импульс к значительной части поступков исходит из различного рода ситуаций, ежедневно складывающихся в процессе общения с близкими. Роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

Неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

Девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

Предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

Противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.

Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.

Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?

Реальная возможность помочь ребенку , как говорят психологи – это следовать «дорогой в четырнадцать шагов» .

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он - закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком

Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий.

Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, а только будет травмировать его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком . Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

2. Работа ОУ по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе актуальной.

Основную работу в данном направлении проводит социально-психологическая служба совместно с администрацией ОУ.

Какие традиционные мероприятия проводятся по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних?

    Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска».

    Создание банка данных неблагополучных семей, детей «группы риска».

    Работа совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

    Индивидуальная работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

    Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей «группы риска».

    Психологическая диагностика детей «группы риска».

    Организация консультаций для родителей со школьными специалистами по различным проблемам, помощь в разрешении проблем.

    Вовлечение детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ в общественно-значимую деятельность в школе и районе.

    Привлечение детей и подростков «группы риска» к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам.

    Проведение мероприятий с детьми и их родителями, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений.

    Проведение с учащимися классных часов, бесед, лекций по правовому воспитанию.

    Проведение родительских собраний, лекториев по правовому воспитанию.

    Проведение «Дня правовых знаний» с приглашением сотрудников различных структур и ведомств.

    Взаимодействие с ПДН и КДН по профилактике правонарушений и преступлений.

Приводятся данные ОУ по ВШУ и учету в ПДН за 3 года. Анализ данных.

Советы родителям по профилактике правонарушений и преступлений:

    Старайтесь проводите больше времени со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами;

    Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем;

    Объясняйте ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах;

    Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время;

    Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время;

    Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.

Статья 32. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1. Профилактика правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Для оказания содействия органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации контроля за поведением подростков и организацией их занятости в Нижегородской области организуется наставничество.

3. Для предупреждения асоциальных проявлений в подростковой среде путем превентивной работы с несовершеннолетними и семьями по месту жительства, а также для организации ранней профилактики семейного неблагополучия создается «социальный патруль».

4. Для выявления учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, создается «родительский патруль».

5. Организация работы «социального патруля», «родительского патруля» и работы с наставником осуществляется на основе положений, утверждаемых Правительством Нижегородской области.

    Выступления приглашенных лиц:

    Представителя ПДН;

    Представителя ГИБДД;

    Представителя КДН;

    Представителя духовенства;

    Психолога

4. Вопросы к выступающим, обсуждение тематики общешкольного собрания .

5. Принятия проекта решения общешкольного родительского собрания.

1. Активное сотрудничество с ОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

2. Создание в ОУ «родительского патруля», в который войдут представители родительской общественности и школы;

3. Рассмотрение основных моментов общешкольного собрания и проекта решения на родительских собраниях в классах.

Конечно же, одним родителям бывает тяжело справиться с проблемой, но совместные усилия семьи, школы и специалистов обязательно дадут результат, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении напомним одну притчу:

Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.

Спасибо всем за работу и внимание.

Татьяна Тинькова
Консультация для родителей «Профилактика правонарушений среди подростков»

«Не из страха, а из чувства долга

должно воздержаться

от дурных поступков».

Демокрит.

Проблема подростков- правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток , осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям .

Что такое правонарушение ?

Правонарушение - это виновное поведение право дееспособного лица , которое противоречит предписаниям норм права , причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы : проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения ) .

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными) .

Под преступлениями понимают, как правило , уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую .

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан , общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях . К административным нарушения относятся : нарушение правил дорожного движения , нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание : штраф, предупреждение, исправительные работы .

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру : опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю : возмещение вреда, уплата ущерба.

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних , имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения ;

Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.

1. Педагогическая неграмотность родителей :

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей , в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей , аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом) .

Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка

К ним, прежде всего, следует отнести :

Детей и подростков , которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

Трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

Безнадзорных подростков из числа учащихся , совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой .

Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями .

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте , который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.

Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка . В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям .

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков :

Неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

Девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

Предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т . д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями .

Признаками проблемных детей могут являться :

1. Уклонение от учебы вследствие :

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность :

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления :

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым :

– грубость;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям :

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

Ранняя профилактика детской преступности.

Меры профилактики преступлений , применяемые на ранних стадиях, это : выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились; выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков , которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка ; корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением. Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя : прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий , при которых происходит нарушение ими закона; анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения , совершенного ребенком Если же ребенок ранее совершал правонарушение , состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики , не допускающие рецидива. Данный уровень профилактических мер включает в себя : исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона; ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя . Как ранняя профилактика , так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений , следователями по делам с несовершеннолетними

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом» .

3. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.

4. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

5. Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

6. Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.

7. Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

8. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

9. Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

10. Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

11. Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.

12. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

13. Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

14. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

15. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

16. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

17. Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

18. Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!

19. Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

20. Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!