Орнаменты и узоры на посуде славянских народов. Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения

Славянский орнамент отличался своей самобытностью, близостью к природе. Ведь многое в нем напоминает всевозможные травы, цветы, деревья. Часто использовались узоры, которые так или иначе олицетворяют Солнце, звезды. Наши предки обожествляли природу, поэтому и пытались отразить ее даже в предметах своего быта и своего творчества. Кроме того, в язычестве было распространено понятие о магии, о чем-то мистическом. Это тоже внесло свою лепту в становление славянского орнамента.

Славянский орнамент и его значение, на самом деле, являются отражением мировоззрения целого народа. Ведь все людские знания и мысли как бы зашифрованы в их творчестве, передаются по наследству потомкам.

Славянские узоры и орнаменты можно было встретить на текстильных изделиях и одежде (постельное белье, полотенца, рубахи, платки, юбки, платья, сарафаны и другие вещи). Также славянские орнаменты были частым украшением предметов домашнего обихода, посуды, дома (как снаружи, так и изнутри). Предназначение этих орнаментов было различным: для красоты (например, одежда или посуда для праздников), для оригинальности, для защиты (то есть обережная функция), для привлечения каких-либо благ (любви, удачи, богатства).

Орнаменты и узоры в одежде

А как обстояло дело с орнаментом на одежде древних славян? Во-первых, узоры вышивались не на всей поверхности ее, а лишь на определенных частях: на воротнике, манжетах, разрезах, поясе. Причем более пристальное внимание уделяли воротнику и поясу: через воротник, по поверьям, душа человека покидает тело, а пояс проходит через пупок – центр тела. В целом, можно сказать, что эти места были наиболее уязвимыми. Необходимо было защищать и спинку одежды. Она тоже считалась самой незащищенной частью одежды.

Во-вторых, из орнаментов на одежде чаще всего использовали разного рода ромбы (символы плодородия, женского начала), затейливые крючки и завитки. Находилось место и для свастичных (солярных) символов. Нитки обычно использовали красного цвета, а также черного и белого. Красный цветы считался защитным, черный – это цвет земли. В мужской одежде иногда были узоры синего и зеленого оттенков. Первый был защитой от стихии, а второй – от травм и повреждений.

Славянская писанка: значения орнаментов

Когда речь заходит о славянских узорах и орнаментах, нельзя не упомянуть о писанках. Для тех, кто не в курсе, это раскрашенные или расписанные пасхальные яйца. В древности процесс росписи был частью магического обряда. То есть традиция красить яйца появилась еще задолго до прихода христианства. У славян писанка была неким оберегом, который дарил человеку защиту.

Подходили к делу с большой долей ответственности. Узорами для яиц были всевозможные геометрические фигуры, всевозможные знаки. Что касается цветов, то они были разнообразными, здесь не было строгих правил. Но чаще всего использовали черный, красный, желтый и зеленый цвета.

Сами орнаменты в основном олицетворяли природу и ее составляющие (растительные, животные символы), плодородие (ромбы, полосы). Популярным был знак Звезда Алатырь, или Крест Сварога. Безусловно, использовали для писанок и солярные символы, кресты.

Славянский орнамент для защиты

Славянские обережные орнаменты имели цель уберечь своего хозяина или всю семью от разных бед, горя, несчастья. Если речь идет о конкретном человеке, то его оберегала вышивка на его костюме, а также резьба на личных вещах или оружии у мужчин. А если говорить о целой семье или даже жилище, то тут стоит обратиться к росписи и резьбе домашней утвари, самого дома.

Вообще узоров и орнаментов «удостаивались» чаще самые «уязвимые» и опасные части дома: окна, двери, ворота. Ведь через них мог зайти вор, а также злые силы или завистливые люди. Даже от природной стихии, непогоды наши предки защищали свое жилище (например, символ Грозовик – чтобы уберечься от удара молнии). Часто славяне, чтобы уберечь скотину и свой урожай, наносили узоры на амбары, хлеба, конюшни и другие постройки, где хранилось зерно или находились животные.

Значение славянских орнаментов

Можно сказать, что вся важность жизни, вся ее ценность у славян была отражена в орнаментах, узорах. Последние, кстати могли значительно различаться у восточных, западных и южных ветвей славянского народа. Никогда славянский узор не был бессмысленным или сделанным наобум. У него всегда было свое предназначение, своя цель.

Славяне подходили к делу серьезно и основательно. Например, были дни, в которые можно было вышивать тот или иной символ, и дни, в которые это категорически запрещалось. Или некоторые символы, например знаменитую «Рожаницу», нельзя было вышивать самой себе. Это лишний раз доказывает, какими мудрыми были наши предки.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания. Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо.

Многие ученые: историки, этнографы – указывали на то, что русский геометрический орнамент – это текст. Определим для себя это понятие. Само слово «текст» происходит от латинского textus – сплетение, структура, ткань, связь, связное изложение. Определение текста звучит следующим образом: «последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение». Другими словами, текст - это связная и полная последовательность знаков.

Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства». В начале XIX века вышивальщицы еще помнили смысловое значение узоров, был также и обряд их прочтения. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать», а «строчить письмо» значило вышивать строкой. На санскрите, языке древнеарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь». О близости санскрита и русского языка на сегодняшний день написано немало научных трудов. Эта близость обусловлена лучшей сохранностью архаизмов в русском языке, а в особенности в диалектах Русского Севера.

Отдельные символы на вышивке имели в разных областях часто отличающиеся названия. В большинстве случаев наименование узора у вышивальщиц происходило от визуального сходства с чем-либо. Например, «гребень», «грабли», «ошейник», «кошачья лапа», «ползвезды», «зрачок», «узор крючками» (Прилузский р-н, респ. Коми); «лягушки», «гребенки», «круги», «утья лапа», «солнца», «лежачие лягушки» (Калужская обл.). Узоры, вышитые на одежде, вместе с мифологическими образами и охранной функцией несли в себе и социальную информацию. Так, в ряде районов Калужской области рисунок «лягушки», который является семейным оберегом, пожеланием приплода и благополучия, на подолах рубах молодых женщин располагался вертикально, а у женщин в возрасте – горизонтально. Девочка-подросток надевала рубаху с рисунком «петушки», а невеста – с «солнцами». В Ветковском районе Гомельской области к свадьбе ткали рушники с изображением ромбов, раскрещенных косым крестом и знаками семян внутри, что, как предполагают, символизировало вспаханное поле и сев-зачатие. Одни ромбы изображались с короткими отростками, что символизировало всходы, а на других отростки продлевались и загибались внутрь, означая зрелые колосья. Вся символика рушника была призвана обеспечить будущее «плодородие» семьи.

Про мифологические образы и социальное значение узоров в русском орнаменте было написано немало книг и статей, приводились варианты трактовок символов и целых сюжетов, анализировался сюжетно-символический язык орнамента. Считается, что символы, составляющие орнаментальные комплексы являются идеограммами, то есть знаками, отображающими некую идею, какой-то образ. Что орнамент является своего рода идеографическим письмом, посредством которого вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания. Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо. В таком письме отдельный знак привязан не только к образу, но и к звучанию. Как правило, такие знаки составные. Например, китайские иероглифы фоноидеографической категории состоят из двух частей. Одна часть называется «фонетик» и отвечает за звуковое воспроизведение, а другая – «детерминатив» определяет область, к которой относится конкретное значение данного иероглифа.

Геометризированная арабская вязь XIVв. Стиль «квадратный куфи»

Русский геометрический орнамент является своего рода иконографией. Когда-то бывшие священными образы божеств и космогонические картины, изображенные на орнаментальных комплексах, по нашему мнению, могут включать в себя или полностью состоять из более простых знаков, которые, возможно, являются фонетической частью. Таким образом, исследуемые геометрические узоры представляют собой вязь, то есть тип письма, в котором знаки сближаются или соединяются друг с другом и связываются в непрерывный равномерный орнамент. В таких видах письма знаки, соединяясь друг с другом достаточно разнообразными способами, могут образовывать более сложные отдельные знаки – лигатуры. Практика объединения нескольких знаков в один всегда была достаточно распространенной. Она могла применяться как для экономии места, тайнописи, колдовских практик, так и в декоративном плане.

Многократно повторенное слово «аллах» в виде орнамента. Стиль «квадратный куфи»

В Средние века арабы украшали свои мечети геометрическим орнаментом из надписей, выполненных вариацией куфического письма «квадратным куфи». Куфическое письмо – один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века и получивший свое название от иракского города Эль-Куфа. Стиль этого вида письма – «квадратный куфи» – отличался сильной, порой до неузнаваемости, стилизацией букв. Надписи подобным стилем выполняли, как правило, скручивая их по спирали. Можно отметить, что куфический стиль напоминает знаки русской вышивки. Некоторые исследователи даже утверждали, что русский геометрический орнамент – это подражание куфическому письму. Однако при наличии современных исторических и этнографических данных это утверждение, конечно же, не выдерживает никакой критики.

Элемент русской вышивки

Использование лигатур различных видов было широко распространено в древних видах письма, таких как сирийское письмо, деванагари и др. Традиции орнаментальной вязи с XI века существовали в Византии, с XIII века фиксируются у южных славян, а в русской книге кириллическая вязь появилась в конце XIV века. Сохранились памятники поморской вязи. В ее стиле отсутствуют окружности, это позволяет образовывать более сложные лигатуры, напоминающие паутину. Широко была распространена глаголическая вязь. Кроме того, еще в XVIII веке полагали, что глаголица содержит в себе первобытные славянские «рунические» письмена, которые служили для обозначения не отдельных звуков, а целых понятий, таких, как божества, времена года, месяцы, явления природы и т.д. Такие факты действительно встречаются в культурах многих народов.

Поморская вязь

Подобная традиция объединения рун в связки существовала и у древних исландцев. В исландской рукописи XVII века упоминается: «Они притом, таким образом, устраивали сии лечебные искусства, что все руны одного слова были собраны и нарисованы как один рисунок. Так целое слово было превращено в один рисунок и было столько подобных ставо-рисунков, сколько требовалось для их ведовства. Например, одному такому связанному ставу дано имя «Гапальдюр», а другому – «Могучая грива». И думают некоторые, что эти картинки содержат сжатые и собранные вместе имена асов».

Глаголические лигатуры

«Ставы» – знаки, состоящие из группы рун, могли заключать в себе не только имена скандинавских верховных богов – асов, но и разного рода заговоры и личные монограммы. Такие связки рун должны были быть настолько ясны, чтоб их нельзя было прочесть по иному, чем с самого начала предполагалось. Таким ставам часто приписывались магические свойства. Считалось, чем больше рун в себя включает став и чем симметричнее он получился, тем сильнее магия. В одной из рукописей упоминается: «По словам некоторых людей, один став, составленный из множества ставов из этих рунических книг, весьма часто видели написанным на пергаменте, и был сей став настолько сильным, что не горел в огне».

Став, заключающий в себе имена пяти скандинавских богов: Локи, Фрей, Ньёрд, Хёнир, Тор

В разное время у разных народов для усиления графических заклинательных формул часто использовался прием многократного повторения одного знака или их последовательности. Нередко повторенный определенное количество раз знак связывался в одну общую лигатуру. Из повторений одного знака составляли замкнутые и незамкнутые цепочки с различными приемами соединений. Это было достаточно распространенной практикой с древних времен. Учитывая заклинательный аспект русского геометрического орнамента, отметим, что и при его составлении данная практика, безусловно, применялась.

Повторяющиеся связки знаков на орнаментальной полосе

Полосы узоров в геометрическом орнаменте в подавляющем большинстве цикличны. Знак или связки знаков, как правило, повторяются на протяжении всей изображенной полосы орнамента, а в некоторых случаях, в пределах одной ограниченной зоны.

Пример перехода одного цикличного ряда знаков в другой

Встречаются случаи, когда один цикличный ряд знаков переходит в другой или несколько изменяется на законцовках орнаментальной полосы. Это чаще всего происходит в орнаменте традиционных поясов, что связано с их охранной функцией. В архаичном геометрическом орнаменте кроме «позитивного» изображения на переднем плане существует и бытующее неразрывно с ним «негативное» в фоне, то есть изнанка. Эти два изображения, по сути, являются одним. Очертания знаков в «позитиве» полностью зависят от знаков в «негативе» и наоборот.

Повторяющиеся знаки в ограниченных зонах

Достаточно большой процент фигур и непрерывных бордюров в русском геометрическом орнаменте имеет четырехстороннюю симметрию, что связано с заклинательной и обрядовой практикой. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и т. п. Принцип четырехсторонности соблюдался в организации внутреннего пространства жилища, а также при строительстве святилищ. Иногда может показаться что на вышивках фигурируют только узоры построенные четырехсторонним зеркальным отображением какого-то определенного мотива. Но это не так. Геометрический орнамент строился не только исключительно на принципах симметрии, он включает в себя достаточно разнообразный арсенал способов построения сложных конструкций.

Итак, нами рассмотрены минимальные знаки русской орнаментальной системы, а также способы их соединения. Итоговый общий их ряд изображен на рисунке в более привычном «прямом» ракурсе.

Эти знаки являются своего рода алфавитом системы, из которого могут строиться целые повествования, заключенные в сложные орнаментальные конструкции. Хотим обратить внимание что ряд, представленный на рисунке 60, вероятнее всего не полный, и со временем, конечно же, будут обнаружены дополнительные знаки. Тем не менее имеющийся арсенал простых и основных сегментов позволяет нам реконструировать русскую орнаментальную систему в значительном объеме.

Пётр Макагонов, фрагменты книги "Русский традиционный орнамент как знаковая система"

Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным источником служили Византия и Кавказ. Изображение трехлепесткового лилиевидного цветка, именуемого крином, плетение и растительный орнамент, как и многочисленные образы «Звериного» стиля, были частными гостями в декоре тогдашней архитектуры и одновременно украшали листы книжных миниатюр. Не все темы, любимые в Византии, могли обрести для себя новую жизнь на Руси. Новые приживались в том случае, если чем-то соприкасались с уже привычными образами и были близки и понятны русским мастерам, получая при этом иную форму, измененную и приблеженную ими к своему пониманию. Многое в создававшемся искусстве было полно желанием оградить человека от всего дурного. Это шло от воззрений язычества, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Народные образы, жившие столетиями, связывались с привнесенными из других стран. Эта народная струя во многом определила образы и формы русского декоративного искусства, вливая в него все новые и новые свежие силы.

Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали прежде всего из жизни, окружающей природы, из легенд и преданий. Обращались и к смежным отраслям прикладного искусства. В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы – водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами, и символом солнца было изображение коня или всадника, а также фантастической жарптицы. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц. Наиболее известны изображения двуглавого орла с поднятыми крыльями, занявшие прочное место в гербах и монетах (связанные с почитанием бога огня и молнии). В образе быстрокрылой птицы – орла или сокола – получили отражения представления славян о стремительной «окрыленной» молнии. Образ молнии также нашел воплощение в виде огненного змея и дракона. Змей-дракон, олицетворяющий молнию считался покровителем жилья и огня. В языческом искусстве древо жизни животных и птиц стали любимыми в композициях декоративного искусства средневековья. Сам же этот мотив восходит к древневосточному искусству. В древнерусском искусстве он получил особый художественный оттенок. Особый интерес представляют сюжеты аграрно-магических календарных обрядов, связанных с основными этапами сельскохозяйственных работ. В основе всей русской орнаментике лежат растительные формы. В них наиболее распространенным был орнамент вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в кругах, образованных отростками. В XI и особенно в XII в. в Киеве и других городах Древней Руси получил развитие плетеный орнамент и так называемый «звериный стиль», широко распространенный в искусстве Западной Европы раннего средневековья. Плетеный орнамент приходит на смену древнему геометрическому. Он отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов. Узоры плетения усиливают нереальность изображения. В киевском искусстве плетение усложнено, линии образуют причудливые рисунки, магическая сторона «магического стиля» ослабевает и усиливается интерес к декоративности, к самому узору. Само плетение не было изобретением мастеров Киевской Руси. Оно пришло из искусства других стран, главным образом из стран Востока и Византии. Мощное воздействие плетеной орнаментики, пришедшей сюда извне, было поддержано местным мимитивным орнаментом. Это позволило плетению широко развиваться на русской почве и довольно скоро приобрести самостоятельные художественные черты. Мотив розетки на протяжении веков повторялся в различных вариантах во всех отраслях прикладного искусства – в дереве, камне, шитье, серебряном деле. Четырех-, шести-, восьми-, девятилепестковые розетки то перекликаются с далекими прототипами в византийском прикладном искусстве, то напоминают о древнем народном орнаменте «солнц». Одна из особенностей орнаментации древнерусского искусства – это надписи, выполненные декоративным письмом в полосах, кругах, ромбах, иногда служащие основным или даже единственным украшением предмета. Начертание букв и характер надписей в отдельных художественных центрах имеют индивидуальные особенности. Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций, помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение,-это гербы. Гербами назывются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью. Для опредиления имени владельца предмета не менее важную роль играла и монограмма. В XVIII и XIXвв. они изображались в таком сложном переплетении разных и чеканных букв, что монограммы, подобно гербам, часто служили единственным украшением ювелирного изделия. В древнерусский орнамент проникали из Причерноморья через Византию, Иран и Среднюю Азию античные мотивы. Прочно вошли в него творческие переработанные изображения сказочной птицы Сирин, восходящей к эллинистическим сиренам, и получеловека-полуконя, дикого китовраса (кентавра). При всей интенсивности влияния Византии соприкосновение с ее художественной культурой не привело к копированию и близкому повторению византийских подлинников. Русские мастера сохранили своеoбразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. От византийского искусства они приняли лишь то, что отвечало их вкусам. Они смягчили черты суровости и аскетизма в изображении, а византийские орнаментальные мотивы обрели в их исполнении новое звучание. Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий обогатило тематику орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных трав и цветов в XVI-XVII вв. можно встретить стройный орнамент пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба. Корни его уводят к памятникам Итальянского Возрождения. Встречаются узоры трав, пропущенных через корону, мотив орнаментации драгоценных заподноевропейских и восточных тканей-гвоздики, «опахало», кипарис и гранатовое яблоко. Древнерусские мастера обладали необыкновенно тонким чувством меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции даже при полном нарушении симметрии. Это прослеживается как в прикладном и изобразительном искусстве, так и в архитектуре.

Крест Лады-Богородицы — Символ Любви, Гармонии и Счастья в семье, в народе его называли Ладинец. Как Оберег его носили в основном девушки, дабы иметь защиту от «дурного глаза». А чтоб сила мощи Ладинца была постоянной, его вписывали в Великий Коло (Круг).

Ладинец,он же Гармония женского начала- женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности - Вы становитесь краше и привлекательней,а главное - здоровее.
Оберег дает спокойствие, радость и осознание себя Женщиной.

Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака.
Огонь - Овен, Лев, Стрелец,
Вода - Рак, Скорпион, Рыбы,
Земля - Телец, Дева, Козерог,
Воздух - Близнецы, Весы, Водолей

Для стихии Земли - классический черный цвет (многие вышивают темно-зеленый).
Для стихии Огня - также используется черный цвет (многие вышивают темно-коричневый).
Для стихии Воздуха - голубой цвет.
Для стихии Воды - синий или бирюзовый.

Ладинец обычно вышивают в сочетают с розами.

Девушка, женщина, которой подарили оберег Ладинец или Гармонию женского начала, должна после получения подарка 40 дней ходить в юбке и платьях!!! Даже дома нужно носить халаты или сарафаны,в брюках, шортах и т.п. нельзя! Это касается и для себя любимой!!! Это очень важно!
Еще Ладинец - это народное и упрощенное название оберега «Коло - Ладник».
Ладинец - это пара к Коляднику (Родовичу). Вдвоем они олицетворяют женское (Ладинец) и мужское (Колядник) начало, иобразут небесную семью.

Богиню Ладу славяне называли великой Богиней Матерью, или же Роженицей. Именно Коло (круг, женское начало) и 8 элементов (символ бесконечности) подчеркивают женский характер оберега, гармонию и воплощение в вечности всего живого и сущего.
Коло-Ладник или же Ладинец можно видеть в паре с Колядником внутри семейного дома - это символы дающего и воспринимающего начала, они олицетворяют единства мужчины и женщины, и закручены в вихре солнечного движения, которое воплощено в 2-х оберегах.
Ладинец дарят женщине, причем независимо от ее семейного положения. Если Ладинец носит незамужняя девушка, девочка - он раскрывает в ней женственность, женские качества и черты характера. Замужней женщине Ладинец поможет родить здоровых детей, содействует семейному благополучию, сохраняет в доме Мир, Лад и Согласие.
Крест Лады Богородицы (Ладинец) - это Символ Любви, Гармонии и Счастья в семье. Этот оберег носили в основном девушки, чтобы иметь защиту от "дурного глаза". Для того чтобы сила и мощь Ладинца была постоянной, оберег вписывали в Великое Коло (Круг).
Если в доме есть оберег Ладинец - никогда не постигнет его Беда. Для этого узора традиционные цвета: голубой и изумрудно-зеленый.
Когда вышивать: 10, 14 лунный день.