Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Какие нормы нужно использовать при списании гсм Нормативы списания гсм

Вопрос

У нас автотранспортная организация. Обязательны ли для нас нормы Минтранса для автомобилей

Ответ

Минфин указывает: следовать рекомендациям или нет — право налогоплательщика. Большинство арбитражных судов разделяют мнение ведомства о том, что НК РФ не содержит требования нормировать расходы на содержание транспортного средства, и признают за налогоплательщиками право учитывать затраты на приобретение ГСМ в полном объеме. Ранее Минфин считал рекомендации Минтранса обязательными, а значит, сверхнормативные затраты на топливо организации не должны были включать в расходы по налогу на прибыль.

Поскольку налоговые органы не всегда разделяют точку зрения финансового ведомства, налогоплательщикам при учете затрат на топливо для автотранспорта безопаснее принимать во внимание нормы, рекомендованные Минтрансом.

Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ (п. 2 Инструкции). Пунктом 40 разд. 3 Инструкции установлено, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Эти Нормы были утверждены Минтрансом России 29.04.2003 со сроком действия до 1 января 2008 г. В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 нормирование установлено не было. Новые нормы введены в действие 14.03.2008 (Распоряжение Минтранса России N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»). Указанные Рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России (п. 1 указанных Рекомендаций).

Однако Налоговый кодекс РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание транспортного средства. Нормируются только расходы на выплату компенсации за использование личного транспорта в служебных целях (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела. Поэтому согласно п. 1 ст. 4 НК РФ он не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно разъяснениям Минфина России при определении расходов на ГСМ налогоплательщик вправе учитывать Нормы расхода топлив, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Также есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым при определении расходов на ГСМ налогоплательщику необходимо учитывать указанные Нормы (ранее — Нормы расхода топлив, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003). Аналогичное мнение высказано в судебных актах и авторской консультации.

В то же время ранее УФНС России по г. Москве придерживалось иной точки зрения: затраты на приобретение ГСМ можно учитывать исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях. Есть судебные акты с выводами о том, что нормирование расходов на приобретение ГСМ не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Некоторые авторы придерживаются такой же точки зрения.

Смежные вопросы:


  1. Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно. Можно ли оформить использование автомобиля директором в рамках договора аренды с ним же самим (директором)? Какой договор аренды…...

  2. как отражается в бухгалтерском учете условная корректировка таможенной стоимости? можно ли уменьшить прибыль на эту сумму?
    ✒ Корректировка ТС на увеличение таможенных пошлин и сборов Для целей бухгалтерского учета…...

  3. Продаем ОС. в 2014г. перешли на УСН (доход-расход)с ОСНО ОС внесли по ост.стоимости. (срок полез. использ. до 15лет) в 2014г. списали в расход 50% стоимости в 2015г.…...

  4. ИП на УСН 15 %х очет сдать в аренду свое помещение организации. 1.Может ли он включить с расходы содержание жилья, именно коммунальные платежт, свет. 2. Пришлите пожалуйста заявление…...

Списание затрат на приобретение топлива производиться при наличии чёткого экономического обоснования расхода этого материала. Этот вопрос актуален для организаций, деятельность которых так или иначе связана с транспортными средствами, даже если это всего лишь служебное авто шефа.

В их бюджете обязательно будет присутствовать такая расходная статья, как расходы на ГСМ. При этом учитывается вид топлива, подлежащего списанию и установленные по его расходу нормы. Как правило, в соответствующие заметки проставляют не водители, а диспетчера или сами руководители предприятий.

Как рассчитывают нормы расхода топлива в 2017 году?

Приобретение топлива может осуществляться различными способами: за наличные деньги, по талонам, по картам и т.д. В первом случае потребуется приказом утвердить весь порядок действий, включающий назначение ответственных лиц за обращение наличных денежных средств и периоды их передачи и отчёта. Как правило, водитель в трёхдневный срок обязан отчитаться в потраченных финансах с приложением платёжных документов к путевому листу.

При безналичном варианте следует чётко разграничивать момент перехода права собственности на топливо, поскольку это послужит отправной точкой для появления в бухгалтерских документах соответствующих расходов. Это может быть как передача сертификата, так и момент заправки, уточнить этот нюанс следует в заключённом с поставщиком контракте.

Такой безналичный способ расчёта за топливо требует ведения отдельного журнала учета выдачи талонов, где будут отражаться все операции с ними. При поступлении средств на расчётный счёт предприятия они будут направляться по кассовому расходу в качестве оплаты за выпуск этих талонов и приобретённое по ним топливо. При выдаче на АЗС чека он должен быть прикреплён к соответствующему путевому листу.

Списание ГСМ происходит с учётом регламентированных законодательно норм расхода топлива, которые применяются с целью оптимизации топливных расходов. Они разрабатываются и утверждаются отдельно для каждой категории транспортных средств, но при этом базовая ставка подразумевает, что дорога была прямой с идеальным покрытием.

Российская действительность не позволяет использовать только этот норматив, а требует применения различных поправочных коэффициентов. Да и сами базовые нормы различаются не только по видам ТС, но и по выполняемой ими работе, степени загруженности и т.д.:

  • для загруженных автомобилей применяется норма на 100 км, для задействованных в транспортировке – соответствующая норма;
  • для автобусов имеет значение загрузка пассажиров и снаряженная масса ТС;
  • у самосвалов используется половина загрузочной нормы и снаряженная масса грузовика;
  • для грузовиков и автопоездов, задействованных в транспортировке грузов, используется норма на 100 т-км либо специальные коэффициенты, учитывающие характер перевозимого груза;
  • используются и другие расчёты, подробно изложенные в методике расчёта для конкретного транспортного средства.

Базовая норма учитывает тип автомобиля, его технические особенности, вид топлива, маршрут, общий вес авто и режим движения. При расчёте транспортной нормы учитывают дополнительно либо тяжесть груза, либо загрузку пассажиров. Бензин, дизельное топливо и сжиженный газ списываются в литрах, а природный газ – в кубических метрах.

Условия работы ТС учитываются с помощью поправочных коэффициентов:

  • новая машина на обкатке – не больше 10%;
  • в зимний период – от 5 до 20%;
  • на сложных дорогах – до 30%;
  • по горным трассам – 20%;
  • эксплуатационный срок не превышает 5 лет – не больше 5%, иначе – до 10%;
  • грузовикам «плюсуют» 10%, а при крупногабаритном грузе – до 35%;
  • использование системы климат-контроль увеличивает норму на 7%.

Существуют свои нормы и для смазочных материалов, которые рассчитываются относительно 100 литров топлива. Для старых авто действует поправка в 20%, для всех остальных придерживаются таких параметров:

  • Иномарки, произведённые на территории РФ – 600 мл масла для мотора, 100 мл для гидравлики и трансмиссии, 30 мл специальных масел и 100 мл пластичной смазки.
  • Семейство ГАЗ более «прожорливо» – 1800 мл масла для мотора, 150 мл для гидравлики и трансмиссии, 50 мл специальных масел и 100 мл пластичной смазки.
  • «Чемпионство» за семейством УАЗ – 2200 мл масла для мотора, 200 мл для гидравлики и трансмиссии, 50 мл специальных масел и 200 мл пластичной смазки.

Для определения показателей расхода топлива используют следующую формулу:

Hs * S * (1 + D), где
Hs – норма расхода на 1 км пути;
S – дневной километраж автомобиля;
D – корректировочный коэффициент на 1 км пути.

На величину поправочного коэффициента влияет совокупность факторов, уточнить которые можно в нормах расхода топлива на 2017 год от Минтранса РФ в последней редакции.

Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств

По сравнению с прошлым годом остались прежними нормы расхода топлива на 2016 год. Минтранс РФ, последняя редакция распоряжения которого от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р была принята в 2015 году, увеличил надбавки для крупных городов и повысил коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Почему безопаснее пересмотреть ваши нормы расхода ГСМ

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормы расхода ГСМ. Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах расхода топлива. Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючее в налоговом учете по нормам, рекомендованным последней редакцией распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. За счет повышения надбавок они стали выгоднее для компаний.

В таблице с базовыми нормами появились и новые позиции. Например, Lada Priora 1.6 (ВАЗ-21116), Honda Accord IX 2.4, Mitsubishi Outlander 2.0 4WD, Nissan Teana 2.5 2WD. По этим маркам компании устанавливали свои нормы. Можно продолжать их использовать и сейчас.

Какие надбавки можно установить

Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются.

Города и населенные пункты: нормы расхода топлива на 2016 год

Минтранс РФ (последняя редакция распоряжения № АМ-23-р) повысил коэффициенты для городов-миллионников. Максимальный размер надбавки увеличился до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

Как изменились надбавки по ГСМ

Численность своего муниципального образования можно узнать непосредственно в своем отделении статистики или на официальном сайте Росстата в разделе «Демография». Еще вариант - в интернете на портале властей конкретного региона. Например, количество жителей города Омска можно узнать на сайте admOmsk.ru в разделе « Социально-экономическое развитие».

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода ГСМ на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

Срок использования и пробег: нормы расхода топлива на 2016 год

В приказе пропишите коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов - для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.

До 14 июля 2015 года эти повышающие коэффициенты можно было применять при одновременном выполнении двух критериев, связанных с пробегом и сроком эксплуатации. С 14 июля Минтранс России позволил применять эти надбавки при выполнении хотя бы одного из двух условий. То есть либо пробег должен быть более 100 000 км, либо срок использования должен быть более пяти лет.

Технологический транспорт: нормы расхода топлива на 2016 год

Для такого транспорта можно установить в приказе новую выгодную надбавку. Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам. К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов.

Право организаций выбирать нормы для списания ГСМ - собственные или утвержденные Минтрансом - осталось в 2016 году неизменно. Однако определиться с предпочтениями надо еще в начале года. При этом важно знать обо всех тонкостях использования автотранспорта на своем предприятии, а кроме того - учитывать изменения, вносимые в госнормативы.

Обе системы имеют свои нюансы. И выбор какой-то одной может быть обусловлен как удобством использования, так и выгодой для предприятия.

К преимуществам норм, предложенных Министерством транспорта РФ, относится унифицированность параметров их расчета: марка автомобиля, пробег, базовый расход топлива, а также повышающих коэффициентов по типу дороги, величины груза, времени года и пр.

Не стоит, правда, забывать, что в июле 2015 года Минтранс обновил свое распоряжение о нормах расхода ГСМ. Ведомство внесло коррективы в систему коэффициентов, дополнило реестр автомобилей некоторыми легковыми и грузовыми моделями, автобусами как отечественных, так и иностранных марок.

«Н а повышение ко эффициентов по ряду позиций стоит обратить особое внимание. Министерство увеличило цифры, например, для машин, где есть система климат-контроля; для автомобилей с пониженной средней скоростью движения; для АТС, которые работают в густонаселенных городах, и пр. Нужно очень скрупулезно рассчитывать ГСМ, даже если за основу вы взяли предложенные ведомством нормы. Корректируйте их исходя из индивидуальных особенностей самой машины и условий ее эксплуатации », — комментирует ситуацию Юлия Вольхина, менеджер проекта «Путевые листы и ГСМ».

Решение об изменении норм списания ГСМ для того или иного автомобиля утвердите соответствующим приказом. Вы можете составить его в произвольной форме, но обязательно включите ссылку на распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р с обновленными нормативами.

Разрабатывать собственные нормы списания ГСМ гораздо трудозатратнее, однако для крупных автотранспортных предприятий может быть выгоднее. Расчет требует обкатки каждой машины по традиционному маршруту, в традиционное время, с обычной для нее загрузкой. Специальная комиссия вместе с руководителем организации фиксирует расход топлива. Результаты замеров оформляются специальными актами, чтобы в дальнейшем проверяющие не сомневались в обоснованности цифр. Проведите такую работу по каждому автомобилю в отдельности.

«Чтобы подстраховать себя, в регламентирующих документах укажите, что собственные нормативы вы разработали на основе норм, которые предлагает Минтранс РФ », — советует Юлия Вольхина.

Данная статья предназначается для представителей тех организаций, которые вынуждены, для достижения своих профессиональных целей использовать транспортные средства. В этом случае в обязательном порядке фигурирует статья расходов по ГСМ. Перед списанием, все затраты, необходимые для приобретения топлива, должны быть актуализированы в экономическом плане.

Чтобы это реализовать, представители организации должны определиться в первую очередь с типом самого топлива, и потом установить норму по списанию. Кстати, крайне редко этим делом занимаются непосредственно водители транспортных средств. Начальство прекрасно осознает, что их сотрудники могут вписывать в путевой лист любые цифры, и потому ему приходится этим заниматься собственноручно.

Нормы расхода топлива на 2016 год

Что касается вопроса по приобретению топлива, то здесь каждая организация выбирает свой путь. Некоторые предпочитают платить наличными, а другие пользуются специальными сертификатами, а именно, картами или талонами. Если организация выбрала путь оплаты наличными, тогда приказом устанавливают, кто именно получает деньги, а также определяются сроки. Как только после окончания срока истекают три дня, со стороны водителя предоставляется подробный отчет о расходах. Если же организация пользуется картами или талонами, в этом случае принимается в расчет момент передачи прав собственности на топливо. Делается это для того, чтобы максимально точно определить все финансовые операции по данному вопросу.

Речь идет о фиксации заправки или самих талонов. Реализуется это, исходя их информации в договоре с поставщиком топлива. Если используются сертификаты, необходимо вести учет о приеме и передаче талонов и карт. Таким образом определяются все действия, касательно последних. Стоимость талона также определяется в договоре. Например, один талон может стоить 10 рублей, или же по договору определяют определенную стоимость. После перечисления денег, представители организации оформляют заявки на кассовый расход для того, чтобы перечислять средства за выпуск сертификатов и за покупку топлива. Водитель получает все эти чеки и впоследствии обязательно должен приложить их к путевым листам.

На самом деле примеров довольно много, потому все перечислять просто нет смысла. А вот что касается основных, то давайте рассмотрим, что к ним относится.
Повышение расхода увеличивается, если транспортное средство эксплуатируется:

  • в зимний период. Надбавка составляет от 5 до 20 процентов. Все зависит от региона, в котором эксплуатируется автомобиль.
  • в горах. Надбавка составляет от 5 до 20 процентов. Все зависит от того, как располагается район или город по отношению к уровню моря.
  • в городах. Надбавка составляет от 5 до 25 процентов, зависимо от количества местных жителей. Например, в Екатеринбурге норма повышается на 20 процентов при работе автомобиля, когда количество населения составляет до 1.5 млн.