Пространственное развитие рф - что ждет регионы. Стратегия пространственного развития Проект стратегии пространственного развития российской федерации

Экономисты тихой сапой снова продавливают концепцию развития 20 агломераций , которую лоббируют Набиуллина, Кудрин, Силуанов и им подобные…

По какой концепции будет создана Стратегия пространственного развития? Прежде была концепция «Нефтяной трубы» - когда все ресурсы порожняком на экспорт, а развитие территории было только в мегаполисах.

Необходимо создать информационную волну и широкое интернет-обсуждение Стратегии пространственного развития, чтобы не допустить принятие Стратегии в редакции от экономистов. Нам нужна Стратегия по концепции равномерного и сбалансированного развития территории всей России.

Мы уже получили целую череду финансовых кризисов, когда экономисты стали писать законы. Сложно себе представить, что будет, когда экономисты по своему усмотрению создадут стратегию пространственного развития. Совершенно недопустимо отдавать на откуп экономистам стратегию пространственного развития России.

Распространяйте максимально широко информацию о готовящейся редакции Стратегии пространственного развития, чтобы сформировать общественное мнение по данному вопросу и достучаться до глухих кабинетов Министерства экономического развития. Только так можно легитимно повлиять на концепцию Стратегии.

В конце марта экономисты из Минэкономразвития уже пытались представить текущую редакцию Стратегии пространственного развития на круглом столе в Совете Федерации , но их документ подвергли жёсткой критике и разнесли все доводы в пух и прах, и отправили обратно на переделку:

«Так, в марте в СФ уже был круглый стол, на котором обсуждалась тогдашняя версия подготавливаемой стратегии. Один из ее авторов, Алексей Елин, глава департамента планирования территориального развития МЭР, рассказал, что одним из фокусов разрабатываемой стратегии является выделение точек (локусов) роста. Число их на тот момент было 27, из которых 22 - агломерации , остальное же - ресурсные центры и сельскохозяйственные районы. Помимо этого, говорилось еще и о развитии инфраструктуры всех видов и сортов - от транспорта до энергосетей и сотовой связи, а также о специализации отдельных территорий.

Все это было подвергнуто довольно жесткой критике со стороны сенаторов: по их мнению, слишком серьезная опора на агломерации является неправильной, она может привести к разрушению экономики страны. Можно, помимо этого, предположить, что критика была вызвана еще и недостаточным вниманием к долговременным проблемам страны и действующей системы расселения: нехватке денег на уровне регионов и муниципалитетов, пустеющим малым городам (и проблеме моногородов, утерявших ключевое предприятие, как частному случаю), социально-демографическим тенденциям перетока населения по маршруту «деревня – райцентр – облцентр – город-миллионник – столица» и так далее.» - https://www.business-gazeta.ru/blog/382816

Вокруг стратегии пространственного развития сейчас неспроста развернулась нешуточная борьба. В противоборстве сошлись различные кланы и корпорации. На кону судьба средних и малых городов и посёлков России. От того какой будет Стратегия зависит судьба регионов на 30-50 лет вперёд…

Минэкономразвития хочет предъявить обществу свою стратегию пространственного развития в виде ультиматума. Они сейчас нагнали к себе из МГУ экономистов-географов и надеются за счёт званий и авторитетов протащить в документ свои интересы.

Вселяет большую надежду, что руководство страны недавно чётко выразило свою позицию по этому вопросу:

«Пространственное развитие страны. Валентина Ивановна (Матвиенко) об этом говорила. И сказала о том, что речь скорее всего пойдёт о развитии крупных агломераций… НЕ ТАК. Мы как раз… Там есть такая точка зрения, Вы правы. НО ПОБЕЖДАЕТ ДРУГАЯ, ДРУГОЙ ПОДХОД , КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВОТ ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ БЫЛО СВЯЗАНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ И ДРУГОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ. С тем, чтобы пространство между населёнными пунктами обживалось, было комфортным для граждан. Конечно, мы будем уделять и внимание городам: и крупным городам, и малым, там есть отдельные программы, но всё http://www.kremlin.ru/events/president/news/54362

Призываем каждого активно проявить свою позицию по концепции Стратегии пространственного развития России.

Будущее не предопределено. От действий каждого из нас зависит развитие территории России на ближайшие десятилетия - будет ли всё сконцентрировано в десятке агломераций (как на картинке слева - 15 агломераций ) или развитие будет по всей территории нашей страны (картинка справа - равномерное развитие )?

Дополнительный материал по теме:

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ВТИХАРЯ. ОТКРОВЕНИЯ НА СКАНДАЛЬНОМ 435-ом ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 16 МАЯ 2018 г.

Почему до сих пор стратегия пространственного развития разрабатывается втихаря, в закрытом режиме Министерством экономического развития? Нет ли здесь попытки тихой сапой протолкнуть концепцию развития 15 агломераций, которую продвигают Набиуллина, Кудрин, Силуанов?

«Насколько я знаю, это уже четвертая версия стратегии пространственного развития, но к нам она попадает чуть ли не подпольно, втихаря, как секретный документ. Почему? Почему нет широкого обсуждения этого документа, важнейшего для развития страны в свете тех задач, которые поставлены в указе Президента от 7 мая?» - из выступления на 435-ом заседании в Совете Федерации (16 мая 2018 г.), которое почему-то должным образом не было отражено в СМИ.

На 435-м заседании Совета Федерации в рамках «времени эксперта» выступил руководитель Центра пространственного планирования Московского архитектурного института, доктор архитектуры Андрей Боков. Его выступление было посвящено теме «О подходах к стратегии пространственного развития России»:

«25 лет назад впервые, наверное, за 300 лет своей истории – имперской истории, потом советской истории – государство отказалось от прямого участия в формировании пространственного развития. Надо сказать, что ничего подобного не происходит в странах с самым либеральным устройством.

<...>

многие мои коллеги, должен вам сказать, с огромным облегчением услышали слова Президента нашей страны, сказанные на встрече с вами, с членами Совета законодателей в Таврическом дворце, которая недавно состоялась. Он достаточно определенно и четко сказал, что нашей целью является не сосредоточение всех усилий на 15–20 городах, а создание инфраструктуры, создание и обновление инфраструктуры страны. По существу, это и должно стать основанием новой стратегии пространственного развития. Вообще, откуда взялась вся эта идея 15–20 городов? Почему все это возникло?

<...>

Но в то же время в нас очень прочно сидят такие утратившие, на мой взгляд, актуальность представления, как представление о том, что, скажем, большой город лучше деревни. Сегодня мы видим, что это не так, мы понимаем, что значительная часть наших сограждан предпочитает совершенно другой образ жизни. Более 70 процентов россиян прямо или косвенно связаны с землей и предпочитают другой, негородской или не вполне городской, образ жизни. 70 процентов американцев предпочитают жить где то в пригороде, жить в малом городе, точно так же ведет себя большинство, или 60 процентов, европейцев.

<...>

Наконец, попытки выстроить систему расселения, систему размещения, систему организации, представить эту систему организации в качестве некоей прямой проекции размещения производительных сил, крупных предприятий прежде всего, также едва ли имеют под собой основания. Существующая система поселений (существующая, сложившаяся система) представляет собой огромную ценность, и сегодня у нас есть все основания считать, условно говоря, места рождения людей и те места, где люди проживают, не меньшей ценностью, чем месторождения полезных ископаемых – нефти, газа и всего остального.

<...>

Агломерации и групповые системы расселения. Если представить себе, не дай бог, что все мы переместимся в эти 15 или сколько то там агломераций, это значит, что нам придется забыть об огромном количестве малых и средних населенных мест, это значит, что нам надо будет заняться рекультивацией этих пространств и так далее. Это абсолютно нереальная задача. Но главное не это. Главное то, что ткань расселения состоит не только из этих 15–20 агломераций, прежде всего это малые города и все то, что эти малые города окружает, это сельские населенные места.

<...>

Два слова я хотел бы сказать о состоянии нашего жилища. Сегодня мы «замерзли» где то приблизительно на строительстве 80 млн. кв. метров в год. При этом надо отчетливо понимать, что половина из этих 80 миллионов – это индивидуальное жилищное строительство, это то, что делается как бы не благодаря, а вопреки во многом сложившемуся порядку. Как выйти на 120 млн. кв. метров, о которых сказал Президент? А для чего эти 120 миллионов нам нужны? Для того, чтобы обеспеченность достигла где то порядка 30 кв. метров на человека. А для чего 30 кв. метров на человека? 30 кв. метров нам нужны для того, чтобы каждый гражданин получил наконец свою комнату, чтобы в одной квартире у нас не жили представители разных поколений, чтобы из за этого не распадались семьи, чтобы люди не болели и не страдали от этой скученности. Вот что такое 30 кв. метров. Это качественно иной уровень. И как можно скорее нам надо его достичь. Но, если мы будем надеяться только на сегодняшнего застройщика, только на многоэтажное строительство, если не будем поддерживать другие формы строительства, едва ли у нас это получится.» - из выступления архитектора Андрея Бокова.

К сожалению, те доводы, что были высказаны в книге «Матрица ландшафта» , обретают сейчас реальные подтверждения.

Источники:

Полный текст выступления архитектора Андрея Бокова на сайте Совета Федерации: http://www.council.gov.ru/events/news/92466/

Стенограмма 435-го заседания Совета Федерации: http://www.council.gov.ru/activity/meetings/91880/transcript/

Видеозапись всего 435 заседания Совета Федерации на YouTube:

ПРОРЫВНАЯ ШЕСТИЛЕТКА ОБЪЯВЛЕНА.

Стратегия 2024 (преемственница майских указов) подписана президентом сразу после инаугурации - 7 мая 2018 г.

В Стратегии 2024 закреплена стратегия пространственного развития.

Из важного - это увеличение транспортной и экономической связности территории, расширение сети железных дорог (наиболее приоритетного вида транспортной коммуникации для нашей страны), гарантированное обеспечение доступной электроэнергией (в том числе распределённой генерации на основе возобновляемых источников энергии), ликвидация инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях:

«15. Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году:

а) развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, в том числе за счёт:

строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай»;

увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;

развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн. тонн;

сокращения времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней, и увеличения объёма транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;

формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров;

увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн. тонн;

увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;

б) повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе за счёт:

поэтапного развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами – центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;

реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов;

создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами;

увеличения пропускной способности внутренних водных путей;

в) гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счёт:

электрификации транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали, во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры;

развития централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития;

устойчивого энергоснабжения потребителей на территориях субъектов Российской Федерации, прежде всего Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах;

внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.» - http://kremlin.ru/events/president/news/57425

ПОБЕДИЛА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 20 АГЛОМЕРАЦИЙ? - НЕ ТАК! ПОБЕЖДАЕТ ДРУГОЙ ПОДХОД. ПОБЕЖДАЕТ СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

«…Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.»
Ф.И. Тютчев, май 1867

Эти строки были написаны ровно 150 лет назад, но господа вовремя не вняли. Санкционная метла привела в чувство и смогла вразумить «гнущихся пред западом господ». Торпедированы были даже те, кто считались непотопляемыми и прежде были в непререкаемом почёте у «западных партнёров».

Рассеялись в прах железобетонные заверения о незыблемости зарубежных банковских счетов. Бесследно рассеялся туман оффшорных гарантий. Иссяк источник дешёвых кредитов из западных банков. И элита, - российская по паспорту и зарубежная по юрисдикции - поджав хвосты, ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОДНУЮ ГАВАНЬ, В ПОРТ ПОСТОЯННОЙ ПРОПИСКИ с огрызками своих капиталов и с котомками своих несбывшихся инвест-проектов на чужбине.

Постепенно приходя в чувство В РОДНОЙ ГАВАНИ, элита начинает осознавать, что если она хочет сохранить и приумножить, те лоскутья, что остались от их капиталов, то она теперь вынуждена ВКЛАДЫВАТЬ В РОДНУЮ ГАВАНЬ, вынуждена развивать пространство всей территории, а не только (как это было прежде) места своей кратковременной дисклокации во время непродолжительных визитов - мегаполисы.

Насколько они это осознали покажет время - это будет видно по темпам пространственного развития страны. На данном этапе есть декларации - мы их услышали. Будут ли последующие действия?..

ЕСЛИ СЛОВА БУДУТ ПОДКРЕПЛЕНЫ КОНКРЕТНЫМИ ДЕЛАМИ И ПРОГРАММАМИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, МЫ ГОТОВЫ ПОДКЛЮЧИТЬСЯ.

«Сейчас идут, мы знаем, большие дискуссии по так называемой стратегии пространственного развития. Там разные точки зрения высказываются. Но думаю, что, конечно, мегаполис – это все замечательно, но все-таки сила нашей страны - она в многообразии, безусловно. Это наша и сила, в этом и фактор развития. И, конечно, особенно вот то, чему, мы кстати, обучились во время обучающей программы резерва: ТЕХНОЛОГИИ СЕГОДНЯ ТАК МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ, ЧТО МОЖНО СЕРЬЕЗНУЮ ИСТОРИЮ УСПЕХА СОЗДАВАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО В МЕГАПОЛИСАХ, ЭТО МОЖНО СОЗДАВАТЬ В МАЛЫХ ГОРОДАХ. Сегодня входной билет в такие создании истории успеха - он серьёзно понизился.» - Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, 25 апреля 2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/57363


«Пространственное развитие страны. Валентина Ивановна (Матвиенко) об этом говорила. И сказала о том, что речь скорее всего пойдёт о развитии крупных агломераций… НЕ ТАК. Мы как раз… Там есть такая точка зрения, Вы правы. НО ПОБЕЖДАЕТ ДРУГАЯ, ДРУГОЙ ПОДХОД, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВОТ ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ БЫЛО СВЯЗАНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ И ДРУГОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ. С тем, чтобы пространство между населёнными пунктами обживалось, было комфортным для граждан. Конечно, мы будем уделять и внимание городам: и крупным городам, и малым, там есть отдельные программы, но всё
таки упор предполагается сделать на это – именно на пространственное развитие.» - из заключительного слова Владимира Путина на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании России, 27 апреля 2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/54362

Справочная информация:

Стратегия пространственного развития России - документ, сочетающий в себе подходы стратегического и территориального планирования.

Утвержденная в мае 2017 года концепция Стратегии предусматривает несколько моделей - например, поляризованную и выравнивающую.

Первая заключается в стимулировании активности бизнеса в городах-лидерах, развитие агломераций, а в остальных регионах проходит «управляемое сжатие экономического пространства».

Вторая нацелена на рост всех регионов для того, чтобы максимизировать использование их потенциала, однако темпы роста будут ниже.

Замминистра экономического развития Александр Цыбульский в январе 2017 года заявил, что будущая экономика России - это экономика вокруг крупных городов: «Нам надо создать каркас городских агломераций, крупных промышленных производственных сервисных центров, вокруг которых и будет сосредоточена экономическая жизнь страны.»

В апреле 2018 года врио директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Алексей Елин, который отвечает за подготовку стратегии, рассказал, что ее составители выделили 27 центров экономического роста России, формирующих 65 % прироста экономики страны.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в феврале 2018 года был осторожнее и высказался в том смысле, что в любом городе и регионе могут быть созданы возможности для развития, исходя из перспективных отраслей его специализации: «На карте должны появиться не только мегапроекты, но и множество точек для приложения сил малого и среднего бизнеса, чтобы развивались не только центры глобальной конкуренции, мегаполисы, агломерации - хотя это очень важно, это именно так, - но появлялось и как можно больше центров иного масштаба».

В марте 2018 года в Совете Федерации состоялся Круглый стол о ходе подготовки проекта стратегии, на котором – судя по стенограмме - стратегию раскритиковали в пух и прах. Общее мнение - движение по пути агломераций означает обезлюживание страны и создание нескольких не точек роста, а нескольких полюсов, где будет сконцентрирована квалифицированная рабочая сила, что разрушит экономику государства.

Зампред правительства РФ Дмитрий Козак в ноябре 2017 года заявил, что проект стратегии будет внесён на рассмотрение в правительство в марте-апреле 2018 года. Однако этого еще не произошло.

Сегодня в Суздале представители Министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, подготовленный МЭР. Документ предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Другой важный пункт проекта Стратегии - создание макрорегионов.

Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Причин появления этого документа несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды.

А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории.

Конечно же, такой документ нам нужен, - сказал генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов . - Самое большое государство в мире на протяжении короткого периода времени - 100 лет - пережило три коренные формации подходов пространственного планирования. Была столыпинская установка до революции. Затем, начиная с 1930-х годов, мы строили одну систему. С 1980 года мы от жесткого планового режима перешли к формации «естественного развития без внятного государственного участия» - используется только инструмент бюджетного выравнивания. Что неизбежно приводит к значительным пространственным, а значит, социально-экономическим дисбалансам регионального развития страны. Существующая пространственная система неэффективна для бюджета, для здоровья, для оборонной безопасности, для реализации задач по добыче полезных ископаемых. И нужен некий баланс между проектным подходом и учетом естественных тенденций.

Пессимистический прогноз

То, что федеральные округа и в демографическом, и в экономическом плане развиваются крайне неравномерно, ни для кого не секрет. Самая благополучная ситуация в Центральном федеральном округе. Численность населения в нем с 1990 года к 2014 году выросла с 25,7% (от общего числа населения в стране) до 26,6%. Валовый региональный продукт с 24,6% в 1990 году вырос до 35,3% в 2014 году. А стоимость основных фондов отраслей экономики изменилась за эти годы с 22,4% до 32,1%

Весьма неблагоприятная ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Численность населения там снизилась с 5,4% до 4,2%, валовый региональный продукт - с 6,1% до 5,5%, а стоимость основных фондов отраслей экономики - с 7,3% до 6,3%.

Кроме того, в России стабильно сокращается общее количество населенных пунктов. Например, с 1990 года число поселков городского типа уменьшилось более чем на 1 тыс., то есть почти вдвое. Количество сел уменьшается примерно на 20 тыс. в год последние 10 лет, а в трети российских сел насчитывается менее десяти жителей.

Авторы документа отмечают, что «общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990–2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных».

Три сценария

Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости «развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста», «совершенствовании системы расселения», «развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства».

А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей».

В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста.

Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны.

Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций.

Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.

Экспертная оценка

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что документ пока промежуточный и обсуждать его преждевременно.

К концепции Статегии две большие претензии. Ее три сценария пока не просчитаны, не проработаны и не прикреплены к остальной части стратегии. Но это нормально для полуфабриката, это будет дальше обсуждаться. Вторая претензия - у нее очень слабый расселенческий раздел: что происходит в расселении, что происходит с городами. Пока это очень напоминает учебник для вузов.

Макрорегионы тащат из концепции в концепцию. Для чего это нужно? Эта идея появилась в середине нулевых. Но у нас есть федеральные округа. А поднятые на флаг агломерации? Что это? Почему их 22? Ну, так захотели. Я хочу подчеркнуть, что бумаги на жизнь не влияют. Денег нет - раз. Инструменты, которые используются, большого эффекта не дают - два. В рамках вертикали - а это главное в нашей политической системе - добиться того, чтобы регионы сами хотели что-то делать, не так-то просто. Проще ходить в Минфин и деньги просить, - отмечает экономист. - Поэтому я смотрю на появление такой Стратегии абсолютно спокойно. Хотя не понимаю, почему так возбудилось экспертное сообщество. Просто еще одна бумага, на моей памяти уже третья или четвертая. Жизнь сама по себе, бумаги сами по себе.

Гендиректор «Урбаники» Антон Финогенов тоже не считает целесообразным укрупнение регионов.

Макрорегионы - это тема, которая требует серьезного обсуждения. Я пока отношусь к ней скептически. У нас есть федеральные округа и есть определенные вопросы по эффективности их функционирования. Потому что они имеют, например, административный функционал, но бюджетного функционала они не имеют. Поэтому говорить, что федеральные округа максимально широко используются, не приходится. Исходя из этого возникает вопрос. А зачем, не используя максимально широко управленческий потенциал федеральных округов в планировании развития, создавать еще какой-то дополнительный уровень, помимо федеральных округов? Этот вопрос явно межведомственный, его нужно обсуждать не только внутри Министерства экономики. Он фундаментальный, и мы только в начале пути по его обсуждению.

20 января. сайт - Сегодня в Суздале представители министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года. Документ, подготовленный Минэкономразвития, предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Причин появления этого документа, пишут "Известия" , несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды. А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории. Все эти тенденции, по мнению авторов документа, будут усиливаться, а диспропорции развития регионов увеличатся, если не заняться пространственным развитием всей страны на научной основе. Авторы документа отмечают, что "общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990-2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных". Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости "развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста", "совершенствовании системы расселения", "развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства". А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: "формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей". В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста. Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны. Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций. Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.

  • Липина Светлана Артуровна , доктор наук, другая должность
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Смирнова Ольга Олеговна , доктор наук, доцент, другая должность
  • Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, Москва
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

В статье анализируются отечественные и зарубежные методологии и практики стратегического планирования развития применительно к задачам и условиям, определяющим устойчивость социально-экономического развития России и ее регионов в начале ХХI века, определяются ориентиры пространственного развития национальной социально-экономической системы, ставятся задачи, необходимые для решения в рамках разработки Стратегии пространственного развития РФ.

  • Время ревизии документов стратегического планирования арктической зоны РФ
  • Вопросы сбалансированности как основной элемент стратегического управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития и экономической безопасности
  • О проблемах методического обеспечения стратегического планирования муниципального уровня
  • Инвестиционная устойчивость как фактор роста региональной экономики

Федеральным законом № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" вводится занимающий центральное место в системе государственного стратегического планирования документ – Стратегия пространственного развития Российской Федерации, который должен разрабатываться в соответствии с основами государственной политики регионального развития РФ в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития РФ и стратегии национальной безопасности РФ. В Стратегии пространственного развития должны быть определены приоритеты, цели и задачи регионального развития РФ и меры по их достижению и решению. Документ будет являться основой для разработки и корректировки схем территориального планирования РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, государственных программ РФ, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, иных документов стратегического планирования и документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

В прошлом у нас уже имеется богатейший опыт разработки такого рода документов , ведь и по определенным в законе подходам, и по целеполаганию Стратегия пространственного развития РФ похожа на один из важнейших документов перспективного социально-экономического развития страны (СССР) - Генеральную схему размещения и развития производительных сил (далее – Генеральная схема) . Генеральная схема в те годы была основой для размещения производительных сил в стране, именно на ее основе разрабатывались новые и корректировались имеющиеся проекты районных планировок, создавались схемы промышленных зон, комплексов и узлов, подбирались сырьевые и топливно-энергетические базы, что позволяло исключить диспропорции в развитии отраслей и регионов, эффективно использовать сырьевые, энергетические, промышленные и человеческие ресурсы.

В методологическом и концептуальном плане разработки такого рода документов в мире аналогов нет. Как разработка Генеральной схемы, так и вопросы размещения производительных сил - это уникальный не только в условиях СССР, но и в мире, опыт, сохраняющий свое значение до настоящего времени. Он в разной степени был использован и в других странах. Этот опыт приобретает особую роль и в современных условиях .

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки (США) разрабатываемые стратегические документы находятся в зависимости от происходящих процессов глобализации и от разрабатываемых за рубежом стратегий национальной безопасности, имеются примеры долгосрочных целевых программ регионального развития для отдельных территорий. Основу идеологии региональных властей составляет: пакет задач по созданию бизнес-климата, поддержка технологических трансформаций, стимулирование приобретения знаний, повышение квалификации, развитие инновационной деятельности.

Европейский Союз (ЕС) в теории и практике пространственного развития руководствуются документом «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента», где особо отмечаются: принцип обеспечения территориального развития посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности; поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений городских и сельских районов; создание равных условий транспортной доступности и т.д.

В Австралии создан Региональный фонд развития Австралии (RDAF) для развития инфраструктуры и экономического роста регионов, развитие регионов осуществляет через Агентства. В Бразилии также отсутствует единая стратегия регионального (пространственного) развития, разрабатываются отдельные программы по развитию макрорегионов. В Канаде также отсутствует единый стратегический документ пространственного развития, механизмом развития территорий является система федеральных бюджетных трансфертов, которые после их получения самостоятельно используются правительствами провинций, как правило, на финансирование инфраструктурных и социальных проектов, осуществляемых на тендерной основе.

Анализ международного опыта крупных экономически развитых стран в части разработки документов стратегического планирования показывает, что наибольшее значение на современном этапе играет возможность и готовность отдельных территорий к инновационному развитию, генерации и воспроизведению инноваций во всех сторонах жизни. Именно инновационный подход к развитию экономического пространства позволяет развитым государствам мира следовать требованиям времени к технологическим инновациям и развивать «экономику знаний».

Особенности развития России, при определении возможностей и ограничений пространственного развития, позволяют утверждать, что один и тот же параметр характеристики территории может быть как фактором развития, так и механизмом ограничивающим реализацию потенциальных возможностей отдельных регионов страны. Безусловно, разработка концептуальных основ пространственного развития должна учитывать эти особенности. Например, разнообразная и богатая минерально-сырьевая база, позволяющая обеспечить как внутренние потребности, так и реализовать растущие экспортные возможности страны с одной стороны и неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов, концентрация потенциально богатых запасов в малоосвоенных и удаленных от действующих добывающих предприятий районах с другой стороны. Обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических условий, с одной стороны, дают возможность реализации разнообразных направлений развития, а с другой стороны, экстремальные климатические условия на значительной части территории страны являются важнейшим лимитирующим фактором их дальнейшего развития. Территория Российского Севера обеспечивает добычу более 70% нефти и более 90% природного газа, 40% деловой древесины, основную часть редких цветных металлов, значительную часть рыбных ресурсов, выполняет важную экологическую функцию, но в тоже время, по оценке природных условий по индексу «температуры на душу населения» Россия является самой холодной страной мира (-12,6°С, для сравнения, в Канаде индекс ТНД составляет -3,6°С). Разреженность системы расселения, незначительное число крупных и средних городских населенных пунктов, проблемы моногородов, и в то же время значительное число монопрофильных муниципальных образований, имеющих ведущую роль в экономике ряда регионов. Одной из острейших проблем, ограничивающим развитие фактором является недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, а ведь только повышение эффективности транспортного сектора на 10% привело бы к росту ВВП страны на 0,7 %. В сегодняшних сложных геополитических условиях, необходимость развития в России импортозамещения важно применять новые механизмы и инструменты управления на основе имеющихся в стране разработок, в том числе и космических технологий.

По оценке мировых экспертов около 2/3 мировых новаций в двадцатом веке, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано на базе достижений и идей российской фундаментальной естественной науки. От готовности России в 21 веке к инновационному развитию зависит дальнейшее пространственное развитие всех регионов страны и повышение конкурентоспособности экономики в целом.

При определении принципиальных параметров разработки Стратегии пространственного развития Российской Федерации важно также учитывать, что в настоящее время территориальное планирование в стране рассматривается по-разному, и как социально-экономическое управление, и как планирование конкретных территорий с выделением на них функциональных зон, и как вопросы реализации положений Градостроительного Кодекса РФ. На сегодняшний день отсутствует согласованность между государственными документами стратегического планирования и региональными стратегиями развития. Сложившаяся система пространственного развития определяется всеми факторами развития территории: природно-ресурсным потенциалом территории, демографическими трендами развития, уровнем развития инфраструктуры, уровнем восприимчивости к инновациям , общем уровнем внедрения инновационных форм развития в регионах и т.д. Также одной из основных проблем реализации стратегического планирования является отсутствие в российском законодательстве норм о единой комплексной системе государственного планирования регионального развития, пронизывающей федеральный и региональный уровни, балансирующей вопросы отраслевого и регионального развития. К числу важных проблем создания единой комплексной системы государственного стратегического планирования регионального развития на современном этапе, и разработке стратегии пространственного развития – в частности, следует отнести слабую проработанность методологии формирования целостной системы стратегического планирования регионального развития и отсутствие единого понятийного аппарата.

Таким образом, можно констатировать, что перед разработчиками нового в современной истории России документа – Стратегии пространственного развития РФ лежат исключительно сложные задачи в таких вопросах как: закономерности и принципы размещения производства; вопросы широкого круга показателей, балансов, методов их расчета; раскрытия методов совершенствования географии отраслей, структуры размещения и межхозяйственных взаимодействиях промышленных предприятий на территории субъектов РФ, территориально – промышленных комплектов, зон и территорий опережающего развития.

Список литературы

  1. Липина С.А. Возможности и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества стран Большого Кавказа: транспортная составляющая. Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 26-34.
  2. Липина С.А. Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 15-23.
  3. Липина С.А. Приоритеты развития Республик Северного Кавказа. Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 16. С. 3-9.
  4. Меламед И.И., Абрамов А.Д., Коржубаев А.Г. и др. «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции». [Монография в 2 кн.] – Владивосток, Сер. Россия в АТР. Изд. Дальневосточного федерального университета, 2011.
  5. Смирнова О.О. Главная государственная точка роста России: Стратегия пространственного развития Российской Федерации и Генеральная схема размещения и развития производительных сил СССР. Методологические основы // "Современные производительные силы". 2014. № 3/2014. С.14-22.
  6. Смирнова О.О. «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». [Монография] М.: Изд. МНЭПУ, 2011. - 168 с.
  7. Смирнова О.О. Актуальные проблемы практики государственного планирования на постсоветском пространстве. // Белорусский экономический журнал, - 2012 г. - № 3. Белоруссия.
  8. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели. О смене парадигмы однополярного мира и стратегическом планировании. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 107-110.
  9. Смирнова О.О. Финансирование модернизации инфраструктуры ЖКХ //Журнал ««ЖКХ» для руководителя и главного бухгалтера» 2005, №9, стр. 31-35.

Главное в концепции Минэкономразвития - повышение связности территорий
 в основной зоне расселения и создание опорных центров там, где плотность низкая.

Елена Чугуевская,
директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития

Повышение связности огромной территории России и создание опорных центров в зоне очагового расселения станут ключевыми направлениями стратегии пространственного развития России до 2035 года. Она послужит «территориальным интегратором» двух стратегий - национальной безопасности и долгосрочного социально-экономического развития.

Об основных подходах к стратегии и о том, что она сможет изменить, «Вольной экономике» рассказала директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития Елена Чугуевская.

Что такое пространственная стратегия

«Вольная экономика»: Елена Станиславовна, зачем нужна эта стратегия?

ЕЛЕНА ЧУГУЕВСКАЯ: Мы только в начале пути к современному стратегическому планированию пространственного развития страны.

На уровне региона, города, муниципального района разрабатываются комплексные документы территориального планирования, а на уровне России базовые инфраструктуры представлены только отраслевыми схемами. Карт в стратегических документах территориального развития не было, мы не видели того синергетического эффекта, который должна получить территория.

Общество всегда существует в форме территориальной организации, сформированной системой населенных пунктов, и как к ней должно относиться государство, какие выделять приоритеты, как обеспечивать транспортную связность территории, качество среды жизнедеятельности, как приоритезировать бюджетную поддержку, - это все вопросы стратегии пространственного развития как инструмента, существующего во всех ведущих странах мира. Стало ясно, что и нам нужен документ-интегратор.

«ВЭ»: Вы анализировали зарубежный опыт?

О концепции пространственного развития
Введена в правовое поле в 2014 году, требования к ее содержанию правительство утвердило в 2015-м. Она должна определить приоритеты экономики в региональном аспекте, обеспечить устойчивость системы расселения и дополнительные точки выхода на внешние рынки. Мы должны «видеть» своих соседей, понимать место России в мировом распределении экономической деятельности. В конце октября Министерство экономического развития представит для экспертного обсуждения проект стратегии, ее планируется принять в 2018 году. Последним подобным документом в нашей стране была Генеральная схема расселения РФ 1994 года, но она в полном объеме так и не реализовывалась

Е.Ч.: Мы изучили документы стратегического планирования самых разных стран. Например, Евросоюз сейчас готовит уже вторую стратегию пространственного развития. Экономическое пространство Европы концентрируется в «пентагоне» - зоне, очерчиваемой в границах Лондон - Париж - Милан - Мюнхен - Гамбург. Это всего лишь четверть площади Евросоюза, но там сосредоточено 75% его ВВП, и это, безусловно, проблема с точки зрения пространственной организации. Причем такая концентрация зародилась еще в конце XVIII века, в ходе промышленной революции.

И вот в условиях значительного расширения Евросоюза они решили, что им нужна ставка на полицентрическую модель организации пространства, на «выращивание» других центров притяжения. Стратегия ЕС предполагает реализацию комплексных территориальных проектов: это «Регион Балтика», в который, что интересно, включаются Петербург, Ленинградская область и Карелия, это «Атлантическая дуга» (Западный фасад ЕС) вдоль побережья Атлантического океана, а также «Латинская арка» в Западном Средиземноморье.

«ВЭ»: У нас будет нечто похожее?
Е.Ч.: Слепо копировать чей-то опыт мы не можем, потому что у России самая большая территория 
в мире. При этом население распределено крайне неравномерно: есть основная зона расселения, зоны очагового расселения, есть территории, непригодные для проживания.

Выделение макрорегионов

Выделение макро-регионов
Их прототипом стали федеральные округа. В каждом макро-регионе может быть своя модель развития: в Сибири и на Дальнем Востоке - кластерный подход, в европейской части - развитие крупных городов.

«ВЭ»: И все-таки что нам ближе?
Е.Ч.: В основу подхода к пространственному развитию у нас уже заложено выделение крупных зон - макрорегионов. Их прототипом стали федеральные округа. Правда, на первом этапе они выделялись для управленческих задач, но затем внутри округов начали складываться внутренние связи, формироваться межрегиональные объединения, такие как ассоциация «Сибирское соглашение».

Для каждого макрорегиона может быть использована определенная модель или варианты их совмещения. Например, для Дальнего Востока и Сибири подходит кластерный подход, который уже выбрал Казахстан, когда государство поддерживает «очаги» новой индустриальной экономики.

Для европейской части страны, где уже сформированы сильные точки роста, по сути конкурирующие между собой, может быть применен поляризованный подход. Он основан на поддержке крупных городов и их экономической диффузии на прилегающие территории.

Нужно выделить территории, которые связывают огромное пространство России крупными узлами.

ПРОБЛЕМА МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УХОДИТ
Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Сейчас не только в столицы люди стекаются, но и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и т.д. Любая система расселения очень инертна.

«ВЭ»: Как это все будет сочетаться с существующими мерами поддержки - например, Калининградской области, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма?
Е.Ч.: Поддержка стратегически важных территорий необходима и дальше, но при этом мы должны экономически обосновать рост конкурентоспособных видов деятельности для каждого субъекта, создать для них условия, а также выделить территории, которые объединяют огромное пространство России крупными узлами, влияющими на связность всей страны.

Мы обсуждали с регионами необходимость создания межрегиональных территориальных систем, таких как «Уральское созвездие» или «Сибирская конурбация», которые предполагают строительство высокоскоростных магистралей между крупными городами. Почему бы такие флагманские проекты не зафиксировать для приоритетной поддержки?

Общий залог - повышение связности территорий в основной зоне расселения. В зоне очагового расселения, к которой относится практически вся северо-восточная часть России, надо вернуться
к подходу формирования опорных центров, который был выработан в Советском Союзе на основе вахтовой и экспедиционной форм освоения этих сложных территорий. При этом требуются значительные изменения в законодательстве, в частности в жилищном, чтобы вписать в правовое поле эти особенности.

Ленинградцы, москвичи…

«ВЭ»: Можете эти подходы проиллюстрировать на примере центра страны?
Е.Ч.: Мы только в начале пути. Пока, например, могу сказать, что мы поддерживаем позицию московских властей о том, что нужно системно обеспечивать развитие Москвы как столицы и единственного глобального города в России, но сначала надо это обосновать расчетно и картографически, определить реальные границы города.

«ВЭ»: Многие говорят, что у нас зафлюсована экономика - все ресурсы концентрируются в Москве и отчасти в Петербурге, а вокруг остается пустота. Эту проблему вы видите?
Е.Ч.: Я уже так не думаю. Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Не только в Москву люди стекаются, еще и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и другие центры регионов. Это естественно. Конечно, есть процессы естественного сжатия пространства, но любая система расселения очень инертна, а в России особенно. Мы привязаны к недвижимости, у нас нет такой активной трудовой миграции, как, например, в США, где люди в среднем восемь раз в течение жизни переезжают из одного города в другой. У нас люди переезжают крайне редко.

«ВЭ»: Территориальную структуру расселения в России менять не надо?
Е.Ч.: Государство должно влиять на нее только в том случае, если она теряет устойчивость.

Что нужно балансировать

«ВЭ»: Наша «неустойчивость» - она какая?
Е.Ч.: Мы выделили три глобальных разрыва, с которыми надо побороться за счет инструментов стратегии пространственного развития.

Во-первых, разрыв в инфраструктуре. В последние годы она развивалась очень неравномерно. У нас слабая связность территорий. Мы потеряли региональную авиацию, речной транспорт, очень мало построено новых дорог, мы только начинаем осваивать скоростной и высокоскоростной транспорт, в отличие от многих европейских и азиатских стран.

Во-вторых, при переходе от плановой экономики
к рыночной произошел технологический разрыв. Конкурируя, предприятия потеряли интеграционные связи. Раньше их налаживало государство. Я не имею в виду, что мы заставим всех обмениваться товарными потоками, мы должны способствовать этому через поддержку модернизации предприятий, конкурентоспособных отраслей, формирования территориальных кластеров.

Третья проблема - социальный разрыв. Неравенство в первую очередь выражается в неравномерной обеспеченности инфраструктурой и качеством среды в различных городах. Как обеспечить достойное качество жизни? Конечно, мы не сможем быстро все поправить, но мы должны понять, как выделить территории, которые требуют адресной поддержки.

«ВЭ»: Получается, стратегия будет иметь большое политическое значение - все сразу начнут прикидывать, кому что досталось на десятилетия вперед. Или я не прав?
Е.Ч.: Важно подчеркнуть, что документ готовится при непосредственном участии представителей правительств всех субъектов РФ, науки и профильных федеральных министерств и ведомств. При Минэкономразвития действует межведомственная рабочая группа, которая состоит почти из 150 человек. По ключевым вопросам пока особых споров нет.

Планы до 2050 года

«ВЭ»: Стратегия будет рассчитана до 2035 года?
Е.Ч.: По плану - да, но мы решили, что по устойчивости системы расселения должны быть и более дальние горизонты, она инерционна, в более короткие сроки изменений не видно.
Поэтому по некоторым компонентам Стратегия пространственного развития будет иметь горизонт 2040, а может, и 2050 года. В новой европейской стратегии, которая сейчас разрабатывается, тоже проигрываются сценарии до середины XXI века.

«ВЭ»: Каким может быть целевой сценарий стратегии?
Е.Ч.: Во многом он зависит от базового сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития, который покажет наши возможности.

Текст: Игорь Зубков.