Церера возникновение мифа и реальность. Церера - интересные факты о древнеримской богине плодородия

  • Цереалии - праздник и игры в Древнем Риме в честь Цереры

Напишите отзыв о статье "Церера (мифология)"

Отрывок, характеризующий Церера (мифология)

Седой камердинер сидел, дремля и прислушиваясь к храпению князя в огромном кабинете. Из дальней стороны дома, из за затворенных дверей, слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты.
В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед. Седой Тихон, в парике, высунувшись из двери официантской, шопотом доложил, что князь почивают, и торопливо затворил дверь. Тихон знал, что ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня. Князь Андрей, видимо, знал это так же хорошо, как и Тихон; он посмотрел на часы, как будто для того, чтобы поверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видал его, и, убедившись, что они не изменились, обратился к жене:
– Через двадцать минут он встанет. Пройдем к княжне Марье, – сказал он.
Маленькая княгиня потолстела за это время, но глаза и короткая губка с усиками и улыбкой поднимались так же весело и мило, когда она заговорила.
– Mais c"est un palais, – сказала она мужу, оглядываясь кругом, с тем выражением, с каким говорят похвалы хозяину бала. – Allons, vite, vite!… [Да это дворец! – Пойдем скорее, скорее!…] – Она, оглядываясь, улыбалась и Тихону, и мужу, и официанту, провожавшему их.
– C"est Marieie qui s"exerce? Allons doucement, il faut la surprendre. [Это Мари упражняется? Тише, застанем ее врасплох.]
Князь Андрей шел за ней с учтивым и грустным выражением.
– Ты постарел, Тихон, – сказал он, проходя, старику, целовавшему его руку.
Перед комнатою, в которой слышны были клавикорды, из боковой двери выскочила хорошенькая белокурая француженка.
M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга.
– Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.]

Церера - так древние римляне называли богиню земли и плодородия. Художники на своих холстах изображали ее прекрасной, высокорослой и величественной женщиной с зелеными глазами, в густых пшеничных волосах которой цвели алые маки. Неизменными атрибутами в руках богини были либо рог изобилия, либо чаша, наполненная фруктами, либо охапка налитых пшеничных колосьев. Облачена Церера была в легкие воздушные одежды, непременно яркого голубого цвета, который подчеркивал ее алебастровую кожу. Колесница величественной богини изображалась запряженной огнедышащими драконами или царственными львами.

Церера в мифах разных народов

Церера - богиня плодородия. Ее имя переводится, как «мать-земля». Когда-то в Древнем Риме ее чтили больше других богов, так как считалось, что от нее зависело количество и качество урожая, а значит и достаток земледельцев.

Ранее считалось, что Церера была покровительницей подземного мира, которая насылала на смертных безумие. Наряду с этим ей приписывалось покровительство семьи и брака. И считалось, что Церера - богиня зарождения жизни. По законам Ромула Церере подносилась половина имущества мужа, если он без особых причин разводился со своей женой.

Также богиня Церера покровительствовала сельским общинам и была защитницей урожаев от воров. Казни, которые проводились над такими грабителями, тоже посвящались ее имени. Но впоследствии Церера стала считаться лишь богиней урожаев и земли.

Церера - богиня Рима. Однако у разных народов она имела разные имена. Например, в Древней Греции богиня Церера называлась Деметрой. Греки считали ее богиней плодородия и земледелия и тоже очень почитали. В Древнем же Египте была Исида - богиня плодородия и материнства. А у славян Цереру называли Мереной, и она считалась покровительницей плодородной земли и царства мертвых.

Цереалии - празднества в честь любимой богини

Богиня Церера в Древнем Риме почиталась настолько, что в ее честь устраивались пышные празднества с игрищами и жертвоприношениями. Назывались эти празднества цереалиями. Римляне начинали праздновать 12 апреля и продолжали еще восемь дней.

Особенно ревностно цереалии отмечались римскими плебеями, которые строго соблюдали все полагающиеся церемонии и обычаи. Крестьяне наряжались во все белое, а головы украшали пышными венками.

Праздник начинался с жертвоприношений, которыми являлись медовые соты, различные плоды, свиньи и даже стельные коровы. После этого несколько дней подряд в цирке проводились скачки. Под открытым небом накрывались праздничные столы, которые ломились от яств.

К столам приглашались все, кто в этот момент находился рядом, даже проходящие мимо прохожие должны были обязательно провожаться к столу. Таким образом, римляне надеялись умилостивить свою богиню, чтобы и дальше урожаи были богатыми, а жизнь сытой.

Церера и ее дочь Прозерпина

У римлян с древних времен и до сегодняшних дней существует один интересный миф о богине Церере и ее бессмертной дочери Прозерпине. Прозерпина у греков зовется Персефоной. Отец ее - Юпитер у римлян, а Зевс - в греческих мифах.

Согласно этому мифу, красота Прозерпины пленила бога Плутона (Аид у греков), который был суровым властителем подземного царства мертвых. Плутон похитил красавицу Прозерпину и, применив силу, заставил ее стать своей женой.

Церера была безутешна. Она повсюду искала любимую дочь с двумя факелами в руках: одним был разум, а другим - эмоции. Богиня нашла ее в подземном царстве и потребовала, чтобы Плутон вернул Прозерпину назад на Землю. Когда подлый бог мертвых отказался, несчастная мать молила о помощи других богов, но и те не захотели ей помочь.

Тогда Церера, будучи вне себя от горя, забыла о своих обязанностях, и вся природа вместе со своей богиней начала увядать. Люди умирали от голода и молили богов сжалиться над ними. Только тогда отец Прозерпины Юпитер приказал Плутону вернуть дочь на землю.

По договоренности между богом мертвых и Юпитером, красавица Прозерпина две трети года жила на земле, а на остальное время она должна была спускаться к мужу.

Церера была счастлива рядом с дочерью большую часть года, и природа вокруг тоже расцветала и плодоносила, а когда Прозерпина уходила к мужу, вместе с печалью богини-матери на землю приходило увядание и смерть. Так мифы объясняли смену времен года на земле.

История странной любви

Есть еще один интересный римский миф. В нем бог моря Нептун (или Посейдон у греков) страстно полюбил прекрасную Цереру. Нептун даже помогал своей возлюбленной искать ее пропавшую дочь Прозерпину по всему белому свету.

Однако молодой бог моря был слишком навязчив в своих настойчивых ухаживаниях, и Церера, устав от него, решила спрятаться и превратилась в кобылицу. Вскоре настырный юноша нашел свою любимую и превратил себя в жеребца. Результатом всего этого стало рождение у богини Цереры дочери нимфы Деспины и сына, которого назвали Арион.

Сын Цереры - Арион

Арион был конем - ослепительно красивым, крылатым и быстрым, как ветер. К тому же, он обладал даром красноречия, то есть умел красиво говорить на человеческом языке. Его в молодом возрасте отдали на воспитание морским божествам - нимфам нереидам. Нимфы научили быстроного коня возить колесницу Нептуна по бушующему морю.

Первым хозяином Ариона был знаменитый сын бога Юпитера Геркулес. Потом царь Аргоса Адраст, в свою очередь владевший этим конем, выигрывал на нем все бега и скачки.

Искусство земледелия от Цереры

Богиня Церера после мучительных поисков Прозерпины научила Триптолема, своего воспитанника, ведению сельского хозяйства. Кроме этого, она сделала ему еще один дорогой подарок - свою чудесную колесницу.

По приказу Цереры Триптолем ездил по всему миру и обучал людей всему, что узнал от великой богини. Также в честь Цереры должны были проводиться Элевсинские празднества.

Итак, согласно древнеримским мифам, великая богиня плодородия не только научила смертных пахать, сеять и убирать урожай, но и правильно использовать то, что они вырастили. К примеру, люди научились молоть зерно в муку и выпекать из нее чудесный хлеб.

Древний военизированный зарегулированный Рим не слишком озаботился, чтобы придумать своим богам интересные биографии и приключения. Только захватив Грецию и перевезя статуи греческих богов к себе, они заодно и прихватили их замечательные истории. Католики, которые вели богослужения на латыни, читали латинские тексты и познакомили во времена Возрождения весь мир с Поэтому мы знаем не Феба, а Аполлона, не Артемиду, а Диану, например. Похожая история произошла с Церерой, италийской богиней плодородия, которая впоследствии получила красивое жизнеописание греческой Деметры. До наших дней дошли мраморные статуи Цереры, созданные с греческих копий Деметры. Вот пример - статуя Цереры.

Древние италийские верования

Культ земли был важен для многих народов древности. Не были исключением италийские народы, жившие на Церера - богиня земли и плодородия Рима - одно из древнейших божеств. И первоначально она связывалась в сознании италийских народов с еще более древней богиней земли Теллус. В начале Церера имела одну задачу - охрану зерновых посевов.

Этому посвящалось время от момента сева, далее прорастание растений и их созревание. Древние верили в одушевленность всей природы в целом (и дерево, и камень по их представлениям были живы, в них была душа), и, естественно, Церера, богиня Теллус были ими оживлены, наполнены у них жизнью. Церера, как полагали, учила людей возделыванию полей, а кроме того, это была богиня зарождения жизни. Цветы и фрукты - это ее одушевленные подарки, ее обязательная атрибутика. Поэтому она изображалась суровой, красивой, величественной, с короной из шипов на голове, факелом в одной руке и корзиной, наполненной зерном и фруктами. В ее функции входили также защита материнства и супружества и урожая от грабителей. Она также оберегала сельскую общину, но могла и насылать на людей безумие.

Праздники в честь древних богинь

Впервые богини появились, как предполагают в Италии, на сицилийской, самой плодородной земле (Теллус). Церера, богиня, получала свои плоды, в основном зерно. В самые важные дни, например в день первой вспашки и сева, а это был праздник, который зависел от погодных условий и потому мог передвигаться и иметь условные сроки, Церера, богиня Теллус получали кровавые жертвоприношения. Для них закалывали чаще всего свиней, но бывало, что и тельных коров. Праздники назывались цереалии и начинались примерно (разные источники приводят немного разные даты) 11-12 апреля. Они назывались Луди Цереалис и были очень зрелищны (происходила травля лисиц, например). Земледельцы обряжались в белые одежды, на головы возлагали венки и проводили пиры и торжества в течение восьми дней. К 19 апреля они завершались в честь Цереры, Либера (греческий Дионис) и Либеры (Кора). Для этого на холме Авентин был построен в храм между 493 и 495 г. до н. э. Церера, богиня плебеев, имела еще двенадцать различных дополнительных имен:

  • Хозяйка.
  • Хлоя.
  • Та, которая подает на землю подарки.
  • Та, что дает яблоки.
  • Безжалостная.
  • Теплая и другие.

Они связывались с различными моментами полевых работ

Храмы

Во-первых, был храм в Риме, на Авентийском холме. Там и находилась статуя божества. Сейчас статуя богини плодородия Цереры в Риме находится в римском национальном музее. Точнее, это не статуя, а римская мраморная копия с бюста Деметры, 4 век до н. э.

Следующий храм находился в Пестуме.

Святилище есть и в Лавинио. Там нашли медную табличку с текстом, в котором говорится, как надо варить внутренности животных, чтобы потом их поднести богине.

Слияние Цереры и Деметры

Из древнеримских источников известно, что в 496 г. до н. э. был большой неурожай. По этому поводу греческие мастера выстроили в Риме храм, посвященный триаде, состоящей из Деметры, Диониса и Коры. Новые боги слились, как уже упоминалось, со старыми и получили

Главную роль играла Церера, богиня плодородия. Праздники стали проводиться по греческим образцам. Это были мистерии, в которых принимали участие только замужние женщины. Девушки и мужчины на мистериальные оргии не допускались. Они состояли из праздника бракосочетания Плутона и Прозерпины.

Таким образом, древние италийские культы объединились с греческими и стали неразрывными в сознании земледельцев-плебеев, которые наиболее сильно почитали именно эту богиню, дающую жизнь.

Олицетворяла собой земное плодородие; она своей властью заставляла землю производить плоды и считалась покровительницей хлебных злаков. От Юпитера у нее была дочь Прозерпина (у греков – Персефона), олицетворявшая растительное царство.

Венера, Церера и Вакх. Картина Я. Брейгеля Младшего

Церера была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках – главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Она научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровительствовала законным бракам и другим законным учреждениям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.

Многие знаменитые скульпторы, в том числе Пракситель , изображали в своих произведениях Цереру-Деметру, но очень немногие статуи сохранились до наших дней, да и то в разрушенном или реставрированном виде. Тип этой богини более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме ; одно из них, самое известное, представляет Цереру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у нее корзина, наполненная колосьями, а в правой – факел, который она зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь.

Древнее искусство представляет Цереру в виде величественной матроны с кроткими, мягкими чертами, в длинных свободных одеждах; на голове у нее венок из колосьев, а в руках мак и колосья. Корзина с плодами и свинья – вот ее атрибуты. Иногда бывает трудно отличить статуи или изображения Цереры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. До наших дней почти не сохранилось подлинных статуй этих богинь, зато существует много монет с их изображениями.

Овидий рассказывает, что Церера излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор она часто изображается с головкой мака в руке. На одной из элевсинских монет Церера изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья – эмблема плодовитости.

У греков и римлян, культ Цереры (Деметры) был очень распространен; ей повсюду воздавали большие почести и приносили обильные жертвы. По словам Овидия, это происходило потому, что «Церера первая вспахала землю плугом, ей обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Она первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Она заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему ее жрецы щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».

Самый известный миф о Церере – тот, что повествует о её скитаниях в поисках дочери, Персефоны, похищенной богом подземного царства мёртвых Аидом . В древности были популярны также связанные с нею легенды об Эрисихтоне и Триптолеме .

Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима. Ее главная функция - охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом связан с ультом еще более древней богини Tellus. В древнейших представлениях Рима, культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ - и это вызвало наблюдаемые и в культе Церера подробности анимистического характера. Праздники в честь Tellus и Цереры падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это - подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В начале жатвы устраивается еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Церере служат первые сжатые колосья.

В Риме был выстроен храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм сделался сосредоточием культа и политической жизни римского плебса - носителя торгового развитая Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с аеdes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Деметра, слилась с Церерой; Дионис и Кора получили имена Liber и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника был храмовым праздником триады, sacerdotes pablicae Cereris populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales.

Как к одной из древнейших греческих богинь, к Церере примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг - квиндецемвиры sacris faciundis. Ко времени второй пунической войны мы слышим о празднике в честь Цереры чисто греческого и мистического образца.

Церера вернулась в Элевсин и в память о своих долгих, мучительных поисках дочери научила бывшего воспитанника Триптолема различным секретам сельского хозяйства и подарила ему свою колесницу. Она велела ему разъезжать по свету и учить людей пахать, сеять и жать, потом она учредила Элевсинии, праздники, проводившиеся в ее честь и в честь ее дочери в Элевсине.

Триптолем с честью выполнил поручение богини — он много ездил по земле, покуда не добрался до Линха, царя Скифии, где самозваный монарх решил обманом убить его. Но Церера вовремя вмешалась и превратила царя скифов в рысь, символ вероломства.

Церера одна из наиболее почитаемых богинь Греции. В честь ее повсеместно в Греции справлялись многочисленные празднества. Характерно, что в поэмах Гомера богиня Деметра как бы отодвинута на второй план. Можно предположить, что чтить ее как величайшую богиню греки стали тогда, когда земледелие стало их главным занятием, а скотоводство потеряло былое значение.

Церера в античной культуре

Цереру обычно изображали в виде красивой зрелой женщины, облаченной в развевающиеся одежды, иногда с венком из пшеничных колосьев на голове, со снопом и серпом в руках или плугом и рогом изобилия, из которого к ее ногам сыплются плоды и цветы. Ей часто посвящали рощи, и всякий смертный, осмелившийся срубить одно из священных деревьев в ней, непременно навлекал на себя гнев Цереры, как случилось с Эрисихтоном.

Церере и ее дочери Прозерпине в Греции и Италии было посвящено множество красивых храмов, в которых ежегодно с большой пышностью проводились празднества — Фесмофории и Цереалии.

Вместе с почтенной Матерью Землей, много веков существовала второстепенная богиня по имени Церера. Церера - это древняя римская и итальянская богиня производительных сил земли, прорастания и созревания злаков, богиня брака и материнства, насылает на людей безумие. Считалась хранительницей сельской паги, защитницей урожая от грабителей.

В дальнейшем богиню Цереру считали богиней урожая и злаков, ее почитали крестьяне, которые справляли посвященные в ее честь цереалии, и призывали ее во время праздника пагов. В эпоху борьбы плебеев и патрициев Цецера была главой плебейской триады богов. Для этой триады кампанские мастера построили храм, который располагался между Авентином и Палатином. На том месте, где плебеи почитали богов земледелия Тутулину, Мессию, Сегетию, Сею. Существуют мнения, что богиня Церера являлась богиней плебса, потому что ее фламин был плебеем, может быть жрецом общины плебеев. Храм плебейской триады богов был центром борьбы плебеев с патрициями, убежищем для преследуемых плебеев, архивом плебейских магистратов, в храме раздавали хлеб. Даже тогда поднимались политические и экономические вопросы. А вы сможете прочитать сегодняшние экономические новости Украины. перейдя на сайт. Когда между патрициями и плебеями произошло перемирие, Церера считалась общей богиней.

Чтобы никто ее не узнал, Церера приняла облик древней старухи. Здесь, у дороги, ее увидели дочери Келея - царя этой страны, которые стали участливо расспрашивать ее. Услыхав рассказ о пропаже дочери. они отвели ее во дворец и, зная, что ничто так не утешает разбитого сердца, как забота о детях, предложили ей стать нянькой у их маленького брата Триптолема.

Церера, тронутая их участием, согласилась, и, когда она прибыла во дворец, царский наследник был вверен ее заботам. Она с нежностью поцеловала тщедушное дитя в худенькие щечки, и, к безграничному удивлению царской семьи и всего двора, от прикосновения ее губ ребенок стал румяным и здоровым.

Ночью, когда Церера сидела у кроватки мальчика, ей пришло в голову, что она может подарить ему бессмертие. Она натерла его ручки и ножки нектаром, прошептала заклинание и положила его на раскаленные угли, чтобы все элементы, подверженные тлению, покинули его тело.

Но царица Метанейра подумала, что негоже оставлять ребенка один на один с незнакомой женщиной, бесшумно вошла в его спальню и с диким криком бросилась к огню и, выхватив сына из огня, с тревогой прижала к груди. Убедившись, что он цел и невредим, она повернулась, чтобы отчитать беспечную няньку, но нищая старуха исчезла, и вместо нее царица увидела пред собой сияющую, богиню земледелия.

Нежно попеняв царице за ее неосторожное вмешательство, Церера объяснила, чем она хотела одарить ее сына, и исчезла, отправившись снова бродить по полям и лесам. Прошло время, и она вернулась в Италию. Однажды она шла по берегу реки, и воды неожиданно выбросили к ее ногам сверкающий предмет. Церера быстро наклонилась и увидела пояс своей дочери, который был на ней в тот день, когда она исчезла.

Церера и ручей

С радостью схватив пояс, Церера побежала по берегу, думая, что напала на след Прозерпины. Вскоре она подошла к источнику с чистейшей водой и села отдохнуть. Голова ее болела от усталости и невыносимой жары, в глазах стояли слезы, и она уже погружалась в сон, как вдруг журчание источника стало громче. До Цереры дошло, что он что-то говорит ей, но не так, как разговаривают смертные, а на своем серебристом наречии.

Древнеримские легенды свидетельствуют, что василек был хорошо знаком древним римлянам. Одна из них сообщает, что цветок получил свое название - синий - по имени одного прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал плетению из него гирлянд и венков.

Юноша этот никогда не покидал полей до тех пор, пока на них оставался хотя бы один из его любимых васильков, и одевался всегда в платье одинакового с ними синего цвета. Флора была его любимой богиней, а из всех ее даров василек был даром, который юношу наиболее увлекал. Однажды он был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками. Тогда богиня Флора в знак особого к нему своего расположения превратила его тело в василек, и все васильки с этих пор стали называться цианус.

Другая римская легенда так объясняет причину постоянного нахождения васильков среди хлебных полей.

Когда Церера, богиня жатвы и земледелия, гуляла однажды по хлебным полям и радовалась тому благословению и благодарности, которые ей расточало за них человечество, из гущи колосьев вдруг раздался жалобный голос росших там васильков: О, Церера, зачем ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну? Сын земли подсчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом!

На это богиня ответила: Нет, милые мои дети, не для того я поместила вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-нибудь пользу человечеству. Нет, ваше назначение гораздо выше, чем то, которое вы предполагаете, и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа - колосьев. Поэтому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головой к земле, а, наоборот, вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твердой веры, вверх, на вечно синее небо - место пребывания божества. По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, чтоб отличить вас как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам - верность. Имейте только терпение, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукою жниц и жнецов. Жницы будут искать и рвать вас и, свив из вас венки, украсят ими свои головы или же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь. Слова эти успокоили обиженных васильков. Исполненные благодарности, они замолкли и радовались своему выдающемуся положению и своему высокому назначению.

А у славян васильки всегда использовались для украшения именных снопов, которые с песнями приносили домой. Перевитый васильками, сноп долго красовался в переднем углу хаты.

Источники: www.bibliotekar.ru, www.mifyrima.ru, pagandom.ru, otvet.mail.ru

AirPod автомобиль на сжатом воздухе

С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать...