Что символизирует дубовый венок. Дуб - это могучее дерево, символ огромной жизненной силы,…: mettiss — LiveJournal

Что обозначал дуб в старые времена

Дуб - могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства.

Связь с богами-громовержцами

Одним из наиболее известных символических качеств дуба является соотнесение его с индоевропейскими богами - громовниками. Так, на Руси его называли «перуновым деревом». Капище Перуна обсаживали по периметру дубовой рощей. В его честь возжигали костры из дубовых веток и следили, чтобы они горели постоянно; виновного в угасании признавали святотатцем и подвергали казни. Из дуба же, по свидетельству современников дохристианской Руси, был сооружен и новгородский идол громовержца.

В центре древнейшего святилища Зевса в Додоне находился дуб, рядом с которым бил источник. Под шелест его листьев, будто бы передававший волю верховного небожителя, Сивилла занималась предсказаниями будущего. В Древнем Риме в дубовой роще ежегодно отмечалась свадьба Юноны и Юпитера.
В античных государствах дуб считался местом обитания особых нимф - дриад. Он соотносился также с этрусским Тином, скандинавским Тором, литовским Перкунасом, японским Кашиано Ками, Прове у балтийских славян.

В Пруссии было принято окроплять священный дуб кровью жертвенных животных и поклоняться в его образе сразу трем богам. Литовцы и германцы, кстати, использовали огромные дубы в качестве храмов. В Англии порубка дубов очень долгое время считалась тяжким грехом, их можно было использовать исключительно для священных костров.

По-видимому, такое единодушное посвящение громовникам было связно с реалиями жизни: могучий дуб с высокой раскидистой кроной часто становился громоотводом во время грозы. Причем древесина дерева, в который ударила молния, наделялась особыми обережными свойствами. В частности, считалось, что если в доме хранится кусочек ее, то семья застрахована от пожаров вследствие грозы.

Магические свойства

Наши предки верили, что дубы способны влиять на погоду и предсказывать ее. В магических трактатах приводились соответствующие (к слову сказать, порой довольно экзотические) рецепты на этот счет: например, сжечь голову хамелеона на костре из дубовых дров. У жителей Уэльса была примета: если листья дуба скручиваются, следует ожидать засуху; Греки считали, что дубовая ветвь при должном обращении может помочь вызвать дождь.
Опубликовано в блоге "Русская жизнь. С миру по нитке...."

Признавались за ним также целительские, прорицательные и чудесные свойства. Например, корнуольцы были убеждены: чтобы снять головную боль, надо вбить гвоздь в ветку дуба, а чтобы вовсе не болеть - в день летнего солнцестояния молча потереть рукой кусочек дуба. Англичане верили, что если желудь попался червивый, то это знак грядущих финансовых потерь, а обнаружение паука на нем трактовали как предзнаменование болезни. А еще они гадали с помощью пары желудей: называли их именами влюбленных и опускали в тазик с водой, - коли сойдутся, то быть свадьбе.

Русичи при помощи дуба заговаривали зубную боль, лечили горло и детские болезни. Поляки при нарывах во рту плевали в ямку, выкопанную под дубом. Многие славянские племена оставляли на дубе одежду больного или привязывали к ветвям ленточки и нити. Южные славяне, чтобы вылечить больного ребенка, закладывали в ствол дерева отрезанные части его ногтей и волос, а потом забить отверстие колышком. Считалось, что как только он станет ростом выше колышка, так сразу и выздоровеет.

По поверьям народов южных стран, листья дуба способны околдовывать и усмирять львов, а если воткнуть дубовый столб в навозную кучу, то это будет верным средством для отпугивания змей.

В гороскопе друидов дубу посвящен день весеннего равноденствия - 21 марта. Хорошо известно, что они совершали свои богослужения в дубовых рощах, а перед предсказаниями непременно ели желуди.

Особо почитались деревья с омелой. Обряд срезания ее ветви считался одним из наиболее священных, поскольку ее считали панацеей не только от всех болезней, но и от любых жизненных несчастий. Действо совершалось в полнолуние и сопровождалось жертвоприношением двух белых быков. И лишь после этого жрец в белоснежном одеянии специальным золотым серпом срезал с дуба драгоценную ветвь. Это дерево для друидов - олицетворение центра мира, а все, что на нем растет - дар небес.

Алхимики использовали полый внутри дуб как сосуд для брожения и очищения элементов.

Дуб как - символ мужества, доблести, силы и мощи

Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба, а это атрибут высших богов. Заметьте, в русском языке есть слово «дубина». У аргонавтов была дубовая мачта корабля, а золотое руно, за которым они отправились как за символом плодородия и благополучия в мифе представлено висящим на дубе под охраной змея. Дубовый венок у древнеиталийских правителей являлся символом сановного достоинства и чести. С давних времен и поныне дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе в качестве эмблем доблести и силы. Конечно же, неслучайно, что дубы - атрибуты монаршей власти.

По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. По древнерусскому обычаю, чтобы спина была крепкой, надо потереться ею о дубовый ствол при первом громе или при виде первой весенней птицы, а чтоб не подводила во время жатвы, затыкать за пояс сзади дубовую ветку. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы придать им побольше силы и укрепить рога во избежание поломки при бодании.

Наконец, дуб - символ мужского начала, а желудь носили в качестве амулета, усиливающего это начало.

Плодородие

Древние римляне несли дубовые венки в свадебных процессиях, почитая их символом плодородия. У славян были сходные воззрения, с этим, в частности, был связан обычай сажать дубок при рождении ребенка. А новобрачная, входя в дом мужа, должна была мысленно произнести: «Около двора дубочки, а в дом - сыночки». В Беларуси при принятии родов мальчику обрезали пуповину на дубовой плахе. Воду после купания новорожденного выливали под дуб.

Христианская традиция

Дуб неоднократно упоминается в Священном писании. Именно под этим деревом Господь явился Аврааму, а ангел Господень - Гедеону. Могила Авеля в Ливанских горах тоже окружена священными дубами, захоронение кормилицы Ребекки и Саула совершенно под дубом. Под ним были закопаны идолы Сехема. Не под одним и тем же, конечно.

Позднее Каменный дуб (падуб) получил статус одного из деревьев, из которых сооружен крест Господень. Согласно преданию, деревья, услышав о приготовлениях к распятию Христа, договорились рассыпаться под ударами топора, и когда пришли дровосеки, то эти удары выдержал только падуб, - и стал символом страстей Господних. Поваленный ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация, олицетворяет обращение язычников.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов . В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела — женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Одним из наиболее почитаемых, священных деревьев индоевропейцев был дуб. Название дерева восходит к санскритскому корню dwr (по крайней мере, так написано в большинстве источников, мной найдено только слово dvar), звучащее на всех языках приблизительно одинаково, и означающее «дверь». Другое индоевропейское значение корня, по утверждению, встречаемому во многих статьях, это «дерево» (daru). Во всех культурах дерево (мировое, шаманское и т.п.) это путь, по которому можно перемещаться между мирами. А дверь – это всегда граница. Дверь закрывается, открывается, отгораживает, разделяет. Что? Например, миры. В русских заговорах часто говорится "За морем синим, за морем Хвалынским, посреди Окиян-моря, лежит остров Буян; на том острове Буяне стоит дуб...", т.е. в данном случае дуб выступает как один из символов, определяющих «разделение» на мир людей и мир богов. Кельты, да и не они одни, считали, что дубовые двери лучше всего предохраняют от проникновения в дом зла.

Кельтский месяц дуба с попадающим на него летним солнцестоянием знаменовал поворотный момент года, когда солнечный царь Талиесин проходил сквозь земные двери в подземное царство, а души людей могли вспомнить о цели своего земного существования. Собственно день летнего солнцестояния в календаре друидов также считался Днем Дуба. В «Cad Goddeu» дуб выступает как «мощный привратник против врага - имя его во всех землях».

Просто представьте себе маленький желудь. Представьте, как он прорастает, растет, вот уже его крона тянется вверх, а корни уходят вглубь земли – каковы корни, такова и крона. Сменяются человеческие поколения, а дуб все стоит… Сто лет, пятьсот, тысячу… Для человека жизнь дуба кажется удивительно длинной, само дерево становится объектом поклонения – ведь оно помнит такие древние времена, о которых можно услышать лишь сказки… А сколько мудрости заключает в себя дерево, живущее столь долго!

Энергетика дуба сильная, подобная мощному потоку, смывающему на своем пути все наносное, искусственное. В связи с этим можно трактовать дуб и как стержень, основу. Поэтому дубу приписывают колоссальную как физическую, так и духовную силу. Во многих культурах праздничный костер (равно как и огонь в храмах) разжигался на дубовых поленьях, чтобы просьбы и пожелания, помноженные на удивительную силу дерева, прямиком устремлялись в обиталище богов.

Когда мы произносим слово «дуб», чаще всего подразумеваем нечто крепкое, выносливое, сильное. Даже идиома «дуб стоеросовый» означает «дуб, растущий прямо», и уже потом – упрямого, упертого человека. Дуб символизирует силу, мужество, выносливость, крепость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Из-за своих качеств дуб связывается с богом-громовержцем, владыкой небес (Зевсом, Аресом, Юпитером, Марсом, Ахурамаздой, Перуном, Перкунасом. Тором, Дагдой).

Энергетика дуба способна не только напитать человека, но и открыть ему двери в иные миры. Из-за этого своего свойства дуб также выступает как жилище богов, дубравы - как священные места, в которые нисходят боги, позволяя людям говорить с собой (поэтому дубовые рощи стали местом совершения обрядов, важнейших ритуалов, праздников).

Центром греческого святилища Зевса в Додоне являлся дуб, рядом с которым бил источник. Слушая шелест листьев, жрецы предсказывали будущее. В Риме в дубовой роще каждый год праздновалась свадьба Юноны и Юпитера, дубовые же ветви символизировали плодородие, жизненную силу и твердость духа. Особо стоит сказать о кельтских друидах, сделавших дубравы храмами под открытым небом. Дуб для друидов был объектом поклонения, символизируя мировую ось и олицетворяя силу и мудрость, отсюда все, что растет на дубе, становилось «даром небес». Союз дуба и омелы, помимо всего, являлся союзом мужского и женского начал (дуб становился проводником мужской силы). Остроготы считали дуб деревом, хранящим мир, порубка же его приравнивалась к преступлению. Для славян дуб связывался с предками, родом. К нему приходили испрашивать совета, просить о силе и здоровье. В библейской традиции дуб выступает как символ гордости и высокомерия: под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. На дубовом кресте распинается Иисус Христос. В христианской традиции дуб становится символом твердости в вере и добродетели. В специфически христианизированной Ирландии дуб входил в число "Семи благородных деревьев" (шесть других - яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива), за уничтожение которых налагался штраф в размере одной коровы; церкви было принято строить поблизости от дубов; перед дубами же, растущими на церковной территории, во время молитвенной процессии Всех святых, проводимой трижды на неделе перед Вознесением, священник останавливался для короткой службы (невольно отдавая дань древним языческим традициям).

Сила дуба заключается и в том, что не позволяет опутывать сознание человека чарами, дарует ясность и трезвость мыслей. Клятва, произнесенная под дубом, не только означала «в присутствии богов», но и «в трезвом уме и памяти». Иллюстрацией к этому может стать беседа короля Адальбера Кентского с блаженным Августином. Король, остерегаясь колдовства со стороны Августина, назначает ему аудиенцию под старым дубом, где возможно было слушать и беседовать, не боясь, говоря современным языком, хакинга мозгов. Ношение при себе дубовых листьев и желудей, равно как и потребления последних в пищу (например, в виде желудевого кофе), также предохраняет от нежелательного воздействия, препятствует «промывке мозгов» и дает стойкость в своих убеждениях и взглядах.

Под дубовой сенью любили люди заключать брачные союзы, подтверждая тем свое чистосердечное желание соединить судьбы. Обряд братания, скрепленный под сросшимися ветвями двух дубов, означал, что связь людей отныне вечна и будет существовать до конца времен. Дуб, представляющий «сердцевину» личности, в данной ситуации также являлся свидетелем искренности желания.

Дуб, высоко вознесшийся своей кроной, иногда становился громоотводом, в который ударяла молния. Древесина такого дерева приобретала дополнительные защитные свойства, т.к. была отмечена покровителем дуба – богом-громовиком. В частности, дом человека, хранящего кусочек такого дерева считался застрахованным от пожаров, вызванных молнией.

Энергии дерева используется людьми для скорейшего восстановления сил. Прогулка в дубраве наполняет силой, очищает человека (при этом она подобна куску мяса, который легко восстановит силы здорового, крепкого человека, но не сможет усвоиться ослабленным организмом). Для подпитки использовали в бане дубовые веники, или же к ногам больного клали дубовое полено. Сила дерева была такова, что могла излечить и от пьянства, прочищая мозги и убирая зависимости.

Символика дуба используется и в тех областях обычной жизни, где надо подчеркнуть силу, защитные свойства и несгибаемость их обладателя (изображения дубовых листьев/венков/ветвей можно встретить на военной форме, гербах и щитах).

Древесина дуба сохраняет ряд свойств живого дерева. Ее можно использовать (наряду с ясенем и тисом) для создания рун. Из дуба получаются прекрасные инструменты для магической работы; наложенные однажды на дубовые предметы и талисманы плетения «впечатываются» в них, сохраняясь надолго. Особенно хорошо работают дубовые обереги, направленные на защиту, увеличение физической силы, достижение успеха.

Уникальные лечебные и магические свойства Дуба.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
Николай Заболоцкий

Дуб - одно из самых энергетически сильных деревьев средней полосы России. Дуб на Руси всегда считался святым деревом, связанным с мужской энергией и мощью. Не зря мужчину сравнивали с дубом. Дуб проводит в наш мир энергию планеты Юпитер и непосредственно связано с зодиакальным знаком Стрельца. Энергия этого дерева обладает силой, способной и "мёртвого поднять". Так же эти энергии определяют мировые процессы, судьбы людей и народов, позволяют людям, в полной мере овладевшим ими, управлять и своей собственной судьбой, и судьбами других. Поэтому дубы считаются священными деревьями не только в России, но и во всех странах, где они произрастают. Если человек сумеет наладить контакт с дубом, это дерево сможет подарить ему такие силы, которые не только продлят ему жизнь, но и окажут благотворное влияние на судьбу его детей и внуков, вплоть до пятого поколения.

Дуб - явный полуночник. Он просыпается утром, не торопясь, К полудню разворачивает листву и ветви, чтобы зарядиться энергией, и явно не стремится с ней расставаться. Пообедав и позавтракав одновременно, он засыпает, памятуя, наверное, что "после сытного обеда полагается поспать". И спит приблизительно с 15 до 17 часов. К вечеру, насытившись и отдохнув, он начинает интересоваться окружающим миром. Дуб охотно общается с теми, кто его слушает, с 18 часов, подпитывая энергию творчества и даря вдохновение окружающим. Но настоящий прилив сил к нему приходит после девяти вечера, когда он охотно лечит и помогает людям исправить свою судьбу. Щедро раздав свои силы миру, после 3 утра он крепко засыпает, чтобы снова проснуться около полудня.

С этим деревом у нас связано огромное количество преданий и легенд, начиная от притчи о смерти Кощеевой, хранящейся в ларце на заветном дубе, до предания о конях царя подземного мира, скрытых под корнями трехствольного дуба.

В дубовых рощах всегда стояли храмы и святилища, там же лечили людей.

Помните несколько грубоватое выражение о мертвых, столь частое у нас: "Дал дуба". А знаете, откуда оно появилось? Из старого предания, что души мертвых именно по стволу дуба, как по небесной лестнице, поднимаются наверх - в светлое царство бессмертных. На Руси всегда существовало множество магических практик, позволявших с помощью энергии этого дерева обратиться за помощью к умершим и получить дополнительную силу и удачу.

Но и не применяя никаких особых магических и экстрасенсорных методов, получить от дуба частичку его силы и здоровья может любой человек. Для этого:

а) надо чаще гулять в дубовых рощах;

б) по возможности использовать предметы из дуба в своем обиходе (особенно большая сила передается человеку через дубовые полы или через стены дома, построенного из дубовых бревен);

Никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи!!!

Дуб - одно из немногих деревьев, способных передавать информацию на громадные расстояния. И если вы искалечили дуб в Москве и решили подпитаться силой от дерева, растущего, например, в Новгороде, вы ничего хорошего не получите. Ибо он уже знает о случившемся и смотрит на вас как на варвара, которого надо наказать за бесчинство. В отличие от большинства деревьев, сильно связанных с другими деревьями той местности, где они растут, дубы - единоличники. Они обладают энергетическими связями только с деревьями своего вида, независимо от расстояния между ними. Это и позволяет им, как и сосне, спокойно произрастать в одиночестве, ничуть не теряя от этого своей силы.

Дуб - дерево сильное и мощное. Любит людей честолюбивых и энергичных. Терпеть не может тех, кто постоянно ноет. Его мужская энергия - сильная и жесткая, властная и горячая. Женщинам она не очень показана, так как может при постоянном общении дать полноту и излишнюю самодостаточность, что будет мешать встречам с противоположным полом. Женщинам, родившимся под знаком Стрельца, полезно хотя бы раз в год - перед днем рождения или в сам этот день - постоять под дубом и мысленно пообщаться с ним, обсудив свои жизненные планы. Такая встреча может помочь быстрейшей реализации желаемого в жизни.

Дуб больше любит мужчин, чем женщин. Рожденным или живущим в дубовой роще помогает найти счастье в работе, достичь славы и общественного признания при условии, что человек не меняет место жительства. Дуб увеличивает силу и энергию человека. Способствует росту его авторитета, дает защиту во время магических и религиозных церемоний, помогает понять глубинный смысл происходящих событий, развивает врожденную способность к синтезу, часто подпитывает вдохновение у творческих личностей.

Обычная дубовая досточка, обработанная в четверг на восходе Солнца, на которой вырезан девиз: "Да храни тебя Господь!", прибитая к домашнему алтарю, может защитить семью от многих неприятностей.

Дуб стабилизирует энергии человеческого тела, раскрывает и чистит тонкие тела и верхние чакры, наполняет нас мощной и ровной огненной силой. Эти его свойства и применяют в медицине.

В практической магии больше используют его способность открывать человеку путь в Космос и информацию околоземного пространства. Поэтому на Руси, где мало солнца и сильно ощущается нехватка энергии, очень любили использовать дубовую древесину для строений, таким образом компенсируя нехватку теплой огненной энергии для человеческого организма. Причем, наибольшей популярностью всегда пользовался мореный дуб. Древесина мореного дуба чуть красноватая, а не сероватая; как у натурального дуба. Это усиливает тепло дерева и чуть поднимает настроение. Обычный дуб, несомненно, успокаивает нервную систему и наполняет организм силой, но не способствует веселью. В полностью дубовом некрашеном доме чувствуешь себя, как в церкви, - приятно, хорошо, светло на душе, но бурное веселье кажется чем-то неприличным.

Обычно в старину стены деревянного дома делали дубовыми, дубовыми были полы и полати. Такое расположение древесины способствовало наилучшей защите человека от влияний негативной энергии извне и позволяло в кратчайший срок восстановить потраченные силы, поскольку дуб легко передает свою энергию человеку при непосредственном соприкосновении, а сила его позволяет сбалансировать работу всего нашею организма. Не зря в народе говорили: "Крепок, как дуб!"

И в современном городском доме совсем не лишними были бы дубовые полы и дубовые стулья, которые позволили бы быстрее восстановить потраченные за день силы!

С удовольствием сажали дубы на Руси возле самого дома - они помогали на долгие годы сохранить здоровье и силы.

Дубовая древесина мало подвержена гниению, так как хранит огромные запасы светлой энергии, которые отдает столетиями. Строения и мебель из дуба могут согреть душу и поднять силы и здоровье не одного поколения.

Если вы хотите иметь это живое дерево постоянным спутником своей жизни - воспользуйтесь бонсаем! Конечно, дуб дерево очень требовательное и вырастить его и ухаживать за ним очень непросто.

Дуб-бонсай лучше расположить в рабочем кабинете или в месте для медитации, вблизи алтаря - там его энергия будет приносить максимальную пользу!

Дуб долго привыкает к человеку. Иногда проходит полгода - год, прежде чем он действительно начинает считать вас своим. Но если он примет вас в свое сердце, не отпустит и не забудет никогда! Частица его силы будет с вами везде, где бы вы ни были, ведь мы уже говорили, что дуб обладает способностью передавать свою энергию на огромные расстояния. Если он вас принял, его листочки незаметно будут тянуться к вам, когда вы приходите, а молодые ветки цепляться за вашу одежду, не желая вас отпускать. Если с любимого дерева вам на руку упадет сдвоенный желудь - сохраните его! Сам по себе он является талисманом удачи в делах, но в данном случае его сила будет больше, так как она подкреплена пожеланием самого дуба. Простой упавший желудь говорит о ждущих вас переменах в карьере, может быть несколько неожиданных и путающих, но которые всегда приведут к лучшему. Упавшая сухая ветка говорит о том. что вам пора менять работу. Упавший сухой лист - вас ждут неприятные известия. Упавший зеленый лист - интересные деловые разговоры и новости. Упавшая зеленая ветка с зеленой листвой - переезды и, может быть, командировки.

Дуб - одно из немногих деревьев, способных передавать информацию на громадные расстояния. И если вы искалечили дуб в Москве, вы нигде не получите поддержку от других дубов. Дубы - единоличники, они обладают энергетическими связями только с деревьями своего вида, независимо от расстояния между ними. Это и позволяет им спокойно произрастать в одиночестве, не теряя своей силы. Дуб любит людей энергичных. Его мужская энергия женщинам не очень показана, так как может дать полноту и излишнюю самодостаточность, что будет мешать встрече с противоположным полом. Женщинам, родившимся в знак Стрельца, полезно в день рождения постоять под дубом и мысленно обсудить с ним свои жизненные планы. Такая встреча может помочь быстрейшему воплощению задуманного.

Период активности дуба: утром мало активен, в основном обслуживает свои нужды, с 15 до 17 часов спит, охотно начинает общаться с 18 часов, но настоящий прилив сил наступает после 21 часа. Засыпает в 3 часа утра и спит до полудня. Дуб стабилизирует энергии человеческого тела, очищает биополе (особенно верхние чакры), наполняет мощной, ровной, огненной силой. Сила дуба родственна энергии печени. Она способствует повышению активности, устраняет застойные явления. Особенно благополучно энергия дуба влияет на саму печень, на сердечно- сосудистую систему и мочевыводящие пути, повышает активность половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток). Способствует рождению здоровых и сильных детей. Лечение энергией дуба у живого дерева проводиться на природе и предполагает нахождение под деревом в течении 20-30 мин., первые 5 мин. Лицом к дереву для установления контакта, оставшееся время - спиной к дубу.

Обычно в старину стены деревянного дома делали дубовыми, дубовыми были полы и полати. Это способствовало наилучшей защите человека от влияний негативной энергии извне и позволяло в кратчайший срок восстановить потраченные силы, поскольку дуб легко передаёт энергию человеку при соприкосновении с ним. Дубовая древесина мало подвержена гниению, т.к. хранит огромные запасы светлой энергии, которые отдаёт столетиями.

Кора

Кора и молодые ветки дуба (содержат 10—20% дубильных веществ, 1,6% галловой и эллаговой кислот, 14% пентозанов, 6% пектинов, флавоновые соединения; крахмал, слизь, белковые вещества, сахара, флобафен и другие вещества), заготавливают их весной, в период сокодвижения. Сушат под навесом, срок годности продукта — 5 лет. Употребляют как сильное вяжущее и укрепляющее кровеносные сосуды средство. С увеличением возраста дерева содержание дубильных веществ в его коре снижается. Отвары дубовой коры (1ст.ложка сырья залить 1 стаканом воды, кипятить 1 мин., процедить) применяются при излишней потливости (можно использовать вместо антиперспиранта, употребляется для протирания под мышками более слабый отвар дубовой коры: из расчёта 10 г коры на 200 мл воды), для лечения ожогов, для лечения гнойных ран, при обморожениях, для обмывания геморроидальных кровоточащих узлов, для укрепления десен и уничтожения запаха изо рта, помогает при воспалительных процессах на слизистой оболочке рта, укрепляет рыхлые кровоточащие дёсны.

Примочки из отвара коры дуба, зверобоя и мяты (компоненты взять в равных соотношениях, 2 ст. ложки смеси залить половиной стакана кипятка, нагреть на водяной бане 30 минут, остудить, процедить) успокаивают зуд и снимают отёк, вызванный укусами насекомых.

Ванны из дубовой коры (1кг на ванную) действуют жаропонижающе, способствуют зарубцеванию ран, ими лечат повреждённую от морозов кожу, расширение вен и детскую золотуху.

При внутреннем применении (разбавить отвар 1:10) помогает при отравлении грибами и солями тяжёлых металлов (как противоядие), при рахите, поносах, цинге, внутренних кровотечениях.

Отвар и настой коры дуба в больших количествах вызывает рвоту. Детям внутрь не назначать!!!

Листья дуба.

В листьях обнаружены кверцетин, дубильные вещества и пентозаны. В лечебных целях используются листья, собранные до 15 мая. Молодые веточки с листьями сушат под навесом, подвешенными маленькими связками. Листья хранятся около 1 года. При наружном применении способствуют быстрому рубцеванию язв, ран, порезов. Настой листьев (1ч.ложка сырья залить 2 ст. кипятка, настаивать 2 часа в тёплом месте, принимать не более? стакана за раз) пьют при ночном недержании мочи.

Плоды.

В желудях содержатся 40% крахмала, 5—8% дубильных веществ, 5% жирного масла, сахара и белковые вещества. Желуди — любимая еда многих лесных жителей: кабанов, оленей, медведей. На большие расстояния разносят желуди голуби, фазаны. Особенно любят их сойки и полевые мыши.

Жёлуди созревают в год цветения или на следующий год. Их собирают во время созревания под деревом. Сушат на чердаках или под навесом с хорошей вентиляцией, расстилая в один слой на бумаге и периодически перемешивая. Досушивают обычно в печках. Затем очищают от оболочки и семенной кожуры. Археологи считают, что первый хлеб пекли именно из дубовых желудей, а не из злаков. Желуди считаются питательнее всех семян, поэтому вполне могли сравниться с хлебными злаками. В них имеется кверцетин — ядовитое вещество, совсем безвредное для животных. При вымачивании или обжаривании кверцетин вымывается или разрушается, и жёлуди становятся съедобными для людей. Жёлуди прожаривают до лёгкого покраснения (не пережечь до черноты!!!), толкут, заваривают как кофе, добавляют при желании молоко, сахар (лучше мёд). До сих пор из желудёвой муки пекут кондитерские изделия.

Интересно, что для некоторых племён индейцев Северной Америки обыкновенный жёлудь служил основным продуктом питания. Чтобы избавиться от 7 % танина, придающего горечь желудям, они вываривали жёлуди в кипятке. Из высушенных желудей они приготовляли муку, из которой в течении всего года пекли свою основную еду — желудёвые лепёшки. Коренных обитателей Калифорнии так и называли «желудёвыми индейцами».

Лечебные свойства желудей.

  • обладают вяжущими, обволакивающими, бактерицидными, противоопухолевыми свойствами
  • помогают при болезни дёсен и зубной боли
  • останавливают кровотечения, в том числе прекращают обильные месячные
  • помогают при кровохарканье и язвах лёгких и груди
  • укрепляют и промывают желудок
  • устраняют слабость мочевого пузыря, а так же истечение мочи по каплям
  • усиливают половую потенцию
  • полезны при различных отравлениях
  • применяются как косметическое средство для окрашивания волос

Медленно перевариваются. Сырые жёлуди вредны для мочевого пузыря. !!!

Галлы дубовых листьев.

В конце лета на листьях дуба иногда появляются вызываемые насекомыми (орехотворками) шаровидные наросты — галлы. Орехотворки откладывают яйца в ткани листьев, и их личинки развиваются в патологически разросшейся ткани листа, образующих галл («орешек»), специфичный для каждого вида. На листьях дуба обычны округлые зелёные галлы, приросшие к нижней стороне листа, внешне напоминающие лесной орех («чернильные орешки»). Их собирают, заваривают и пьют как чай в прикуску с кусковым сахаром или мёдом. Наружно применяют в виде примочек отвара (1 ст. сырья на 1 л. воды заварить кипятком, кипятить 5 мин., настаивать, процедить). Наиболее полезны зелёные и неспелые галлы.

Лечебные свойства галлов дубовых листьев:

  • обладают вяжущими свойствами — в смеси с уксусом помогают при зубной и ушной боли
  • способствуют росту волос (питьё и ванны)
  • помогают при трещинах губ (питьё и ванны)
  • хорошее средство против лёгочного туберкулёза
  • способствуют заживлению ошпаренных и обоженных мест тела
  • излечивают язвы глаз (питьё и ванны)
  • укрепляют органы живота, останавливают понос и кровотечение
  • высушивают выделения из матки
  • лечат различные кожные болезни: лишаи, рожистые воспаления (настой в уксусе), экзему, трещины на руках и ногах, влажные язвы (отвар)
  • помогают при различных кровотечениях: из матки, желудка, ран
  • лечат выпадение заднего прохода (питьё отвара)

Галлы вредны для мочевого пузыря, разовый приём — не более 3 г.!!!

Дубовый веник для бани:

Дубовый, в свою очередь, славится противовоспалительным и дубильным действием, очищает поры и подходит людям с жирной кожей. Он делает кожу матовой и упругой, оказывает сильное противовоспалительное действие. Аромат дуба препятствует чрезмерному повышению артериального давления в парной. Поэтому физкультурникам и склонным к гипертонии людям рекомендуется этот веник. К тому же он успокаивает нервную систему и снимает стресс. Листья дуба содержат большое количество дубильных веществ. Дубовый отвар используется как лечебное средство при некоторых кожных болезнях, а также при потливости ног.

Дуб – символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва (Лев – символ южных стран). Символизирует твердость духа. Является знаком долговечности и даже бессмертия. Дубы являются атрибутом монархической власти. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных иудейских революций. Восставшие массы срубали «королевский дуб», что символизировало расправу с венценосными особами .

Обильные урожаи желудей повторяются через 4 – 8 лет. Возобновление осуществляется также пнёвой порослью. Дуб живёт до 400 – 500 лет, отдельные деревья – до 1500 – 2000 лет. Относительно светолюбив, часто заглушается быстрорастущими деревьями (берёзой, осиной и грабом).

Англ. dub «посвящать в рыцари, давать титул», а также шутл. «окрестить», dub in «производить дубляж».

Этимология слова «дуб» – русск. дуб, укр. дуб, ст.-слав. дбъ, болг. дъб, сербохорв. дуб, словен. dob, чеш., слвц. dub, польск. dab, род. п. debu, в.-луж., н.-луж. dub. Первоначальное значение, вероятно, «дерево »; ср. полаб. jabkodab «яблоня». В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dobrъ). Менее убедительно сближается слав. dobъ с д.-в.-н. tanna «ель». Неубедительно сравнение с греч. «слепой, темный», ирл. dub «черный», гот. dumbs «тупой», откуда dobъ якобы «темное дерево». *dhumros «дерево темного цвета», др.-инд. dhumras «дымчатый, серый». Из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub «дупло» .

В качестве лекарственного сырья используется в основном кора дуба. Галеновые препараты коры дуба обладают вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами. При нанесении галеновых препаратов дуба или танина на раны или слизистые оболочки наблюдается взаимодействие с белками, при этом образуется защитная пленка, предохраняющая ткани от местного раздражения. Это тормозит процесс воспаления и уменьшает боль. Дубильные вещества денатурируют протоплазматические белки патогенных микроорганизмов, что приводит к задержке их развития или гибели. Кора молодых ветвей, тонких стволов используется в качестве вяжущего, для полосканий при гингивитах, стоматитах, воспалительных процессах зева, глотки, гортани и для лечения ожогов, заменяет импортную ратанию. При туберкулезе, рахите. Настой – при гастритах и энтеритах, язве желудка, желудочных кровотечениях, колитах, дизентерии, холере. Примочки – при кожных заболеваниях, пролежнях, клизмы и свечи – при геморрое и трещинах анального отверстия, спринцевание – при вагинальных заболеваниях и полименорее, ванны – при гипергидрозе. Инфузы и отвары – при обморожениях. Противоядие при отравлениях алкалоидами и солями тяжелых металлов. Отвар оказывает выраженное дезодорирующее действие. В народной медицине (внутрь) – при гинекологических болезнях, обильных менструациях, поносе, язвенной болезни желудка, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени и селезенки, щитовидной железы, рахите, холере, пиелонефрите; наружно – при потливости, для обмывания кровоточащих геморроидальных узлов и гнойных ран, полоскания горла и полости рта при воспалениях, для устранения неприятного запаха изо рта, для выведения мозолей; мазь – при ожогах и обморожениях. Кора дуба входит в состав сборов для ванн от золотухи и рахита. Листья – настой и отвар при сахарном диабете. Желуди – желудевый кофе и сухой порошок – при колитах, золотухе. Настой и отвар – при рахите, анемии, нервных заболеваниях, полименорее, скрофулезе, сахарном диабете .

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений.

У славян дуб соотносится с верхним миром. Ему приписываются положительные значения. Дуб занимает первое место в ряду деревьев и соотносится с первыми элементами других символических рядов. Русские называли его Царь Дуб. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в родовом значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дрва.

В сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева , моделирующего Вселенную. В заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посредине океана, обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации (в частности, избавление от болезни). Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды. Например, в трактате Константина Багрянородного (середина Х в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на о. Хортица, где рос огромный дуб. По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него. Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам.

Славяне посвятили дуб громовержцу Перуну (в частности, запрещалось находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь гром бьет в дуб).

В приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома. В заговорах дуб наделялся именем собственным (например, Карколист, Дорофей).

На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи – покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами. Рядом с дубом или прямо на нём находятся царь, царица, Бог, а вокруг дуба в его корнях или на листьях лежит змея (ср. также южнославянского Змея-охранителя, живущего на дубе). На дубе обитал царь птиц Кук и орёл. В белорусском фольклоре дуб и Перун фигурируют в сюжетах сказок и заговоров, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола и других противников. На дубах обитали русалки: А.С. Пушкин поместил дуб Лукоморья в центр мифологического мироздания, а не его ветви – русалку.

В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. На Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом – сыночки», если хочет, чтобы у неё рождались мальчики.

Есть древнерусский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.

Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни (ещё один факт дублирования). Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи мораване оставляли на дубе одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные ногти и волосы больного ребенка или нитку , которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его .

Среди дубовой рощи строили храмы Велеса (в частности, храм Ваала в Дамаске; о культе Велеса-Ваала подробнее см. ). Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла. Друиды называли дуб «деревом науки» (ср. иудохристианскую сказку о двух деревьях, растущих в рае: дерево жизни и дерево познания). Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших великие подвиги. Необразованные греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев. Они посвящали дуб богу света , наук и искусства Аполлону. На почве мифологии Аполлона в возник миф о гипербореях (Гиперборея – Русь, см. ) и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29 – 47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32 – 34). Насчёт искусств следует сообщить хотя бы то, что именно на Руси, на Авдеевской стоянке, 20-го тыс. до н.э. найдена самая древняя флейта . И вообще в образе Аполлона настойчиво угадывается славянский бог Перун. Согласно мистериальнои шкале древнеегипетской «Книги мертвых», дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

В болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы. В благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с дуба опадали лишь поздней осенью. Отсюда берёт своё начало «самобытная» иудохристианская сказка об Аврааме, жившем у Мамврийского дуба, под ветвями которого и произошло первое явление ему Бога. Очевидно, это был славянский бог, поскольку других богов, живущих в дубах, попросту не существовало. Подтверждается это и тем, что в иудохристианской семиотике дуб является символом идолопоклонства, и ветхозаветные пророки осуждали соплеменников за «хождение под дубом», то есть исполнение славянских обрядов и обычаев. Однако самих пророков хоронили по славянскому обычаю – под ветвями дуба .

Таким образом, дуб следует рассматривать как дубль Космического дерева, то есть такое дерево, в котором в одном – представлены все три составляющие Космического дерева, а также нашли своё отражение все персонажи славянской мифологии.