Межрегиональная интеграция. Региональная интеграция

Отделение международных отношений Историко-архивного института и кафедра стран постсоветского зарубежья объявляют набор на специализированную магистерскую программу «Межрегиональная интеграция на пространстве Шанхайской организации сотрудничества» по направлению «Зарубежное регионоведение»

Направление: Зарубежное регионоведение

Специализированная магистерская программа, направленная на углубление навыков и знаний в области международной интеграции и современных глобальных и региональных процессов

Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС

Квалификация (степень): магистр зарубежного регионоведения

Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года в РГГУ.

не более 18 академических часов в неделю

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации

Аннотация
Магистерская программа «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» рассчитана на лиц, получивших степень бакалавра в сфере гуманитарных и социальных наук, а также на специалистов по направлению «История», «Международные отношения», «Политология», «Экономика», «Юриспруденция». Программа направлена на формирование у магистрантов комплексных знаний о механизмах формирования и хода интеграционных процессов в условиях современных процессов глобализации и регионализации. МП выступает как инновационный проект, нацеленный на реализацию современных методологий экспертного анализа международной обстановки и интеграционных процессов, использующихся в России и за рубежом.
Программа предлагает студентам:

  • Получение знаний в области зарождения, развития, моделирования и прогнозирования международных интеграционных процессов
  • Обучение не только на методологическом, теоретическом уровне, но и широкое использование практикумов, ситуативных семинаров, ролевых игр, прикладных форм деятельности
  • Возможность проходить практику в государственных структурах и международных организациях
  • Возможность получить серьезную подготовку по иностранному языку, а также лекции и семинары на иностранном языке
  • Подготовку к дальнейшей информационно-аналитической, экспертной деятельности в российских и зарубежных правительственных и неправительственных организациях, в медийной области и связей с общественностью, бизнес структурах, международных и аналитических отделах.
  • Подготовку к получению степени кандидата наук в РГГУ, других российских университетах или докторанта в зарубежных университетах.

Отличительной особенностью МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» является ее нацеленность на широкий спектр методов и методологий системного анализа с учетом зарубежного и российского опыта, привлечение не только теоретиков, но и экспертов-практиков. Оригинальность учебного плана состоит в том, что он построен на основе развивающих инновационных форм обучения, а также - тесной работе магистранта с преподавателем в формате мастер-классов и индивидуальных консультаций. В ходе освоения МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» магистранты получают углубленные знания и методические навыки в области прикладного анализа, экономических, социальных, политических и гуманитарных процессов на макроуровне, а также региональном и страноведческом. Обязательным условием является комплексная языковая подготовка. Курсы читают ведущие специалисты РГГУ, МГИМО, МГУ, Дипломатической Академии, департаментов МИДа, а также ведущие эксперты-аналитики из профильных центров.


Интеграционные объединения стран были рассмотрены ранее. Страна, вступившая в такое объединение (например, ЕС) обязана выбирать торговых партнеров, прежде всего, из участников этого объединения.

Помимо этого, все экономические агенты тяготеют в МЭО к соседним

странам, что называется регионализацией.

Примеры регионализации

Экспорт РФ в СНГ(22%)

Миграция рабочей силы: из СНГ в РФ

Регионализация является базой интеграции и глобализации | Интеграция | Организаторы Государство, институты гражданского общества Участники Государство, ТНК, фирмы, граждане Интеграционный процесс требует Международного разделения труда;

традиций сотрудничества;

постановки универсальных целей Современные

особенности

интеграции - Дифференциация внешнеэкономических связей (меньше доля торговли с 1-м партнером, т. е. расширение не только товарной, но и географической структуры); -

развитие регионализации (увеличение доли внутрирегиональной торговли) Регионализация - развитие МЭО с соседними странами.

Доля основного партнера во внешнеторговом обороте 1900 г. 2000 г. США Англия (30%) Канада (20%) Австралия Англия (55%) Япония (20%) Германия Англия (15%) Англия (10%) Россия Германия (60%) Германия (8%) | Доля внутрирегиональной торговли | 1990 г. 2000 г. АТЭС 68% 72% НАФТА 38% 44% АСЕАН 18% 22% МЕРКОСУР 12% 21% Глобализация МЭ

Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, технологий, информации характеризует современную МЭ и «глобализацию». Если интеграцию можно представить как сближение хозяйственных механизмов стран, то глобализацию - как глубокие интенсивные изменения системы МЭО, особенно с появлением новых транспортных и телекоммуникационных технологий.

Глобализация - многосторонний и многоплановый процесс формирования единого мирового экономического пространства, в результате которого мировая экономика приобретает новое качественное состояние Глобализация может быть представлена как итог процесса интернационализации мирового хозяйства:

Уровни глобализации - Микроэкономический (стратегия сбыта на мировых рынках); -

макроэкономический (поддержка государства); -

наднациональный (международные организации, интеграционные союзы) Причины глобализации - возрастание масштабов производства; -

распространение новых технологий; -

развитие инфраструктуры; -

распространение знаний; -

развитие ТНК, МНК; -

увеличивающаяся роль ООН, МВФ, ВТО; -

создание интеграционных группировок; -

либерализация торговли, других рынков; -

достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона); -

окончание «холодной войны»; -

ослабление государственного контроля над «человеческим фактором» Последствия Положительные - Умножаются возможности человечества; -

создается база для решения глобальных проблем; -

конкуренция стимулирует развитие новых технологий; -

эффект масштаба; -

эффект свободной торговли; -

мобилизация финансовых ресурсов (например, на получение новых источников энергии) - Отрицательные - Неравномерное распределение результатов, отсюда могут быть конфликты; -

возможная деиндустриализация отдельных стран; -

возможна потеря суверенитета страны; -

«мировые» спады при циклах.

Развитые страны тоже могут «поплатиться» ростом безработицы

Глобализация и Российская Федерация РФ может оказаться не субъектом, а объектом глобализации по причинам: -

очень высока степень вовлеченности в МЭО и большая зависимость от мировой конъюнктуры; -

ослабление государственного суверенитета; -

ослабление контроля над ресурсами; -

низкая конкурентоспособность; -

низкая инвестиционная привлекательность; -

низкий уровень жизни значительной доли населения; -

плохая структура внешней торговли и др. Вывод Несмотря на различные точки зрения относительно причин и последствий, все-таки, глобализация - естественный процесс

Сегодня в межрегиональных взаимоотношениях устанавливаются прямые контакты с крупными финансовыми институтами с целью привлечения инвесторов в регионы. Процесс где-то достаточно развит, но в данном случае происходит совершенствование межрегиональных экономических связей и появляются новые организационные формы экономического сотрудничества.

Межрегиональная интеграция представляет интеграцию определенного масштаба в определенных временных рамках. Важнейшей формой является экономическая интеграция, выражающаяся во взаимодействии предприятий и организаций различных регионов. К современным формам межрегионального сотрудничества предприятий относят: создания ряда предприятий - холдингов (в нефтяной, газовой и др. отраслях промышленности). Основная цель - сохранять стабильность функционирования отрасли и рост поступлений от экспорта их продукта. Поэтому они стали монополистами создав по всей территории свои филиалы, которые занимаются координацией деятельности и организацией межрегионального сотрудничества.

На внешнем рынке конкурентоспособными могут быль только те предприятия, которые способны объединить в себе: добычу, переработку, транспортировку, сбыт. Поэтому возможно только государственное регулирование их усилий в рамках темпов инфляции.

Следующей формой межрегионального взаимодействия является финансово- промышленная группа (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимость реорганизации отдельных промышленных предприятий и концентрации финансовых ресурсов. Эта необходимость была усилена обострившейся конкуренцией с иностранными производителями на внутреннем и внешнем рынках.

Финансово-промышленные группы в регионах могут стать реальным институтом при проведении экономической и промышленной политики. Регионы, где сформированы крупные ФПГ, являются Регинами-донорами и обладают реальной финансовой самостоятельностью при проведении бюджетной политики.

Создание банков и кредитных организаций - другая форма межрегиональных экономических связей. Создание собственных филиалов в регионах, заключение стратегических союзов крупными банками в разных регионах. Это дает возможность банкам быстрее проводить операции, инвесторам - расширять клиентуру.

3. Межрегиональные связи экономического взаимодействия.

В рамках межрегиональной интеграции создаются различные структуры и институты, которые поддерживают различные формы интеграционных процессов. «Мягкая» форма (формирование ассоциаций) и «жесткая» интеграция - создание межрегиональных структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие формы и институты в завершающей стадии могут привести к изменению административно-территориального деления страны. Речь может пойти о формировании новой модели федеративного

государственного управления, конфедеративного ГУ на основе федеральных округов на макроуровне.

В ослабленной форме «жесткие» интеграции могут формироваться в макрорегионах в виде координирующих органах управления.

Крайним вариантом «мягкой» интеграции являются ассоциации, объединения играющие информационную и пропагандирующую роль в нескольких субъектах РФ («Сибирское согласие», «Возрождение Урала», «Большая Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной интеграции это - смесь «жесткой» и «мягкой» форм, выражающийся в создании координационных органов. Имеются отдельные примеры такого взаимодействия - «Пермский проект».

Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу. Первой ассоциацией стала - Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие». В состав входят субъекты федерации, которые расположены на территориях официально зафиксированных экономических районов, а города и крупные сельские районы в состав ассоциаций не включаются.

Из этих межрегиональных ассоциаций действующих на территории соответствующего экономического района за исключением «Сибирского согласия», действие которого распространяется на два района. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций - Уральской и «Сибирское согласие». Бурятия и Читинская область включены в состав Сибирской и Дальне-восточной ассоциаций.

Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является совет или президиум, в состав которого входят руководители законодательной власти всех составляющих субъектов.

Руководит ассоциацией губернатор. В некоторых случаях (Дальне-восточная ассоциация) в управление включены федеральный инспектор и полпред президента по Дальне-восточному федеральному округу.

Все наиболее важные решения ассоциации принимаются на заседании совета, который собирается несколько раз в год. На этом совете могут присутствовать в качестве приглашенных лиц группы экспертов, руководители предприятий и организаций, научные элиты регионов.

Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий).

Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций.

Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.

Вопросы:

    Основные принципы экономического взаимодействия субъектов РФ.

    Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия в современнойРоссии.

3. Органы управления межрегиональных экономических ассоциаций.

Тестовое задание:

1. Выделите факторы определяющие систему межрегиональных экономическихсвязей:

    общественное разделение труда;

    темп экономического роста отдельного региона;

    спецификацией и размещением производства по территориям;

    прирост населения региона;

    факторы постоянной миграции;

    развитость инфраструктуры;

    степень обеспеченности качественными трудовыми ресурсами.

2. Главными проблемами внешнеэкономической деятельности в современнойРоссийской Федерации являются (уберите лишнее):

    инфляция;

    потеря конкурентоспособности многих отраслей производства на внутреннем рынке;

    усиление государственного вмешательства в экономику;

    преобладание в экспорте сырьевых ресурсов, в экспорте - товаров широкогопотребления;

    потеря многих традиционных рынков сбыта

3. К формам межрегиональной экономической интеграции относятся:

  1. финансово-промышленная группа;

    межрегиональные объединения банков;

    межрегиональные кредитные организации;

    межрегиональный кооператив;

    ассоциация межрегионального развития.

4. Назовите руководящий орган или руководящее лицо стоящее во главемежрегиональных ассоциаций:

b. президиум,

c. губернатор;

d. федеральный инспектор;

e. полпред президента по конкретному федеральному округу.

5. Назовите первую межрегиональную ассоциацию:

    Северо-западная;

    ассоциация Центральной России;

    ассоциация Черноземья;

    «Большая Волга»;

    Северного Кавказа;

    «Возрождение Урала»;

    «Сибирское согласие».

Основы интеграционного права

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141487
Язык:
Объем текста: 291 стр.
Формат:
epub

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

§ 3. Региональная, межрегиональная и глобальная интеграция

Третьим основанием классификации международной интеграции на разные виды являются ее территориальный уровень (масштаб) — количество и географическое расположение участвующих в ней государств.


Если в интеграции участвуют все или подавляющее большинство стран планеты, расположенных в разных частях земного шара, то она может рассматриваться как глобальная, т. е. общемировая. В настоящее время главным форумом для осуществления глобальной интеграции в экономической сфере выступает Всемирная торговая организация, в рамках которой сокращены торговые барьеры между подавляющим большинством стран. После присоединения к ВТО в XXI в. сначала Китая, затем России (2012) Всемирная торговая организация объединяет не только государства всех регионов земного шара, но и все крупнейшие экономики мира.


Некоторые интеграционные мероприятия на глобальном уровне также проводятся в рамках других универсальных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Примером может служить устранение препятствий международным авиаперевозкам грузов и пассажиров путем введения так называемых свобод воздуха, действующих между государствами-членами специализированного учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО):


право на транзитный беспосадочный полет через территории других государств (первая свобода воздуха);


право транзитного полета с посадкой в других странах без коммерческих целей, т. е. без принятия на борт или высадки (выгрузки) пассажиров, грузов и почты (вторая свобода воздуха);


право доставлять в другие страны пассажиров, грузы и почту, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна (третья свобода воздуха);


право принимать на борт в иностранном государстве пассажиров, грузы и пассажиров в целях их доставки в государство регистрации воздушного судна (четвертая свобода воздуха) и т. д.


В свою очередь, подписанная под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. делает более открытыми границы государств для морского судоходства, гарантируя в ст. 17 «право мирного прохода» через их территориальное море судам из любых стран, даже из тех, которые не имеют выхода к морю.


Еще в одном специализированном учреждении ООН, в котором состоят почти все страны мира — Международном валютном фонде (МВФ), государства-члены обязались не налагать ограничений на платежи и переводы между собой по текущим международным операциям без утверждения МВФ (ст. VIII «Общие обязательства государств-членов» Статей соглашения Международного валютного фонда 1944 г. с последующими изменениями).


Как отмечается в трудах представителей российской юридической науки, государства-члены по учредительному договору МВФ тем самым отказываются «от части своей юрисдикции, что можно расценивать как добровольное самоограничение суверенитета, идущее в русле глобализации». В то же время согласно переходным положениям учредительного договора МВФ (ст. XIV «Переходные положения») государствам-членам разрешено сохранять валютные ограничения на международные переводы и платежи в интересах защиты своих платежных балансов, и многие из них воспользовались таким правом на изъятие.


Упомянутое изъятие служит дополнительным свидетельством более осторожного (частичного) характера глобальной интеграции. Вполне очевидно, что ввиду большого количества участвующих государств развитие международной интеграции в глобальных масштабах происходит заведомо труднее, а ее степень является заведомо более низкой, чем в случае интеграционных процессов между государствами отдельных регионов планеты, т. е. региональной интеграции.


Региональная интеграция представляет собой интеграционные процессы между отдельными группами государств, расположенных поблизости друг от друга, обычно в рамках одного континента земного шара или иного географического региона.


По своим максимальным географическим пределам региональная интеграция, таким образом, может совпадать с территорией одной части света и охватывать все находящиеся в нем государства. Попытки такого рода континентальной интеграции предпринимаются, например, в рамках Африканского союза, Союза Южноамериканских наций УНАСУР или Совета Европы.


Однако с учетом многоскоростного характера интеграционных процессов более успешными обычно оказываются региональные интеграционные объединения с более узким кругом государств-членов. Например, в Европе самой эффективной интеграционной организацией является Европейский союз, объединяющий сегодня большинство, но все же не все страны Восточной и Западной Европы.


В Африке интеграционные процессы сегодня развиваются, преимущественно не в рамках Африканского союза в целом, а внутри более компактных интеграционных союзов и сообществ между странами отдельных регионов этого континента: Южноафриканский таможенный союз, Восточноафриканское сообщество, Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз и т. д.

Основы интеграционного права



Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара.
Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР в перспективе формирования Евразийского союза и правовые механизмы регулирования глобальной экономической интеграции в рамках Всемирной торговой организации.
Для студентов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.

Интеграция, понимаемая как процесс нарастания тесноты связей между объектами, в данном случае регионами, часто сопровождается их сближением, появлением новых общих признаков. Исходный латинский термин «integralio» означает восстановление, восполнение некого единства. Интеграционные процессы в принципе ведут к становлению некой новой целостности.

В современной экономической и экономико-географической литературе последние годы произошло заметное изменение понятия межрегиональной интеграции. Согласно рыночному подходу, господствовавшему еще 20-25 лет тому назад, процесс интеграции состоит, главным образом, в устранении препятствий, которые мешают интеграции национальных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Так, отмена таможенных тарифов, создание европейского единого рынка, свободное движение капитала и европейский валютный союз представлялись последовательными стадиями в этом процессе. Согласно модели зон “свободной торговли”, главная роль формирующихся европейских институтов заключалась в обеспечении справедливой конкуренции и ценовой стабильности через макроэкономическую координацию.

Согласно институциональному подходу, процесс межрегиональной интеграции, в частности, европейской, понимался как постепенная передача законодательных и административных полномочий от национальных властей наднациональным (в конкретном случае - европейским институтам). Эта модель, которая часто характеризует стратегию интеграции, предложенную Европейской Комиссией, подразумевает технократический ("еврократический") и централизованный процесс перераспределения финансовых ресурсов как основной инструмент снижения региональных различий.

Наконец, третий, гак называемый "сетевой" подход рассматривает социально-экономическое пространство как систему пересекающихся транснациональных "макрорегионов", характеризующихся сотрудничеством между различными административными областями, включенными в этот макрорегион, и конкуренцией с областями, принадлежащими другим макро-регионам. Эти макрорегионы могут быть представлены как пересекающиеся сети больших и малых городских центров, выполняющие как дополняющую, гак и конкурирующую роли в европейском масштабе. Примерами таких макрорегионов являются Средиземноморский и Балтийский бассейны, Альпийский регион, Средняя Европа, "Атлантическая Дуга" и область столиц в Северо-западной Европе.

Согласно этому подходу границы регионов и стран не столько разделяют отдельные регионы и страны и создают искусственные препятствия экономической и социальной интефации, сколько превращаются в своеобразные мосты, объединяющие макрорегионы, в результате процесса всеобщей интернационализации. Кроме того, некоторые из этих европейских макрорегионов являются связующими между регионами Европейского Союза и стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и Южного Средиземноморья, не входящих в ЕС.

Методологические основания первого подхода, восходят к неолиби- ральной теории, рассматривающей любое воздействие государства как вмешательство в "естественный" рыночный процесс и искажающий рыночную информацию для субъектов экономики. В данном случае в качестве таких искажений рассматриваются международные и межрегиональные фаницы.

Второй подход, базирующийся на попытках синтеза нсокейнсианской и институциональной теорий, а также науки об управлении, основывается на неизбежности и принципиальной необходимости активной роли государства, государственных и негосударственных институтов в регулировании рыночных процессов. В случае ЕС, этот подход концентрируется на оптимизации распределения функций и отношений между наднациональными органами, национальными правительствами и региональными и городскими органами управления при участии всякого рода ассоциаций предпринимателей, профсоюзов, партий и движений в процессах принятия решений.

"Сетевой" подход рассматривает барьеры в виде границ и различий в законодательстве, но не столько как препятствие на пути установления разнообразных долгосрочных связей между ра йонами и рынками, а как источник дополнительной выгоды, иногда незаслуженной, для хозяйствующих субъектов Иными словами, следовательно, стимул для трансграничных обменов.

Сложились несколько подходов на эволюцию взглядов но проблеме межрегиональных взаимодействий.

Первый подход наиболее адекватен господствующей экономической системе первой половины века, когда основной моделью производства был массовый выпуск стандартизованной продукции, ограниченный спросом и возможностями привлечения основных ресурсов: капитала и груда.

Второй подход соответствует "дерижистской" политике середины прошлого века годов с крупными государственными программами, частичной национализацией, пятилетним планированием, регулированием цен и спроса, борьбой с инфляцией и безработицей.

Третий подход соответствует современному периоду высокотехнологичного производства, когда предприятия ориентируются на выпуск небольших партий продукции и услуг с заданными параметрами, их организационные структуры и сами предприятия строятся иод проект, а не наоборот, а главным ресурсом становится информация.

Очевидно, что при любом подходе остается главное в понимании процесса интеграции (равно как и дезинтеграции) - развитие многообразных связей между регионами, объединяющими их в единое целое.

Анализ процессов интеграционных процессов в Европе в контексте возможного использования этого опыта в условиях России позволил сделать несколько общих выводов:

1. Если говорить не об европейской интеграции в целом, а именно о межрегиональной интеграции, то в современной Европе получила наибольшее развитие, финансовую и институциональную поддержку межрегиональная интефация не внутри отдельных стран, а отдельных регионов различных стран.

Особенно ярко это проявляется в приграничном сотрудничестве смежных регионов, регулируемых Программой ЕС "Interregll". Эта программа охватывает такие ареалы, как Западное Средиземноморье и Альпы, область Северного моря, Юго-Западную Европу и т.д. Основная задача - содействовать транснациональному сотрудничеству через элементы структурной политики, развитие систем коммуникаций, управление водными ресурсами и т.д. Одна из важных декларируемых целей Программы "Interregll" заключается в снижении социально-экономических неравенств в развитии смежных регионов соседних государств.

Подобное стимулирование межрегионального сотрудничества, несомненно, связано с процессами глобализации мировой экономики и политики и нашло яркое выражение в концепции и практике формирования "еврорегионов" (Euro-regions). Фактически, речь идет о неформальном объединении в крупные макрорегионы территорий нескольких соседних государств на основе принципов экономического единства или специализации, исторических и культурных связей, использования выгод экономи- ко-геофафического положения и т.д. (например, очень интересен опыт "еврорегиона", объединяющего испанскую провинцию Каталония и французский регион "Ланжедок-Руссильон"). Для регулирования процессов межрегионального взаимодействия создаются совещательные органы и различные структуры "содействия" кооперации в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной сферах и г.д.

Другой пример, являющийся очень показательным - эго оформление сотрудничества наиболее развитых в промышленном отношении регионов Германии, Франции, Италии и Испании. Речь идет о знаменитых

"Четырех моторах Европы" - неформальном объединении таких ра йонов, как Баден-Вюргенберг (Германия), Ломбардия (Италия), Роны-Альпы (Франция) и Каталония (Испания). Характерно, что все эти регионы хотя и расположены в "сердцевине Европы", непосредственно не 1раничаг друг с другом. Идея межрегиональной кооперации и сотрудничества четырех "элитных" европейских регионов, инициированная их деловыми кругами и представителями властных структур, безусловно имеет серьезные перспективы, в том числе на основе объединения усилий этих наиболее развитых частей европейского континента в реализации новой промышленной и научно-технической политики ЕС.

Иными словами, в рамках европейской региональной политики достаточно активно реализуется идея образования наднациональных макрорегионов в виде "мягких" структурных форм. В ряде случаев это, безусловно, попытка отдельных регионов уменьшить пресс излишней централизации национального правительства на основе самостоятельного выхода на интеграционные связи с регионами других государств.

2. Что касается законодательной, финансовой и институциональной поддержки межрегиональной интеграции внутри европейских государств, то в современных условиях она не получила должного развития, как в силу относительной однородности регионов внутри отдельных стран Европы, так и по причине недостаточной актуальности самой этой проблемы. Как правило, различного рода интеграционные проекты и программы в отдельных государствах Европы, которые охватывают сферой своего влияния несколько смежных территорий этих стран (например - в области создания транспортной инфраструктуры) или уже реализованы, или они выходят на наднациональный уровень (в случае, например, с европейскими транспортными коридорами). Чаще всего такого рода интеграция воссоздается в новых формах в рамках третьего "сетевого" подхода и связана с современными формами взаимодействия городов и агломераций.

Государства Европы и их регионы прошли длительный путь цивилизованного развития рыночной экономики, создания прочных федераций, сильных традиций в области законотворчества. Они фактически преодолели "синдром изоляционизма" и попыток получения необоснованных нре- имущесгв"за счет соседа". Однако все это происходило на фоне политической стабильности и экономического роста - двух абсолютно необходимых атрибутов интеграции. То, что происходит сегодня в объединенной Европе - "путеводный маяк" для развития межрегиональной интеграции в России.

Однако в любом случае на развитие межрегионального сотрудничества в России будут оказывать влияние следующие объективные условия, принципиально отличающие ее от как от каждого европейского государства, гак и от ЕС в целом:

  • Колоссальные масштабы территории страны формируют естественные предпосылки более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных ра йонов, хотя бы принимая во внимание лишь один фактор - необходимость экономии на транспортных затратах;
  • Исключительно сильное разнообразие природно-климатических, ресурсных, структурных, демографических, этнических и других условий и факторов развития субъектов Федерации и наличие невиданной в мире асимметрии в социально-экономическом развитии регионов. Асимметричность российского федерализма (фактическое правовое неравенство различных субъектов Федерации - национальных республик, краев и областей) и усложненная и "утяжеленная" федеративная (административно- территориальная) структура страны;
  • Отсутствие опыта и менталитета "федерализма сотрудничества" у политических региональных элит;
  • Слабость федеральной региональной политики государства.

Очевидно, что специфику ингарационных процессов в России будут определять и такие факторы, как "наследие" жестких централистских традиций бывшего Союза ССР (и, кстати, царской России), а также проявившийся в последнее время (и часто преувеличенный) "синдром опасности" влияния сопредельных государств на развитие отдельных российских регионов (чаще всего имеется в виду опасность "китаизации" ряда дальневосточных субъектов Федерации).

Экономическая интеграция - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интарация имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, гак и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, гак и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию компаний.

В результате реформ, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия, СССР и впоследствии, Россия прошли через глубокий кризис.

Из-за догматичности и недостаточного уровня развития нашей экономической науки мы по-настоящему не изучили общество, в котором жили, и не обладали научно обоснованными выводами о достоинствах и недостатках практики социалистического строительства.

В эти годы исторический период советской власти оценивался исключительно в черных тонах, утверждалось, что дореволюционная Россия якобы занимала в тогдашнем мире ведущие позиции. Эго не совсем так. В 1913 г. Россия производила лишь 4% мировой промышленной продукции и занимала по этому показательно четвертое место в Европе и пятое - в мире.

А вот в 1966 г. наша страна с населением, составлявшим 7% землян, производила 20% мировой промышленной продукции и занимала второе место в мире но объему национального дохода, промышленного производства, уровню сельскохозяйственного производства, первое место - по числу студентов, научных работников, врачей на сто жителей и, что особенно важно, но темпам развития экономики.

Высшее политическое руководство страны тех времен продемонстрировало полное непонимание происходящих в мире и стране процессов: свернуло реформу, начатую Алексеем Николаевичем Косыгиным, несмотря на достижения военного паритета, продолжало наращивание вооружений, в большинстве случаев не новейших, а обычных, проявило неспособность обеспечить ускорение научно-технической революции, как основы успешного решения экономических и социальных задач. Это и породило нарастание кризисных явлений в экономике и обществе.

Не вызывает сомнения необходимость реформирования системы управления экономикой, введения регулируемого рынка. Нобелевский лауреат, один из крупнейших экономистов российского происхождения В.В. Леонтьев говорил: "Экономика - эго корабль, которому нужен парус, наполненный ветром свободного предпринимательства, и руль государственного регулирования". По его мнению, рыночные отношения в России будут формироваться около трех десятилетий. И из этого следует исходить!

Сегодня необходимо определить главную идею, вокруг которой можно сплотить народ, основные общественно-политические движения, организовать работу но повышению эффективности производства, прежде всего общественной производительности груда - решающего условия получения необходимых средств и для расширения воспроизводства, и для роста благосостояния людей.

Уровень благосостояния в развитых странах существенно возрос за последние тридцать лег, и эго происходило благодаря стремительному развитию науки.

Поэтому, в наш технологический век именно отечественная наука должна стать генеральной объединяющей идеей. Государственный патриотизм, социальная справедливость, демократия и отечественная наука должны стать мощными опорами возрождения великой России.

И в этой непростой работе велика роль межрегиональных связей, как "инструмента", и межрегионального сотрудничества, как "результата" развития экономического взаимодействия с регионами и регулирования процессов экономической интеграции субъектов РФ.

В условиях рыночной экономики к управлению межрегиональным экономическим сотрудничеством все активнее подключаются общественные объединения и союзы предпринимателей. Процесс создания системы таких общественных организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества в регионах России, еще не завершился. Не отработаны механизмы взаимодействия этих объединений с госструктурами на всех территориальных уровнях, включая муниципальный. Общемировой тенденцией является усиление роли общественных организаций в проведении региональной политики, развитии и углублении связей между регионами. По этому пути должна идти и Россия, учитывая огромную территорию, наличие общественных природных ресурсов, исторически сложившиеся территориальное разделение груда, специализацию и кооперирование производства и сложности в проведении экономических реформ.

Россия всегда была страной с большими внутренними различиями: разный климат, различные экономические структуры, временные зоны, различные религии и др. В советский период сильная централизованная плановая система пыталась объединить и унифицировать эту мозаику. Несмотря на то, что согласно названию страна была федерацией социалистических республик, сильно централизованный план социального и экономического развития Советского Союза вместе с существовавшими структурами КПСС сглаживали региональную разноголосицу. В конце 80-х годов XX столетия ситуация коренным образом изменилась. Коммунистическая партия утратила свою руководящую и координирующую роль. Правопреемником Советского Союза стало действительно федеративное государство, в котором система управления организовывается на региональной основе.

Основным стимулом межрегионального сотрудничества становится взаимная выгода регионов. Эффективность сотрудничества прямо зависит от активности его участников. В контексте рыночной экономики межрегиональное сотрудничество - эго создание экономики новой России, ключевая составляющая самого рынка взамен разрушенной системы Госплана СССР.

Межрегиональные экономические связи сегодня создаются не силовыми методами, не командным планированием, а путем, основанным на взаимном интересе и выгоде. Государство, вне сомнения, все равно станет тем общим экономическим пространством, развитие которого не может идти без экономического взаимодействия регионов. Должна действовать единая экономическая система.