Монументальное искусство. Что такое монументальное искусство К монументальному жанру не относится

Монументальное искусство - род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Е. В. Вучетич, Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. 1963–1967 гг. Железобетон.

Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скайранис. Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе. 1961–1967 гг. Бетон.

Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность - это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Общество создает почву для создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, для ее одухотворения и проникновения в нее художественного начала. Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания цветом, рисунком, декором её функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веронезе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.). Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII - начала XIX в. В условиях развития капиталистического общества, особенно во второй половине XIX в., монументальное искусство переживает кризис, связанный с утратой больших общественных идеалов, с упадком и художественным измельчанием архитектуры.

В XX в. неоднократно делались попытки возрождения синтеза искусств. Можно упомянуть об опытах М. А. Врубеля и художников «Мира искусства», о прогрессивных мексиканских художниках (Ривера, Сикейрос, Ороско). Вместе с тем синтез искусств остается одной из наиболее сложных проблем времени, решению которой часто мешают тенденции создания технической, машиноподобной, конструктивистской архитектуры.

Синтез искусств, как одно из выражений творчества по законам красоты, приобретает при попытке построения коммунизма программное значение. Он необходимо включает в себя монументальное искусство. В. И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, активно осуществлявшийся в СССР (см. Ленинский план монументальной пропаганды). Советское монументальное искусство особенных успехов достигло в 1930‑е гг. (преобразование городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Санкт‑Петербурге, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими.

Монументальное искусство - род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура

и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность - это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания цветом, рисунком, декором ее функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веро- незе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.).

Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII - начала XIX в. В условиях капитание городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Ленинграде, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими.

Со временем, особенно со второй половины XVII в., название «Оружейная палата» уже не отражало всей ее разнообразной деятельности как своеобразного центра художественной жизни государства. В ней работали лучшие русские и приглашенные западные мастера. С начала 1640-х гг. в ведение Оружейной палаты после упразднения Иконного приказа переходят царские иконописцы. В 1700 г. в Оружейную влились так называемые Золотая и Серебряная палаты. С этого момента сюда на хранение передаются ювелирные изделия и драгоценная посуда.

В начале XVIII в. производственная деятельность кремлевских мастерских постепенно сокращается, большая часть мастеров переводится в новую столицу - Петербург, и Оружейная палата почти совсем теряет свое значение мастерской, становясь в основном хранилищем памятников искусства и старины, прообразом будущего музея.

Окончательное объединение многих кремлевских хранилищ и мастерских завершается в 1727 г., когда основные из них слились воедино и стали называться «Мастерская и Оружейная палата». Так в Московском Кремле образовалось единое хранилище государственных ценностей. В начале XIX в. это хранилище было преобразовано в первый московский музей. Нынешнее здание музея выстроено в 1851 г. по проекту архитектора К. Тона.

Описать все богатства, хранящиеся и экспонируемые в Оружейной палате, практически невозможно. Выделим лишь основные коллекции мирового значения.

Прежде всего это знаменитое собрание боевых доспехов и холодного и огнестрельного оружия русской и иностранной работы, совершенных по техническому и художественному исполнению. Многие изделия украшены чеканкой, чернью, золотой и серебряной насечкой, резьбой, инкрустированы перламутром и костью. Среди образцов древнего вооружения особенно интересны шлем князя Ярослава (конец XII - начало XIII в.), рогатина XV в., принадлежавшая тверскому князю Борису Александровичу, сабли героев освободительной войны 1612 г. Минина и Пожарского, шлем 1621 г., созданный одним из прославленных мастеров бронного дела - Никитой Давыдовым, проработавшим в Оружейной палате пятьдесят лет.

Самыми древними памятниками, хранимыми в музее, являются серебряные изделия и мелкая пластика Византии V-XV вв.

Бесценна богатейшая коллекция русских золотых и серебряных изделий XII-XVII вв.

Овладев сложнейшими способами обработки и украшения металла, златосеребряники умело использовали в своих произведениях искусство чеканки, черни, гравировки, цветной эмали, вкрапления драгоценных камней. Наряду с произведениями московских мастеров в Оружейной палате хранятся изделия крупнейших местных художественных центров России XVII в. - Ярославля, Сольвычегодска, Новгорода, а собрание русских золотых и серебряных изделий XVIII-XIX вв. представлено прекрасными произведениями, созданными мастерами Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Вологды и других городов.

Среди работ древнерусских златосеребряников привлекают внимание потир XII в. Юрия Долгорукого, уникальные золотые украшения из знаменитого «Рязанского клада» XII в. с перегородчатой эмалью и драгоценными камнями, кадило 1598 г. царицы Ирины Годуновой - лучший образец черневого искусства XVI столетия.

Богатейшая в мире коллекция западноевропейского художественного серебра XIV- XIX вв. включает изделия из Англии, Швеции, Германии, Франции, Дании, Голландии. Произведения из знаменитых немецких центров серебряного дела XV-XVII вв. - Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга исполнены в стилях готики и Возрождения.

Оружейная палата обладает огромным собранием русских, восточных и западноевропейских драгоценных тканей XIV-XVIII вв.- атласа, шелка, аксамита, бархата. Они вытканы золотом, искусно расшиты различными нитями и жемчугом. Ткани эти представлены в светских одеждах и облачениях высшего духовенства.

Древние государственные регалии - еще один из интереснейших разделов музея. Троны, венцы, скипетры, державы должны были демонстрировать богатство и значимость могущественного государства. Изготовление этих вещей обычно поручалось лучшим мастерам, создававшим неповторимые произведения искусства. В этой коллекции находится знаменитая Шапка Мономаха (XIII-XIV вв.).

Большую группу экспонатов составляют предметы парадного конского убранства - седла, стремена, паперсти и пр., а также экипажи русской и иностранной работы XVI-XVIII вв.

Кроме основных, перечисленных здесь коллекций музей хранит собрания древнерусских книг, знамен, орденов и медалей, гобеленов, часов, табакерок, изделий из стекла, фарфора, поделочных камней, янтаря, кокосового ореха и пр.

Огромный, монолитный пятиглавый Успенский собор - одно из старейших зданий Кремля. Он построен в 1475-1479 гг. архитектором Аристотелем Фьораванти. Интерьер собора напоминает дворцовый зал, просторный и светлый, с круглыми колоннами, поддерживающими легкие паруса сводов. Снаружи собор смотрится «яко един камень», поражает величием и строгой простотой (его прообразом государства. Здесь проходили важнейшие государственные церемонии: венчание на царство, бракосочетание коронованных особ, избрание глав русской церкви, здесь служили торжественные молебны перед началом походов и в честь побед русских войск.

Древнейшим памятником Успенского собора является икона «Георгий-воин» XII в., привезенная из Новгорода.

Около западного, главного входа в Успенский собор находится небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими мастерами в 1485 г. Ее внутреннее убранство относится к XVII в. Иконостас выполнен в 1627 г. В создании его принимал участие эдин из лучших иконописцев того времени - Назарий Истомин Савин. В этом музее представлена коллекция древнерусской скульптуры XV-XVII вв.

Благовещенский собор Кремля также сооружен псковскими мастерами в 1484-1489 гг. Тогда это было трехглавое здание, с трех сторон окруженное галереями. Свой нынешний нарядный, девятиглавый облик собор приобрел в XVI в. Собор был домовой церковью правителей Московского государства. Некогда в его подклетах хранилась великокняжеская

казна. Росписи собора были сделаны в 1508 г. сыном знаменитого художника Дионисия - Феодосием «с братией». Интересен подбор образов святых на столпах собора: среди них есть византийский император Константин, киевские великие князья Владимир Святославович, Владимир Мономах, великий князь владимирский Александр Невский и, наконец, московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской и другие. В этих условных портретных изображениях заключена идея преемственности княжеской власти, служившая укреплению авторитета московского князя.

Иконостас собора украшают произведения знаменитых русских художников рубежа XIV-XV вв. - Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца.

Напротив Благовещенского собора стоит Архангельский собор, построенный зодчим Алевизом Новым в 1505-1508 гг. Во

внешнем декоре Архангельского собора много элементов, характерных для итальянской дворцовой архитектуры XV столетия, но в целом сооружение сохраняет схему древнерусского храма. Архангельский собор, как и все соборы Кремля, построен на месте более древней церкви того же названия. Собор служил усыпальницей всех московских правителей до времени перенесения столицы в Петербург. Посетители могут увидеть здесь гробницы Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного.

Значительный исторический интерес представляют фрески собора, написанные в середине XVII в. Ведущими художниками при выполнении этих работ были Симон Ушаков и Степан Резанец. Первый ярус фресок - это условные портреты реальных исторических лиц, захороненных в этом княжеском некрополе. Одна из центральных тем росписей - батальные сцены, ассоциировавшиеся с темой защиты отечества. Так, например, композиция «Гедеон, побеждающий мадиамитян» находит прямую аналогию с темой борьбы Руси против Золотой Орды.

Самым интересным памятником живописи в соборе является икона «Архангел Михаил» со сценами деяний (архангел Михаил считался небесным покровителем русского воинства), написанная в конце XIV - начале XV в.

Все произведения, находящиеся в Государственных музеях Московского Кремля, тщательно хранятся, изучаются, реставрируются.

Сейчас Государственные музеи Московского Кремля - крупный научный центр, хранящий огромные исторические и художественные ценности, многие десятки тысяч предметов. Замечательные творения прошлого живут как бы второй жизнью, являя собой живую связь времен и талант народа-созидателя. Они раскрывают перед нами все новые страницы истории страны, истории культуры.

НОУ ВПО Томский институт Бизнес

Факультет дизайна

«Монументально-декоративное искусство и его виды»
Реферат по предмету дизайн и Монументально-декоративное искусство

Выполнил: студент гр. 171

Проверил: старший преподаватель

Томск 2010

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Живопись монументально-декоративная……………………………...4

1.1 Живопись монументальная……………………………………………..4

1.2 Мозаика…………………………………………………………………..7

1.3 Фреска…………………………………………………………………...10

1.4 Витраж…………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….21

Примечание………………………………………………………………………22

Список используемых источников………………………………………….…23

Список к иллюстрациям………………………………………………….……24

Введение

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный - «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминатой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности. Примером тому служат созданные в разное время изваяния, композиции и сооружения, облладающие чертами гигантомании, но не несущие в себе заряда истинного монументализма и даже мнимого пафоса. Случается, гипертрофия, несоответствие их размеров содержательным задачам, по тем или иным причинам заставляет воспринимать такие объекты в комическом ключе. Из чего можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности.

Глава 1. Живопись монументально-декоративная

1.1 Живопись монументальная

ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – род живописи, относящийся к монументально-декоративному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, [сграффито], майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе.

Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.

Древнейшие известные украшения стен – процарапанные контурные изображения животных в пещерах Дордони во Франции и на юге Пиреней в Испании. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция).

Настенные росписи существовали в додинастическом Египте (5–4 тыс. до н.э.), например в гробницах Иераконполя (Гиераконполя); в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В эпоху Древнего царства (3–2 тыс. до н.э.) сформировались характерные черты египетского искусства и были созданы многие прекрасные настенные росписи. В Месопотамии настенных изображений сохранилось мало, что связано с непрочностью использовавшихся строительных материалов. Известны фигуративные изображения, отражающие некоторую склонность к реализму в передаче натуры, но для Месопотамии более характерны орнаменты.

Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов великолепных фресок, выполненных с живым реализмом, что сильно отличает это искусство от иератической египетской живописи. В Греции доархаического и архаического периодов роспись стен продолжала существовать, но от нее почти ничего не сохранилось. О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это полихромные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, например фреска Одиссей в стране лестригонов из дома на Эсквилине в Риме; в подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.

В раннехристианский период (3–6 вв.) и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной

Римской империи (до 476), так и в Византии (4–15 вв.) и других странах Восточной Европы. В Средние века в Западной Европе храмы в основном украшались фресками или росписями по сухой штукатурке; в Италии также продолжала существовать мозаика. В росписях романского стиля (11–12 вв.) в отличие от классической и ренессансной живописи отсутствует интерес к пластической моделировке объема и передаче пространства; они плоскостны, условны и вовсе не стремятся точно воспроизводить окружающий мир.

Пластическая моделировка снова появляется в произведениях итальянских мастеров конца 13 – начала 14 в., особенно у Джотто. В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение. В своих произведениях художники этой эпохи стремились достичь максимального подобия реальности; их прежде всего интересовала передача объема и пространства.

Художники Высокого Возрождения также начинают экспериментировать с живописными техниками. Так, композиция Тайная вечеря Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане написана маслом по плохо подготовленной поверхности стены. Однако она сильно пострадала от времени и оказалась почти неразличимой под слоем позднейших обновлений. В 16–18 вв. в итальянской монументальной живописи нарастает стремление к пышности, декоративности и иллюзионизму.

В 19 в. настенные росписи часто применяли для украшения общественных зданий как в Европе, так и в Америке. В 20 в. монументально-декоративная живопись испытала новый подъем благодаря деятельности мексиканских художников Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса.

1.2 Мозаика

МОЗАИКА (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. – посвященное музам) – разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков (тессер, от лат. tesserae) мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла) и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка. Обнаруженные во время раскопок в шумерском городе эль-Убейд (Междуречье) фрагменты красных и черных глиняных конусов в форме гвоздя свидетельствуют о том, что техника настенной мозаики была известна уже в 3500 до н.э. Небольшая плакетка, называемая «Штандарт войны» (ок. 2600 до н.э., из города Ура в Междуречье, ныне в Британском музее в Лондоне) украшена плоским рельефом, выложенным из лазурита и розового песчаника, тоже принадлежит шумерскому искусству. Египтяне применяли стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. Следы мозаик обнаружены в раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской на территории материковой Греции (ок. 2000–1400 до н.э.). Также в разных частях Греции при раскопках находят напольные мозаики, выложенные черной и белой галькой; некоторые из них датируются концом 5 в. до н.э. В эллинистический и римский периоды напольные мозаики, набранные из разноцветных мраморных кубиков на светлом фоне, создавались по всему Средиземноморью. В раннехристианскую эпоху мозаика стала использоваться для украшения не только полов, но и стен и сводов. В Северной Африке и языческие, и христианские надгробия нередко украшались мозаикой. В Византии в 5–15 вв. было создано множество прекрасных настенных мозаик, кубики которых изготавливались из смальты, перламутра и других драгоценных материалов. Фоны выкладывались золотой смальтой, сделанной из прозрачной стеклянной массы, наплавленной на тонкий лист золота. Техника мозаики продолжает использоваться и в настоящее время.

Метод изготовления мозаики в древней Греции и Риме состоял из ряда процессов. Сначала землю утрамбовывали, чтобы образовалась ровная поверхность. На нее укладывали основание из камня, сухой гальки и извести толщиной 15–23 см. На образовавшийся слой наносили другой, 10–15 см толщиной, составленный из извести и битого кирпича, смешанных с водой. По еще мягкой поверхности наносился предварительный рисунок, а затем клали кубики или гальку гладкой стороной кверху. Поверх мозаику заливали жидким закрепляющим цементом, щели и трещины промазывали кистью. Когда все застывало, поверхность полировали. Другого типа мозаика полов, называемая opus sectile, а позднее opus alexandrinum, составлялась из крупных осколков мрамора или других разноцветных камней. Современные узорные полы создаются подобным образом.

Техника мозаики, восходящая к античной традиции, называется римской мозаикой. Такая мозаика выкладывается из кубиков смальт и камня. Существует также тип т.н. флорентийской мозаики, когда изображение выкладывается по контуру и составляется из тонких пластин разноцветных мраморов и яшм. Если мозаичный набор изготавливается из различных пород дерева, такое произведение называется интарсия.

Смальтовая мозаика может быть изготовлена двумя способами: 1) «прямой набор» – изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; 2) «обратный набор» – изображение выкладывается на кальке будущей картины лицевой стороной вниз и, после закрепления тыльной стороны, лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском. «Обратным набором» были выполнены мозаичные картины во 2-ой пол. 19 в. для Исаакиевского собора в Петербурге, точно повторявшие живописные оригиналы.

В России мозаика применялась для украшения храмов издавна, известна еще со времен Киевской Руси (Софийский собор, Михайловский златоверхий монастырь в Киеве). В 18 в. М.В.Ломоносов с учениками возродил искусство

Мозаики и создал ряд мозаичных картин. С сер. 18 в. появилась т.н. русская мозаика: набор из пластинок камня одной породы: малахита, яшмы, лазурита и др. самоцветов на поверхности столешниц, колонн, ваз, шкатулок, имитирующий изделие, высеченное из цельного камня.

В 20 в. в технике мозаики работали Антонио Гауди (Испания), Фернан Леже (Франция), Диего Ривера (Мексика), Ханс Эрни (Швейцария). В России мозаика применялась для украшения станций метрополитена и общественных зданий (А.А.Дейнека, П.Д.Корин, И.М.Рабинович, Б.А.Тальберг и др.)

1.3 Фреска

ФРЕСКА (итал. fresco – свежий), техника настенной росписи водяными, реже – казеиново-известковыми красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике. Фреска может быть выполнена двумя способами: а секко (a secco – по сухому), т.е. написана по сухой штукатурке, и в технике аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку; такая фреска (buon fresco), без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. Как только влажный грунт высыхал, живопись становилась неотъемлемой частью поверхности стены. Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться. Тайная вечеря Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495–1497) – наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку. Средневековые художники смешивали порошкообразные красящие пигменты с казеином или яичным белком, однако с 16 в. наиболее часто употреблявшимся эмульгатором стала вода. Итальянский художник Ченнино Ченнини (ок. 1370 – ок. 1440) детально описал технику фрески в своем Трактате о живописи (Trattato della Pittura, 1437). Работая в технике аффреско, художник использует картоны в размер росписи, частями перенося с картона на стену ровно такую часть изображения, которую можно написать, пока штукатурка еще влажная.

Наиболее древние фрески сохранились в Фивах в Египте; они относятся к эпохе Нового царства (1555–1090 до н.э.). Греки в Микенах и Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне с а секко технику аффреско. В античной живописи классического и эллинистического периодов фреска оставалась популярной и позднее применялась первыми христианами для росписи катакомб. Великолепные античные фрески сохранились в разрушенных зданиях Помпеи и Геркуланума. В последующие

Столетия техника чистой фрески (т.е. живописи по сырой штукатурке и без применения каких-либо иных связующих, кроме воды) использовалась мало. Во Франции и Германии сохранились романские фрески 11 в., что говорит о продолжении существования этой традиции. Фреска во Франции была почти полностью забыта с увеличением популярности витража и стремительным нарастанием высоты готических сводов. Однако в Италии, особенно в Сиене и во Флоренции, благодаря творчеству Симоне Мартини и Джотто фресковая живопись получила новый импульс к дальнейшему развитию. Римские архитектурные формы, которым отдавали предпочтение в Италии, хорошо подходили для фресковой росписи. В эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо, А.Мантенья, Л.Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, украшали церкви и дворцы фресками, выполненными с такой виртуозностью, что, казалось, исчезала сама плоскость потолка или стены, на которых они были написаны. Еще в 18 в. фреска оставалось главной и наиболее популярной формой монументальной декорации; одним из выдающихся мастеров, работавших в этой технике, был Дж. Б.Тьеполо. Несмотря на то, что фресковая живопись распространена по всему миру, до сих пор ее развитие связывают преимущественно с Италией. Замечательным исключением стало творчество мексиканских живописцев-монументалистов 19–20 вв. Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса, которые в своих плоскостных композициях с угловатым рисунком воплотили национальные индейские мотивы.

1.4 Витраж

ВИТРАЖ (от лат. vitrum – стекло), произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов. Предполагается, что витражи были известны еще в Древнем Египте и Древнем Риме. В раннехристианских базиликах 5–6 вв. окна заполнялись прозрачными плитками алебастра и селенита. Расцвет искусства витража пришелся на Средние века. В основном витражные окна из вырезанных по контуру цветных фрагментов стекла, скрепленных свинцовыми переплетами, использовались в церковном зодчестве, хотя иногда появлялись и в жилых зданиях, особенно начиная с эпохи Возрождения. Витражи продолжали создаваться и в 19 в., а в 20 в. это искусство пережило новый расцвет в церковной и светской архитектуре.

Вероятно, средневековые стекольщики научились делать цветную стеклянную массу, окрашивавшуюся в процессе плавления, в 9 в., переняв опыт восточных ремесленников, где мастерство окраски стекла имело уже долгую традицию. Первое письменное упоминание о настоящих витражах содержится в рукописи 10 в., в которой говорится об их использовании для украшения собора в Реймсе во время его перестройки в 969–988. Самые ранние из сохранившихся витражей – несколько изображений пророков из собора в Аугсбурге (Германия), датирующиеся 11 в., а также окно с композицией Вознесение из собора Ле Ман (Франция), относящиеся к тому же времени.

Витражи 12 в. гораздо более многочисленны. Лучшие из английских образцов, созданных в этом столетии, находятся в соборе Кентербери. На них представлены предки Христа (ок. 1180). Прекрасные витражные окна 12 в. сохранились в Шартрском соборе во Франции, здесь на знаменитом западном окне, получившем название La belle Verriиre (прекрасный витраж), изображено Древо Иессеево с предками Христа на ветвях и Богоматерь с Младенцем. В витражах 12 в., сохранившихся также в Анжере, Сен-Дени,

Шалон-сюр-Марн, Бурже, Страсбурге и Пуатье, чувствуется характерная для романского искусства условность композиции, но меньшая строгость, чем в более ранних произведениях.

В конце романской эпохи витражные окна стали составлять из серии композиций на библейские сюжеты, связанных между собой по смыслу, но отделенных друг от друга перегородками. Увеличилось количество разнообразных живописных деталей, лицам персонажей стали придавать характерные выражения: черты лица рисовали гризайлью – коричневато-серой глазурью, которая в печи для обжига вплавлялась в кусочки светлого стекла, сделанные в форме голов и рук. В то же время в фонах витражей стали изображать различные второстепенные эпизоды. В результате получались композиции, напоминавшие позднеготические гобелены, с их многослойными и многоплановыми композициями. Знаменитые круглые окна – готические «розы», помещавшиеся в центральной части фасадов соборов (например, в соборе Парижской Богоматери, соборах в Реймсе и в Шартре), представляют собой образцы чисто декоративных композиций 13 в. Эти круглые витражные окна имели очень сложную, но ясную и согласованную структуру. Рисунок их переплетов, симметричный и абстрактный, состоит из геометрических фигур и изогнутых линий, исходящих из центра-розетки. Эти творения средневековых ремесленников по красоте близки к произведениям ювелирного искусства.

Готические витражи изготовлялись по всей Европе. Прекрасные образцы произведений этой эпохи сохранились в Кентербери и Линкольне в Англии; в Шартре и Руане во Франции; в Кёльне и Марбурге в Германии. В дворцовой капелле Людовика XI Сент Шапель (начата в 1244, Париж) простенки между окнами верхнего этажа настолько тонки, что кажется, будто ее стены целиком состоят из витражей.

В середине 14 в. наступила реакция на пышность стиля предыдущего столетия. Первое время запрет на изготовление витражей, содержавшийся в специальных эдиктах цистерцианского и францисканского орденов, имел

Силу и за пределами этих братств. Кроме того, из-за свирепствовавшей по всей Европе чумы прервалась ремесленная традиция, сильно сократилось число мастеров, коммерческое процветание городов, обеспечивавших строительство крупных соборов, было подорвано. Окна стали делать из чистого стекла в форме ромбов. Единственный вид украшения, который продолжал использоваться, – гризайльные контурные рисунки, наносившиеся глазурью темных цветов и вплавлявшиеся в белое стекло. Цветное стекло использовалось лишь в маленьких круглых окнах или отдельных сценках.

В начале 14 в. желтое стекло стали получать путем нанесения на поверхность белого стекла раствора нитрата серебра, вместо того чтобы окрашивать всю стеклянную массу, как это делалось прежде. Еще раньше тот же раствор придумали наносить на синее стекло, получая таким образом великолепный зеленый цвет. Однако в конце 14 в. желтый был чуть ли не единственным цветом, использовавшимся для украшения окон наряду с росписью гризайлью. Поскольку раствор наносился на белое стекло, цвет мог варьироваться от бледно-лимонного до ярко-оранжевого. Обрамлением для композиций, выполненных в технике гризайли, могли служить резные каменные кивории. Сначала они были очень простыми и состояли из колонн и арок, а впоследствии к концу 15 в. приобрели замысловатые и вычурные формы.

В 15 в. сказался упадок искусства витража в предыдущем столетии: сильно снизились технические навыки и качество живописи, несмотря на то, что снова появилась полихромия. Витражи собора в Экзетере и знаменитое Окно пяти сестер в соборе Йорка демонстрируют тенденцию к использованию гризайльного рисунка для разработки фона. Художники, работавшие в каждой стране, как правило, имели учеников, которые продолжали ремесленные традиции мастерской, и можно говорить о существовании различных национальных школ в этом виде живописного искусства. Лучшие английские мастера работали в Йорке, Ковентри,

Уинчестере, Оксфорде, Уэльсе, Линкольне, Норвиче и Вестминстере. Начиная с 15 в. много замечательных витражей было создано в английских приходских церквах, находившихся недалеко от упомянутых центров.

Очень эффектны геральдические композиции, выполненные в технике витража, распространившиеся с 15 в. Их предшественником можно считать витраж 13 в. из апсиды собора Вестминстерского аббатства с изображением трех простых щитов. Использование геральдических мотивов, без сомнения, было продиктовано желанием указать на происхождение заказчика или увековечить память человека, похороненного в данном храме. В Англии, Голландии и особенно в Швейцарии искусство витражных геральдических композиций достигло высочайшего уровня. Изображения на поле герба наносились разными цветами на стекло и процарапывались, свинцовые перемычки между стеклами различных тонов уже почти не использовались.

В конце 15 – начале 16 в. многие мастера переехали из Нидерландов в Лондон. Они привезли в Англию свой стиль, сформировавшийся в Нидерландах, Франции и Германии. В основе его лежит соединение северных традиций с приемами живописи итальянского Ренессанса, такими, например, как использование перспективы. В композиции витражей произошли большие изменения: теперь витраж понимался как вид из окна и строился как ренессансная картина. В Англии наиболее совершенный образец этого стиля – окна капеллы короля Генриха VII в Вестминстере, созданные нидерландским мастером Бернардом Флауэром, поступившим на королевскую службу в 1505. Другой комплекс витражей, вероятно, выполненных тем же мастером, находится в церкви Фэрфорда в Глостершире. Во Франции лучшие образцы данного стиля находятся в Руанском соборе. Сохранились также замечательные витражи в соборах Антверпена, Брюсселя, Льежа и Амстердама. В конце 16 в. были закончены знаменитые витражи собора в Гауде, созданные братьями Дирком и Воутером Крабетами и их учениками.

В Германии, особенно в Кёльне, и в Италии значительно больше была распространена роспись по стеклу. Большая школа возникла в Милане в связи со строительством собора. Среди работ, выполненных мастерами этой школы, особенно выделяются произведения Кристофоро де Мотти и Никколо да Варалло. Другой итальянский мастер живописи по стеклу, Гульельмо де Марчиллат, работал в Ареццо, Риме и Кортоне.

Росписи по стеклу, созданные в это время, оказались не столь долговечными, как более древние витражи, составленные из кусочков цветного стекла. Только в Швейцарии произведения расписного стекла сохранились достаточно хорошо, в основном это небольшие окна жилых домов. Причина плохой сохранности большинства расписных окон заключается в том, что цветная глазурь и стекло, на которое она наносилась, претерпевали различные изменения (сжатия и расширения) при смене температур, поэтому глазурь со временем трескалась и осыпалась.

В 17, 18 и 19 вв. искусство живописи по стеклу продолжало существовать, однако произведения этого времени не представляют особого интереса. В конце 19 в. в Англии художник У.Моррис возглавил движение за возрождение английского готического витража. К нему присоединились англичанин Э.Бёрн-Джонс и француз Э.Виолле-ле-Дюк; оба создали несколько очень изящных произведений из цветного стекла.

В Америке в конце 19 в. строилось много новых церквей; часто это были здания, выполненные в псевдоготическом стиле, со стеклянными окнами, напоминающими витражи. Замечательными мастерами этого вида искусства были Чарлз и Льюис Тиффани, Джон Ла Фарж, Чарлз Дж. Конник, Фредерик Коул, Клемент Хитон и Джоэл Николас.

Восстановление церквей и соборов, разрушенных в Европе во время войн нашего столетия, привлекло общественное внимание к необходимости создания новых витражей. Во многих случаях вместо утраченных фрагментов вставлялись панели современного образца, созданные по новым рисункам и технологиям. Самые поразительные результаты были достигнуты

Во Франции, где в обновлении витражей участвовали такие знаменитые художники, как Жорж Руо, Жан Люрса, Фернан Леже, Ханс Арп, Жорж Брак и Анри Матисс. В Англии замечательные расписные окна были созданы Лоренсом Ли, Джеффри Кларком и Кейт Нью для украшения нефа нового собора в Ковентри.

В современных витражах используется цветное и бесцветное стекло, литое стекло, толстое колотое стекло, цветные зеркала, а также различные виды обработки: роспись, травление, гравирование, пескоструйная обработка. Литому и прессованному стеклу придается разнообразная фактура и разная степень прозрачности.

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Искуство монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итальянским, голландскими, немецкими мастерами, носили преимущественно дидактический характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп. А. Шлютер); ступени Большого каскада, (скульп. Б. К. Растрелли) в символич. форме отражали события Сев. войны 1700-21. В числе первых декорат. скульптур работы рус. мастеров - медная статуя Нептуна в Нижнем парке Петергофа (1716, отливка М. Арнольта). В елизаветинское время декорат. орнаментальные рельефы, скульптура и вазы - неотъемлемая часть убранства дворцов барокко (Строгановский дворец, Шувалова И. И. дворец, Зимний дворец и др.). Высоким мастерством отличались работы лепщика И. Дункера, пом. Ф. Растрелли, работавшего в России с 1743. В 18 в. в осн. сложились комплексы парковой декорат. скульптуры в парках Петродворца, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. В нач. 19 в. Д.-м. с. играет важную смысловую роль в крупных градостроит. ансамблях: изваяния рек и морских божеств в ансамбле Стрелки Васильевского острова, скульптуры Горного института, Казанского собора. Богатое скульпт. убранство Гл. Адмиралтейства (сохр. частично) символизировало триумф России как великой мор. державы. Декорат. скульптура аллегорич. содержания, как правило, украшала портики зданий эпохи классицизма, широко были распространены фигуративные рельефы в простенках и над окнами, замковые камни с масками Горгоны и львиными мордами. Кам. скульптуру рубили из известняка и гранита артели С. К. Суханова (фигуры у Ростральных колонн, Казанского собора), Г. Балушкина (атланты Нового Эрмитажа, по модели А. И. Теребенева). Мастерская Трискорни в 1810-х гг.

Ставила мраморные декорат. скульптуры (Диоскуры у Манежа; львы у Лобанова-Ростовского дома). Интересно скульпт. убранство мостов и пристаней: пристань у Академии художеств (1832-34, К. А. Тон, сфинксы Аменхотепа 3-4 в. до н. э.); ограда с 29 львами Кушелевых-Безбородко усадьбы на совр. Свердловской наб. (сер. 19 в.); Банковский мост, Львиный мост, Египетский мост, Аничков мост, пристани со львами и вазами на Адмиралтейской наб. Садово-парковая скульптура 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. имеет исключительно декорат. характер, по камерности форм приближаясь к станковой. В сов. время декорат. скульптурой украшали парки культуры и отдыха, дет. площадки, спорт. сооружения (работы Е. А. Янсон-Манизер в ЦПКиО, 1936; Ц. А. Дивеевой в Московском парке Победы, 1953). Сложился стереотип многократно тиражированных "девушек с веслом" и "пионеров с горном". С 1990-х гг. в СПб. произошел всплеск украшательства декорат. скульптурой центр. р-нов города ("Городовой" на М. Конюшенной ул., "Остап Бендер" на Итальянской ул., "Кошки", "Собака" и "Фотограф" на М. Садовой ул.), что входит в противоречие с ист. ансамблями.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость,

Металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Заключение

История искусства имеет достаточно примеров, когда мастерстово и пластическая целостность позволяют достигать впечатляющих эффектов, силы воздействия и драматизма только за счёт композиционных особенностей, созвучия форм и транслируемых мыслей, идей в произведениях далеко не самых крупных размеров («Граждане Кале» Огюста Родена немногим превышают натуру). Зачастую отсутствие монументальности сообщает произведениям эстетическая несообразность, отсутствие истинного соответствия идеалам и общественным интересам, когда творения эти воспринимаюются не более как помпезные и лишённые художественных достоинств.

Примечание

^ 1.Граффито, сграффито (от ит. "sgraffito") - разновидность монументально-декоративной живописи, техника стенописи, суть которой состоит в последовательном нанесении тонких цветных слоев известково-песчаного или цементно-песчаного растворов на архитектурную плоскость, и процарапывании специальными инструментами свежих верхних слоев до обнажения нижних, отличающихся по цвету и тону, в соответствии с передавленным с кальки рисунком. Помимо "мокрого" существует также "сухой" способ сграффито, когда процарапывание или резба выполняется по мягким пористым материалам, покрытых сверху левкасом или покраской другого цвета. Впервые сграффито появилось в Италии в XV веке, когда там стали оштукатуривать большие плоскости фасадов зданий и возникла настоятельная необходимость их декора.

2. Граффити (итал. graffiti, множественное число от graffito, буквально - нацарапанный) - посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира. Почти на всех древнерусских зданиях имеются граффити; особенно интересны в Софийских соборах Киева и Новгорода. Граффити вводят в малоизученную область живого языка древнего населения, пополняют сведения по палеографии. Граффити - в современном значении - надписи и рисунки, оставленные детьми или взрослыми на стенах домов, на монолитных оградах, в метро.

3. Гризайль (французского gris - серый) - вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо цвета (чаще серого). Применяется с XVII века, широко распространен в росписях интерьеров в стиле классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа.

Список используемых источников


  1. Бринкман А. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935

  2. Толстой В.П. Об основных понятиях монументального искусства. – Советское искусствознание, 1980, № 2

  3. Прокофьев В.Н. Монументальное и станковое. К вопросу об определении понятий. – Творчество, 1971, № 5

Список к иллюстрациям


  1. ФРЕСКА НА КОЛОННЕ В ЦЕРКВЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Ярославль. 1911

  2. ЖОТТО. ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. Фреска.

  3. АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. ФРАГМЕНТ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ КАМЕРЫ ДЕЛЬИ СПОЗИ. в Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска

  4. Ул. Чичерина, 19. Фото 2008 г.

  5. Училище олимпийского резерва. Фото 2007 г.

  6. Дом моды. Металлический барельеф А. Арцимович - «Солидарность». Фото 2008 г.

  7. Памятник "Научным экспериментам" (ул. Академика Павлова, 12)

  8. Скульптура на крыше Зимнего дворца.

  9. Скульптура льва на набережной Макарова.

  10. Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре.

  11. Исаакиевский собор.

Иллюстрации
^ 1. ФРЕСКА НА КОЛОННЕ В ЦЕРКВЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.

2. ЖОТТО. ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. Фреска.

3. АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. ФРАГМЕНТ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ КАМЕРЫ ДЕЛЬИ СПОЗИ. в Палаццо Дукале, Мантуя
4. Ул. Чичерина, 19.

5. Училище олимпийского резерва.

6. Дом моды. Металлический барельеф А. Арцимович - «Солидарность».

7. Памятник "Научным экспериментам" (ул. Академика Павлова, 12)

8. Скульптура на крыше Зимнего дворца.

9. Скульптура льва на набережной Макарова.

10. Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре.

11. Исаакиевский собор.

Монументальное искусство

Монументальное искусство (лат. monumentum , от moneo - напоминаю ) - одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций (отдельные исследователи относят также к монументальному искусству произведения архитектуры).

Монументальность

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный - «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминантой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности. Примером тому служат созданные в разное время изваяния, композиции и сооружения, обладающие чертами гигантомании, но не несущие в себе заряда истинного монументализма и даже мнимого пафоса. Случается, гипертрофия, несоответствие их размеров содержательным задачам, по тем или иным причинам заставляет воспринимать такие объекты в комическом ключе. Из чего можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности. История искусства имеет достаточно примеров, когда мастерство и пластическая целостность позволяют достигать впечатляющих эффектов, силы воздействия и драматизма только за счёт композиционных особенностей, созвучия форм и транслируемых мыслей, идей в произведениях далеко не самых крупных размеров («Граждане Кале » Огюста Родена немногим превышают натуру). Зачастую отсутствие монументальности сообщает произведениям эстетическая несообразность, отсутствие истинного соответствия идеалам и общественным интересам, когда творения эти воспринимаются не более как помпезные и лишённые художественных достоинств.

Задачи и принципы монументального искусства

Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно посвящаются или стилистическими своими особенностями отображают современные идейные веяния и социальные тенденции, воплощают философские концепции. Обычно произведения монументального искусства имеют своим предназначением увековечение выдающихся деятелей, значительтных исторических событий, но тематика и стилистическая направленность их напрямую связаны и с общим социальным климатом и атмосферой, преобладающей в общественной жизни.

Стремление к символичному запечатлению возвышенных, общезначимых явлений и идей обуславливает и диктует величественность и значительность форм произведений, соответствующие композиционные приёмы и принципы обобщения деталировки или меру её экспрессивности. Отдельные произведения выполняют служебную роль по отношению к архитектурным сооружениям, являясь аккомпанементом, усиливают выразительность их общего строя и композиционных особенностей. Определённая функциональная зависимость ряда устоявшихся видов монументального искусства, вспомогательная их роль, выражающаяся в решении задач по декоративной организации стен, различных архитектурных элементов, фасадов и перекрытий, садово-парковых ансамблей или самого по себе ландшафта, когда предназначенные тому произведения наделяются архитектонически-орнаментальными качествами или свойствами аранжирующей эстетизации, сказывается их отнесением к монументально-декоративному искусству . Тем не менее, между этими разновидностями монументального искусства отсутствует строгая грань, отделяющяя их друг от друга. Одной из основных особенностей монументального искусства, обладающего названными качествами, строгими обобщенными формами или соразмерной содержанию динамикой. является то, что они, в большинстве случаев, создаются из долговечных материалов.

Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, находящихся в зависимости от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи. Многочисленные примеры тому даёт как первобытное , пещерное, ритуальное искусство (мегалитические и тотемные сооружения), искусство Древнего мира в целом, так и наиболее выразительные образцы монументального искусства Древней Индии , Древнего Египта и Античности , произведения культурных традиций Нового Света . Изменение религиозных установок, социальные преобразования вносят свои коррективы в тенденции, живо отображающиеся в монументальном искусстве. Это хорошо демонстрирует искусствознание Средневековья и Эпохи Возрождения . В России , как и в других государствах, также наблюдалась аналогичная циклическая зависимость, которая представлена монументальными произведениями cреденевековья - соборы древнерусских городов, сохранившие фрески, мозаики, иконостасы и скульптурный декор, скульптура от Петровской эпохи до периода политических преобразований, начавшихся в первой четверти XX века, когда монументализм стал использоваться в идеологических и пропагандистских целях. Степень оправданности драматизма, уместность пафосной мотивации или догматической патетики, тематического «ассортимента», в конце концов, также неизбежно запечатлевается в произведениях монументального искусства.

Периоды смуты сопровождаются мелкотемьем, сказывающемся не только на тематически унверсальном жанре садово-парковой скульптуры , где присутствие «литературного» начала допустимо, но и на пластике в строгом, стилистически выдержанном урбанистическом окружении, что разрушает органичное единство последнего наполнением его среды декоративными эклектичными поделками, сентиментальными сюжетами, множащимися образцами провинциального анималистического жанра , структурно близкого к мелкой пластике, сомнительного не только с точки зрения вкуса, но и по своим профессиональным качествам исполнения; закономерной реакцией на такие проявлением становится возврат к формальному традиционализму, потребность «реанимации» культурного героя и обращения к новой псевдоэпической тематике. что затруднено отсутствием признаков «социального заказа» формообразующей эпохи… Монументальное искусство по своему предназначению не может идти на поводу у вкусов публики, желая понравится ей, оно призвано воспитывать понимание гармонии и высокой красоты; в то же время художник-монументалист должен быть способен противостоять и запросам «элитарного» социального меньшинства. Бессодержательный «декоративизм» и невнятные, неубедительные в любом отношении образцы фигуративного искусства кроме уныния ничего в любую среду не привносят. Здесь очень показателен пример модерна , стиля, которому и формально и идейно опытом противопоказано присутствие в монументальном искусстве (разве что - в некоторых случаях сугубо «модерновой» общей композиции). а сейчас - как стилистическая акцентуация в пределах концепции специального проекта или «сценарной», реконструктивной целесообразности. Промежуточные периоды исканий стиля - периоды эклектики и реконструктивных же псевдо- и ложноклассических, «псевдоготических», «псевдорусских», помпезных «бюргерских» и купеческих «узорчатых». Отсутствие строгой детерминации и, как следствие того, категорического размежевания монументального и монументально-декоративного искусства находится в прямой зависимости от очевидного взаимного влияния и взаимопроникновения их.

В то же время существует, например, достаточно продуктивные направления монументального кинетического искусства , произведения которого уместны в равной степени и в ландшафте, и в среде современной архитектуры, когда оправдано отступление от статуарных запросов ансамбля старого города, заставляющего художника руководствоваться не только тактом и вдумчивым отношением к правомочности инсталляции в существующем композиционно завершённом пространстве, но и подчиняться сформированной им объёмной константе. Но композиции разной меры условного искусства, наделённые действительными признаками пластической содержательности и убедительности, получают, а то и завоёвывают, право на существование практически в любом ансамбле. Активно входить и даже вторгаться в среду любого реализованного и завершённого во времени, исчерпанного в своём развитии стиля может даже продукт контркультуры , и даже в виде антитезы, но только если это действительно произведение, и действительно - монументального искусства. Искусство предвосхищает смену эпох.

Выработанные веками требования монументального искусства предъявляются к общим пластическим характеристикам в гармонии с содержательной составляющей. Критерии осознания ретроспективной оценки объекта во всех аспектах обязывают не только следовать адекватному пониманию будущности произведения, но и находить эквивалентные жизнестойкие формы.

Понимание этого чрезвычайно сложено даже для специалистов. В искусстве правомочен вопрос «как?», имеются принципы, пропорции и приёмы, но не имеет права на существование вопрос «что?» (с одним лишь исключением - нравственного порядка), отсутствуют неукоснительные стандарты по этой части. Предпочтительность не всегда очевидна, и не всегда оправдано кажущееся в настоящее время приемлемым «единственное решение». Не всегда однозначно можно ответить на вопрос о дальнейшей судьбе произведения, а его присутствию в той или иной среде не может являться альтернативой только конкретное смысловое соответствие или стилизация. Любому утверждению можно противопоставить достаточно убедительные доводы, любая попытка классификации может таить в себе противоречия и иметь исключения. Исторический опыт показывает, что наименее эффективен и чреват застоем охранительно-ограничительный путь идеологического вмешательства в вопросы сугубо профессиональной принадлежности. И монументальное искусство по причине силы воздействия и общедоступности, впрочем, как и любое творчество, должно быть свободно от этого ценза. Но настоящим провозглашён идеал, а пока существует государство и деньги, будет существовать идеология и заказ - монументальное искусство находится в прямой зависимости от них.

Монументальная скульптура

Этот вид изобразительного искусства не является самым древним, но произведения монументальной скульптуры - наиболее распространённая его форма. Самые ранние из сохранившихся. и до сих пор одни из самых крупных скульптурных изображений созданы в Древнем Египте. Ярким примером может служить Мемфисский Сфинкс, входящий в комплекс Пирамид в Гизе

Монументальная живопись

Первые наскальные изображения доисторического периода с использованием цвета являются и первыми образцами монументального искусства. По «возрасту» своему с ними могут соперничать только изображения созданные в технике

Монументально-декоративная живопись

Сграффито

Фреска

Мозаика

Витраж

Гобелен

Синтез искусств

Примечания

Литература

  • Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1986
  • Словарь античности. Перевод с немецкого. - М.: Прогресс. 1989 (VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1987, 9, neubarbeitete Auflag) ISBN 5-01-001588-9
  • Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник. 1988 ISBN 5-269-00094-6
  • Шевелёв И. Ш., Марутаев М. А. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. - М.: Стройиздат , 1990 ISBN 5-274-00197-1
  • Валериус С. С. Монументальная живопись. Современные проблемы. М.: 1979
  • Швидковский О. А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. - М.: Стройиздат . 1984
  • Базазьянц С. Б. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город. - М.: Советский Художник. 1983
  • Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство. 1983
  • Шуази Огюст . История архитектуры в 2 томах. М.: В. Шевчук. 2008
  • Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М.: Искусство. 1961
  • Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство. Новая история искусства . СПб.: Азбука-классика. 2008
  • Тюляев С. И. Искусство Индии III-е тысячелетие до н. э. - VII век н. э - М.: Искусство 1988
  • Тюляев С. И. Искусство Шри Ланка. Древний и средневековый период. - М.: Искусство. 1974
  • Античная цивилизация. Ответственный редактор доктор искусствоведения В. Д. Блаватский. - М.: Наука. 1973
  • Миронов А. М. История античного искусства. - М.: ЛИБРОКОМ. 2010
  • Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. - СПб.: Алетейя. 2002 ISBN 5-89329-499-8
  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. -.М.: Наука 1972
  • Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. - М.: Памятники Отечеству. 2004
  • Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. - СПб.: Дмитрий Буланин. 2004
  • Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. - М.: Искусство. 1970
  • Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400. - М.: Белый город. 2003 ISBN 5-7793-0641-9
  • Климан Ю. Монументальная живопись эпохи Ренессанса и маньеризма в Италии 1510-1600. - М.: Белый город. 2004
  • Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. - М.: Изобразительное искусство. 1987
  • Гапоненко Т. Г. Монументальная живопись. - М.-Л.: ОГИЗ, ИЗОГИЗ. 1931
  • Киплик Д. И. Техника живописи. V Монументальная живопись. - Л.-М.: Государственное издательство 1939
  • Русская архитектура. XI - начало XX века. Каталог отдела истории русской архитектуры. - М.: Академия Художеств. 1962
  • Монументальная и декоративная скульптура XVIII-XIX веков. - М.: Искусство. 1951
  • Исаченко В. Г. Монументальная и декоративная скульптура Санкт-Петербурга. - СПб.: Паритет. 2005
  • Толстой В. П. Советская монументальная живопись. - М.: Искусство. 1958
  • Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. - М.: Искусство. 1965

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монументальное искусство" в других словарях:

    Род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно образную завершённость. К монументальному искусству относятся… … Художественная энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся… … Большой Энциклопедический словарь

    Род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции… … Энциклопедия культурологии

    Монументальное искусство - МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Род искусств пластических (См. Искусства пластические); охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно архитектоническим и цветовым… … Большая советская энциклопедия

    Род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и… … Энциклопедический словарь

    Род изобразит. искусства, произведения к рого создаются обычно для конкретной архит. среды и соответствуют ей идейно и пластически. М. и. включает живопись (фреска, мозаика, панно, витраж и др.) и скульптуру (памятники, скульптурные ансамбли и др … Большой энциклопедический политехнический словарь

Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение . Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации - монументальная живопись.

Монументальная живопись как вид искусства.

Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

История становления и развития.

В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.


Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

Современная монументальная живопись.

В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.


Основные техники монументальной живописи.

В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.


Техника. Фреска

Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

__________________________________________________________________________________________________


Техника. Живопись темпурой

Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

Техника. Мозаика

Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
украшения станций метро, ДК

______________________________________________________________________________________________________



Техника. Витраж

Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

________________________________________________________________________________________________________


Техника.
А се́кко

Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

_____________________________________________________________________________________________________

Эпилог

Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.


Реставрация живописи. Большая церквовь Зимнего Дворца и Золотая гостиная. Аничков Дворец. Выполнено компанией "Меандр"