Мировые религии. Что общего у всех религий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Что объединяет все религии?

религия верование культ экуменизм

На протяжении истории человечества сформировалось несколько мировых религий и множество национальных, местных верований. Различия вероисповедания и культа, догматические разногласия конфессий часто становились полем для активной синкретической деятельности. Некоторые религиозные и общественные деятели, а также различные организации неоднократно пытались привести все веры под один знаменатель, то есть придумать систему, которая сможет объединить все религии в одну главную мировую религию.

За всю историю религий таких попыток было множество, не перестают, они появляться и по сей день. Главная идея всех создателей «общемировой религии» заключается в постулате: «Бог один, а все религии его пророки». Это означает, что все веры учат любви и добру, и только пережитки невежественной средневековой нетерпимости мешают людям понять эту истину. Кроме того, по их мнению, все религии едины в своей духовной сущности и лишь немного различаются обрядами.

Серьёзные попытки примирить все существующие религии и создать универсальную систему этики были предприняты Еленой Блаватской, которая создала Теософическое общество с девизом: «Нет религии выше истины». Блаватская стремилась к объединению всех вероисповеданий, опираясь в своей философии на учения буддизма, брахманизма и индуизма. При этом теософия Блаватской имеет ярко выраженный антихристианский характер. Е. П. Блаватская определила основную цель теософии - спасти архаические истины, которые лежат в основе всех религий от конфессиональных извращений и выделить в них единую основу. Бог в теософском учении терял свою личность и становился неким Универсальным Абсолютом. Это, по мнению Блаватской, должно было устранить межконфессиональные споры о том, чей же Бог истинный.

Одним из известных течений, проповедующих идеи объединения всех религий стало возникшее в XX веке движение Нью Эйдж, что в переводе означает «новая эра». Его последователи утверждают, что множество путей (религий) ведут к одной и той же истине и духовному просветлению. Благодаря этому тезису, Нью Эйдж стал настоящей смесью сильно отличающихся друг от друга учений и различных духовных практик. Медитация, йога, мантры, астральные полеты, целительство, психоделические практики, магические ритуалы и заклинания входят в арсенал Нью Эйджа. Это течение признает основателей мировых религий Христа, Будду, Мухаммеда, людьми, достигшими высших ступеней просветления. В России свое развитие философия Нью-эйджа получила благодаря стараниям Николая и Елены Рерих. Они стали основателями религиозно-философского учения Агни-Йоги (Живой Этики) в котором пытались создать и обосновать синтез всех мировых религий.

Еще одним вероучением, проповедующим единство Бога, человечества и всех религий стал бахаизм. Согласно учению бахаи религиозные различия являются предрассудками, поэтому необходимо построение «нового мирового порядка» в синтезе всех вероисповеданий.

Среди современных проповедников объединения религий можно выделить Мун Сон Мёна - основателя корейского Движения Объединения или Церкви Объединения. Он провозгласил себя новым Мессией, под главенством которого и должен произойти синтез всех религий в одну мировую. Для этой цели в Корее был построен Храм всех религий где, по мысли Муна будет осуществляться межрелигиозное служение в гармонии и единстве всех вер.

Многие из современных тоталитарных сект также в качестве своего основного постулата выдвигают учение о единстве и равнозначности путей всех религий к Богу.

Имели место не только старания объединить все конфессии в одну, но и установить единство между верами, принадлежащими к одной определенной религии. Например, усилия объединить Католическую, Православную и Протестантскую христианские Церкви выросли в создание движения экуменизма. Основная цель экуменизма - достижение единства всех христиан через упразднение межконфессиональных различий и приведению догматов Церквей к общему для всех компромиссному варианту. Для этой цели был создан Всемирный Совет Церквей - международная организация, проповедующая принципы экуменизма и включающая в свой состав 348 христианских Церквей. Его штаб-квартира находится в швейцарском городе Женеве. Наиболее активными членами Совета являются протестантские Церкви разных стран, ряд православных Церквей. Однако Католическая Церковь присутствует в Совете лишь как наблюдатель.

Надо сказать, что, несмотря на сдержанное отношение к экуменизму сама Католическая Церковь не раз предпринимала попытки объединить в едином вероисповедании и культе католические и православные приходы. Таким образом, родилось униатство, которое ставило своей целью не просто объединение Церквей, но, прежде всего подчинение их одному духовному и организационному центру, расположенному в Ватикане. Такое поведение больше походило на экспансию Католичества, а не на равноправный диалог, поэтому было отвергнуто и осуждено лидерами Православных Церквей.

Все многочисленные попытки объединить существующие мировые религии в одну не привели к ожидаемым результатам. Напротив, были резко осуждены Православной, Католической Церковью и мусульманскими лидерами. Лояльнее всех остальных к ним отнеслась Протестантская Церковь, некоторые ответвления которой, сами стали инициаторами объединения. Своеобразие духовных основ религий настолько велико, что никакой синкретический суррогат не сможет подменить их. Разве согласится православный христианин отказаться от любви к Богочеловеку Иисусу Христу и преклонения перед Его великой жертвой на кресте ради почитания какого-то безличного Абсолюта? Правоверный мусульманин разве откажется от своего Аллаха?

Однозначно, что все попытки общерелигиозного синтеза обречены на провал, так как те, кто верит искренне и горячо, любят именно свою веру и считают, что уже нашли истину. Более того, внимательные к Священному Писанию и преданиям святых отцов христиане помнят, что глобализация и создание единой мировой религии будет, как предсказано, делом самого Антихриста, который и возглавит эту религию.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Экуменизм - идеология всехристианского единства, взаимопонимания и сотрудничества. Роль протестантских организаций в объединении христианских церквей. Отношение Православных конфессий к экуменизму. Декларация Конгрегации вероучения Католической церкви.

    реферат , добавлен 26.02.2012

    Понятие религии и религиозных верований, история их возникновения и развития. Классификация религий: ведизм, брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, ламаизм; ислам и шиитизм. Христианство, разделение церквей; католицизм, протестантизм и православие.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Право вероисповедания в законе Украины "О свободе совести и религиозных вероисповеданиях". Характеристика развития религиозных конфессий в Украине. Объединение церквей как движение содействия распространению основ христианства и религиозной свободы.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Конкретно-исторический и теоретические принципы типологизаций религии. Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий. Основные характеристики мировых религий. Нетрадиционные и альтернативные религии.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Религия как государственный институт. Роль мировых религий в современном мире. Различия и взаимосвязи между христианством, исламом и буддизмом. Характерные особенности буддизма. Важнейшие понятия мусульманской религии. Развитие европейского мира.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Принципы классификации и методы изучения современных религий. Исследование географических особенностей распространения мировых религий. Роль религии в обществе. Анализ уровня религиозности в Восточной и Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Концепции возникновения религии, основные стадии ее развития. Ранние и родоплеменные формы религиозных верований. Понятие и символы фетишизма. Магические представления первобытных людей. Особенности анимизма и тотемизма. Причины зарождения разных культов.

    презентация , добавлен 28.02.2014

    Определение в книге типологии шумерской религии и ее места среди древних мировых религий. Эволюция религиозных взглядов жителей Двуречья. Отношение человека к божеству в разные периоды месопотамской истории, периодизация древнемесопотамской религии.

    анализ книги , добавлен 03.08.2010

    Историко-теоретическая характеристика мировых религий. Распространение ислама на территории Северного Казахстана. Католическая и потестарная конфессия. Усиление влияния русской православной церкви. Генезис государственной политики в отношении ислама.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Извращение и разрушение мировых религий. Религии-какими они были, какими стали. Извращение религии методом сектантства. Религиозное извращение. Вера для воздействия на верующих. Борьба за власть заставила духовенство воздействовать на религию.

Такие религии, как иудаизм, христианство, ислам, буддизм, даосизм, сикхизм и конфуцианство. Христианство, основывающееся на вере в Пресвятую Троицу, является одной из главных мировых религий, которая призывает людей к творению добра, смирению, борьбе с грехами и любви к Триединому Богу. Данный вид религии делится на католицизм, и протестантизм, которые сходятся на вере в Иисуса Христа, однако различаются трактовками Предания и Священного Писания.

Главой церкви в католицизме является Папа Римский, а не Иисус Христос, тогда как протестанты склонны трактовать Библию согласно своим личным убеждениям.

Еще одна глобальная религия – ислам – считается частично идентичной с христианством, поскольку она имеет своего Бога – Аллаха, судящего все человеческие поступки. Но, в отличие от христианской религии, где упор делается на свободу выбора и смирение, ислам требует от своих последователей серьезного повиновения и ряду жестких правил. Впрочем, предписывают людям справедливое и сострадательное отношение к другим людям.

Буддизм же ставит своей высшей целью достижение нирваны. При этом он учит, что спасение человека зависит не от Будды, который только указывает путь к спасению, а от самого себя. Последователи иудаизма считают себя богоизбранным народом и ожидают своего Мессию, отвергая христианского Христа. Сикхизм и индаизм совмещают в себе черты, присущие мусульманской религии, но не имеющие единой целостной системы.

Общее между существующими религиями

В общем и целом все религии объединяет вера в высшие духовные силы и продолжение существования духа после смерти. Понятие духовности и нравственности в мировых религиях могут сильно разниться, однако все они схожи с древним идолопоклонством, когда люди поклонялись высшим силам в надежде на какую-либо помощь с их стороны.

Римский писатель и оратор Цицерон трактовал значение слова «религия», как «благоговение перед высшим разумом».

В мире существует огромное количество церквей, принадлежащих разным религиям –

Основные религии мира

Все мировые религии, за исключением буддизма, происходят из относительно небольшого уголка планеты, расположенного между пустынными берегами Средиземного, Красного и Каспийского морей. Отсюда выходят христианство, ислам, иудаизм и ныне почти исчезнувший зороастризм.


Христианство. Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд. человек. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы, Америке и Австралии.
Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейское мудрости, созидавшейся на протяжении предшествующих 2000 лет. Библии учит понимать и осуществлять смысл жизни. Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу Света.
Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия. Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными.


Первый Вселенский Собор, собравшийся 325 г. в Никее, заложил догматические ocновы Единой Святой Соборной Апостольской Церкви на многие века вперед.
В христианстве был принят взгляд о «нераздельном и неразлучном» соединении в Иисусе Христе двух естеств - божественном и человеческом. В V в. были осуждены сторонники архиепископа Нестора, признававшие основной человеческую природу Христа (впоследствие обособившиеся в несториан), и последователи архимандрита Евтихия, который утверждал, что в Иисусе Христе есть только одна божественная природа. Сторонники одной природы Иисуса Христа стали называться монофизизтами. Приверженцы монофизизма составляют определенную долю среди современных православных христиан.
В 1054 г. произошел главный раскол христианской церкви на Восточную (православную центром в Константинополе (ныне Стамбул) и Западную (католическую) с центром в Ватикане. Это разделение проходит через всю мировую историю.

Православие утвердилось в основном среди народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев православия - русские, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, грузины, карелы, коми, народы Поволжья (мари, мордва, удмурты, чуваши). Очаги православия существуют в США, Канаде, ряде стран Западной Европы.


В истории русского православия произошел трагический раскол, приведший к появлению старообрядчества. Истоки раскола восходят еще к годам принятия христианства Русью. В те времена в Византии господствовали два близких друг к другу устава, по которым осуществлялся обряд богослужения. На востоке Византии наиболее распространенным был устав Иерусалимский, а на западе преобладал Студийский (Константинопольский) устав. Последний стал основой русского устава, в то время, как в Византии преобладающим все более становился устав Иерусалимский (св. Саввы). Время от времени в Иерусалимский устав привносились те или иные нововведения, так что он стал именоваться новогреческим.
Русская церковь до середины XVII в. вела обряд по архаичному Студийскому уставу двуперстным крещением, сохраняя православие в высшей чистоте. Многие православные народы смотрели на Москву, как на духовный центр.


За пределами Русского государства, в том числе на Украине, церковные обряды осуществлялись по новогреческому образцу. С связи с соединением Украины и России в 1654 г. Киев начинает оказывать огромное влияние на духовную жизнь Москвы. Под его воздействием Москва начинает отворачиваться от старины, принимает новый образ жизни, более угодный Киеву. Патриархом Никоном вводятся новые чины и обряды. Иконы обновляются по киевским и львовским образцам. Патриарх Никон производит редакцию церковно-славянских богослужебных книг по новогреческим изданиям итальянской печати.
В 1658 г. Никон заложил под Москвой Новоиерусалимский мужской монастырь и город Новый Иерусалим, по его замыслу, будущую столицу христианского мира.
В результате никоновских реформ в канон были введены шесть крупных нововведений. Двоеперстное крестное знамение заменено троеперстным, вместо «Исус» велено было писать и выговаривать «Иисус», во время проведения таинств обхождение храма было поведено делать против солнца.
Введение неправославного почитания царя поставило его выше религиозного духовного владычества. Это снизило роль церкви в государстве, низвело ее до положения Церковного приказа (приказ, это своего рода министерство в России тех времен). Многие верующие восприняли никоновские реформы как глубокую трагедию, тайно исповедовали старую веру, шли за нее на муки, сжигали себя, уходили в леса, болота. Роковой 1666 год привел к катастрофическому расколу русского народа на принявших новый обряд и отвергнувших его. За последними сохранилось название «старообрядцы».

Католицизм является другой основной ветвью христианства. Он распространен в Северной и Южной Америке. К католикам принадлежат итальянцы, испанцы, португальцы, часть французов, большая часть бельгийцев, часть австрийцев и немцев (южные земли ФРГ), поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы, некоторая часть украинцев (в виде униатства или греко-католичества). Крупным очагом католицизма в Азии являются Филиппины (влияние испанской колонизации). Много католиков в странах Африки, Австралии, Океании.
Западная католическая церковь смело отбрасывала старые и придумывала новые обряды, стоящие ближе по духу к европейцам и их представлениям о мире как пространстве, взывающем к покорению. Были догматически обоснованы экспансионизм и обогащение церкви. Жестоко подавлялись выступления не-католиков и еретиков. Результатом явились непрерывные войны, массовые репрессии инквизиции и снижение авторитета католической церкви.


В XIV-XV вв. в Европе возникли идеи гуманизма и возрождения. В ходе Реформации XVI в. от католицизма отделился протестантизм. Возникший в Германии протестантизм сформировался в виде нескольких самостоятельных течений, важнейшими из которых стали англиканство (ближе всего стоит к католицизму), лютеранство и кальвинизм. Из протестантских церквей образовывались новые течения, носившие сектантский характер, их число в настоящее время превышает 250. Так, от англиканства отпочковался методизм, а к методизму тесно примыкает организованная на военный лад «Армия спасения». С кальвинизмом генетически связан баптизм. Из баптизма выделились пятидесятнические секты, а также отделилась секта свидетелей Иеговы. Особое место в протестантской среде занимают мормоны нехристианского исповедания.


Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа. В США протестантов около 64% населения. Крупная группа американских протестантов - баптисты, за ними следуют методисты, лютеране, пресвитериане, В Канаде и ЮАР протестанты составляют около половины населения. Немало приверженцев протестантизма в Нигерии. Протестантизм преобладает в Австралии и большинстве стран Океании. Отдельные формы этой ветви христианства (особенно баптизм и адвентизм) распространены в России и на Украине.
Основатель протестантизма, католический монах M. Лютер, выступил с требованиями ограничения чрезмерной власти церкви и призывами к трудолюбию и бережливости. Вместе с тем он утверждал, что спасение души человеческой и избавление от грехов совершается самим Богом, а не силами человека. Кальвинистская реформация пошла еще дальше. По Кальвину, Бог предвечно избрал одних людей к с спасению, а других к гибели, независимо от их воли. Со временем эти идеи обернулись ревизией христианских догматов. Кальвинизм оказался проникнут антихристианским отрицанием аскетизма и стремлением поставить взамен его культ естественного человека. Протестантизм стал идейным оправданием капитализма, обожествления Прогресса, фетишизацией денег и товаров. В протестантизме, как ни в какой другой религии, усилен догмат покорения природы, воспринятый в последствии марксизмом.

Ислам самая молодая мировая религия. Ислам ведет летоисчисление с 622 г. н. э., когда пророк Мухаммед со своими приверженцами переселился из Мекки в Медину и к нему стали примыкать бедуинские племена арабов.
В учении Мухаммеда можно заметить следы христианства и иудейства. Ислам признает пророками Моисея и Иисуса Христа как предпоследнего пророка, но ставит их ниже Мухаммеда.


В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры. Войны исламом не отвергаются и даже поощряются, если они ведутся за веру (священная война джихад).
Все основания и правила мусульманской религии соединены в Коране. Объяснения и толкования неясных мест Корана, сделанные Мухаммедом были записаны его близкими людьми и мусульманскими богословами и составили сборник преданий, известный под названием сунна. Позднее мусульмане, признававшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а мусульмане, признававшие лишь один Коран, а из сунны лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка, получили название шииты. Это деление существует и по настоящее время.
Религиозная догматика легла в основу мусульманского права шариат - совокупности юридических и религиозных норм, основанных на Коране.


Сунниты составляют около 90% мусульман. Шиизм преобладает в Иране и Южном Ираке. В Бахрейне, Йемене, Азербайджане и нагорном Таджикистане половина населения - шииты.
Суннизм и шиизм дали ряд сект. Из суннизма вышел ваххабизм, господствующий в Саудовской Аравии, распространяющийся среди чеченцев и некоторых народов Дагестана. Основными шиитскими сектами стали зейдизм и исмаилизм, испытавший влияние атеизма и буддизма.
В Омане получило распространение третье направление ислама ибадитизм, последователи которого именуются ибадитами.

Буддизм. Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине I тыс. до н. э. в Индии. После более чем 15 веков господства в Индии буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии, проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию. Число приверженцев буддизма оценивается приблизительно в 500 млн. чел.


В буддизме сохранены все социально-нравственные догматы индуизма, но ослаблены требования кастовости и аскетизма. Буддизм обращает большее внимание на текущую жизнь.
В начале первого тысячелетия буддизм распался на две крупнейшие ветви. Первая из них - тхеравада, или хинаяна, - требует от верующих обязательного прохождения монашества. Ее приверженцы - тхеравадины - проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде (около 90% населения этих стран), а также в Шри-Ланке (около 60%).


Другая ветвь буддизма - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне. Последователи махаяны сосредоточены в Китае (в том числе в Тибете), Японии, Корее, Непале. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии, а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной и Южной Америке.

Иудаизм. К числу мировых религий иудаизм можно отнести с определенной долей условности. Это национальная религия евреев, возникшая в Палестине в I в. до н. э. Большинство приверженцев сосредоточено в Израиле (официальная религия государства), США, странах Европы и России.


Иудаизм сохранил идеи братства и взаимопомощи, из египетской религии при идеи праведности и греховности, рая и ада. Новые догматы отвечали сплочению еврейских племен и повышению их воинственности. Источники вероучения этой религии - Ветхий завет (признаваемый и более поздним христианством) и Талмуд («комментарии» к ветхозаветным книгам).

Национальные религии. Наиболее распространенными национальными религиями являются религии Индии. Примечательна интровертность индийских религий, обращенность их к такому внутреннему и душевному соединению, которое открывает широкие возможности самосовершенствования, создает ощущение свободы, блаженства, смирения, самоотдачи, успокоения, способен сжимать, свертывать феноменальный мир до полного совпадения мировой сущности и человеческой души.

Религия Китая сложилась из нескольких частей. Самыми ранними являются верования, связанные с земледелием, освоенным в VIV тыс. до н.э. В них считалось, что нет ничего выше того, в чем находит покой и красоту деревенский человек. Около 3,5 тыс. лет назад прежние верования дополнились культом почитания великих предков - мудрецов и героев. Эти культы воплотились в конфуцианстве, сформулированном философом Конфуцием, или Кунфу-цзы (551-479 гг. до н.э.).
Идеалом конфуцианства стал совершенный человек - скромный, бескорыстный, обладающий чувством собственного достоинства и любви к людям. Социальный порядок представляется в конфуцианстве таким, при котором каждый действует в интересах народа, представляемого большой семьей. Цель каждого конфуцианца - нравственное самоусовершенствование, почтительное уважение к старшим, почитание родителей и семейных традиций.
В свое время в Китай проникли брахманизм и буддизм. На основе брахманизма почти одновременно с конфуцианством возникло учение даосизма. С даосизмом внутренне связан чань-буддизм, распространившийся в Японии под названием дзэн-буддизма. Вместе с даосизмом и конфуцианством китайские религии сложились в миропонимание, главными чертами которого являются поклонение роду (предкам, потомкам, домашнему очагу) и поэтическое восприятие природы, стремление радоваться жизни и ее красоте (С. Мягков, 2002 г., Н. Кормин, 1994 г.).

Религия Японии. Примерно с V в. н.э. японцы познакомились с мудростью Индии и Китая, восприняли буддистско-даоское отношение к миру, которое не противоречило их исконной вере, синтоизму, вере в то, что все полно духов, богов (ка-ми), а потому заслуживает к себе благоговейного отношения. Главной особенностью преображенного под китайским влиянием японского синтоизма стало то, что он, как и даосизм, не поучает добру и не разоблачает зло, ибо «спутанные в клубок нити счастья и бед не разделить». Искореняемое зло неизбежно пробьется такой бурной порослью, о какой и не подозревал мироустроитель. Родину японцы воспринимают как священное достояние нации, находящееся на временном попечении живущих для передачи потомкам. Приверженцами синтоизма являются несколько миллионов японцев (Т. Григорьева, 1994 г.).

Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), в Иране (гебры) и Пакистане.
Кроме основных религий в мире существуют десятки местных традиционных верований, главным образом в форме фетишизма, анимизма и шаманизма. Особенно их много в Африке, прежде всего в Гвинее-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д" Ивуар, Буркина-Фасо, Того, Бенине.
В Азии последователи племенных культов преобладают только в Восточном Тиморе, но распространены также на островах западной части Океании и среди народностей Севера России (шаманизм).
Источник -

Все мы перегружены рассказами о сентиментальной любви, насмотревшись фильмов голливудских режиссеров, но весь этот опыт вряд ли сможет помочь нам в достижении истинной духовной любви. У нас практически нет возможности подняться над уровнем телесных взаимоотношений или смотреть на окружающих, как на продолжение самих себя. Такой укоренившийся в обществе подход к любви влияет на наше отношение к Богу. Мы склонны воспринимать Бога как того, кто может удовлетворять наши личные желания, и поэтому нас не интересует бескорыстное, немотивированное служение Ему.

«Шримад-Бхагаватам» – древнее сокровенное ведическое писание – описывает собрание мудрецов и великих мистиков, которые следовали разными религиозными путями. Все они собрались в лесу, известном в Индии под названием Наимишаранья. Единственный вопрос, который был задан на этом собрании, звучал так: «Что является высшей формой человеческой деятельности?» Эти йоги хотели открыть для себя истинный путь достижения высочайшего духовного уровня. Они были готовы находиться там необходимое время, столь долго, пока не придут к удовлетворяющему их заключению. Несмотря на тот факт, что многие из них исповедовали различные религии, всех их объединяла одна цель.

В этом собрании появился очень возвышенный, необычайно преданный Богу человек по имени Сута Госвами. Он был настолько отрешен от материального мира, что не носил одежды, и был так глубоко погружен в размышления о Господе, что простые люди считали его безумцем. Несмотря на это, мудрецы, собравшиеся в лесу, поняли, что этот необычный человек является великой душой.

Члены данного собрания были людьми очень искренними, что крайне важно как для рассказчика, так и для слушателей. Сута Госвами был лишен личных мотивов и эгоизма. Он пришел туда не для того, чтобы произвести впечатление, и не по приглашению. Он просто проходил мимо и случайно оказался на этом самом собрании мудрецов и йогов, жаждущих истины.

Суть вывода, к которому все они пришли, сводилась к следующему: неважно, какой цвет кожи у человека и какую религию он исповедует. Путешествующий мудрец не углублялся в обсуждение этих тем, так же как не пытался он доказать превосходство одной культуры или религиозной традиции над другой. Вместо этого он говорил о важности знания, служения и чистой любви к Богу. Он объяснил также, что любовь и служение являются основой самоосознания человека. Если мы любим Бога безусловно, то молимся об избавлении от беспокойств или разочарований. Такие молитвы не являются признаком высокого уровня преданности. Напротив, мы должны научиться делиться своей любовью, предлагая немотивированное и непрерывное служение.

Любовь – это немотивированное служение

Любовь – это нечто большее, чем приятные слова. Она проявляется в нашем поведении. Мы выражаем свою любовь тем, как мы поступаем. Если кто-то развил в себе любовь к другой личности, но не желает служить ей, такую любовь нельзя считать глубокой. Это скорее теория. Если мы не готовы подтвердить свою любовь делами, то что-то не так. Чем глубже любовь, тем самоотверженнее служение объекту нашей любви.

Понимание любви как служения является фундаментальным понятием всех мировых религий. Хотя религии, на первый взгляд, отличаются друг от друга, понимание этого момента объединяет их. Истинной религией является служение Богу. Кем бы мы ни называли себя: христианами, иудеями, мусульманами, буддистами или последователями Индуизма,- это не особенно важно, как и ритуалы, которые мы совершаем. За всеми внешними практиками кроется понимание сути всех религиозных путей: предоставить нам возможность развить в себе любовь к Богу и начать служить Ему.

Хотя любовь превосходит способность видеть, слышать и чувствовать – все эти элементы могут быть использованы в самоотверженном служении. Когда наша любовь безусловна, мы не ищем какого-то конкретного приятного нам ощущения, но именно так мы поступаем, если хотим удовлетворить свои материальные чувства. Эгоистичные поступки не позволяют нам развить глубокой привязанности к Богу. Если мы основываемся в своих суждениях на понятиях «я хочу», «мои желания», «мое тело» – это означает, что мы не сможем сосредоточиться на выполнении служения возлюбленному.

Когда мы любим кого-то, нам хочется заботиться о нем и выражать свои чувства, совершая нечто важное для объекта нашей любви. Человек, который любит свою жену и детей, постоянно думает о них, проводит с ними время и заботится об их нуждах. Женщина может заявлять, что любит мужа и своих детей, но если она не кормит детей и не помогает мужу, тогда в искренности ее слов можно усомниться.

Иногда мы говорим о любви, несмотря на противоположное чувство, для того, чтобы добиться одобрения и уверить в этом себя и окружающих. Такое поведение не выражает ни любви, ни служения. Мы не должны думать, что достойны награды. Если любовь искренна, мы чистосердечно отдадим себя своим возлюбленным, не думая о том, что у них есть взамен.

Если любовь связана с ожиданием вознаграждения, что произойдет в случае, если мы не получим желаемого? Если мы отождествляем любовь с удовлетворением чувств, то рискуем стать жертвой гнева. Большинство из нас стремиться к комфорту и поэтому предъявляет к любви различные требования. Но безусловная любовь не ищет личного удовлетворения, более того, обладая ей, мы готовы пожертвовать собой ради возлюбленного.

Служение – естественно. Мы всегда служим кому-либо или чему-либо, и те, кто любят друг друга, естественным образом захотят выразить свою любовь через служение. Вот почему существует золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Если мы воспринимаем себя слугами возлюбленных и ищем возможность удовлетворить их каким-то спонтанным выражением своей любви – это будет правильно. Мы должны быть безразличны к похвалам или к пониманию. Но, к сожалению, хотя мы можем пытаться служить с энтузиазмом, наши мотивы при этом часто могут быть нечистыми. Мы хотим признания и хотим оценки. Мы должны научиться служить, даже если ничего не будем чувствовать в ответ: ни признательности, ни участия.

Мы должны помнить, что наше отношение к другим означает и то, как мы относимся к себе, потому что все в конечном итоге вернется к нам. Некоторые люди способны оказывать помощь и заботится о других, что возвращается к ним сторицей. Почему люди не доверяют тем, кто, в свою очередь, не доверяет окружающим? Потому что это настроение недоверия возвращается бумерангом. Мы должны быть внимательными в отношении того, что думаем и делаем, потому что наши мысли и поступки приводят в движение силы, которые возвращают нам результаты наших деяний.

Мы можем проверить себя, сделав какое-то благо для ближнего анонимно. Как правило, к подарку мы прикладываем открытку со своим именем, ожидая благодарности за наше великодушие. Это нельзя назвать бескорыстным поведением, потому что оно основано на прославлении себя. Единственный способ пройти эту проверку на бескорыстие – помогать другим, не надеясь обрести признание, а будучи счастливым просто от осознания того, что мы поступили правильно.

Повседневная жизнь – это наша школа

Мудрецы и йоги на собрании, описанном в «Шримад-Бхагаватам», по милости Суты Госвами узнали, что любовь основана на ничем не мотивированном служении Богу. Они осознали, что истинная духовность означает, принятие положения слуги по отношению к каждому. Это касается и нас. Наши взаимоотношения в повседневной жизни являются практикой божественных, которые мы в конечном итоге должны будем испытать. Качество наших взаимоотношений показывает, насколько мы готовы к общению со Всевышним Господом. Вот почему общение с другими, серьезно относящимися к духовной жизни, людьми, так важно. Через этот опыт мы учимся любви и служению Всевышнему.

Высший уровень духовного мира – это царство вечных романтических приключений и самозабвенных любовных отношений. Чтобы войти в этот мир чистой любви, готовиться надо здесь и сейчас, в материальном мире: учиться чистому бескорыстному служению. Любая эгоистичная мотивация дисквалифицирует нас, так как ощутить божественную любовь можно, лишь отвергая собственные устремления ради блага своего возлюбленного. Мы не утеряем своей личности в этом процессе, напротив, наша истинная сущность проявится, если мы будем выполнять служение, и каждое неэгоистичное проявление любви будет позволять нам все больше и больше погружаться в огромный удивительный океан любви. Если, движимые искренней любовью, мы будем действовать бескорыстно, тогда к нам придет еще большая любовь.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Вы упомянули, что все мировые религии, по сути, учат одному, но означает ли это, что они абсолютно не отличаются одна от другой?
Ответ: Конечно же, существуют принципиальные отличия, основанные на системе вероисповедания. Однако, сектантский подход очень опасен. Человек, обладающий сектантским умонастроением, исходит из того, что Бог может даровать свою любовь только определенной группе людей. Разве любовь Бога может быть привилегией только эпископанцев, суфи, бахай, индуистов или членов какой-то другой религиозной системы? Существует множество священников, учителей и наставников, которые дают утвердительный ответ на этот вопрос, считая, что их наставления – единственно важные и ценные. Это означает, что они верят в то, что любовь Бога настолько ограничена, что Он может выразить ее лишь одним способом. Однако мы не можем служить единому Богу ограниченным сектантским способом.

Этот момент может проиллюстрировать аналогия. Как родители, мы можем попытаться помочь своим детям, наставляя их определенным образом. Если они не воспринимают всерьез наш совет, то мы можем дать им наставление в другой, несколько отличной форме, потому что мы заботимся о них и хотим, чтобы они добились успеха в этой жизни. Бог поступает подобным же образом. Он дает нам те же самые наставления самыми разными способами, чтобы наверняка научить нас поступать правильно.

Если у людей может быть множество сыновей и дочерей, то почему Бог, Всевышний прародитель человечества, может иметь лишь одного сына? В этом предположении отсутствует здравый смысл. Помимо Иисуса, разве не существовало Мухаммеда или Будды, а также многих других? Фактически, не являемся ли мы сами сыновьями и дочерьми Бога? Именно мы и есть те самые сыновья и дочери, которые сошли с пути истинного, в то время как Иисус и другие дети Бога просят нас не делать этого. Они оказывают помощь тем членам семьи, которые отстранились от общего дела – служения Богу.

Все истинные духовные посланники наставляют людей в слове Божьем, как им диктует вероисповедание. Они помогают подготовить душу к служению в царстве Божьем. Если бы сектантский подход был правильным, миллионы душ спорили и враждовали бы друг с другом, достигнув обители Бога. «Подождите-ка минутку, тут место для адвентистов Седьмого Дня, я не хочу чтобы здесь был кто-либо еще»: или же «Где тут истинные мусульмане? Только они – настоящие сыновья Бога». Весь духовный мир превратился бы в государство, разодранное на части, каждая провинция которого готова вступить в противоборство со всеми остальными. В таких обстоятельствах кто смог бы прославлять или служить Господу?

Если бы Иисус явился в наше время, то, вполне вероятно, его распяли бы намного быстрее, чем это произошло в те времена. Несомненно, ему пришлось бы затратить намного больше усилий, выгоняя менял из храмов по всей планете, а христианам понадобилось бы слишком много времени, чтобы разобраться друг с другом и выяснить, что делать с такой непримиримой личностью, причиняющей столь много беспокойств. Если бы, пророк Мухаммед вернулся сегодня, он бы скорбел от насилия, захлестнувшего мир. Это стало вполне возможным из-за невежества и неверного толкования Его учения. Если какой-либо риши или свами из ведической традиции вернулся бы сейчас на Землю, чтобы посмотреть, как мы живем, он также почувствовал бы себя очень раздосадованным. Духовная жизнь означает не то, какой ярлык мы навешиваем на себя и на других, как мы молимся или как поклоняемся Богу. Смысл духовной жизни заключается в том, насколько мы искренни.

В конечном итоге неважно, на каком устройстве мы передвигаемся. Человек может ездить на «Шевроле», другой может предпочитать «Мицубиси» или «Форд», а кто-то чувствует себя комфортно в «Ягуаре». Выбор зависит от нас. Суть заключается в том, смогли ли мы обрести истинную связь с Богом. Если мы сталкиваемся с проблемами при восприятии людей из-за поверхностных отличий, это указывает на отсутствие всякого интереса. Если мы не заинтересованы в самоосознании, то находимся на самом элементарном уровне развития. Наше общее состояние сознания – это ключевой фактор, который должен изменить нашу планету. Цель жизни никогда не была связана с конкретной религией человека. Наоборот, она связана с уровнем его духовного развития. Сейчас на нашей планете происходит борьба между людьми с негативным, слаборазвитым сознанием, и теми, кто находится на более высоком уровне.

Здравствуйте, дорогие школьники!

Сегодня у нас с вами довольно сложная тема. В начальной школе ее изучают в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и, вполне возможно, что учитель попросит вас подготовить доклад или сообщение для класса по теме «Основные мировые религии».

Предлагаю сегодня рассмотреть их подробнее и дать им краткую характеристику, чтобы иметь небольшое представление, чем дышит верующий народ. Постараюсь писать простыми словами, чтобы всем все было понятно. Ну а если все равно будет не понятно, то вы всегда можете задать вопрос в комментариях.

План урока:

Что есть религия?

Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.

  • К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
  • К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
  • Третьих просили о помощи в беде и болезни.

Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.

Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.

Каждое религиозное верование включает в себя:

  • нормы морали и этики;
  • правила поведения;
  • набор ритуалов и обрядов, при помощи которых обращаются к святыням, прося помощи в делах насущных.

На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой религии.

Самая древняя религия — буддизм

Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.

История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.

Согласно древней легенде он в свои 29 лет ушёл из своего роскошного дома, когда увидел «правду жизни»:

  • старость в виде попавшегося на глаза дряхлого старика;
  • болезнь через повстречавшегося тяжело больного;
  • смерть из столкновения с похоронной процессией.

В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.

Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с окружающими – так возникла священная книга Типитака.

В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:

  • страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний, стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;
  • человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой жизни;
  • правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;
  • правильный жизненный путь – это честность;
  • правильная речь – это отсутствие лжи;
  • правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;
  • правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.

Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.

Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, Шри-Ланки и Камбоджи всё своё свободное время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и освободиться от жизненных оков.

Буддистская штаб-квартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.

Учёные-культурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.

Это интересно! Название буддистских канонов «Типитака» значит «тройная корзина», что обычно трактуют как «три корзины закона». Учёные полагают, что возможно священные тексты правил, написанные в древности на листьях пальм, хранились в плетёных корзинах.

Христианская религия

Родиной христианства является Палестина- бывший восток Римской империи.

Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение которого было предсказано деве Марии.

Когда ему исполнилось 30 лет, посланник Бога вышел в люди, чтобы проповедовать святое слово, донося до народа идеи трудолюбия, мира и братства, осуждая богатство и превознося духовное над материальным. Еврейское имя Иисуса – Иешуа, переводится оно как «спаситель», которому суждено было пострадать за грехи всех христиан.

Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец Света.

Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил — заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни.

Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать, трудиться и почитать родителей.

В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а позже, в 16 веке, появились протестанты.

Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии, Германии.

Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.

Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране есть, пусть даже маленькая, христианская община.

Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.

Самая молодая религия — ислам

Самая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7 веке и переводится как «покорность».

Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.

Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.

Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.

По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).

А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.

Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.

Что объединяет три мировые религии

Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.

Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.

Делясь добром, никто не станет нищим,

Сторицей возвратится всё назад.

Кто делает наш мир светлей и чище,

Тот станет сам от доброты богат.

На сегодня всё. Прощаюсь с вами с пожеланиями быть добрее друг к другу.

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.