Почему школьники не хотят учиться. Битва за образование, или Почему современные дети не хотят учиться? Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Введение

Рынок Форекс / Forex является высокодоходным и высокорискованным средством извлечения прибыли от сделок по валютным курсам. Используемые инструменты работы на рынке Форекс во многом определяют результат валютной торговли участниками рынка Форекс, являющихся клиентами брокеров. Каждый Форекс- брокер предлагает свой торговый терминал, однако большинство брокеров и трейдеров рынка Forex сходятся сегодня в своем выборе терминалов MetaTrader 4 и MetaTrader 5. Форум ФорексДеньги создан для тех, кто выбирает в своей Форекс торговле терминал семейства MetaTrader, а так же платформы брокеров бинарных опционов.

Обсуждение торговли

Прогнозы рынка Forex, независимые мнения экспертов валютного рынка - всё это вы найдете в . Приветствуется наличие опыта работы на Форекс, однако не запрещены вход и право участия в дискуссиях всем желающим, в том числе трейдерам-новичкам. Обмен мнениями по движениям валют, демонстрация собственной торговли, ведение трейдерских дневников, разработка форекс-стратегий, взаимопомощь - главная цель общения в Форекс-форуме, посвященном трейдингу.

Общение с брокерами и трейдерами (про брокеров)

Если вы имеете негативный или положительный опыт работы с Форекс-брокером, поделитесь им в , посвященном вопросам качества брокерских услуг. Вы можете оставить отзыв о вашем брокере, рассказав о преимуществах или недостатках торговли через него. Совокупность отзывов трейдеров о брокерах представляет собой своеобразный рейтинг Форекс-брокеров. В этом рейтинге вы можете видеть лидеров и аутсайдеров рынка услуг трейдинга на Forex.

Софт для трейдеров, автоматизация торговли

Трейдеров, занимающихся автоматизацией торговли, созданием форекс-роботов, приглашаем в раздел , где можно задать любой вопрос по торговым платформам MetaTrader, опубликовать свои наработки, или взять готовые рекомендации по автоматизации трейдинга.

Свободное общение на Форуме ФорексДеньги

Вы хотите отдохнуть? Или пока еще не располагаете нужной квалификацией для общения в трейдинговых разделах? Тогда вам подойдет Форекс-форум для . Разумеется, не запрещено общение на темы, близкие к рынку Форекс. Здесь вы найдете анекдоты про трейдеров, карикатуры на экономическую тематику и полноценный офф-топ.

Деньги за общение на Форуме ФорексДеньги

Форум ФорексДеньги позволяет получить не только удовольствие от общения, но и существенное материальное вознаграждение благодаря . Средства, начисляемые за сообщения, которые развивают форум и вызывают интерес аудитории, могут быть использованы в Форекс-трейдинге у одного из партнеров форума.


Благодарим вас за выбор Форума ФорексДеньги в качестве места общения!

Родители говорят, что виноваты учителя. Учителя – что родители. Пострадавшими в таком противостоянии оказываются дети. Эта мысль лейтмотивом прозвучала на круглом столе, прошедшем 27 апреля в пресс-центре «АиФ-Челябинск» и посвященном качеству современного образования в школах.

К разговору были приглашены директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов, директор МБОУ НОШ №95 г. Челябинска Лилия Емельянова, ведущие преподаватели русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев и Наталья Суптелло учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов и председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва.

Основной проблемой отсутствия интереса у детей к учебе эксперты называют амбиции родителей и перегруженность знаниями у ребенка. Едва ли не с рождения начинаются разнообразные «развивайки», курсы и кружки. В два месяца – карточки, в 2 года рисование и танцы, в 4 – английский, программирование и математика. А к первому классу получается как в анекдоте.

Шестилетнего еврейского мальчика приводят на собеседование перед поступлением в первый класс.

Сема, сколько ты знаешь времен года?

Директор выразительно смотрит на багровую маму мальчика и взглядом отправляет их в коридор.

Там она спрашивает сына:

Что это было?! Почему шесть?!

Мама! Я, правда, не помню кто еще написал «Времена года», кроме Глазунова, Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццолы и Лусье.

– Интересно или не интересно школьникам учиться – это вопрос не сегодняшнего дня, – уверена ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Наталья Суптелло. – Мы тоже были детьми, и не всегда был интерес на уроках. Сейчас проблема прежде всего, как мне кажется, в том, что у родителей больше амбиций. И дети, еще не пойдя в школу, уже чем-то загружены, родители уже от них хотят достижений. Если мы возьмем, например, финскую систему образования, то там на первый план выходит не столько образование, сколько природосообразное воспитание. Ребенку не мешают следовать за его природным интересом. Странно говорить о том, что ребенку не интересно в принципе. В силу возраста он любознателен. И это должно быть учтено родителями. До 6 лет детям больше нужны разговоры, общение, совместное чтение книг. А мы форсируем события. Дело родителей – не отдавать ребенка куда-то, а быть вместе с ним, заниматься, развиваться, рисовать, разговаривать, петь, плясать, плавать, да все что угодно. Т.е. поддержать ребенка в его увлечениях, чтобы он шел в школу, и ему было интересно узнавать что-то новое, разговаривать об этом. А ему будет интересно, если у него не отняли детства, не пичкали школьной информацией.

Многие современные родители ставят себе в заслугу, что еще до школы день ребенка расписан буквально по минутам: садик, различные кружки и репетиторы, музыка, конный спорт, танцы, экспресс-подготовка к школе. Насколько это правильно? Некоторые психологи, наоборот, считают, что ребенка лучше оставить в покое и ничему не учить до школы. Кто прав?

– До 6 лет ребенок получает до 70–80% информации о мире вообще, остальное – всю оставшуюся жизнь, – рассказывает ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев. – Что значит ни чему не учить? Учили всегда. Но прежде, чем свою космогонию выстроить дети должны получить азы. А это – речь, говорение, чтение. Все остальное «возводится» на этот фундамент рече-мыслительного аппарата. У нас, к сожалению, уже давно получился перекос. Мы сначала ставим «стены и крышу» (математику, программирование в 5 лет и т.д.). Родители, которые хотят все и сразу (с младенчества и музыка, и спорт, и точные науки) были всегда. И что? У ребенка из-за такой перегрузки появляется отвращение к учебе. У нормальных детей – классу к 7 – 8 обычно.

Что же сделать, чтобы ребенку было интересно учиться в любом возрасте? Каким должен быть педагог?

– Педагог должен быть содержательным и интересным сам по себе, как человек, тогда все получится, – продолжает Сергей Викторович. – А если у доски стоит некто и что-то там бубнит, то интереса не будет. Надо начинать с воспитания учителя.

По каким критериям сейчас в школу берут педагогов?

– Могу быть банальной в этом, но в первую очередь педагог должен быть Человеком, с большой буквы, – рассказывает директор начальной школы №95 Лилия Емельянова. – Потому что нужно не только дать знания, но и воспитать личность. Поэтому у педагога должно быть очень хорошее духовное начало. Если он не любит детей, свое дело, то возникает вопрос – зачем идти в учителя. С другой стороны, в личной беседе не всегда это можно увидеть. Кроме того, учитель всегда должен становиться на сторону ребенка. Просто в силу того, что у него есть жизненный опыт, и он может понять причины поведения ученика и как-то разрешить ситуацию.

А как быть с эмоциональным выгоранием учителей? Если педагогу уже не интересна профессия, он устал от детей? Стоит ли его держать в школе?

– Думаю, стоит дать ему отдохнуть. Как правило, учителя сами понимают, «перегорели», – продолжает Лилия Алексеевна. – Но у этого могут быть и совершенно другие причины, не школьные. Поэтому стоит выяснить основную проблему и помочь ее разрешить, вместо того, чтобы просто выгонять человека с работы. Хотя в мировой практике существует тенденция, что после 15 лет работы учителю предлагают стать наставником. Однако в нашей стране это не принято.

– Мы, к сожалению, не в той ситуации и дело даже не столько в экономике, чтобы говорить о том, что учителям, проработавшим определенное количество лет, нужна реабилитация, – добавляет директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов. – У нас не принято говорить о «выгорании» учителя, это не актуально. Этот момент есть, но у директора школы нет ни юридических, ни моральных инструментов, чтобы как–то разрешить эту проблему.

Сейчас в школах наблюдается некое подобие битвы между родителями и учителями. Первые пытаются выяснить, почему педагоги не учат, а «дают материал» и требуют с родителей объяснить его детям. Педсостав упирает на то, что по современной системе образования дается слишком мало часов на предмеи, и они успевают только «ознакомить» с темой, а отработка ложится на плечи родителей.

– Давайте начнем с нашей системы образования. Чем она плоха? – удивился Дамир Галиханович. – Одна бабушка сказала, в блоге покритиковали и все поверили? Давайте определимся, что мы хотим получить, на кого ориентироваться и зачем. Все системы в мире очень разные, в каждой есть свои плюсы и свои бреши. У нас 31 лицей обвиняют в том, что он работает на зарубеж. Также и выпускники школ №95, 1, 77 едут учиться в другие страны, успешно работают там. Может быть не система у нас плохая, а дело в чем-то другом?

– Передовой мировой опыт в сфере образования у нас перенимается постоянно, начиная еще с 90-х годов прошлого века. Хотя тогда таких установок не было, – рассказывает учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов. – Сейчас все говорят о финской системе, о китайской, все учителя и директоры в курсе новинок. Я изучаю этот опыт, применю его, где уместно, но говорить о полном переносе системы мы не можем, потому что очень много нюансов. У меня около 300 выпускников обучается в разных странах мира, но ни один из них не говорит, что у них идеальная система. Где-то более жесткие рамки, где-то нет. Где-то больше требований к педагогам, где-то к родителям. Вот последнее я бы перенял. Потому что если приходит родитель с замечанием, что ребенок что-то не понимает и выясняется, что школа сделала все что могла, то вопросы к родителю. Как минимум 40% своего времени он должен потратить на ребенка, создать ему условия для обучения, в том числе. Каждый успешный выпускник – это результат сотрудничества учителя и родителей. Нет проблемы перегруза знаниями школьников, есть проблема с организацией времени. Детям нужна динамика, смена деятельности, чередование форм занятий.

– Родители, которые ведут ребенка в первый класс, зачастую допускают серьезную ошибку, – считает Сергей Ефремцев. – Они выбирают школу. Нужно выбирать учителя начальных классов. В любой школе есть 1,2,3 педагога, на которых все держится. И тогда родителям ничего не придется объяснять дополнительно.

– Ставить проблемой качество образования в вину только школе я бы не стала, – говорит Лилия Емельянова. – Здесь двусторонний процесс. Мы хотим, чтобы дети читали, а они наблюдают не читающих родителей, мы хотим, чтобы дети не погружались в Интернет, а они видят нас там. Бывает, что своим «непониманием материала» ребенок просто подменяет желание, чтобы мама и папа уделили ему внимание, просто посидели рядом, пообщались. Зачастую это единственный способ завладеть мамой хоть на 1,5 часа в день.

– Говорят у медали две стороны. В случае с образованием с одной стороны – родители, с другой – школа. Но здесь присутствует еще и государство, – отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. – Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением «Наши» всероссийского молодежного форума «Селигер-2007», министр образования Андрей Фурсенко сказал «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других ». И ключевой момент заключается в том, что если мы воспитываем потребителя, то ученик не хочет учиться, он желает развлекаться и потреблять.

У нас достаточно консервативная страна и родители, судя по опросам, все-таки предпочитают, чтобы из их детей воспитывали творцов, а не потребителей. Учителя старой гвардии, не взирая на все реформы, учат школьников по «старой» классической системе.

Продуктивное обучение получается, если есть возможность обходить все ненужное и мешающее. А для того чтобы это было возможно, надо иметь или умную, или смелую администрацию и родителей, которые поддерживают учителя.

– Хорошие педагоги подпольно делают свое дело, – смеется Марс Вахидов. – Учитель вправе сам решать какую задачку давать ученику. Да, бывают идиотские учебники. Но сегодня педагог достаточно свободен в выборе какую конкретно задачу предложить на уроке. Если он смелый, решительный и разумный человек, то он не предложит идиотскую задачу с такими же решениями.

Однако любая проверка и за отступление от современных стандартов и учитель, и директор могут получить далеко не премию и похвалу. И круг замкулся снова... На уроке дали материал, а задача родителей:

1) Усадить ребенка заниматься под его вопли, что «нам это не задавали, а то что задавали я не понял и решать не буду»

2) Вникнуть, что в школе проходят

3) Понять, где пробел в знаниях и что не смог понять

4) Перерыть тонну пособий и методом проб и ошибок выявить нужное

5) Понять, в каком порядке и как темы отрабатывать, в какой системе, понять, какой хороший результат и к чему должны прийти

6) Понять, сколько времени тратить, сколько задач, строчек, слов писать.

7) Убедить в миллионный раз ребенка позаниматься. И услышать в ответ - а нам не задано! А Катина мама хорошая, она не заставляет ничего делать.

8) Проконтролировать, чтобы сделал задание.

9) Проверить то, что ребенок написал.

Наши эксперты единогласно пришли к выводу, что выход в создавшейся ситуации можно найти не в противостоянии «родители – школа», а в сотрудничестве. Совместно выяснять какие проблемы есть у школьника и как их можно решить. Далеко не случайно сейчас помимо критерия «обученность» есть и «обучаемость». Если учитель сделал все возможное, то может быть дело в уровне обучаемости и желании учиться у конкретного ребенка? А на них могут влиять абсолютно разные причины: от ветра в голове до физиологических, психологических особенностей, да и просто личного восприятия. Как это произошло в семье одного замечательного умного мальчика. Ну не смог он ответить сколько будет дважды два и как зовут его маму.

– Не готов к школе, – сказала учительница.

– Разве ты не знаешь, как меня зовут? – удивилась мама мальчика.

– Катя! – легко ответил сын.

– А сколько будет дважды два?

– Ну, четыре!

– А почему ты в школе так не ответил?

– Да учительница старая, не красивая.

Ольга Мишкина

Фото shutterstock.com

14

Счастливый ребенок 24.10.2017

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком. Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены. Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться. Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки. По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы. Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом. Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. Главная задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа . Клип группы Любовные истории .

Смотрите также

14 комментариев

    Марфа
    19 Сен 2018 в 6:32

    Ответить

Тимофей Дрогин рассказал, почему школьники теряют мотивацию в учении и начинают очень не любить школу.

Одиннадцатилетний школьник, спикер конференции «Завтра по имени», высказал свое мнение - почему дети перестают любить школу и не хотят учиться.

1. УЧИТЕЛЬ

Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них - это боязнь учителя.

2. СТРАХ ОЦЕНКИ

После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам.

3. СТРАХ ОШИБКИ

Еще один страх - это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то.

4. ТРОЛЛИНГ

Еще одна причины - насмешки однокласснкиов. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!».

5. ДУРАЦКИЕ ТЕСТЫ

Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить.

6. ОБЪЕМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете.

7. ЗАПРЕТ НА УНИКАЛЬНОСТЬ

В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь.

8. ШКОЛА НЕ УЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Я читал, что когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни - быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь».

9. ШКОЛА НЕ УЧИТ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков.

10. ШКОЛА НЕ ГОТОВИТ КО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

Школа - это подготовка ко взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться - самое важное.

  1. Чтобы научиться выживать в школе, нужно иметь жизнь за ее пределами.
  2. Не бойтесь ошибок и извлекайте из них опыт. Мне нравится пример Томаса Эддисона. Он ошибся 999 раз перед тем, как создать лампочку. Но на самом деле он не ошибался, он просто определил 999 вариантов, которые не работают.
  3. Чтобы развивать свои навыки общения, я бы посоветовал участвовать в конкурсах, мероприятиях, даже зачитать стих в классе - это уже какой-то опыт.
  4. Экспериментируйте, интересуйтесь и учитесь зарабатывать как можно раньше. Это развивает уверенность. Я, например, плету браслеты. Сейчас мне помогают родители, но в будущем я планирую открыть свой маленький онлайн-магазин.
  5. Ищите «свою» школу. Мой совет родителям: прислушивайтесь к ребенку, если он говорит, что в нынешней школе ему не нравится.
  6. И главное, где бы вы сейчас ни учились, кем бы вас ни считали, верьте в себя!

Ваши дети всегда с удовольствием идут в школу? Или порой вам все-таки приходится их заставлять? Нежелание ребенка идти в школу может быть вызвано разными причинами и выражаться в различных формах. Как распознать, что школьник испытывает трудности, связанные с обучением, и как помочь ему справиться с этими трудностями? Об этом поговорим сегодня.

Основные причины и формы отказа от учебы

Нежелание учиться и посещать школьные занятия может выражаться в различных формах. Конечно, ребенок может напрямую заявить родителям, что не хочет этого, но, как правило, так поступают только ученики младших классов, да и то не часто. Чаще всего нежелание учиться можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок часто болеет. Здесь важно не спутать реакцию протеста со слабым здоровьем. О том, что ученик просто не желает посещать школу, будут свидетельствовать частые болезни (например, болит голова, живот, ребенок постоянно простужается), которые не были характерны для него ранее; усиление симптоматики в учебные дни и улучшение состояния в свободное от учебы время. Важно учесть, что ребенок не притворяется и не придумывает себе болезни – это своеобразная реакция его психики и организма на нежеланную ситуацию.
  2. Ребенок стал замкнутым, подавленным и необщительным или агрессивным и вспыльчивым. Делая то, что ему делать совсем не хочется, ученик будет выдавать эмоциональные реакции, которые ранее были ему несвойственны (например, гнев или замкнутость). Он может винить родителей в том, что его заставляют ходить в школу, и на этом фоне начать общаться с ними неподобающим образом (ругаться, грубить и т.д.) или перестать общаться вовсе (отделываться односложными ответами, никогда не заводить разговор первым и пр.). Также на подобное поведение могут жаловаться учителя.
  3. Ребенок прогуливает занятия. Школьник придумывает различные причины, чтобы не ходить в школу, лжет родителям и учителям, систематически не посещает занятия. Как правило, о частых прогулах родителям сообщают педагоги.

Вот основные причины, по которым ребенок может избегать учебу:

  • Проблемы с учителем
  • Проблемы с одноклассниками
  • Проблемы в обучении
  • Скука и отсутствие интереса
  • Непонимание необходимости учиться
  • Неготовность обучаться в школе
  • Страхи

Проблемы с учителем

Не секрет, что школьные учителя часто выбирают себе наиболее и наименее любимых учеников. Эта «нелюбовь» педагога к ребенку, предъявление неадекватных требований или чрезмерная критика могут обуславливать нежелание школьника ходить на занятия к такому учителю.

Как распознать

Ребенок становится замкнутым и избегает вопросов о занятиях с данным учителем, прямо отказываться ходить на уроки с ним, ругает педагога и нелестно отзывается о нем. Уловить наличие конфликта можно и в прямом контакте ребенка и учителя, наблюдать который можно после занятий, когда Вы забираете ребенка, или на общем родительском собрании.

Что делать

В данном случае необходимо:

  1. Выяснить причину конфликта, поговорив и с ребенком, и с педагогом.
  2. Обсудить со школьником этот конфликт. Важно показать ему, что учитель – это авторитетная фигура, к мнению которой следует прислушаться.
  3. Поговорить с педагогом. Попросить его более лояльно относиться к ребенку, не выказывать излишней критики или использовать более мягкий стиль преподавания (в зависимости от причины конфликта).
  4. Найти компромисс. Важно, чтобы все стороны осознали наличие проблемы и хотели разрешить ее. Если Вы видите, что дело в учителе, который не желает идти навстречу, то лучше всего сменить класс. Если же педагог готов идти на компромисс, то важно донести до ребенка, что ему не желают зла, и при соответствующем поведении с его стороны исчезнет ситуация конфликта.

Проблемы с одноклассниками

Очень часто дети не желают посещать школу именно потому, что не могут найти общий язык с одноклассниками, становятся в классе «изгоями» или имеют конфликты с кем-то из старшеклассников.

Как распознать

Ребенок с такими проблемами будет использовать все способы, чтобы не ходить в школу (лгать, прогуливать, плакать, когда его заставляют, и т.д.), может стать более замкнутым, неохотно отвечать на любые вопросы о школе, избегать упоминаний об одноклассниках/старшеклассниках, часто болеть. При этом друзей в школе у школьника нет совсем или очень мало.

Что делать

Здесь важно выяснить причину конфликтов и напрямую обговорить это с ребенком. В данной ситуации предпринять можно следующее:

  1. Объяснить ребенку, что в происходящем нет ничего обидного/страшного. Это поможет в том случае, если ученик чувствует себя не таким как другие (например, выше/ниже всех ростом); если его дразнят ребята; если просто не складываются отношения с некоторыми одноклассниками. Можно вспомнить и рассказать о похожей ситуации в ваши школьные годы и о том, как с ней справились; объяснить, что невозможно общаться со всеми одинаково хорошо, и это совершенно естественно.
  2. Показать ребенку, как можно постоять за себя. Научить его обороняться, не давать себя в обиду и уметь игнорировать провокации.
  3. Помочь школьнику поверить в свои силы. Совместно с ребенком найдите область, в которой он сможет проявить себя с наилучшей стороны и показать всем, на что он способен. Это поможет поднять самооценку и вызвать уважение у других ребят.

Проблемы в обучении


Школьные неудачи, непонимание учебного материала, отставание по каким-то предметам от своих сверстников – еще одна распространенная причина нежелания ходить в школу.

Как распознать

Об этом родителям скажут плохие отметки, индивидуальная беседа с учителем, совместное с ребенком выполнение домашних заданий (поможет выявить пробелы). Ученики младших классов могут прямо заявлять, что не желают больше ходить в школу, потому что, например, «все умею читать, а я нет».

Что делать

Решить эту проблему помогут:

  1. Дополнительные занятия с учителем или репетитором
  2. Помощь ребенку в выполнение заданий, разъяснение материала
  3. Перевод в другой класс (в крайних случаях, когда ребенок сильно отстает по программе, и нет возможности быстро это подтянуть)

Скука и отсутствие интереса

Иногда причиной нежелания учиться может стать совсем другая ситуация – ребенок уже хорошо освоил все, что ему сейчас преподают, и не испытывает интереса. Это характерная ситуация для одаренных детей, намного опережающих в развитии своих сверстников.

Как распознать

На занятиях ученик скучает и занимается посторонними делами, поэтому может получать плохие отметки и замечания за поведение. При этом весь материал дается ему легко – это видно, если попробовать совместно с ним решить какую-то задачу или попросить что-то объяснить.

Что делать

В таком случае можно:

  1. Объяснить школьнику, что не все дети такие же одаренные как он. Поэтому нужно терпеливо к этому относиться и помогать отстающим при необходимости (роль учителя/помощника может увлечь ребенка и сформировать интерес к школе).
  2. Попросить педагога давать ученику более сложные задания. Например, в то время как весь класс решает какую-то стандартную задачу по алгебре, учитель дает Вашему ребенку задачу на порядок сложнее (олимпиадную, из программы старшего класса и т.д.). Этот же способ могут использовать и родители дома.
  3. Перевести в другой класс. Если ребенок успешно освоил программу своего класса, то совершенно очевидно, что его можно перевести далее. Поговорите об этом с учителями, директором школы.

Непонимание необходимости учиться

Ребенок, не видящий смысла в ежедневном посещении занятий, будет стремиться всеми силами этого избежать.


Как распознать

Школьник прогуливает занятия, напрямую отказывается ходить в школу и выполнять домашние задания, говорит о том, что «все это бессмысленно», «никому не нужно», «я бы лучше сразу пошел работать» и т.д. При этом страдают также отметки и поведение на уроках, могут возникать конфликты с учителями.

Что делать

В этом случае очень важно объяснить ребенку, что школа нужна ему. Например, без нее не поступить в университет, не найти интересную или высокооплачиваемую работу и т.д. Младшим школьникам можно говорить о том, что здесь с ним будут заниматься, давать знания и говорить интересные вещи, учить полезным для жизни вещам и т.д.

Неготовность обучаться в школе

Эта проблема часто возникает у первоклассников, которых слишком рано отдали в школу. Они еще не готовы к данной ситуации психологически, поэтому не испытывают ни малейшего желания посещать незнакомое и неинтересное для них место.

Как распознать

Малыш отказываться подчиняться школьным требованиям, плохо ведет себя, играет на уроках, быстро утомляется, не может усидеть на месте, напрямую отказывается ходить в школу и просится обратно в детский сад.

Что делать

Лучше всего в данной ситуации проконсультироваться с психологом. Если он выявит, что ребенок по разным критериям (психологическая, интеллектуальная, эмоциональная готовность и т.д.) не готов учиться, то стоит переждать еще год. Если же в результате обследования это не выясняется, то, скорее всего, у ребенка просто нет мотивации и работать нужно именно с этим.

Страх нового и неизвестного

Характерен для первоклассников, которые попали в абсолютно новую для них ситуацию и не совсем понимают, как себя вести в ней.

Как распознать

Ребенок просит не оставлять его в школе одного, плачет, откровенно говорит о том, что боится, в школе очень замкнут, ни с кем не общается, «забит».

Что делать

В данном случае следует:

  1. Объяснить ребенку смысл обучения
  2. Показать привлекательные стороны посещения школы (например, узнаешь много интересного, найдешь новых друзей и пр.)
  3. Рассказать, сколько времени ребенок проведет в школе, когда именно вы его заберете
  4. Уходить открыто, с улыбкой и без долгих прощаний на пороге школы
  5. Поговорить с учителем, попросить помочь малышу на первых парах (ориентироваться в здании школы, привыкнуть к новой ситуации и др.)

Трансформируем отказ в желание!

Если ваш ребенок не хочет ходить в школу, то это не означает, что он ленивый или плохо воспитан. Скорее всего, это легко объясняется одной из вышеперечисленных причин. И с этим можно справиться, если родители проявят максимум заинтересованности, внимания, понимания и заботы.