Церковь троицы живоначальной на каширке. Храм троицы живоначальной в орехово-борисово в честь тысячелетия крещения руси

Храм Троицы Живоначальной на Борисовских прудах (он же храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове) построен в 2004 году в память о тысячелетнем юбилее крещения Руси. Адрес его: Каширское шоссе, дом 61а.

Я хочу показать три своих любимых храма-новодела. Храмы эти очень красивые, но сказать о них особенно нечего, поэтому текст будет скучный.

Возникновение села Борисова связано с именем царя Бориса Годунова. В конце ХVI века Годунов устроил на речке Городёнке, протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Чёрная Грязь (впоследствии — Царицыно).

На берегу последнего, восточного пруда и возникло поселение Борисово — хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель Борисово находилось до 1917 года.

Как село, имеющее церковь, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Это не означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был посвящен Святителю Николаю.

Затем была построена новая, белокаменная церковь, посвященная Святой Живоначальной Троице. Точная дата ее построения неизвестна.

Церковь стояла возле самого берега пруда, а рядом было расположено старое кладбище. Столь неудобное размещение кладбища рядом с водой было совершенно недопустимо по санитарным соображениям.

Более того, строительство дворцового комплекса в Царицыно со всевозможными плотинами вызвало дальнейший резкий подъём воды.

Старая белокаменная церковь от постоянной сырости быстро пришла в упадок и грозила обрушиться.

Начался сбор пожертвований для строительства нового храма на холме, но продвигался он очень медленно, поскольку треть борисовского села составляли старообрядцы.

Новая церковь была выстроена и освящёна в 1873 г., отделка продолжалась до 1874 г.. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол.

При большевиках церковь закрывают, частично разрушают и приспосабливают под склад зерна борисовского совхоза.

Летом 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, на берегу Борисовских прудов в районе Орехово-Борисово был освящен закладной камень храма Живоначальной Троицы, посвященного этому событию. Строительство храма началось только в 2000 г. на новом месте рядом с Каширским шоссе.

В октябре 2000 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на новом месте был установлен крест и состоялся первый молебен, а 1 сентября 2001 г. при огромном стечении народа было совершено освящение закладного камня будущего храма Живоначальной Троицы.

Комплекс, имеющий статус Патриаршего подворья, состоит из храма, Дома причта, детской музыкальной школы и трех часовен. Одновременно храм может вместить до 4000 человек.
Все купола окрашены в голубой цвет — символ Божией Матери и ангельских сил.

Храм на Борисовских прудах спроектирован в византийском стиле; представляет собой однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами; высота с крестом - 70 м; вместимость - до 4 тыс. человек. Фарфоровый иконостас выполнен в традициях Кузнецовских мастерских XIX в. В цокольном этаже храма расположен баптистерий для крещения взрослых через полное погружение. В комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах также входят дом причта, воскресная школа, звонница и часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского. К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено. Задумывался как памятник 1000-летия Крещения Руси.



Проектируя надвратную колокольню, разработчики рассматривали два варианта: строить ее как отдельно стоящую или надвратную. Решение было выбрано в пользу надвратной. И действительно, выбор оказался удачным: звонница стала украшением храмового комплекса, выполняя при этом свою прямую функцию. Нестандартностью размеровов она обязана центральному входу на территорию комплекса, размещенному под звонницей. Звонница была построена в рекордно короткие сроки, но внешняя отделка мраморными украшениями потребовала немало времени. Округлая форма, голубой купол, мраморные украшения - все подобрано в едином стиле со всем комплексом. Еще в 2001 году были привезены 11 колоколов (самый большой из них весит почти 2500 килограмм), которые только в 2002 году были установлены на звоннице, а уже в 2003 году на звоннице был возведен помост и смонтирована «система управления». Надо отметить, что звоны на протяжении трех лет строительства ни разу не прекращались и сопровождали еженедельные воскресные молебны с чтением акафистов.

http://1000let.ru/buildings/zvon/



Троицы на Борисовских прудах церковь (улица Борисовские пруды, дом № 15, корпус 4).

В Орехове-Борисове к 1996 г. выстроили второй по величине храм столицы - собор Живоначальной Троицы, который может вместить до трех тысяч человек. Он стал центром большего нового комплекса - Патриаршего подворья в честь 1000-летия Крещения Руси. Комплекс, видный с Каширского шоссе, включает здания Патриаршего подворья, в которые входят, корме собора, часовня благоверного князя Александра Невского, звонница, здание воскресной школы и дом причта с административными помещениями.

Идея строительства административного центра Русской Православной Церкви зародилась в 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси. Был проведен конкурс, в котором победил проект архитектора А.Т. Полянского. Но начало работ отложили, Полянский скончался 1993 г., так и не начав строительства. К проекту вернулись спустя тринадцать лет, и его в корне переделали. Церковную площадь уменьшили более чем в пять раз, и она составила 1100 квадратных метров. В октябре 2000 г. Балтийская строительная компания приступила к строительным работам. Уже в 2001 г. начал на глазах вырастать церковный комплекс. Первым законченным зданием стала часовня во имя благоверного князя Александра Невского. Чуть позже строители возвели колокольню, по бокам которой расположены часовни. Формы колокольни в миниатюре повторяют Троицкий храм. Нижний ярус звонницы является воротами всего комплекса, именно к ним подходит по мосту дорога от Каширского шоссе. К началу 2004 г. строительство завершили. Особенно трудоемкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы - мрамор, позолота. Кроме того, в собор был привезен фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской «Гильдия мастеров» Юрия Волкотруба, отличающийся изяществом и высочайшим исполнением. Живописные работы проводились под руководством заслуженного художника России Василия Нестеренко. Группу иконописцев возглавляла Анна Белянова. 19 мая 2004 г. было совершено освящение храма и отслужена первая литургия. Храм выстроен в византийском стиле.

Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырех сторон пристроены полуциркульные экседры, при этом план храма получился крестообразным. В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых - приделы, западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершено здание мощным куполом, в барабане которого двенадцать окон по числу апостолов. Огромный сферический ребристый купол покрашен в ярко-голубой цвет - символ Божией Матери и ангельских сил. Храм кажется многоглавым, так как форму купола повторяют полукупола экседр, почти равные в диаметре главному куполу. Такими же, только более миниатюрными, куполами и полукуполами завершена колокольня, стоящая с запада. Стены выкрашены в теплый розоватый цвет, несколько напоминающий цвет стен первых древнерусских церквей Киева и Новгорода. На территории Патриаршего подворья также построено двухэтажное здание притча. Из дома причта до храма проделан подземный ход.

В комплекс также входит здание воскресной школы. Здания комплекса, как церковные, так и светские, украшены мозаикой, выполненной в мастерской Екатерины Огородниковой в Санкт-Петербурге. В комплекс Патриаршего подворья вошел также баптистерий, представляющий собой отдельное помещение, позволяющее крестить всех - от младенцев до стариков. С Каширским шоссе Патриаршее подворье соединяет белокаменный арочный пешеходный мост, подводящий к надвратной колокольне.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

В пятницу вечером после работы (т.к. в субботу можно спокойно выспаться) уже почти традиция, что я иду что-нибудь фотографировать в город. В этот раз решил съездить в московский район Орехово-Борисово, снять храмовый комплекс Храма Троицы Живоначальной.
Хоть это и новодел, но сделано очень красиво, в византийском стиле, что достаточно необычно для московской архитектуры.

Из Википедии:

Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, в Орехове-Борисове — православный храм на юге Москвы. Территориально находится в районе Орехово-Борисово Северное. Построен в начале 2000-х в память о тысячелетнем юбилее крещения Руси.

Имеет статус Патриаршего подворья.


Решение о строительстве в Москве храма в честь Святой Троицы, посвящённого юбилею Крещения Руси, было принято в 1988 году, но первоначально планировалось в ином месте, несколько западнее настоящего (близ музея-заповедника «Царицыно» 13 июня 1988 года Патриарх Пимен освятил закладной камень, что явилось следствием удовлетворения исполкомом Моссовета просьбы Московской Патриархии, высказанной во время встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом и членами Синода 29 апреля того же года; но строительство не было начато по ряду причин, в частности, ввиду начавшегося в 1995 году воссоздания Храма Христа Спасителя на Волхонке).


1 сентября 2001 года Патриарх Алексий II совершил молебен на начало строительства храма-памятника Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове.

К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено, коллектив художников-иконописцев под руководством народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Нестеренко приступил к росписи храма, проект которой был утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Юрием Лужковым 12 мая 2004 года. Грандиозный керамический иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Юрия Волкотруба. Все иконы для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец, авторская работа которой по созданию 48 икон этого иконостаса признана Российской академией художеств, как одна из лучших в Москве. От Русской православной церкви Анна Калинина получила золотую медаль Ордена преподобного Сергия Радонежского (2004 г.) и Серебряную медаль Российской академии художеств (2012 г.). Иконы в киоты выполнены иконописцами под руководством Елены Князевой. За эту работу она была удостоена Ордена преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви III степени.


1.

Место, где построен храмовый комплекс мне сразу понравилось. На берегу большого водоёма, вокруг парк и яблоневые сады. Сейчас август и ветви яблонь и земля под ними буквально усыпана яблоками. Прогулялся по парку, когда искал ракурсы для фото - везде пахнет яблоками!

2.

3.

4.

Обходя вокруг храма в ожидании заката, увидел открытую дверь в подъезд рядом расположенной высотки. Удача! Обычно все подъезды закрыты на кодовый замок.
Дом примерно 20 этажей (не считал), я поднялся на 14 этаж, зашёл через пожарный ход на технический балкончик - и вот она, красота! С высоты открывался великолепный вид - везёт же людям, которые живут в этом доме!
На самый верх не полез, т.к. хотел взять в кадр и небо тоже.

Поставил штатив и стал дожидаться заката и вечерней подсветки. Закат в этот раз порадовал!

5.

А вот с вечерней подсветкой не повезло - она так и не включилась, хотя прожекторы установлены. Но свет всё таки был - храм освещался слабым светом уличных фонарей. И, может быть, даже это и к лучшему - свет был более мягкий, без пересветов, но жёлтый.

6.

Наверное надо будет в дальнейшем попробовать поймать таки подсветку. Там, похоже, галогеновые фонари, которые дают белый свет. Мне кажется, что с ярко белым храмом, предыдущий снимок (№6) должен неплохо смотреться.

Подождав ещё около часа, вдруг автоматика сработает и подсветка всё таки включится, я засобирался домой.
Напоследок снял тот же вид, что и в самом начале.

7.

Вот с этого дома (в центре кадра), я и снимал. Как раз виден ряд балконов, на одном из которых и стоял мой штатив.

8.