Крест на поклонной горе. Крест у дороги: что такое поклонный крест? Поклонный крест — символ Небесного Царства

Этот поклонный крест поставлен на краю парка на пересечении Олонецкого проезда и улицы Менжинского. Вроде дело благое, но в данном случае не все так просто. Началось с того, что на ул. Менжинского начали строить какой-то христианский центр (за крестом стеклянное здание). Не помню чей, но не православный.
  И тут возбудилась православная общественность и пошли митинги протеста, в смысле "не позволим". Съезжались какие-то экзальтированные люди, ряженные казаки и прочие "борцы за веру". Проходил мимо одного такого митинга и надо сказать, зрелище показалось довольно неприятным. Как раз один оратор кричал, что эти вот хотят устроить в Росии "хелувин". При этих словах, стоящий рядом со мной "казак" смущенно потупился.
  И в эти же времена появился крест, повидимому в пику "нехристям", чтоб глаза им колол. Обещали каждое воскресенье устраивать здесь молебен. И все бы ничего, если бы не приплели они к своим разборкам погибших воинов. Известная мудрость:"Париотизм - последнее прибежище негодяя". Потому что только негодяй привязывает любовь к Родине к своим делишкам, часто довольно паскудным. Настоящий патриот выражает свою любовь к Родине делами, а те трепанием языком на каждом углу.
  Еще Салтыков-Щедрин писал: "Если кто-то все время говорит об Отчизне, значит хочет что-то украсть". Правда, у нас сейчас скорее не украсть, а получить какую-нибудь преференцию, публичный "патриотизм" хорошо оплачивается.
  Классический пример: во время политических дискуссий, когда один из противников не может привести аргументов в свою пользу, вопрошает своего оппонента: "Почему вы так не любите русский народ?".

Но, вернемся к кресту. Протестовали, протестовали и победили. Вместо христианского центра в здании разместили какие-то конторы. О молебнах конечно забыли. А, зачем теперь они. Правда к кресту приносят цветочки, но не думаю, что это те кто протестовал.
  Между прочим, для того чтобы почтить память воинов, не обязательно было ставить крест. Менее чем в 150 метрах от него вход на Ватутинское кладбище и там большой мемориал павшим воинам.

Мемориальный комплекс героям ВОВ на Ватутинском кладбище


.  Здесь похоронены защитники Москвы, погибшие в результате боев за Столицу в 1941 г. Где-то неподалеку был госпиталь, куда доставляли раненых бойцов, а тех кого не удалось спасти, хоронили на этом кладбище. Впоследствии, на месте захоронения соорудили мемориал, как мне кажется, один из лучших - строгий, без помпезности.

.  Кстати, насчет креста. Судя по фамилиям на плите и обелисках, среди погибших были не только православные, но и мусульмане и иудеи. Да и большинство из них были атеистами - время было такое. Но православной общественности, до них нет дела, они свои делишки обделывают.

Предыдущий -- Следующий

Олонецкий парк - описание, фото

Загараем
Спортзона

Крест у дороги

В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий, вдоль автотрасс в местах аварий и даже в честь создателей танка Т-34.
Но в чем подлинный смысл поклонного креста? И чем поклонный крест отличается от креста обетного или миссионерского? В этом пытался разобраться корреспондент «НС» Александр ЛАНИ.


Кому кланяются на Поклонной горе

Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи - ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже.

Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:


то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.

В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.
По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй -- об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест -- в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же.

«На Руси было много так называемых обетных крестов, -- рассказывает Светлана Гнутова. -- Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное -- чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год.

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».


В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище


Крест как призыв
Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов -- там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.

В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды


Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест -- это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, -- считает один из авторов Бутовского поклонного креста, руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгий Кожокарь . -- Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест -- дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».

Поклонный крест соловецким узникам


При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. -- М.: 2001. Т. 1
Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. -- М.: 2005
Гнутова С. В. Крест в России. -- М.: 2004

Издавна наш народ ставил поклонные кресты на перекрестках, на въездах в города и веси, на местах упраздненных храмов или на ратном поле, где полегли за Родину соотечественники. Восходящая, если верить летописям, к святой равноапостольной княгине Ольге традиция в прошлом веке по понятным причинам надолго прервалась. Но вот уже несколько десятков лет поклонные кресты снова воздвигают по всей Руси-матушке.

Наш город с учетом его территории, а также величины и плотности населения отнюдь не относится по распространенности этого важнейшего символа православной веры к числу лидеров. И все же любимые поклонные кресты у москвичей есть. В праздник Изнесения Честного и Животворящего Креста Господня напоминаем читателям о некоторых из них.

1. Крест на месте часовни Смоленской иконы Божией Матери в деревне Кузнецово (Одигитриевское благочиние Викариатства новых территорий )

Поклонный крест-заместитель высотой 4,5 метра водружен по инициативе местных жителей в день праздника иконы Божией Матери «Одигитрия» 10 августа 2006 года на месте разрушенной в советское время часовни. Ежегодно в этот день от него начинается крестный ход в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь. В настоящий момент – высочайший поклонный крест на территории Москвы.

2. Крест на Поклонной горе. Парк Победы

Появился он в ознаменование 50-летней годовщины начала Великой Отечественной войны в ночь на 22 июня 1991 года по инициативе прихожан храма Троицы Живоначальной в Голенищеве. До сих пор трехметровый крест – самое высокое подобное сооружение в «Старой Москве»; кроме того, это самый возрастной из поклонных крестов города.

3. Крест-памятник в память о сотрудниках и выпускниках МИФИ, отдавших свои жизни на полях сражений, при создании ядерного щита нашей Родины и ликвидации последствий техногенных катастроф

Установлен на территории Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Каширское ш., 31), освящен Святейшим Патриархом Кириллом 2 марта 2010г. во время визита в вуз.

4. Крест-монумент во имя преподобной Евфросинии Московской. Рождественский бульвар

Первый крест-памятник на общедоступной московской территории. Представляет собой 2,5-метровую гранитную конструкцию с небольшим изваянием небесной покровительницы нашего города (автор – петербургский скульптор, заслуженный художник РФ Альберт Чаркин), установленную по инициативе Межрегионального общественного фонда «Центр национальной славы» 2 декабря 2012 года и освященную архиепископом (ныне – митрополитом) Истринским Арсением, 1-м викарием Святейшего Патриарха по Москве.

Крест-монумент во имя преподобной Евфросинии Московской

5. Резной каменный крест-хачкар у алтарной стены Никольского храма в Зеленограде (Никольский пр., 1).

Установлен на Радоницу 2015г. в память о жертвах геноцида армян вековой давности.

Справка . Поклонные кресты: какими они бывают

Обетные (памятные или благодарственные) ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Известна, к примеру, часовня под Переславлем-Залесским, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г. наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые . Устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автотрасс. Такими крестами обычно отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Крест придорожный, межевой

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные служат ориентиром для мореплавателей, поэтому достигают высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Недавно приметный крест установлен на афонской вершине.

Кресты – заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими – подлинный шедевр древнерусского искусства. Много таких крестов-заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия христианства на Руси.

Подготовил Дмитрий АНОХИН

На Поклонной горе иногда спрашивают:"Что выше - Воробьевы горы или Поклонная гора?"
Смотрим топографическую карту Москвы 1987 г. Высота Воробьевых гор 191,2. Высота Поклонной горы 170,5. Теперь можно смело говорить, что Воробьевы горы на 20 м выше.
До сих пор встречаю сведения, что Воробьевы горы - самая высокая точка Москвы. Самая высокая находится на юге столицы, около станции м. Теплый стан. Ближе к МКАДу установлен геодезический знак с отметкой 254,6. Именно он, а не валун, установленный на 150 м северо-восточнее в начале Новоясеневского проспекта, указывает самую высокую точку.
Часто уверены, что Поклонная гора так названа, потому что здесь:
"Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля"
На самом деле на Руси Поклонных гор было много. Есть неподалеку от Суздаля, во Пскове, в Петербурге... В Москве было несколько поклонных гор - на Ярославской, Калужской, Серпуховской, Можайской дорогах. Возможно, высокие холмы так называли, поскольку раньше, подъезжая к столице, путник с высоты, издалека, видел золотые купола московских храмов. И отсюда он кланялся Москве. А возможно название происходит от того, что здесь с поклоном, с хлебом-солью, встречали иностранных гостей, которые приезжали к нам со стороны Запада. Есть еще версия, что раньше здесь при въезде в город брали "поклоны", своего рода налог.

Сейчас Поклонная гора - это искусственно насыпанный холм. Нашла карту в книге Сытина "Из истории московских улиц" (издание 1958 г.):

Т.е. по месту вершины холма проложили Кутузовский проспект.

От самого высокого холма и Площади Победителей уходит Аллея Годы войны. Она состоит из пяти больших платформ по одной на каждый год войны с 1941 по 1945. Между платформами сделаны широкие неудобные ступени. Они специально сделаны неудобными, чтобы каждый, кто поднимается к Площади Победителей, к Победе, почувствовал всю трудность этого пути. Вдоль Аллеи в летнее время работают фонтаны. Вечером они подсвечиваются ало-красным светом и напоминают не воду, а пролитую кровь 26 млн 600 тысяч человек (это только по официальным данным).

Также вдоль Аллеи стоят стелы с флагами тех фронтов, которые принимали участие на заключительном этапе войны. Причем стелы стоят в том порядке, в каком эти виды войск выступали на Параде Победы 24 июня 1945 г.

Аллея берет начало около еще одного холма Поклонной горы. В его основании видны цветочные часы, от которых все туристы сходят с ума. Часы в диамере 10 м и являются самыми большими в мире.

А я обращаю внимание на вершину холма.Там представителями Московской Патриархии в ночь на 22 июня был установлен крест в память 50-летия начала Великой Отечественной войны.

Мемориальный парк на Поклонной горе имеет такую большую территорию, что лучше ее осмотреть из окна небольшого паровозика, который летом курсирует по зеленой территории. Причем всю дорогу будете слушать аудио-гида.

Сам музей очень интересный, требует отдельного дня посещения. Работает каждый день, кроме понедельника, с 10 до 19 ч. А если спуститесь к ж/д киевского направления, то увидите музей военной техники под открытым небом. Билет стоит 70 р., разрешение на фотосъемку - 100 р.

Фото SVS. Здесь можно посмотреть много фотографий -

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии разделившийся круг стал её пересекать в точках осеннего и весеннего равноденствия, сформировывая крест. Позднее этот процесс астрономы назвали эклиптикой.

Знамение небесного креста

Согласно многовековому мифу, катастрофа погубила таинственную «третью расу», которая освободила пространство планеты Земля для человека. Знамением этого грандиозного явления стал образовавшийся на небе крест, увиденный людьми. Американские исследователи утверждают, что подобное столкновение вполне могло повлечь такое явление, как небесный крест! Уже давно подтвердили, что почти 250 млн лет назад действительно произошёл «конец света» из-за столкновения нашей планеты с кометой или крупным астероидом. В то время погибло приблизительно две трети живых существ, пребывавших не только на суше, но и в океане.

В соответствии с доисторическим пониманием, человечество пребывает в общей информационной матрице, имеющей свой источник во Вселенной. Она словно живой организм сотворила множество личных проекций по своему подобию. Поскольку человек тоже является прообразом Вселенной, то совместно с ней он имеет нераздельную энергоинформационную конструкцию.

Энергетическая матрица креста

Универсальный символ креста представлен следующим образом. Центральная прямая, расположенная вертикально, является Укорочённая верхняя прямая в горизонтальном положении представляет созидательную энергию. Ниже расположена ещё одна более длинная горизонтальная прямая — электромагнитное поле. Находящаяся под ней косая линия — угловые торсионные поля.

Все энергии независимы. Во время взаимодействия они образуют энергоинформационную конструкцию человека. Стабильность системы обусловлена устойчивостью помещённых в неё сведений. Решающий момент — торсионные поля в качестве информационных носителей. В них помещена программа «Человек», а сознательная энергия — это контролирующая сущность.

Появление первых поклонных крестов

Что такое поклонный крест? Это духовная защита даже от невидимых врагов. Это символ признательности, надежды. Существует мнение, что изначальное появление крестов около поселений тесно связано с татаро-монгольским игом. Будто бы самые отважные жители, прятавшиеся от нападений в лесах, возвращались на разорённые территории, устанавливая кресты на возвышенностях в знак благоговения перед Богом. В то же время такие символы служили своеобразным ориентиром для других спасшихся, сообщая, что лихо миновало.

Первые основательные кресты возникли в апостольские времена. К примеру, ещё в «Повести временных лет» описывает установление крестов святым апостолом Андреем Первозванным. Прямым прообразом миссионерского символа можно считать тот, который установила Ольга на берегу реки Великой рядом с Псковом около 1000 лет назад. Святая княгиня и её спутники заметили три небесных луча, встречающихся на земле. Воздвижение креста было ознаменовано увиденным.

Разнообразие форм

В основном православные поклонные кресты изготовлены из дерева, реже встречаются четырёхконечные каменные, литые. Причём могут быть разные окончания креста - как округлые, так и заострённые (треугольные). Подобная древнерусская форма креста является обозначением Троицы Живоначальной.

Также излюбленной формой была утренняя Звезда. Кузнецы декорировали лучевое сияние, струящееся из центральной части креста, звёздами. Между прочим, задача визуализации жизненного духовного света была решена благодаря именно этим линиям. Кроме перечисленного выше на кресты наносились и другие изображения. Голубь и виноградная лоза с гроздями отражали Святой Дух. Изображение цветов символизирует прославление силы животворящей.

Восьмиконечный крест

Самые распространённые православные поклонные кресты в России — восьмиконечные. Над главной вертикальной перекладиной расположены две укороченные, и одна из них косая. Верхний край направлен к северу, нижний — к югу. Небольшая верхняя перекладина содержит надпись INRI. Она сделана на трёх языках по приказу Понтия Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Нижняя перекладина являет подножие Христа, показанное в обратной перспективе. В основании креста принято размещать камни таким образом, чтобы вышла небольшая возвышенность, символизирующая гору Голгофу, где распяли Иисуса. Конфигурация такого изделия как нельзя лучше соответствует реальному, на котором распяли Иисуса. Вот почему оно является не только знамением, но и образом Христова Креста.

Поклонный крест — символ Небесного Царства

Восемь окончаний на кресте знаменуют равное количество главных исторических этапов в развитии всего человечества. Восьмое является жизнью будущего столетия, Царством Небесным. Конец, указывающий вверх, символизирует путь в это Царство, открытый Иисусом Христом. Скошенная перекладина говорит о нарушенном равновесии после прихода Сына Божия для всех тех, кто погряз в грехе. Начался новый этап духовного возобновления человечества, выход из тьмы в свет. Косая перекладина отражает именно это передвижение.

Семиконечный крест

Семь окончаний на кресте с одной верхней перекладиной и скошенным подножием имеют довольно глубокое мистическое значение. Ещё до появления Иисуса Христа священнослужители приносили жертву на золотом пьедестале, присоединённом к освящённому престолу. К примеру, как это сегодня происходит у христиан, через миропомазание.

Следовательно, подножие под крестом символизирует жертвенник Нового Завета. Подобное сходство мистическим образом указывает на священнодействие Спасителя, сознательно заплатившего своими муками, смертью за человеческие грехи. Поклонный крест, состоящий из семи концов, встречается обычно на иконах северного написания, схожие символы в России часто устанавливались на куполах.

Шестиконечный крест

Шесть окончаний со скошенной перекладиной внизу — это одна из старинных версий поклонного креста. Для каждого мирянина он является мерилом совести, души. Так происходило и во время распятия Иисуса между двумя злодеями. В период проведения казни один из преступников бранил Христа. Другой разбойник утверждал, что сам он справедливо наказан, а Иисус казнён без вины.

На искреннее раскаяние преступника Христос поведал, что грехи ему отпущены, и уже сегодня он займёт место в раю совместно с Богом. Это символизирует верхний конец креста. Нижний конец скошенной перекладины говорит об ужасной тяжести греха нераскаявшегося разбойника, увлекающего во тьму.

Где устанавливают памятные кресты?

Традиция устанавливать поклонные кресты возникла ещё испокон веков. На Руси они сооружались на специальных памятных местах, перекрёстках, недалеко от деревень, сёл, а также на возвышениях, в месте соединения рек, источников. Существует несколько разновидностей размещения поклонных крестов. Это зависит от различных причин.

Памятные (обетные) кресты устанавливают в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном событии. Это может быть освобождение от врагов, всяческих бед, болезней, дарование наследника и т. п. Описываемый символ освящает не только жизнь человека, он способен благословлять православного верующего и после смерти. Соответственно, поклонный крест на кладбище — это символ надежды, а не страданий или скорби.

Придорожные кресты

Межевые, придорожные кресты ставят у дорог. Такие сооружения устанавливались, чтобы странствующие или входящие в селение люди могли вознести благодарственную молитву Богу, небесным покровителям. Сегодня стало традиционным освящение особо тревожных участков автодорог.

Ранее подобными крестами обозначали не только въезд в селение или город, но и межи (границы) земледельческих угодий. Русская традиция одарила придорожные кресты своеобразной «крышей», состоящей из двух планок. Иногда они оснащались киотом, содержащим икону и лампадку или свечу изнутри, называвшимися «голубцами».

Заместители

Кресты, замещающие храм, ставят на месте разрушенного, сгоревшего строения. Как вариант - помечают камнем то место, где находится основание будущей церкви. Множество подобных крестов возникло после торжества в честь тысячелетия русского христианства.

Где ставят поминальные кресты?

Поминальный крест не соответствует месту погребения человека. Он устанавливается на месте непредвиденной смерти. Довольно часто такие символы можно встретить вдоль дорог. На кресте размещают имя того человека, об упокоении души которого просят помолиться.

Несомненно, поклонный крест выступает в качестве ориентира, повышающего внимание как водителя, так и пешехода. Довольно часто на нем можно увидеть венки, рули. Совершенно некстати укреплять на таких крестах всевозможные непричастные к молитве вещи.

Подсказка путникам

Приметные кресты предназначались в качестве ориентира для мореплавателей, поэтому их высота доходила до 12 метров. В Древнем Новгороде установка таких поклонных символов положила начало поморскому обычаю. Скорее всего, нигде в России не ставили такого количества крестов, как в прибрежной зоне около Белого моря.

Потомки новгородцев, поселившиеся в этой местности в VIII-IX столетиях, сберегли многие пропорции поклонного креста, а также традиции, поверья домонгольской России. Обычно эти изделия изготавливались из дерева, потому что в северной стороне оно долго стоит. Крест возводился в качестве ориентира на видимых островках, мысах, в месте ловли рыбы.

Пропорция золотого сечения

Когда Творец всего сущего создавал, Он использовал общую пропорцию правило нашло своё применение во многих творениях людей, в том числе и в классической музыке. Пропорции человеческого тела также подчинены этой системе. Поклонный крест, размеры, пропорции которого определены телосложением нашего Спасителя, - удивительно гармоничный символ.

К примеру, соотношение человеческого роста и расстояния от пупка до пяток идентично последовательному соответствию параметров фаланг между каждым пальцем. Впервые Божественное сечение применил древнегреческий скульптор Фидий. Такое универсальное соответствие эквивалентно 1:0,618.

Принципы построения креста

Основываясь на золотом правиле, мы увидим, что соотношение габаритов размаха рук и человеческого роста фактически одинаково. Поэтому размер горизонтальной балки, расположенной в центре православного креста, приравнивается к вертикальной длине от средней до нижней перекладины. Основываясь на этих простых принципах построения, несложно найти прочие пропорции.

Рассмотрим, какие имеет поклонный крест размеры. Если взять за высоту восьмиконечного креста 1,0 м, то расстояние от самой крайней точки конструкции до перекладины, расположенной по центру, а также длина верхней балки составляет 0,382 м. Размер промежутка от средней до верхней перекладины равен 0,236 м. Расстояние от верхней части креста до ближайшей перекладины - 0,146 м. Расстояние от подножия конструкции до нижней перекошенной перекладины приравнивается к 0,5 м. Элементы, расположенные вертикально, вытягивались в связи с высотой сооружения или визуального созерцания креста с земли.

Изготовление деревянных крестов

Скорее всего, уже всем известно, что наш Господь Иисус Христос был распят на кресте из дерева. В связи с этим для изготовления поклонных крестов преимущественно используется именно этот материал. Осуществление самого процесса выполняется двумя, а то и тремя мастерами одновременно. В зависимости от габаритов креста длительность рабочего процесса порой может затягиваться до шести месяцев.

Основное правило — это правильный подбор древесины, а также пропорций в отношении высоты к окружности самого бруса. Чем выше поклонные кресты, изготовление которых выполняется опытными мастерами, тем тоньше должен быть брус. Это необходимо для регулярного воздушного круговращения, для быстрой просушки после выпадения разнообразных осадков.

Чем выше поклонный крест, тем крепче должен быть использованный материал. Применяются преимущественно уже испытанные породы и обычный дуб, осина, ироко, кипарис, сосна. Порой крест может состоять из нескольких пород одновременно. На фронтальной части конструкции воспроизводят имена господа: Царь Славы, Сын Бога, Иисус Христос и т. п. Тыльная часть поклонного креста предназначена погибшим за Слово Божие, а также преданным приверженцам Иисуса, потерявшим свою жизнь из-за верности Богу.

Чин освящения поклонного креста

Воздвижение поклонных крестов — общехристианский обычай, которому много сотен лет. Эксперты утверждают, что на территории Древней Руси их устанавливали на перекрёстках дорог, возле сёл, городов ещё до татаро-монгольских нападений. Что представляет собой поклонный крест? Основания для его установки могут быть многообразными, но суть одна — благодарственная молитва Господу. К примеру, нужно освятить какое-то знаменательное событие, но строительство храма или даже небольшой часовенки неосуществимо. Тогда устанавливают крест, чтобы всякий желающий мог здесь помолиться.

Воздвижение креста осуществляется только после благословения епископом либо уполномоченным им лицом. Этой персоной может оказаться даже священник прихода. В мероприятии также могут участвовать и верующие. Впрочем, освящение поклонного креста обязательно должно осуществляться в присутствии священнослужителя. Имеется особый чин освящения. На крест изливается святая вода, читаются молитвы. Поклонные кресты не устанавливаются там, где их запросто могут осквернить. Они воздвигаются для православных верующих. Суть веры в Господа — спасение души, а не прислуживание дьяволу.

Сегодня крест устанавливается на пространствах, отведённых под будущий храм, а также на въезде в город или выезде из него. Обычно встречаются деревянные кресты, каменные или литые высотой до нескольких метров. Их могут украшать резьба и орнаменты.