Караимы и крымчаки в чем отличия. Крымчаки

Крымчаки

Этническая история крымчаков как этноконфессиональной общности насчитывает почти 500 лет. Эта эпоха подразделяется на ряд периодов, связанных с государственностью на территории Крымского полуострова, политикой этих государств в отношении крымчаков, последствия которой сказывались на этнических процессах в истории этого народа.

Формирование этноконфессиональной общности крымчаков связано с появлением еврейской диаспоры на территории полуострова в первые века нашей эры и распространение иудаизма среди других, проживающих в Крыму, этносов.

Основой новой общности, стал примат светской общины <джемаат> над религиозной - <Къаал акодеш>, а закрепление складывающейся новой этничности было усилено с переходом на новое место проживания, где община крымчаков окончательно превратилась в общину замкнутого типа с кровнородственными связями, особым иудейским ритуалом, позволявшим сохранить пережитки языческих верований и традиций, что и превратило эту группу иудаистов в этноконфессиональную общность.

В период Крымского ханства основным местом проживания крымчаков стал город Карасубазар (Белогорск). Крымчаки жили и в Каффе (Феодосия) - по российской ведомости 1783 г. там было <62 крымских еврея>.

К моменту включения Крыма в состав России в Карасубазаре было 93 дома, принадлежащих общине крымчаков численностью до 800 человек Первый удар, разрушающий устои этноконфессиональной общности крымчаков, был нанесен администрацией Российской империи после присоединения Крыма к России в 1783 г., распространившей на крымчаков дискриминационное российское законодательство в отношении евреев.

Приобщение Крыма к российскому рынку, изменение прежних экономических и политических центров на полуострове, приток нового населения - привели к исходу ряда представителей общности из Карасубазара и расселению по Крыму (в XIX в.) и за его пределы (конец XIX - начало XX в.). Численность крымчаков по переписи 1897 г. составила 4,5 тыс. человек. В 1913 г. инициативная группа крымчаков предприняла общинную перепись своего народа. По данным этой переписи насчитывалось 5282 человека, из них мужского пола - 2714, женского - 2568. Учитывая, что в это время в Симферополе проживало до 1,5 тыс. крымчаков, можно оценивать количество общности до 7000 человек. За пределами Крымского полуострова крымчаки проживали в городах Мариуполе, Новороссийске, Геническе, Бердянске, Одессе, Луганске, Сухуми.

Приход в Крым в начале XIX в. большого числа этнических евреев привел к активному вытеснению крымчаков из их древних молитвенных домов, вынуждая их строить новые, что вызывало конфронтацию с евреями и еще более закрепляло собственную этничность в самосознании. В литературных источниках этого времени отмечаются честность, чистота и опрятность в быту, внутриобщинная замкнутость крымчаков.

Установление Советской власти и осуществление новой национальной политики имело для крымчаков необратимые последствия: в качестве подмены института светской общины было сформировано культурно-просветительское общество; религия объявлена частным делом каждого; школа отделена от церкви, а преподавание до середины 30-х гг. велось в младших классах на крымчакском языке, а в старших на русском. В результате этого религиозная образованность была утеряна, родной язык замещался русским.

Перепись 1926 г. отметила 6400 крымчаков. С введением паспортной системы в СССР крымчакам стали вписывать в паспорта <крымчак>, <крымчачка>.

Фашистская Германия, оккупировав Крымский полуостров, осуществила геноцид крымчаков, как приверженных иудаизму. Если до Великой Отечественной войны было около 9000 представителей этой национальности, то перепись 1959 г. отметила около 2000 человек.

После депортации крымских татар из Крыма в 1944 г. крымчаки подверглись различным притеснениям со стороны государства: им перестали вписывать национальность <крымчак> в паспорта, отказали в открытии своего молитвенного дома, предложив исповедовать культ вместе с евреями, цензура не пропускала публикаций на тему о крымчаках. В это же время развертывается культурно-просветительская деятельность Е. И. Пейсаха, начавшего сбор материалов по крымчакской истории и фольклору и объединившего вокруг себя желающих заниматься этими вопросами.

Отношение к общности со стороны государства изменилось в конце 80-х годов. В 1989 г. крымчаки создали национально-культурное общество <Кърымчахлар>, которое поставило своей целью возрождение национальной культуры и уже почти утерянного родного языка.

Несмотря на потерю родного языка, конфессии, ряда культурно-бытовых особенностей, живущие в настоящее время крымчаки сохраняют этническое самосознание, отделяя себя от представителей других народов и этнических групп.

В карасубазарский период истории крымчакская община проживала компактно в восточной части города вдоль левого берега реки Кара-су. Этот район еще в начале XX в. назывался "Крымчакской стороной". Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей "татаркой" (разновидность черепицы формы средневекового калиптера). Окна домов выходили во двор, к улице была обращена сплошная каменная стена и забор, скрывавший от посторонних глаз жизнь домовладения.

Обычное жилище, характерное для средней крымчакской семьи, сохранялось у крымчаков Карасубазара до 40-х гг. XX в. Его описание представлено в неопубликованном этнографическом очерке И. С. Кая: "Дома у крымчаков строились так же, как у татар, преимущественно с окнами во двор. Среднее жилье состояло из кухни (аш-хана), передней (аят) и одной или двух комнат.

Убранство комнат отличались особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком - "кииз" - и ковриками - "килим", вокруг стен стлались тюфяки - "миндер", кругом к стенам приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки "ян ястыхлар". Все эти подушки покрывались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами - "янчик".

Посреди комнаты ставился низкий круглый стол "софра", за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню, по всему полу стлались матрасы. Утром все матрасы и одеяла складывались в специально приспособленной для этого нише. Аккуратно покрывались белыми покрывалами "чарчеф", сверху симметрично расставлялись подушки "баш ястыхлар" и сооружался так называемый "июк", сейчас "июк" заменяется кроватями, "софра"- столами, "миндерлик" - стульями, одежда, белье складывается в сундуках, медная посуда расставляется по полкам. Посуды в каждом крымчакском доме всегда достаточно: родители при выходе замуж дочерей снабжают их всей необходимой посудой, в соответствии с разнообразными видами крымчакских кушаний".

В основе пищевого рациона крымчаков были продукты земледелия и животноводства. Не последнее место отводилось рыбе, в основном, черноморской и азовской. Первые блюда - типа супов (шорва) и борщей - приготовлялись как постными, так и на основе мясного бульона с добавлением теста и овощей.

"Бакла-шорвасы" - на основе постного бульона с добавлением рябой фасоли (бакла), жареного лука и домашней лапши. Основой "бакла-шорва" были мясной бульон из говядины или баранины, белая фасоль, лапша и зелень. Борщи приготовлялись на мясном бульоне - (учкундур) из свеклы и капусты; "экшли аш" - из щавеля и шпината. Часто супы заправлялись мясными "ушками", типа мелких пельменей. Летом подавались холодные борщи на основе постного бульона с овощами и зеленью, со сметаной или катыком (йогурт).

Вторые блюда обычно были мясными. Тушеное мясо (кавурма) подавалось с гарниром из жаренного или вареного картофеля, отварного риса или домашней лапши (умеч). Из жирной говядины или баранины приготовляли: "таветэ" - тушеное мясо с рисом, "борана" - мясо, тушенное с капустой, "картоф-аши" - тушеное мясо, проваренное с картофелем и другими овощами и др. Из рубленого мяса делались тефтели -"кафтэ", различные фаршированные овощи - "толма" - голубцы из капусты, "япроах-сармасы" - голубцы из виноградных листьев, "бубер-аши" - фаршированный болгарский перец, "алма-толмасы" - фаршированные яблоки и др.

Особую роль в пищевом рационе крымчаков играли изделия из теста (хамурдан). Из слоеного теста приготовлялся пирог с начинкой из мяса, картофеля, лука, помидоров и зелени - "кубэтэ"; порционный пирог с мясоовощной начинкой -"пастель"; пирожки с разнообразной начинкой - "чоче" и другие, в том числе и сладкие печености. Из пресного теста делали различные вареники: "сузме" - небольшие мясные пельмени, подававшиеся в ореховом соусе; "флядня" - полукруглые вареники с творогом или брынзой; вареники с разнообразной начинкой, ушки, лапша и прочее. Среди жареных изделий из пресного теста наиболее популярными были "чир-чир" -чебуреки полусферической формы с мясной начинкой, "сутулю таблю" - чебуреки круглой формы, лепешки - "катлама", "урчук" - печение - хворост.

Разнообразные сладкие выпечки и сладости дополняли стол в будни, и праздники. Хлебные повседневные лепешки - "птэ" (типа лаваша) выпекались из дрожжевого теста.

Среди напитков, подаваемых к столу, были кофе (кара каве), чай, "арле" - на основе поджаренной муки и меда - имел ритуальный характер. К хмельным напиткам относились - буза, приготовляемая из пшеницы, виноградное вино (шарап), и виноградная водка (ракъы).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Мужская одежда крымчаков, по описанию начала текущего столетия, состояла из "синего архалука, стянутого широким поясом с серебряными украшениями, независимо от небольшого кинжала или медной чернильницы со всеми принадлежностями письма". Этот облик мужского костюма существенно дополнен свидетельством И.С. Кая: "Характерная одежда у крымчаков - круглая барашковая шапка, длинный до колен черный не то пиджак, не то пальто, широкие внизу брюки, мягкие сапоги "мест", поверх которых носят "катыр" - тяжелые твердые кожаные галоши".

Одежда крымчачек состояла из нижнего белья - шаровар различных расцветок, нижняя часть которых закреплялась на лодыжках ног подвязками (чарап) в виде лент, украшенных орнаментальным шитьем из золотых и серебряных нитей. Верхней одеждой был длинный до уровня лодыжек кафтан, обычно лиловых тонов, запахивающийся влево, оставлявший широкий вырез на груди (коклюк), который закладывался цветным платком.

Борта кафтана и отвороты рукавов украшались узорами золотого и серебряного шитья. Поверх кафтана обычно надевался черный шелковый передник, нередко с кружевами.

Головной убор крымчачек соответствовал возрастной и социальной категории носящей. Девочки и девушки носили фески лиловых тонов, орнаментированные узорами золотых и серебряных нитей, нередко их украшали, пришивая мелкие золотые или серебряные монетки. Молодые замужние женщины были обязаны носить "къыйих" - сложенный наискось большой цветной платок.

Старые женщины надевали ложный головной убор "баш багы", состоявший из нескольких отдельных частей. Традиционной обувью крымчачек были мягкие кожаные туфли - "папучи".

Молодые крымчачки показывались на улице редко, "и то не иначе, как покрытые с ног до головы включительно белыми покрывалами". Одежда крымчачек дополнялась украшениями, среди которых обязательным было шейное, типа монист, состоявшее из подвешенных на шнурке серебряных и золотых монет. Среди других украшений отмечались кольца, серьги и браслеты.

Пояса, обычно наборные (филигранные для прошлого - начала нашего столетия), - обязательный подарок родителей дочери-невесте в день ее свадьбы - повседневно не носились.

ТРАДИЦИИИ

Свадебный обряд

Возраст вступления в брак в середине XIX - начале XX столетия для девушек-крымчачек был обычно 13-16 лет, для юношей 16-18 лет. Еще до начала XX в. сохранялся обычай сговора родителей о браке детей, нередко, когда те были в младенческом возрасте.

Будущие муж и жена могли познакомиться на каком-нибудь празднике или семейном торжестве. Символом сватовства было принятие девушкой дорогого подарка ("Бэ"), обычно, золотого украшения, который вручался свахой ("эльчи") от имени жениха. Вслед за этим следовало заручение - ("нышан") - встреча родителей жениха ("куюв") и невесты ("келин") для определения размера приданого. Обычно свадьбы назначались на осень, реже игрались весной.

Свадьба начиналась в ночь на воскресенье ("йух кун"). Приданое невесты расставлялось и развешивалось в одной из комнат дома ее родителей ("джеиз асмах") на показ желающим осмотреть его ("джеиз кормек"). Во вторник ("ортакун") устраивался девичник ("къыз кечесы"), в среду ("къан кун") - мальчишник ("яшлар кечесы"). В эти вечера родственницы жениха и невесты обмениваются платками - ("марама сэрмэк"), а жених и невеста вручают обязательный по обычаю подарок своим "молочным матерям" ("эмчек ана"). Распорядителем на свадьбе ("игитлер агасы") был кто-то из родственников или знакомых жениха. В среду вечером в дом невесты приходили приглашенные гости, священнослужитель ("ребы") и производили опись приданого. В тот же вечер приданое перевозилось в дом свекрови, где женщины семьи жениха раскладывали вещи по сундукам, оставляя лишь то, что необходимо к свадьбе - свадебный наряд, постельное белье, подушки. Готовили брачное ложе для молодых.

День венчания - четверг ("кичкене кун") начинался ритуальным купанием жениха ("куюв амамы") и невесты ("келин амамы") в бане. А в предбаннике играл оркестр, обряд купания и расчесывания волос невесты, купания и стрижки жениха, посаженных в женском и мужском отделениях бани на центральные места - "Орта таш", сопровождался танцами, песнями, трапезой с молодым вином. Затем невесту отвозили домой, где ее одевали к венчанию. Одежда невесты была белого цвета, обязательным для венчания был головной убор "пыл бурунчих" - прикрывавший лицо трубочками стекляруса. Мать невесты надевала на нее три золотых мониста - "юзлик алтын", "алтын", "мамадьялар". Отец опоясывал невесту. После этого мать над головой дочери разламывала на куски хлебную лепешку "птэ", политую смесью меда и масла, и раздавала их присутствующим. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

Когда за невестой приезжали жених и его родственники, "пыл бурунчих" временно снимался, а голову невесты покрывали специальным шелковым платком, так что она ничего не видела. Молодую выводили из дома назначенные для этого молодые замужние женщины ("сагдыч") в окружении детей, держащих в руках зажженные свечи. Сторона невесты одаривала присутствующих и перекрывших дорогу невесте - платками, платочками, накидками, раздавала вино и водку, после чего дорога открывалась, и молодые в окружении детей со свечами и родственников отправлялись в молитвенный дом крымчаков "къаал".

По дороге брат невесты обращался к ней с ритуальной песней, припев которой "до, до, до:" подхватывали дети. Во дворе "къаал" по иудейскому религиозному ритуалу устанавливался балдахин на четырех столбах. На невесту вновь надевался "пул бурунчих", и она отправлялась с женихом под балдахин, где их венчал крымчакский священнослужитель - "ребы". Кроме обычных молитв и благословений иудейского ритуала, он брал в руки петуха и трижды кружил им над головами новобрачных. После окончания церемонии жених и невеста под песни и танцы гостей отправлялись в дом жениха. В доме жениха свадебное гуляние происходило отдельно на мужской и женской половинах, где были накрыты столы. Трапеза прерывалась песнями и танцами. В женской половине невесту усаживали в нише для постелей за деревянной аркой "кревет" - она должна была поститься. Гости расходились в начале пятничной ночи.

В пятницу ("айне кун") утром, после брачной ночи, невесту и жениха будили женщины "хевра" и забирали белье невесты ("корымны"). С этого момента в течение недели новобрачным запрещалась близость, при этом молодая не должна была отлучаться из дома. В субботу ("шаббат кун") свадьба продолжалась. Жених с утра отправлялся в "къаал", где ему поручалось читать Тору - священное писание. Невеста принимала гостей - женщин, приносящих подарки - "келин кермек". Для этого ее одевали во все подвенечное, свекровь повязывала ей на голову платок, обязательный для ношения замужней женщиной - "кыих", лицо укрывалось за "пул бурунчих". До вечера за накрытыми столами продолжалось гуляние. Вечером молодежь расходилась и приходили пожилые люди, для которых подавалась субботняя еда и сладости.

В воскресенье в отдельной квартире собирались члены погребального братства "Хевра Акодеш" для осмотрв "корымны" невесты. Для них родственники невесты накрывали столы с едой, молодым вином и водкой, они же одаривали "хевра" подарками. В течение сорока дней после свадьбы невеста не должна была выходить из дома и показываться посторонним, соблюдая обряд скромности. В первый понедельник после свадьбы молодые покупали себе место на кладбище.

Рождение ребенка

Еще в начале XX столетия крымчачки рожали детей дома. Роды принимала повитуха "эбанай". Обязательно приглашалась молодая кормящая мать - одна из родственниц или подруг роженицы. Она должна была первой дать свою грудь новорожденному и стать его молочной матерью - "эмчек ана". На восьмой день новорожденным мальчикам делалось обрезание ("сунэт"), а для девочек устраивался праздник наречения имени - "ат кошмах". В этот день приходили гости с подарками, "эмчек ана" приносила напиток "арле" и угощала присутствующих. Этот обычай назывался "къаве ичмек."

Погребальный обряд

В погребальном обряде крымчаков сохранялись пережитки прежних языческих представлений примиренных с иудаизмом. Проведением этого обряда занималось похоронное общество "Хевра Акодеш" - пожилые мужчины и женщины, добровольно возложившие на себя эти обязанности. В Карасубазаре до начала 1940-х гг. умерших хоронили, ориентируя головой на север-северо-запад в прямоугольной могиле с заплечиками. По уровню заплечиков яма перекрывалась деревянными дощечками или настилом и засыпалась землей. Кладбище располагалось на противоположном берегу реки Кара-су и женщинам, участвовавшим в похоронной процессии, разрешалось дойти до моста. По дороге к кладбищу мужчинами исполнялся особый гимн, обращенный к богу Тенгри. На кладбище в специальной часовне, расположенной у входа, умершего поминали водкой, пирожками "чоче" и круто запеченными яйцами - "амин ямырта". После возвращения с кладбища в доме умершего - раздельно для мужчин и женщин устраивали поминки ("авель аши"), при этом еда и спиртные напитки приносились родственниками семьи покойного. На седьмой и тридцатый дни, а также через одиннадцать месяцев со дня смерти проводились "тъкун" - поминки со спиртными напитками и трапезой в доме покойного. Среди обязательных ритуальных кушаний на поминках были круто запеченные яйца, которые посыпались смесью соли и перца, пирожки с мясом - "чоче", "кара алва" (черная халва) и "арле". Траур семьи покойного продолжался 40 дней. Через 11 месяцев в изголовье могилы устанавливался памятник.

Обычай символического отпевания

С погребальной обрядностью был связан обычай кройки погребальных одежд и символического отпевания стариков, достигших шестидесятилетия - "кефенлик бечмек". Члены погребального братства, приглашенные для проведения обряда, кроили из белой материи штаны, рубаху и колпак, а также наволочку, но не сшивали их. Их работа сопровождалась пением ритуальных песен, погребальными иудейскими молитвами, пением светских песен, звучавших и по заказу "отпеваемого", рассказами о различных примечательных случаях и событиях его жизни. При этом "азекен" - так теперь называли того, над кем совершался обряд, лежа на войлочном ковре посреди комнаты, принимал активное участие в процедуре своего "отпевания". После окончания кройки погребальных одежд и наделения подарками представителей "Хевра Акодеш" приступали к праздничной трапезе со спиртными напитками.

ФОЛЬКЛОР

Первые записи устного народного творчества крымчаков были сделаны самими крымчаками. С середины XIX столетия в моду вошли рукописные сборники "Джонка", форма которых распространялась среди крымчакских семей. Это были сшитые из отдельных листов тетради, в которые записывались молитвы и песни на языке крымчаков, отдельные библейские тексты, как на крымчакском, так и на древнееврейском языках, пословицы и поговорки, песни, сказки, загадки, заговоры.

ОРЛИЦА И ЕЁ СЫНОВЬЯ

(Крымчакская притча)

Однажды ночью налетела страшная буря. Беда подошла к гнезду орлицы, и она сказала сыновьям: "Нам нужно улетать отсюда. Но вы еще слабы для таких перелетов, я же не смогу перенести через море обоих сразу. Одному придется остаться в гнезде и ждать, когда я вернусь за ним".

По-разному восприняли эту весть сыновья. Один кричал и плакал, испугавшись бури. Другой спокойно сказал матери, что он останется в гнезде ожидать ее. Взяла орлица дрожащего, пищащего орленка, посадила на спину и полетела сквозь бурю к земле. Когда они были уже на половине пути, она спросила своего стенающего птенца: "Сынок, я уже выбилась из сил, спасая тебя. А как поступишь ты, когда я стану старой и немощной?"

"Мама, - запищал орленок, - я буду каждый день заботиться о тебе и носить тебя на своей спине!" - и от страха он опять задрожал и закричал."Нет, - сказала орлица, - такой хлюпик никогда не станет орлом!" - сбросила птенца в бушующее море и полетела назад, к островку. Едва успела выхватить оставшегося птенца из гнезда, как волна захлестнула скалу. Тяжело летела птица сквозь ураган. Огромные волны грозили вот-вот поглотить ее и птенца. На полпути к земле она задала второму сыну тот же вопрос, что и первому. "Мама, - спокойно ответил орленок, - я не знаю, какой будет моя жизнь. Наверное, у меня появится своя семья, дети, нуждающиеся в моей помощи. Но я всегда буду помнить о тебе и по возможности заботиться"."Ты будешь орлом", - сказала мать-орлица, унося сына к земле.

С тех пор крымчаки говорят: "Птица поступает так, как ее научили в гнезде".

КАК МУДРАЯ ГУЛЮШ НЫСЫМАКАЮ ПОМОГЛА

(Крымчакская сказка)

Давным-давно в Карасубазаре (нынешнем Белогорске) - жил да был старый ювелир - куюмджи Нысымакай (Дедушка Нысым). Когда умерла его жена, решил он оставить ремесло, передать мастерскую и нажитое добро трем взрослым сыновьям, а самому заняться воспитанием внуков.

Как задумал - так и сделал.

Вскоре, когда гостил он у старшего сына, стал дедушка Нысым чувствовать на себе недовольные взгляды сына и невестки. А через несколько дней старший сын спросил ею, не хочет ли он погостить у среднего. И хотя внучата плакали и не хотели отпускать дедушку, собрал Нысымакай свою котомку и пошел к среднему сыну. Недолго прожил он в семье своего среднего, ушел к младшему. Но и тот очень скоро сказал отцу, что он загостился у них. Ничего не ответил Нысымакай, хотя сердце его разрывалось от гнева и скорби. Собрал котомку, вышел за ворота и пошел, куда глаза глядят.

Идет в свой черный день по Крымчакской стороне Карасубазара старик Нысымакай, слезы текут по его морщинистым щекам. А навстречу - красавица Гулюш. Недаром имя "Гулюш" означает "улыбка": от улыбки и красоты девушки день становился светлее, а люди добрей и веселей.

"Здравствуй, дедушка Нысым!" - словно колокольчик зазвенел голос Гулюш. Заметила она слезы на лице старика, сразу все поняла, но не подала виду. Сказала: "Дедушка Нысым! Идемте ко мне на чебуреки!" Взяла старика за руку и повела к себе в дом. Усадила гостя на почетное место, налила ему вкусной похлебки из черной фасоли - шорва, поставила блюдо с аппетитными золотистыми чебуреками. Когда Нысымакай поел, а на низеньком столике - софра появились виноград и фрукты, Гулюш стала расспрашивать его о внуках. Очень любил Нысымакай своих внуков, гордился ими и долго рассказывал Гулюш об их проделках и шалостях. Но вот разговор пошел о его сыновьях, и поведал Нысымакай свою невеселую историю. Выслушала его Гулюш, задумалась, а когда в небе появились первые звездочки, и серебряный месяц повис над горой Ак-Кая, она дала Нысымакаю мудрый совет...

Утром пошел Нысымакай в молитвенный дом крымчаков "Къаал" к главному священнику - ребы, поставил у его ног резной сундучок и сказал: "О мудрый ребы! Ты знаешь, что я был хорошим ювелиром, и вот теперь хочу завещать свое сокровище тому, кто досмотрит меня. Пусть оно хранится в храме до моей смерти".

Весть о сокровище и завещании Нысымакая быстро докатилась до его сыновей. Со сладкими речами, наперебой стали обращаться они к отцу с просьбой пожить в их домах, каялись в своей черствости и глупости. Простил их старик и сначала пошел жить к старшему сыну. Жил у него в почете и уважении. Через год откликнулся на уговоры среднего, пошел к нему, а затем внял просьбе младшего. Еще много лет доживал свой век Нысымакай, окруженный заботой своих близких, на радость внукам. Но вот пришел тот день, когда он навсегда закрыл глаза Побежали сыновья и их жены к мудрому ребы, чтобы получить обещанное в наследство сокровище. Каждый доказывал, что он лучше досматривал отца. Взял ребы ларец и сказал, что считает справедливым поделить сокровище между сыновьями поровну.

Отомкнул он замок на сундучке и откинул крышку. Сундучок был пуст, лишь на дне его лежал лист пергамента. Он взял его, развернул и прочитал слова, написанные старым Нысымакаем: "Я завещаю вам, мои сыновья, и всем людям большое сокровище - мудрость. Воспитывайте своих детей так, чтобы в старости не бояться за свои последние дни".

Фото красивых мест Крыма

Язык

Этническое происхождение

Большинство крымчаков рассматривают себя отдельной этнолингвистической группой евреев и в настоящее время проживают в Израиле, а также в некоторых бывших республиках СССР . Хотя в начале -х гг. известный тюрколог академик А. Н. Самойлович на основе изучения лексики крымчаков высказал точку зрения относительно принадлежности последних к хазарской культуре . Исследования групп крови, проведенные В. Заболотным, позволили ему сделать вывод о том, что крымчаки не относятся к семитским народам . Результат исследований антропометрии крымчаков, проведенный Н. Теребинской-Шенгер, также подтвердил этот вывод . . В российских документах до 1917 года именовались евреями-крымчаками. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские По одной из версий после того как император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы те евреи, которые не были казнены были изгнаны на Крымский полуостров [источник не указан 409 дней ] . Другая версия в популярной статье Е.И Пейсаха, известного крымчакского просветителя и собирателя материалов о крымчаках, нашли отражение некоторые представления автора об их этногенезе. Они могут быть сведены к следующему: в первом веке до нашей эры - первом веке нашей эры на территорию Крыма через Кавказ и Керченский пролив проникают евреи-миссионеры для распространения иудаизма. Крымчаки стали прозелитами, при этом сохранив традиционные языческие черты и свой язык, по словам автора, «в обычаях, привычках, языке, одежде, пище, фольклоре, антропологических данных имеют черты, подобные тюркским народам». Подобные выводы Е.И Пейсаха не являются общепринятыми и отрицаются как ненаучные, тем более, что сведения о еврейских миссионерах интерполированы из периода развитого средневековья. Ученый-антрополог Гиршфельд в 1919 году для характеристики расового состава предложил опираясь на классификацию групп крови, особый индекс, выражающий отношение элемента А к элементу В. Гиршфельд установил, что караимы и крымчаки дали индекс примерно равный 1,0 характерный для тюркских и монгольских народов юга России и Средней Азии. При этом караимы и крымчаки оказались даже более чистыми тюрками, чем крымские татары, которые ассимилировали много крымских готов, греков и славян (А. А. Глашев. Очерки истории хазар. М. Никитские ворота. 2009; см. библиотеку Института тюркологии в Мосвке: www.turkologia.ru). Нельзя не сказать еще об одном существенном факте. У крымчаков зафиксировано предание, которое передается из поколения в поколение. Согласно этому преданию в Крым крымчаки пришли в VIII веке из Киева в небольшом числе семейств. Причем, это подтверждается и рукописным молитвенником IX века (там же).Если принять во внимание версию, резко отрицаемую славянскими историками, о том, что город Киев был основан хазарами, которые являясь народом по присхождению тюркским, исповедовали со второй половины VII века нашей эры иудаизм, то данное предание может быть отнесено к разряду достоверных…

Известный исследователь караимов и крымчаков, антрополог С.Вайсенберг отмечал в одной из своих работ: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времен генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились» (А. А. Глашев. Указ. соч.).

К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные по антропонимике, однако, они отражают ситуацию конца XIX - вв., не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы.Исследование каждой из перечисленных групп источников, а затем совокупность полученных выводов поможет в полной мере воссоздать этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.

История

Предки евреев-крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в Греческих колониях. Недавние археологические раскопки подтвердили эту теорию, были найдены еврейские надписи в Крыму и датируются первым веком до н. э.

Общая численность - около 1,5 тыс. человек (из них 204 чел. - в Крыму , 157 чел. в России (). Точное количество крымчаков в США и Израиле неизвестно; по оценкам начала 1950-х гг. в Израиле их было около 1000 чел., большинство впоследствии смешались с другими еврейскими группами.

Известные крымчаки

  • Илья Сельвинский - советский поэт.
  • Марк Агатов - писатель и журналист.
  • Виктор Мизрахи - ученый исследователь.
  • Колпакчи, Владимир Яковлевич - советский военачальник, Герой Советского Союза .
  • Медини, Хаим Хизкиягу бен Рафаэль Элия - раввин крымчакской иудейской общины, возглавлявший её в течение 33 лет в XIX веке.
  • Ткаченко, Александр Петрович , поэт
  • Виктория Багинская-Гурджи - педагог, писательница, собиратель фольклора, одна из последних носителей живого крымчакского языка.

Примечания

Литература

  • И. Б. Котлер, Фамилии крымчаков как источник их этнической истории. - Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР (География расселения и культурные традиции), Москва 1985
  • В. Ю. Чернин, О появлении этнонима «крымчак» и понятия «крымчакский язык». - География и культура этнографических групп татар в СССР, Москва 1983
  • Кизилов М. Крымчаки // От киммерийцев до крымчаков. Изд. второе, переработанное и дополненное. Ред. И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен. Симферополь, 2004. с. 270-283

Крымчаки - это малая этническая группа, ранее в основном проживавшая в Крыму. Их отличительными особенностями остаются исповедование ортодоксального иудаизма и общение на крымчакском языке. Ученые-этнологи, как и сами крымчаки, полагают, что их происхождение берет корни от тюркского народа или же от евреев. Окончательного ответа на вопрос о происхождении крымчаков пока нет.

Нация

Одна из версий о предположительном происхождении крымчаков, гласит, что народ произошел от евреев, которых изгнали на Крымский полуостров римляне при императоре Адриане. Эту теорию частично подтверждает известный у крымчаков деятель Пейсах. Он утверждал, что крымчаки произошли от прозелитов, которые приняли иудаизм от переселившихся в Крым евреев. Если принять во внимание исследования антрополога Вайсенберга, то можно прийти к неоднозначному выводу: крымчаки отчасти произошли от хазаров, которые, в свою очередь, являются тюркоязычным народом. На формирование народа оказала влияние близость к европейским собратьям. Так, среди крымчаков распространена фамилия Пиастро, что напрямую указывает на связь с выходцами из Италии.
В связи с отсутствием обобщающих работ этнографы затрудняются дать однозначное определение крымчакам. Однако одно можно утверждать наверняка - наиболее близкими и связанными с их происхождением являются хазары и караимы.

История

История крымчаков во многом повлияла на современную жизнь народа. Она характеризовалась гонениями на людей и завоеваниями Крымского полуострова. Это основные причины, по которым сейчас крымчаки считаются малочисленной группой. В период с середины и до конца 19 века крымчаки находились под влиянием известного иерусалимского деятеля Хаима Медини, который серьезно повлиял на становление культуры современных крымчаков. Именно он создал описание традиций народа, основал ряд школ и одну религиозное учебное заведение, которое иудеи называют иешивой.
До Хаима Медини крымчаки практиковали многоженство, часто люди женились и выходили замуж за родственников. В семьях царил патриархат. Все эти особенности сохранялись до конца 19 века.
Важную роль в жизни крымчаков сыграл генерал-губернатор А. Строганов. Благодаря ему царское правительство позволило крымчакам приобретать землю в собственность. Благодаря этому постепенно бедная община стала улучшать условия быта.

Жизнь


Благодаря положительному влиянию еврейских и русских деятелей условия жизни крымчаков с начала 19 века начали улучшаться. Люди занимались ремеслами, связанными с изготовлением кожаных изделий. Крымчаки прослыли на полуострове хорошими мастерами, изготавливающими обувь, шапки, сафьяны. Постепенно начала развиваться и мелкая торговля. Сейчас крымчаки активно занимаются огородничеством, выращивают виноград, ведут садоводческую деятельность, которая помогает поддерживать торговлю. Крымчаки в Израиле и в Крыму участвуют в производстве вин. Часть отправляется на экспорт. Некоторые семьи занимаются скотоводством.

Где живут (Территория)

По нынешним оценкам, численность крымчаков составляет полторы тысячи человек. Примерно половина проживает в Израиле, туда люди репатриировались в 90-х годах прошлого века. Около 250 человек проживают в Крыму, 370 человек - на территории России, 126 человек - на Украине.

Еда


Еда крымчаков за последние десятилетия стала весьма разнообразной. Голодные годы ушли в прошлое, поэтому люди питаются обильно.

  1. Крымчаки с давних времен разводили голубей, которых употребляли в пищу. Распространенным блюдом был голубиный кубете - пирог, начиненный фаршем, приготовленным из птицы.
  2. Крымчаки любят пшенку, однако это вовсе не та каша, о которой можно было подумать. В понимании крымчаков пшенка - вареная кукуруза. Варят ее обязательно в больших кастрюлях с эмалированной поверхностью и на бульоне. В него добавляют листья и варят так не менее двух часов. Крымчаки едят кукурузу горячей, почти обжигающей, втирают соль и смазывают сливочным маслом.
  3. Из сладостей крымчаки едят варенье, приготовленное с использованием чайной розы, айвы, абрикоса, белой черешни. В пищу употребляют мелкие крымские сливы. Хотя сейчас последние стали редкостью.
  4. Излюбленный напиток - буза. Готовится он из пшена и по вкусу напоминает квас, но пощипывает язык гораздо сильнее.

Наиболее распространенными блюдами крымчакской кухни являются:

  • Баклажаны с мясом;
  • Запеканка кайгана с баклажанами и яйцами;
  • Каших - пельмени на бульоне;
  • Бохчачих - мучное блюдо с добавлением яйца, масла, толчеными орехами, изюмом и медом.

Самое сытное кушанье, которое готовят крымчаки - кавурма. Готовят его традиционно в глубокой чугунной сковороде или казане. Сытность блюда обеспечивается добавлением жира. Повар не должен скупиться также на лук и перец, чтобы блюдо получилось достаточно жгучим. Готовят кавурму на малом огне, едят с картофелем, домашней лапшой или рисом. Главным ингредиентом кавурмы, безусловно, является свежая баранина или говядина, которую важно хорошо промыть и мелко нарезать.
Знаменитый кубете, о котором мы уже упомянули выше, необязательно должен готовиться из голубятины. Начинкой пирогу послужит баранина с картофелем или говядина. Только настоящий кубете должен быть сытным. Поэтому бараний жир - обязательный ингредиент. Крымчаки добавляют в блюдо пастернак и зеленый лук, а само мясо может содержать хрящи, поэтому есть есть пирог надо осторожно.

Одежда

Традиционный мужской костюм включает синий архалук, представляющий собой широкий халат. Его стягивают поясом, украшенным серебром, если человек богатого происхождения. На поясе держат маленький кинжал и медную чернильницу. Шапка делается из шерсти баранов, поверх халата надевают пиджак-пальто, на ногах для защиты от ветра носят брюки. Обувь у крымчаков двойная - на мягкие сапоги надевают твердые галоши из натуральной кожи.
Одежда девушек более яркая и способна удивить красивыми орнаментами. Крымчачки надевают на ноги шаровары с подвязками. Наиболее примечательная деталь гардероба - кафтан с богато украшенными рукавами. Поверх него носят кружевной передник из шелка. Головные уборы девушки носят с учетом возраста и социального статуса. Если крымчачка еще совсем юная, то она наденет феску лилового цвета, расшитую яркими нитями. Иногда такие шапочки украшают монетками. Молодая женщина должна носить платок с красиво оформленной вышивкой. Складывают его наискось, что придает наряду шарм. Молодая замужняя девушка обязана надевать свой наряд каждый раз, когда показывается на люди. Женщины всех возрастов любят украшения, поэтому их им дарят на особые случаи, например, свадьбу.

Жилище


Традиционным жилищем крымчаков считается дом из бутового камня. В таких дпостройках стены обмазываются раствором из глины, а для побелки используют известь. Окна по обыкновению выходят во двор, ведь крымчаки никогда не стремились показывать свой быт посторонним. В доме одна-две комнаты, кухня, быт скромный, но обстановка уютная.
Если верить И.С. Каю, во многом дома крымчаков похожи на те, в которых жили татары. Земляные полы устилались войлочными коврами, а вокруг стен располагали миндеры - своеобразное подобие тюфяков. Подушки служили главными элементами декора и расшивались хозяйками вручную. В комнате ставили маленькую софру - столик, специально предназначенный для семейной трапезы. Днем в комнате ели и отдыхали, а ночью спали, раскладывая матрасы. Постельное белье складывали в отдельную нишу. Матрасы, одеяла и постельное белье формировали в июки, которые накрывали белыми покрывалами. В наши дни крымчаки все чаще обставляют свои дома на современный лад, используя кровати, кухонные ящики, стулья и шкафы. Конечно, наиболее религиозные жизненный уклад практически не меняют в соответствии с предписаниями.
Несмотря на то, что крымчаки являются малочисленным народом, о них уже известно достаточно много. Как и самаритяне, эти люди стараются достигать в жизни как можно большего. Они понимают, что необходимо проявлять упорство и много трудиться, чтобы достигнуть процветания. Сейчас условия их жизни в разных странах в целом можно назвать комфортными, а жизненный уклад больше напоминает общинный.
Чтобы лучше узнать о жизни крымчаков, можно посмотреть видеоролик, в котором подробно рассказывает о народе, его происхождении и жизни в наши дни.

Крым - один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают 175 народов, в том числе коренные - крымские татары, караимы и крымчаки. Первых 200 тысяч, вторых и третьих - по несколько сотен.

Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту

Название "крымские татары" осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.

После победы России над Османской империей (1783 г.) сотни тысяч крымских татар эмигрировали - большей частью в Турцию. Оставшиеся не раз восставали против царской власти. Обвинение крымских татар, а также других народов полуострова в сотрудничестве с немцами стало поводом для их выселения с полуострова в мае 1944-го - в основном в Среднюю Азию. Всего было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (47 тыс. семей). В отличие от других депортированных народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в "оттепель", крымские татары были лишены этого права до 1989 года. В местах компактного проживания (южнобережье, Бахчисарайский, Белогорский, Судакский районы, Симферополь) до сих пор можно услышать крымско-татарскую речь, попробовать восточную кухню, остановиться в гостинице, оформленной в этническом стиле.

Познакомиться с нашими традициями лучше в Бахчисарае, - говорит старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Ленара Чубукчиева. - У нас возрождается ювелирное искусство, традиционная вышивка, керамика, резьба по дереву. В Симферополе работает этнографический музей, в Евпатории - культурно-этнографический центр "Одун-Базар", где желающим предлагают кулинарный и обрядовый туры. Например, поучаствовать в старинном ритуале сватовства невесты. В том числе в главной роли. Вас облачат в традиционный наряд и окрасят пальцы хной. Гостей угостят кубете - блюдом, которое печет невеста, чтобы продемонстрировать жениху свои кулинарные способности.

По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.

До сих пор в Крыму сохранились тюркские названия населенных пунктов и водоемов. Переименованные в XVIII-XX веках города крымские татары между собой нередко называют по-прежнему: Симферополь - Акъмесджитом, Евпаторию - Гезлевом, Севастополь - Ахтияром.

535 караимов...

Некоторые традиции, присущие крымским татарам, близки еще одному коренному народу региона - караимам. Это один из самых малочисленных народов планеты. И 535 человек, то есть четверть представителей этнической группы, проживают в Крыму. В начале XX века их было 8 тысяч. Количество караимов катастрофически сократилось из-за войн, репрессий, голода и ассимиляции.

Это единственные ныне существующие жители Крыма - потомки обитателей пещерных городов, - рассказывает председатель научного совета крымских караимов Юрий Полканов. - Сейчас самая большая в мире община (300 человек) находится в Симферополе.

Родовое гнездо караимов располагается на Чуфут-Кале (сами они настаивают, что правильное название "Джуфт-Кале" - "Двойная крепость"). Это известный в Крыму экскурсионный объект, ежегодно принимающий тысячи туристов. В Бахчисарайском районе можно увидеть, как выглядели типовая караимская усадьба и кладбище. Кенассы (молитвенные дома) караимов вы увидите в Евпатории. Поблизости можно попробовать традиционную кухню.

"Рецепты национальных блюд в наших семьях сохраняются, - говорит Полканов. - Наиболее известны караимские пирожки с бараниной, катлама (лепешки), хамур-долма (маленькие пельмешки)".

Из караимов происходят и Нарышкины - известный русский дворянский род. Родоначальник рода - караим Мордка Кубрат, по прозвищу Нарыш, или Нарышко, выехавший в Москву в 1465 году. Его внук Исаак первым носил фамилию Нарышкин.

...и 228 крымчаков

Многие путают караимов с крымчаками. У них действительно есть общие черты культуры и языка, но религия отличается. Первые исповедуют караизм, вторые - иудаизм. Это одна из причин, по которой сегодня в регионе крымчаков осталось так мало (228 человек). Во время войны фашисты уничтожили 6 тыс. крымчаков вместе с евреями.

В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.

Крымчаки ассимилировались, - поясняет Дора. - Дети в основном крымчаки уже даже не наполовину, а лишь на четверть. Имена родители дают русские. Язык знают только старики.

В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.

Самая красивая девушка Крыма-2015 - 21-летняя Ава Сейтумерова из Бахчисарая. В конкурсе "Крымская красавица" традиционно участвуют девушки русской, украинской, крымскотатарской, армянской, немецкой, чешской, болгарской и греческой национальностей. В этом году впервые были представлены эстонки, крымчаки и турчанки.

В Крыму официально существуют три государственных языка.

На русском языке в республике учится 96,2% школьников, на украинском - 1,1%, на крымско-татарском - 2,7% (еще 7% изучают его как предмет). По желанию дети посещают уроки армянского, болгарского, греческого и немецкого. Родные языки преподаются в греческой общине "Элефтерия", обществе болгар "Извор", воскресной школе при армянской церкви, немецких центрах "Содружество" и "Людвигсбург".

В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иех удилер , то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму , ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык .

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь .

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, - около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. - 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае - около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи . По-видимому, в конце 19 в. - начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же - в Симферополе, 750 - в Феодосии, 500 - в Керчи, 400 - в Севастополе, остальные - в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч - в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков - на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 - по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 - в Феодосии, 100 - в Керчи, 400 - в Симферополе, и несколько - в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. - начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради ). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога . В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. - первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) - неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей , Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите , а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями - старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией . Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма - Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. - начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним ; см. Пиют), например, Аврах ам бен Симха х а-Сфаради (вторая половина 10 в. - 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) - одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов , родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврах ама Кирими (то есть Крымского) «Сфат х а-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию , написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикиях у бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275–1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села х а-иех удим) и Мангупе - столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее - в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства - как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше х а-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы - садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. - начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие - на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кох ен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. - начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минх аг Каффа ). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ , каббалы (Зох ар , лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше х а-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минх аг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16–17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минх аг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») - хроника крымских ханов.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866–99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832–1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот . В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство - земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие - торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки - земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге .

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке - в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, - лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря - крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909–45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?–1891), С. Вейсенберг , И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911–81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912–88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции , лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание.

КЕЭ, том: 4.
Кол.: 603–612.
Издано: 1988.