Хлеб отпущенный по водам. Христианские Проповеди Онлайн

Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Еккл. 11:1) , - он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем.

На смерть отца.

Свт. Амвросий Медиоланский

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его

Там поистине слезы есть хлеб, где алчут правды. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6) . Ибо есть такие слезы, которые есть хлеб и укрепляют сердце человека. К этому рассуждению подходит еще и изречение Екклесиаста: Отпускай хлеб твой по водам (Еккл. 11:1) , ибо там хлеб небесный, где вода благодати, ибо те верно принимают сущность слова и пищу разума сокровенного, в чьем чреве текут реки воды живой.

О молитве Иова и Давида.

Прп. Исаак Сирин

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его

Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил. Ибо сказано: Поднеси кусок твой к лицу бедного, и немного спустя опять найдешь его (Еккл. 11:1) . Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела.

О духовном совершенстве.

Прп. Никодим Святогорец

Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его », смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блж. Иероним Стридонский

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его

Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38) , – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» (Ис. 32:20) , – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его

В главах 9:1 –12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6 , второе - в 11:7–10 , третье - в 12:1-7 . В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам») . Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.

Толковая Библия.

по Еккл11 /без нумерации стихов, а ниже по записи с нумерацией/


потому что когда-то потом
по прошествии многих дней
ты найдёшь для себя его,



Явится, то испОлнится
добрый поступок тебе
благодатью, не зажимаясь
делись.



(к нему)



Кто и делает в мире всё.

Утром работай и сей,
и покоя руке твоей
не давай даже вечером тоже,
потому что не угадать
чтож хорошо уродИтся
то или это хорошим,
рАвно ли хорошо.

Сладко нам видеть свет,
и приятно для глаз солнце,
в свете нам радость есть;
вот уж к закату клОнится
путь человека тут.



Но помни о Боге всегда!


ходи по путям очей
и сердца ходи по путям;

И печаль от сердца удаляй,
и от тела злое уклоняй,
не впадай в плохое никогда;
детство, юность - суета.
ты не можешь знать дел Бога,
КТО и делает в мире всё,
и на суд ОН ещё приведёт,
Высшая Мудрость Бога.

Екклесиаст, глава 11
глава 10глава 12 Список книг
Открыть главу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 121.Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
2.Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
3.Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
4.Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
5.Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
6.Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
7.Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8.Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, - суета!
9.Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
10.И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета.
http://bibleonline.ru/bible/rus/21/11/
__________________________________________

По Еккл11 /без нумерации стихов, а ниже по записи с нумерацией/

1
Отпускай хлеб другим, и давай, и делись,
потому что когда-то потом
по прошествии многих дней
ты найдёшь для себя его,
отпускай хлеб по вОдам твой.
2
С семерыми делись, не удерживай части,
ты не знаешь когда это вспомнится,
и какая беда и когда на земле
Явится, то испОлнится
добрый поступок тебе
благодатью, не зажимаясь
делись.
4
Кто наблюдает за ветром и только - тому не сеять,
и кто в облаках витает - то и не жать ему,
не получать урожай любой, а особо добротный,
и о еде заботы придут неминУ_емо.
(к нему)
5
Как не знаешь дороги ты ветра
и как кости растут у зародыша
человека во чреве беременной,
ты не можешь знать дел Бога,
Кто и делает в мире всё.
6
Утром работай и сей,
и покоя руке твоей
не давай даже вечером тоже,
потому что не угадать
чтож хорошо уродИтся
то или это хорошим,
рАвно ли хорошо.
7
Сладко нам видеть свет,
и приятно для глаз солнце,
в свете нам радость есть;
вот уж к закату клОнится
путь человека тут.
8
пусть человек веселится в годы свои на земле
и в продолжении всех(лет) помнит о днях тёмных,
которых придёт много: но всё и всегда - суета.
Но помни о Боге всегда!
9
Юноша, веселись в юности ты своей,
радость вкушай сейчас, именно в ю_ностИ,
ходи по путям очей
и сердца ходи по путям;
но помни, что Сущ Бог, и в суд приведёт, знай.
10
И печаль от сердца удаляй,
и от тела злое уклоняй,
не впадай в плохое никогда;
детство, юность - суета.
ты не можешь знать дел Бога,
КТО и делает в мире всё,
и на суд ОН ещё приведёт,
Высшая Мудрость Бога.

_______________________________

Каждый человек нуждается в том, чтобы Бог изменил его жизнь к лучшему, сделал его свободным от мучений, болезней, нищеты, страха.

Знаком ли ты с круговоротом воды в природе? Когда солнце греет, испаряется влага из земли и водоемов. Затем этот пар конденсируется в капли и образуются облака. На все это уходит время. Из облаков образуются тучи, и когда они перенасытятся влагой, из них пойдет дождь. Дождевые капли опять попадают в землю...

Размышляя над этим, я понял: если ты хочешь, чтобы на тебя пролился дождь благословений, сначала из тебя самого должно что-то изойти.

Всякий дождь берет свое начало откуда-то. И это "откуда-то" находится на земле. Часто люди смотрят в небеса: "Господь, пусть на меня сойдет..." Но если от тебя ничего не изошло, то ничего и не выпадет. Только дающему дано будет. Если от тебя ничего нет, на тебя ничего капать не будет.

Облака процветания направляет Господь, но образуются эти облака из того, что ты сеешь в Царство Божие, в Его церковь.

Еккл. 11:1 "Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его."

"Хлеб" - это деньги, богатство. Пускай хлеб твой, деньги твои, богатство твое, то, чем ты сегодня обладаешь, по водам. А когда богатство твое в "воде", деньги твои в виде воды, тогда они начнут испаряться и как жертвы идти на небеса. Круговорот денег подобен круговороту воды.

Даже если у тебя очень много зерна, ты его съешь когда-то! Если ты не отдаешь зерно земле, оно не принесёт урожая. Когда ты сеешь зерна пшеницы в землю, то получаешь урожай пшеницы. Но не вся пшеница, которая сеется, вырастает. Почему? Бывают засухи. Дождь не льется, жуки съедают. И ты вроде бы работаешь много, а получаешь мало. Знаешь, почему? Потому что процветание - это духовная категория. Не на всех льется дождь. Не у всех большие прибыли. Если ты хочешь иметь большие прибыли, тебе нужно "пускать хлеб по водам", т.е. запустить духовный принцип процветания. Если ты хочешь, чтобы богатство изливалось в твою жизнь, чтобы дождь благоволения был над тобой, когда ты сеешь, когда это зерно растет, - "пускай хлеб по водам"!

Если ты ничего не пустил по водам, если ты не был милосердным, если ты не жертвовал для Царства Божьего, если ты не служил своими деньгами добру, то ничего хорошего и не будет в твоей жизни.

Богатство нужно для добра. Поэтому над теми, кто своими деньгами служит добру, тучи благословений. Надо время, чтобы тучи накопились, дождь пойдет не сразу. Но накопление его в тучах зависит от количества богатства, которое ты отпускал "по водам".

Я сейчас не говорю о нечестивцах, которые набивают карманы неправедными деньгами. Не нужно им завидовать. Они несчастные люди, которых ждет ад. Писание так говорит: "Богатство нечестивых достанется праведникам". Бог дал заботу нечестивым собирать богатство, чтобы потом отдать его праведникам. Потому что праведник использует деньги правильно - для добрых дел.

Если сегодня праведник с маленькими деньгами жертвует, сеет, то Господь над ним копит тучи. Над тобой есть тучи? В засухе ни один бизнес не протянет, ни одно зерно не вырастет. Ничто не будет успешным. Библия учит: "Отпускай хлеб твой, не держись за то, что есть сегодня". Если ты маленькими деньгами, которыми сегодня располагаешь, начинаешь служить добру, начинаешь служить церкви, для Царства Божьего, ты отпускаешь хлеб по водам. Если у тебя есть какая-то одежда и ты благословишь других людей вокруг себя, у которых нет одежды, - ты пустишь хлеб по водам. Если видишь чью-то нужду и проявляешь к человеку милосердие, ты пускаешь хлеб по водам. Но если ты никого не кормишь, никому не помогаешь, то придет время, когда тебя никто не будет кормить, когда ты будешь голодным.

Это ложь, что жертвуя в церковь, ты теряешь деньги! Они не теряются! В природе ничего не исчезает. Вода никуда не исчезает, она только переходит из одного состояния в другое. И опять возвращается к тебе. Дьявол пытается обмануть: "Вот, ты жертвовал, жертвовал, и ничего нет..." Твои деньги в туче, которая над тобой! Но если ты сегодня будешь роптать, туча пройдет мимо! Мы не должны своим неверием разрушать те жертвы и тот труд веры, который мы совершали до этого.

Еккл. 11:2-3 "Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь".

Семь - это число полноты. Это означает совершенную жертву, полную жертву. Для каждого это своя жертва. Бог смотрит не на то, сколько мы даем, а на то, сколько у нас есть. Когда бедная вдова положила две маленькие монетки в сокровищницу, а рядом богачи клали слитки золота, казалось на человеческий взгляд, что они положили намного больше. Но Иисус говорит: "Нет, эта женщина положила больше всех, потому что она отдала все свое пропитание на этот день. Она решила не поесть сегодня, но пожертвовать". Господь оценил эту жертву.

Мал. 1:1-3 "Пророческое слово Господа к Израилю чрез Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, А Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни".

Бог возлюбил Иакова и благословил его, а Исава Бог возненавидел. Он не простер над ним Свое благословение, а, наоборот, разорил даже то, что у Исава было. Этому есть предыстория. Исав был первенцем у Исаака, поэтому ему принадлежало наследство, а самое главное - благословение отца. Это означало, что Божье благословение и благоволение будет над его жизнью и всеми делами. Иаков появился на свет вторым и такого благословения иметь не мог, но очень хотел заполучить его.

Однажды Исав вернулся с охоты уставший и очень голодный. Увидев, что брат его Иаков варит чечевичную похлебку, попросил: "Дай мне поесть!" Сообразительный Иаков воспользовался ситуацией: "Продай мне теперь же свое первородство, и я дам тебе поесть". Исав сказал: "Вот, я умираю; что мне в этом первородстве?" (Быт. 25:29-34)

Если человек пренебрегает благословением, он пренебрегает Богом, он пренебрегает благоволением Божьим. И для Исава Бог не был главным, а какая-то миска супа.

В книге Исход мы читаем, что старое поколение израильтян обнаружило свои прихоти в пустыне. Бог сотворил для них чудеса в Египте, потом в пустыне из скалы воду дал, манну с небес, а им все мало было: "Ой, мы умираем от голода! Нам трудно, нам тяжело... Хоть мы были рабами в Египте, но хотя бы ели нормально..."

Если Господь вывел тебя из рабства, то не для того, чтобы ты умер, а чтобы ты был благословен.

Но когда мы ропщем, когда мы говорим: "Да что мне церковь, да что мне благословение, да что мне Бог какой-то...", - мы высвобождаем Божий гнев на свою жизнь.

Когда мы пренебрегаем словом Божьим, - мы пренебрегаем Его благословением над нашей судьбой и жизнью. Мы говорим: "Нам не нужен Бог. Нам бы сейчас посытнее покушать".

Когда Исав спохватился, было уже поздно. "У меня благословение украли!" Но он сам его продал!

Никогда не продавай Божьи благословения за прихоти, свое первородство за второстепенные вещи!

Когда в церкви звучит призыв: "Давайте молиться, давайте служить Господу, давайте жертвовать ", это предоставляется возможность тебе стать процветающим и благословенным человеком.

Но если человек говорит: "Не пойду в церковь сегодня, я фильм хочу посмотреть!", значит ему какие-то другие вещи дороже, чем благословение.

Знаете, какую вещь я обнаружил? Когда человеку плохо, он в церковь бежит: "Помогите!" Чуть-чуть отпустило, опять ушел в мир. Потом опять прижало, сразу бежит: "Помолитесь за меня! Мне тяжело, мне больно!" Чуть-чуть отпустило, опять ушел. Добегаешься. Не вечно Духу Божьему быть пренебрегаемым.

Иаков возлюбил Бога. Хоть Иаков имел проблемы, но у него было большое преимущество: он хотел благословения. Он понял одну очень важную истину: без Бога ноги протянешь. А чтобы ноги не протянуть, надо протягивать руки к Господу. И когда Иаков, убежав от разъяренного брата, уснул в пустыне, ему во сне было видение, что ангелы спускаются на землю, и он сказал: "Бог, у меня сейчас нет ничего, но я обещаю Тебе, что я буду давать Тебе десятую часть того, что Ты будешь давать мне". И Иаков исполнил свое обещание, и стал самым богатым человеком того времени. Все мужи и женщины Божьи богаты. Дьявол лжет, говоря, что христиане - это нищие и убогие люди. Нет, христиане - не просто богатые, а очень богатые!

Я не играю в веру, я не играю в христианство, я воистину жажду благословений, поэтому я прихожу каждый раз на служение, поэтому я жертвую каждый раз, поэтому я молюсь постоянно. Возжелай благословения Божьего, начни жаждать, говори: "Бог! Я Твое дитя, я ничего не могу без Тебя. Без Твоего благословения, Господь, куда я пойду? Если Ты не благословишь, что я смогу сделать? Бог, мне нужно Твое благословение! Мне нужно Твое благоволение!"

Мал. 1:6-7 "Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я - отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "Чем мы бесславим имя Твое?" Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб..."

Речь опять идет о хлебе, о богатстве, о жертве. Жертвовать тоже можно по-разному. Можно дать то, что тебе не нужно, то, что не играет никакой роли в твоей жизни. - "Чем мы бесславим Тебя? - Тем, что говорите: "Трапеза Господня не стоит уважения".

Тебе не напоминают эти слова Исава? "Да что мне благословения, я есть хочу. Что я здесь буду жертвовать?! Мне самому нужно!" Не жертвуй, пожалуйста. Но и тучи над тобой не соберутся, и дождя в твоей жизни не будет. Исав хотел кушать, и поел, но все в своей жизни потерял. Можно съесть все семена, но как дальше жить?

Я люблю, когда говорят о процветании, о пожертвовании. Я иду на собрание, что-то рассчитал и думаю: "Я могу сегодня пожертвовать 2 лата". Проповедник говорит и внутри меня рождается желание пожертвовать больше. Я ощущаю, что 2-мя латами Бог не будет доволен. Я чувствую слово Божье, я чувствую помазание. И потом, когда он уже заканчивает, решаю: "А, была не была, посею 5!" Когда ты в сердце своем чувствуешь удовлетворение, ты знаешь, что жертва правильная. Хотя, конечно, плоть твоя ноет: "Ты мог бы купить что-нибудь себе", но внутри ты чувствуешь, что угодил Богу. Вот это и есть "часть семи". А Бог говорит: "Давай восемь".

Знаете, есть такие подарки, что когда их тебе дарят, ты просто дар речи теряешь от восхищения. Бога можно удивлять верой. Когда Иисус услышал слова сотника, Он удивился его вере. Иисус сказал: "Я такой веры еще не встречал!" Но Его можно удивлять и неверием. Когда Он пришел в Назарет, и никто не верил Ему, Он удивлялся неверию людей.

Давайте будем удивлять Бога верой!

Почему нужно делать такие жертвы? Потому что ты не знаешь, какая беда будет на земле. Я не жду беды. Но все на земле меняется, и не знаешь, что завтра произойдет. Мы должны быть готовы к любым экономическим переменам. И когда ты даешь часть семи или восьми, тогда над тобой всегда будет простерто благоволение. И даже если что-то поменяется в экономике, это все будет во благо тебе. Праведник никогда не будет бедствовать, потому что он жертвенный. Жертва - это крепкая стена вокруг твоей экономики.

Еккл. 11:3 "Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет".

Вера логична. Господь чудеса творит из чего-то. Ему надо было вино сотворить, Он сказал: "Наполните сосуды водой". Когда надо было накормить 5 тысяч людей, Он спросил: "Что у вас есть?" - "Пять хлебов". И из этих пяти хлебов Он сотворил чудо умножения. Господь всегда творит чудеса на основании чего-то материального. Создай естественную предпосылку для своего сверхъестественного процветания и жди дождя с неба. Сверхъестественное процветание - это дождь благосланеий с неба. Естественная предпосылка - это "часть семи или восьми".

Еккл. 11:4 "Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать".

1. Харизматические громилы. Им говорят: "Жертвовать надо!" - "Нет, надо промаливать! А ну, ветер, сюда!" Но прошло мимо, на брата благословение излилось! Они опять: "Ветер, ну давай сюда, сюда, сюда!" - опять мимо! Надо не только молиться, но и жертвовать. Если ничего не посеешь, ничего и не пожнешь

2. Религиозные великомученики: "Бог, дай! Господь, дай!" Бога не впечатляют хождения на коленях. Бога впечатляют твои жертвы. - "Бог, дай, яви милость! Господь, дай мне! У меня проблемы, мне есть нечего!" Это все равно что подойти к пустой земле: "Зерно, вырасти, зерно, вырасти! Кому я сказал, вырасти!" Ничего не вырастет. Или: "Зернышко, прошу тебя, дорогое, давай вырасти..." Спустись на землю. Если ты туда ничего не посеял, то ничего и не произрастет.

Если ты хочешь, чтобы твой бизнес, твоя семья, твой дом, все в твоей жизни процветало, начни жертвовать, потому что экономическая погода определяется уровнем твоей жертвенности и уровнем твоего посвящения. Если твои деньги не посвящены Богу, то ничего не будет над тобой.

Еккл. 11:5 "Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает все".

Бог управляет тучами, Бог дает процветание. Первое, что мы должны делать, - жертвовать, а второе - уповать на Бога. Как ребенок образуется во чреве, мы не знаем. Этими процессами управляет Бог. Задача людей, когда ребенок рождается: кормить, ухаживать, защищать. Если ребенка не кормить, он не вырастет, он умрёт. Если ты не будешь кормить свое процветание, оно не вырастет. Процветание кормится постоянными жертвами.

Еккл. 11:6 "Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет"

11:1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
Кто не удерживает у себя хлеб свой и сеет щедро семена пшеницы, тот щедро и пожнёт хлеб в своё время. Кто скуп, тому скупо и воздастся.
То же - и о духовном хлебе: нельзя его удерживать в своих закромах, ибо духовный хлеб нам не принадлежит. Есть смысл отпускать его по "водам" реки жизни через распространение слова Бога в проповедническом служении. Только в этом случае кто-то из нищих духом сможет обнаружить его, увидеть в нём ценность для себя и насытиться.

Как понять, что по прошествии многих дней опять найдешь его? Если мы посеяли семена слова Божьего в сердцах людей, то со временем и постепенно это семя может дать рост. Сеятель духовного хлеба, как и сеятель пшеницы - не знает механизма прорастания посеянного слова (Марк 4:27,28). Может пройти много дней и даже лет - прежде, чем мы соберём «урожай»: увидим, как человек, которому мы рассказывали о Боге, станет Его служителем, став источником духовного хлеба для других. Так, в круговороте сеяния хлеба духовного и сбора духовного «урожая» - и возвращается «хлеб» к «сеятелям».

11:2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
Давать надо, если есть что отдать, ведь если есть отдающие, значит, будут и берущие. Здесь возможны два варианта:
1) делись тем, что имеешь, с другими, тогда во время бедствия твоего - и тебе помогут.
2) заботься о разнообразии дел твоих, ибо не знаешь, какое именно сможет выручить тебя во времена бедственные.

В духовном же отношении здесь такой совет: разнообразь свою христианскую деятельность, ибо не знаешь, что именно окажется полезным для кого-то и для тебя.

11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь;
Закон причины и следствия установлен Богом, есть вещи простые и понятные всем, ибо они базируются на физических законах, поэтому можно смело делать какие-то выводы, отталкиваясь от неизменного и прочного основания происходящего: не бывает так, чтобы облака наполнялись водою, а дождь не пролился. Потому и дождь идёт, что облака наполняются водою.

Так и в духовном отношении, если чьи-то духовные облака наполнены Божьей истиной, они непременно прольются и, либо для кого-то дадут рост, либо «смоют» с земли.

Итого: действуй во благо всех - в жизни своей и наполняйся пользой, и тогда только результат всей жизни твоей не будет пустым.

и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
Человек не властен над тем, чтобы изменить законы, установленные Богом для природы: если дереву настало время упасть, оно упадёт, и упадёт строго в том направлении, которое для него определено законом Бога.
Так и с человеком: не сможет человек изменить отношения Бога к себе, если уже "упало": пока живёшь - "зеленей" и "плодоноси", чтобы был смысл в твоём появлении на этот свет.

11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
Процесс наблюдения за чем-то - это тоже своего рода деятельность, вот только наблюдатель использует глаза свои, не руки, а если руку к делу не приложишь, то и результата не видать.
Хотя сила явлений природы - велика и не может человек никак влиять на них, тем не менее, если всё время опасаться погодных условий и ставить трудовую деятельность в прямую зависимость от них, то можно умереть от голода. Человек должен надеяться ещё и на помощь Бога в созидательном труде своём: Он способен дать урожай и в неблагоприятных погодных условиях, если человек потрудится для урожая.

11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как [образуются] кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
И хотя человек не может знать, пользу или вред принесёт ему ветер в труде его (как и механизм формирования человека в утробе матери) – удел его на земле трудиться и жить так, как заповедал ему Господь, наполняя землю и зарабатывая хлеб свой, не оглядываясь чрезмерно на погодные условия: если Бог определил такой цикл жизни для человека, значит, Он и даст возможность независимо от погодных условий на земле этому циклу для человека - быть.

11:6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Этот призыв хорош для сеятелей всех категорий, буквальных или духовных. Труд сеятеля результативен в итоге не только из-за качества посева, но и из-за его продолжительности во времени: чем больше трудишься, тем большая площадь засеяна будет, тем больше шансов собрать урожай.
Поэтому не должен человек заранее отчаиваться о том, что из-за неблагоприятных условий весь его труд может пропасть: человек не может предвидеть исход труда своего, но если он будет усерден в труде своём в течение всего дня, то есть шанс и хороший результат иметь, и чем больше семян пшеницы или Божьего слова посеяно - тем больше шансов дождаться всходов (хлеба или людей, желающих поклоняться Богу).Если всё время ждать благоприятных условий для того, чтобы начинать посев, то можно остаться ни с чем.

11:7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Как бы то ни было и как бы жизнь человека ни зависела от случайностей, которые предусмотреть невозможно, человек, тем не менее, создан с умением находить радость в жизни и от труда своего и от природных явлений, даже если они не всегда благоприятствуют человеку в труде его. И было бы глупо этим даром Божиим – находить радость в жизни - не пользоваться.

11:8 Если человек проживет [и] много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, - суета!
Удел человека, пришедшего в этот мир - трудиться и с оптимизмом преодолевать тёмные полосы в своей жизни, которые иногда неизбежно появляются неизвестно откуда и даже независимо от него.
И лучше для человека, если он научится жить с оптимизмом независимо от того, что выпадает на его долю. Жизнь так или иначе - проходит быстро, и если всё время пребывать в печали и страданиях, не находя в жизни никакой радости для себя, то лучше и не жить вовсе.

11:9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих;
Для молодых людей естественно проводить дни юности своей в беззаботном
времяпровождении и жить так, как нравится. И Бог не возражает против того, чтобы в молодости человек испытал множество интересного из всего, что Бог заложил в человека при сотворении.

только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. Однако если молодые люди будут знать, что за всякие свои действия им придётся отвечать пред Богом - то они смогут так мудро скорректировать свою жизнь с самой юности, что пред Богом им не будет стыдно за то, как они прожили свою жизнь и на что её израсходовали.

11:10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета. Оптимизм и мудрость с оглядкой на неизбежность Божьего суда -- лучшие качества для века сего:
оптимизм помогает преодолевать все трудности в щадящем для сердца режиме, а мудрость помогает молодым удержать ногу от зла и не усугубить свою и без того непростую жизнь в веке этом - дополнительными отягчающими обстоятельствами.
Юность проходит быстро, но если юный глуп – последствия глупости могут сгубить всю оставшуюся жизнь юноши.