Комплекс спасителя психология. Комплекс мученицы или спасителя

Помощь – одно из базовых понятий, на котором строится общество. Без содействия люди бы перестали существовать еще много лет назад. В каждом цивилизованном обществе принято поддерживать друг друга. Бескорыстная помощь – прекрасное явление, которое высоко оценивается в современном мире. Но каждая помощь должна быть здоровой и разумной.

Синдром спасателя заключается в предоставлении необоснованной помощи

Понятие о здоровой помощи

Казалось бы, что может быть неправильного в поддержке. Ее разделяют на здоровую (правильную) и нездоровую (неправильную) помощь.

Пример здоровой помощи: у вас есть знакомый, который очень нуждается в помощи (и это заметно), но боится или стесняется попросить о содействии. В такой ситуации все без раздумий помогают человеку. В противовес можно привести ситуацию, когда вы сами без каких-либо на то причин решили помочь и упорно продвигаете свою помощь – такое явление неправильное и должно пресекаться.

Основные характеристики

Развитие синдрома спасителя происходит незаметно и постепенно. Все начинается с желания помогать другим. Потом, примерив на себя роль спасителя, личность нуждается в том, чтобы помочь. Так, помощь становится необходимой частью ее жизни. Вы помогаете по поводу и без него, пытаетесь спасти все, что только можно. Помощь из акта доброй воли превращается в поиск очередного объекта помощи.

Очень часто вместе с синдромом спасателя развивается комплекс мученика-трудоголика. Комплекс мученика заключается в том, что человек изнуряет себя постоянной работой, не дает время на отдых и восстановление.

Причины

Как бы ни идеализировали бескорыстную поддержку, встретить ее можно очень редко. К каждому действию нас что-то побуждает. У каждого есть своя причина, чтобы помогать:

  1. Одиночество. Одинокие люди склонны к благотворительности и общественной деятельности. Чтобы заполнить пустоту одинокой жизни и чувствовать себя нужными, люди помогают другим. Ничего плохого в этом нет, иногда это помогает завести дружбу или отношения.
  2. Повышение самооценки. Неуверенные в себе люди поддерживают других, чтобы увидеть, что они сильны в этом, и потешить свое самолюбие. Если такая помощь не переходит рамки и личность не увлекается полным самолюбованием, то такой мотив тоже приветствуется.
  3. Эйфория. Не забывайте про людей, которые испытывают наслаждение при помощи другим. Помощь для них сродни наркотикам. При отсутствии контроля над таким желанием развивается синдром спасателя. Будьте осторожны с исполнением своих желаний, надо думать о нуждах другого человека.
  4. Вознаграждение. Некоторые индивидуумы помогают в корыстных целях. Такие люди надеются получить вознаграждение, и желательно в денежной форме, а не на словах.
  5. Одержимость контролем. Люди, помешанные на контроле, стараются держать все под своей властью, в том числе и других людей. Поэтому они помогают другой персоне для того, чтоб быть в курсе их жизни и влиять на них.

Одинокие люди ищут утешения в помощи другим

Последствия

Хотим мы того или нет, от содействия могут быть как позитивные, так и негативные последствия. Если позитивные не несут каких-либо плохих последствий, то негативные вызывают ряд отрицательных качеств:

  1. Навязчивость. Каждый встречал индивида, который навязывает свою поддержку всем подряд. Такие люди заносчивы и слишком навязчивы. Они не понимают слова «нет» и будут продвигать свою помощь, пока вы ее не примете.
  2. Лишение самостоятельности. Постоянно помогая кому-то, мы лишаем его чувства ответственности, из-за этого он привыкает к тому, что все сделает за него.
  3. Комплекс мученика. Он характеризуется растратой жизненных сил. Встречается у исполнительных и безотказных людей. Пообещав что-либо, они потратят последние силы, чтобы помочь вам. Им важно чужое одобрение, от которого они зависимы.
  4. Использование. Заметив, что человек безотказен и выполнит любую просьбу, у всех появляется желание воспользоваться этим. Зачем делать самому, если можно попросить другого и он не откажет.

Навязчивость - неприятное последствие синдрома

Каким бы благородным вы себя ни чувствовали, помогая всем и всегда, помните - все должно быть в меру. А комплекс спасителя нужно искоренить. Чтобы избавиться от синдрома спасателя, необходимо следовать следующим правилам:

  • не помогайте без просьбы: не помогайте потому что вы решили, что человеку нужно ваше содействие, оно не нужно, и вы просто выглядите навязчивым - исключением являются чрезвычайные ситуации, в которых на кону стоит чья-либо жизнь;
  • умейте отказывать: в детстве всех учили помогать другим, но отказывать так и не научили, поэтому, чтобы вас не использовали, научитесь отказывать людям - поверьте, станет жить намного проще;
  • важно научиться просить о помощи: так же, как и отказывать, в детстве нас не научили просить о помощи, поэтому многие взрослые люди молчат о своих проблемах;
  • не забывайте о помощи себе: помогая другим, некоторые люди забывают про себя и свои потребности, тем самым истощая свой организм;
  • бескорыстность: приучите себя не ждать благодарности от других;
  • научитесь определять, нужна ли кому-то ваша поддержка или они притворяются ради выгоды.

Вывод

Переступать за грань здравой поддержки не рекомендуется. Здесь возможны два исхода: либо вы будете спасать всех, даже если им это не надо, либо вами будут пользоваться. Ни тот, ни другой вариант недопустим. Во всем должна быть гармония. Прежде чем помогать другим, убедитесь, что вам самим не нужна помощь. Кому вы сможете помочь, если сами несчастны.

Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.

Настоятель Храма Христа Спасителя - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.

Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах. Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.

В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru .

Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро - Кропоткинская. Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как , Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.

Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.

Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.

Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.

Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви». Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города. По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.

С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.

С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики "Красный Октябрь" и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров. Официальное название памятника - Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.

С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля - Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Вид на город с Патриаршего моста

Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.

Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.

Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности - холме.

С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений

Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.

Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.

Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.

Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства - чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.

Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве

В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.

Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.

Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.

Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова . Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В. Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.

Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома. Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.

Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве

Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии. Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.

Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии :

Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.

Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.

Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.

Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.

Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.

Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru .

Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве

Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Вам сложно пройти молча мимо ссоры соседей?
  • Трудно удержаться и не откомментировать происходящее в семье коллеги?
  • Так и тянет дать мудрый совет и озвучить собственную точку зрения на плевую ситуацию, рассказанную подругой о ее подруге?
  • Чувствуете себя не в своей тарелке, если вас не просят дать ценную рекомендацию?

Если хотя бы один пункт – ваша потребность, поздравляю! У вас комплекс спасителя всех страждущих на свете . При этом наличие реальной нужды в вас «страждущих» особо не тревожит. Главное, чтобы вас услышали и… желательно, подчинились, осознали свои ошибки, поблагодарили за помощь, обратились в следующий раз.

Комплекс спасителя – в основном, женский атрибут. По своей природе женщин больше тянет помогать, утешать, сопереживать ближнему. Эти качества инстинктивны в силу задачи женщины – продолжать род и заботиться о потомстве. Часто в роли потомства, нуждающегося в защите, женщина усматривает взрослых людей, которые и сами могут о себе позаботиться. Почему так происходит?

«Окружающие – наши зеркала». О чем эта фраза? Каждый встреченный нами человек и тот, о котором хочется срочно побеспокоиться, — это отражение наличия в нас самих качеств этого несчастного. Если женщина вмешивается в жизнь друзей, родственников, коллег, аргументируя свое поведение заботой, значит, больше всего на свете ее душа желает того же. Чтобы о ней самой кто-то позаботился… Это происходит неосознанно. Она стремиться вложить душу и сердце в другого человека, искренне думая, что помогает, но таким образом стремиться получить feedback в виде любви, понимания и сострадания к ней.


По каким-то причинам осознание собственной ценности было фрустрировано. То ли родители в детстве обращали внимание на девочку лишь в случае ее помощи им. То ли гипоопекали взрослые, либо еще что-то. Суть в том, что в какой-то момент жизни головушка маленькой девочки осознала: меня будут любить только в случае, если я смогу помочь. Такая установка закрепилась по мере взросления, ибо желающих получить поддержку за жизнь набралось много. Теперь же женщина убеждена в своей значимости только в контексте других людей и поддержки в виде советом, нравоучений, указаний или отчетов о прожитом дне. Женщина искренне верит, что только зная все обо всех, сможет вовремя «среагировать» на крик о помощи или предупредить об опасности.

Таких барышень не подпускают близко, к сожалению. Ведь взрослые самодостаточные не нуждаются в контроле над своей жизнью и отвечают за свои проблемы сами. Женщины очень страдают от этого, чувствуют себя отверженными и ненужными.

Детская фрустрация значимости очень сильна, и женщина жизнь кладет на алтарь поиска тем, кому она может пригодиться. Со стороны поведение выглядит истерично и не рационально, так как спасительница демонстративно обижается за отклонение советов или взглядов.


Остановитесь на минутку. Совсем на чуть-чуть. Если вам кажется, что в вас нуждаются, тогда почему так редко инициируют обращение? Почему кривят лицо, когда вы в 1000-й раз озвучиваете: «А я считаю…»? С чего вы взяли, что знаете, как лучше другим? Поразмышляйте над тем, как лучше вам! Отвлекитесь от проживания жизней окружающих, пусть и близких людей. Займитесь своим делом, наполните себя. Те, кто чрезмерно активничает в жизнях других людей – это люди, не имеющие собственной красочной жизни, у них остается только чужая.

Не существует людей, абсолютно свободных от психологических комплексов. Но ничего страшного в этом нет, если научиться их правильно использовать. А сделать это можно будет только в том случае, если мы научимся распознавать этих «диверсантов».

– убеждение человека в том, что он выделяется среди окружающих его людей своей принадлежностью к высшей расе, древнему роду, социальной группе или обладает особыми способностями, душевными качествами, знаниями, воспитанием, культурой и это дает ему право на особые привилегии.

Одна из разновидностей комплекса превосходства – комплекс спасителя или мученицы. Этот психологический комплекс нередко имеют люди, которые берут на себя больше, чем они в состоянии сделать, которые ставят интересы посторонних (дальних) людей выше интересов своих ближних. К этому приплюсовывается подчеркнутый отказ принимать помощь (ведь принятие помощи означает смирение, а это несовместимо с ощущением превосходства). Неосознанно такие люди сами стремятся оказаться в такой ситуации, а жизнь порой очень жестоко испытывает их, ставя все новые и новые трудновыполнимые задачи. Типичная ситуация для женщины – «мученицы», когда она выходит замуж за малозарабатывающего и вечно болеющего вдовца, спешит помочь чужой старушке, хотя родной заболевшей матери требуется уход и забота. Она может взять детей из детского дома, а своего родного отдать в интернат. Все это не является истинной любовью и служением, поскольку делается напоказ ради признания и благодарности. От этой женщины часто можно услышать: «Вся моя жизнь – мучение! Я все время кого-то обслуживаю, а никто даже спасибо не скажет.»

Мужчина – «спаситель» тоже постоянно взваливает на себя трудновыполнимые задачи, стремится спасти весь мир, забывая заботиться о своих близких. Ведь когда «спаситель» помогает другим, в глубине души он ощущает свое превосходство над ними. Ему нравится быть режиссером человеческих судеб, нравится оставлять след в душах тех, кому он благотворил. Выслушивать слова благодарности, дифирамбы. Однако, к сожалению, в душах близких ему людей он тоже оставляет след, вопрос в том – какой?!

Вот так вот и превосходство сочетаются друг с другом.
Моя рассылка
“Понять себя, понять другого”

Мы, люди, существа социальные. Природой мы созданы так, что в одиночку нам выжить очень тяжело, практически невозможно. Мы рождаемся физически беспомощными и остаемся таковыми на протяжении многих лет, у нас нет густой шерсти для защиты от непогоды, у нас нет твердых клыков и острых когтей для самозащиты от хищников, нет ночного зрения и сверхчувствительного слуха, движемся мы с очень небольшой скоростью, летать не умеем, лазим по деревьям еще хуже, чем передвигаемся по земле. Одним словом мы весьма легкая добыча для животного мира. Да и даже если не учитывать этот фактор, то чтобы хотя бы обеспечить нормальные условия для комфортного самочувствия на протяжении продолжительного промежутка времени, нам надо сделать столько разнообразных и совсем не простых действий, что в одиночку этим можно заниматься от зари до зари и всю жизнь без продыху.

Именно поэтому мы объединяемся и живем в социуме, где каждый занимается не всем подряд, а делает некую нужную ограниченную задачу, поставленную именно ему, что дает возможность, объединив общие усилия, сделать жизнь людей в обществе комфортнее и безопаснее. И конечно же, мы общаемся, ведь без общения невозможно было бы жить вместе в принципе. В основном люди стремятся чтобы коммуникация между ними происходила комфортно для всех участников (иначе мы так и не смогли бы объединяться), однако время от времени возникают конфликты. И это нормально, поскольку у каждого есть свое мнение и многие стараются его упорно отстаивать. Ведь если бы мы меняли свою точку зрения по первому желанию наших оппонентов, то в обществе наступил бы хаос. Какими бы ни были хорошими взаимоотношения даже между близкими людьми, все равно между ними время от времени возникают разногласия. Проявляются они с большей или меньшей степенью интенсивности, участвуют в них полноценно все стороны (иначе конфликт был бы в принципе невозможен), и каким-то образом конфликты завершаются. Однако есть среди нас некие особенные люди, которые как будто бы живут вообще без конфликтов более того, вокруг них враждующие стороны успокаиваются и напряженная обстановка вдруг разряжается.

Они словно миротворцы, которые при возникновении возле них споров кидаются заниматься их разрешением, причем обязательно в мирном дружественном ключе. С виду это очень милые, добродушные, дружелюбные и спокойные люди. Их совершенно невозможно спровоцировать на конфликт, а сами они в процессе возникновения рядом с ними спора обязательно понимают точки зрения всех сторон и стараются сделать так чтобы обязательно всем стало хорошо и прения бы завершились. Если же они сами оказываются втянутыми в спорную ситуацию, то вы никогда не услышите от них явного “нет”. Они будут тянуть время, манипулировать оппонентом, игнорировать ситуацию, уходить от ответов, переводя разговор на другую тему, в общем, делать все, что угодно, лишь бы не показать собеседнику, что они с ним не согласны и положение вещей их не устраивает. Если они вообще не знают, что делать с неприятной ситуацией, то часто миротворцы просто соглашаются с ней и пускают её на самотек в ожидании, что все само собой как-нибудь уладится. Только бы не вступать в конфликт...

В общем, со стороны кажется, что это милейшие, идеальные люди, побольше бы таких - и мир стал бы намного лучше. Однако было бы интересно задуматься над таким их «идеальным» поведением. С чего бы это вдруг человек никогда не отстаивает свои интересы, а наоборот, постоянно заботится о гармонии отношений окружающих? И чего на самом деле им стоит такое отношение к самим себе? Ответы на эти вопросы, как обычно, легко находятся в детстве миротворцев. Ведь модели общения с окружающими формируются у ребенка во время его общения с родителями. И в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют друг с другом и всячески угрожают друг другу разводом, дети постоянно находятся в состоянии жесточайшего стресса, ведь они одинаково сильно любят обоих родителей и полностью от них зависимы. Ребенок совершенно серьезно воспринимает все эти конфликты родителей (даже если дальше угроз у тех никогда дело не заходит) и вынужден решать, что же ему делать в данной ситуации.

Его попытки как-то явно повлиять на родителей последними игнорируются, и более того - обычно взрослые показывают ребенку, что его мнение по поводу их конфликтов вообще ничего не значит. Из чего ребенок делает совершенно буквальный вывод, что его жизнь, его желания и эмоции не важны, важно только, чтобы родители наконец помирились и остались вместе.

И дети начинают действовать... А именно задвигают подальше свою жизнь и занимаются жизнью родителей, то есть всячески манипулируют ими, чтобы они помирились и остались вместе. Потом ребенок вырастает “ и продолжает и дальше заниматься чьими угодно жизнями, но только не своей. Он становится пожизненным миротворцем без возможности выбора. Его желания и мечты будут им игнорироваться или реализовываться в последнюю очередь, а на первом месте будет стремление любой ценой избегать конфликтов с окружающими и постоянный контроль, чтобы никто друг с другом не ругался.

Чтобы такому “миротворцу” вернуться к собственной жизни, ему нужно задуматься “ а на самом ли деле он несет ответственность за всех этих людей, которых хочет обязательно помирить? И на самом ли деле его настолько все устраивает, что он никогда не говорит “нет” своим оппонентам?