Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. Карточки для домашнего задания «Автоматизация звука Домашнее задание для автоматизации звука з

Марина Кортусова
Звук [З], [З]. Буква З, з.

Тема : Звук [З] , [Зь]. Буква З , з.

Цель :

1. Закрепить умение выделять звуки из состава слова , дифференцировать звуки по твердости – мягкости; упражнять в звуковом анализа .

2. Познакомить детей с буквами З , з.

3. Закрепить навык чтения.

4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, зрительную память.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мне слово со звуком [Д] , [Дь].

2. Введение в тему.

Ребята, к нам сегодня пришел в гости Буратино.

Буратино здоровается.

Пока я в гости к вам шел

Загадки на улице нашел.

А) Характеристика звука [З] .

Черненькая собачка

Свернувшись лежит :

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок) .

На какой звук начинается слово замок? (Слово замок начинается на звук [З] ) . Какой он звук [З] ? (Звук [З] – согласный , твердый, звонкий, обозначается синей фишкой).

Б) характеристика звука [Зь]

Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебра) .

На какой звук начинается слово зебра? (Слово зебра начинается на звук [Зь] . Звук [Зь] – согласный , мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой).

3. Сообщение темы. Сегодня, ребята, мы будем работать со звуками [З] , [Зь].

4. Дифференциация звуков [З] , [Зь]. Игра «Сигнальщики» .

Ребята, давайте поиграем в игру «Сигнальщики» . Буратино будет называть слова со звуками [З] или [Зь] , а вы будете поднимать фишки синего или зеленого цвета. В каком случае вы будете поднимать зеленую фишку? (Мы будем поднимать зеленую фишку в том случае, если в словах мягкий звук [Зь] , и синюю фишку если в словах твердый звук [З] ).

Слова : КОЗА, ЗЕБРА, ЯЗЫК, ОЗЕРО, УЗЕЛ, ЗУБЫ, ЗОНТ, ВАЗА, ЗИНА.

5. Выполнение звукового анализа .

Логопед раздает детям карточки с картинками для индивидуального выполнения звукового анализа .

Ребята, выберите, пожалуйста, карточку с картинками и выполните звуковой анализ слов .

6. Физминутка «Буратино» .

Ребята, Буратино хочет с вами поиграть.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

7. Знакомство с буквой З , з.

А) Ребята мы поработали со звуком З , Зь. А теперь пора познакомиться и с буквой З .

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Вот большая буква З , а вот маленькая. Они похожи?

Из каких элементов состоят буквы З , з? Чем отличаются?

Б) Пальчиковая гимнастика.

Ребята, поиграем? Игра называется «Четыре братца»

Идут четыре братца

Навстречу старшему.

Здравствуй, большак!

Здорово, Васька – указка,

Мишка – середка, Гришка – сиротка

Да крошка – Тимошка.

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем поочередно с большим соединять остальные пальцы).

В) Конструирование буквы из нитки .

Сейчас, ребятки, мы попробуем с вами написать ниточкой букву З .

8. Чтение. «Прочитай слова по стрелкам» .

Теперь мы с вами знаем как пишется буква З . Посмотрите на доску и прочитайте слова по стрелочкам. Смотрите внимательно. Стрелочка показывает начало слова.

9. Работа в тетради О. С. Гомзяк.

Откройте тетради. Будем выполнять второе задание – пропиши букву З до конца строки . И задание третье – обведи только ту букву З , которая написана правильно.

10. Составление предложений по моделям.

Посмотрите, ребята, на модель предложения. Придумайте к нему предложение.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье?

Давайте запишем предложения в тетрадь.

У ЗОИ КОЗА. КОЗУ ЗОВУТ ЗИНКА.

11. Итог занятия.

Ребята, Буратино говорит, что ему очень понравилось наше занятие. А вам понравилось? Что понравилось больше всего?

Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.

ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

Чем отличается артикуляция звуков З и С?

Звук З (в мягком варианте ЗЬ) относится к группе свистящих звуков вместе со звуками С, СЬ и Ц. Звук З произносится также как звук С, но с участием голоса. Поэтому при его произнесении гортань вибрирует. Вибрацию гортани при произнесении звука З можно ощущать рукой, если положить ее себе на шею. Попробуйте сначала потянуть звук ссссс, а затем звук з — зззззз, держа руку у себя на шее. Вы почувствуете, как при звуке з голосовые связки стали вибрировать.

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц ), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З , то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку.Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой. Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь.

Взрослый говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.

Звук З в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги.

Примеры слогов: за, зо, зу, зы, зэ, зя, зё, зю, зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.

Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.

Слова со звуками З и ЗЬ для игр и занятий по ЗКР с детьми.

Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.

Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза, вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба, азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.

Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.

Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.

Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.

Игры со словами со звуком З.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

  • Один зонт – много зонтов.
  • Один зайка – много заек.
  • Один завод – много …? Заводов.
  • Одна мозаика – много — …? Мозаек…

«Парные картинки»

Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.

Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»

1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку по 4 картинки из стопки.

2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.

Вариант 2. Для игры с группой детей.

  1. Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
  2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
  4. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.

В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.

Чистоговорки со звуками З и ЗЬ

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, кубики везу.

Зи-зи-зи, к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …. Козой!

Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.

  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
  • К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
  • Позади завода заводь.
  • Зоя и Зина – кузины.
  • Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
  • Звездолет взлетел к звездам.
  • Зинин звонок звенит звонко.
  • На вокзале – поезда.
  • У Зои коза под замком.
  • Зина в лес пошла, землянику нашла.
  • Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
  • Трезор и Тузик залаяли на Забияку.
  • Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
  • У Зины – корзина. В корзине – грузди.
  • Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
  • Звёздный змей зазвенел.
  • У Зины бузина в корзине.
  • Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
  • Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
  • Видит волк грозу – забыл и козу.
  • У Зои заболели зубы.
  • У Зины зимой зябнет нос.
  • Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

Пословицы и поговорки со звуком З.

Почему так говорят? О чем так можно сказать?

  • Мал золотник, да дорог.
  • Зима не без морозов.
  • Одной рукой узла не развязать.

Загадки со звуком З.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
  • Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
  • В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)

Стихи со звуком З и ЗЬ.

При использовании стихов можно дать детям задание:

  • Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
  • Составить свои предложения с этими словами.
  • Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
  • Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
  • Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
  • Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.

Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,

Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)

Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)

Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)

Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!

Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!

Заяц-портной.
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет Ваш заказ готов
До январских холодов.
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел, пришел медведь,
А штаны нельзя надеть!

Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!

К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!

Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.

Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!

Считалка со звуком З.

За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:
— Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами.
С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой.
Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать.
Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц.
— Чего плачешь? – спросил заяц мальчика.
— Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик.
— Я их выгоню, — сказал заяц.
Стал заяц выгонять, а козы не идут.
Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса.
— Чего плачешь? – спросила зайца лиса.
— Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать.
— Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса.
Стала она выгонять, а козы не идут.
Села тут лиса и тоже заплакала.
И так волк гнал, тоже не выгнал.
Летела тут пчелка.
Видит, что все они сидят и плачут, и говорит:
— Я их выгоню.
Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться!
Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала.
— Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж!
Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело,
Запилила и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Цепь)

Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [з]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [з] .

1.«Улыбочка» .

Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет до 10.

2. «Блинчик» .

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

3.«Киска сердится» .

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка за нижние зубы, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед- назад (киска выгибает спинку) . Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов и не отрывался от них.

4. «Загони мяч в ворота» .

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

Правильная артикуляция звука [з] .

Губы в улыбке, зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Широкий кончик языка находится за нижними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам.

Произносить отрывисто и энергично звук [з] [з] [з]…

Произносить долго, протяжно [ззз]…

Характеристика звука [з] : согл., звонкий, твердый.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [з] .

З, ж, з, з, р, ж, с, з, о, з, ж, с, ж, р, ш, ж, с, л, з, р, ж,з…

Игра «Начни словечко» .

Ребенок произносит только первый звук [з] . Взрослый договаривает слово.

З. абор, з. амок, з. авод, з. мейка, з. аяц, з. убы, з. онт, з. везда. …

Игра «Повтори за мной» .

звука [з] ) .

А) за- за- за, зо- зо- зо, зу- зу- зу, зы- зы- зы.

Б) за- зо, зу- за, зо- зы, зо- зу, за- зы, зу- за, зо- зы, зы- за, зу- зо, зы- зо, за- зу, зо- за.

В) за- за- зо. за- зо- за.

зо- зу- зо. зо- зо- зу.

зу- за- за. зу- за- зу.

зо- за- за. за- за- зо.

зу- зо- зу. за- зо- зо.

за- зу- зу.

Г) за- зо- зу. зу- за- зы.

зо- зу- за. зу- зо- за.

зу- за- зо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Вот стоит коза- за- за- за.

Я зову козу- зу- зу- зу.

Привязана коза- за- за- за.

Слезы у козы- зы- зы- зы.

Отвязали мы козу- зу- зу- зу.

Скачет весело коза- за- за- за.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з] ) .

А) аз- аз- аз. Ыз- ыз- ыз.

Из- из- из. Яз- яз- яз.

Оз- оз- оз. Из- из- из.

Уз- уз- уз.

Б) аз- оз. Яз- ыз.

Аз- из. Уз- ыз.

Аз- уз. Уз- яз.

Аз- яз. Уз- из.

Аз- ыз. Из- ыз.

Оз- уз. Из- яз.

Оз- из. Из- уз.

Оз- яз. Из- оз.

В) аз- аз- оз. Ыз- ыз- оз.

Оз- аз- оз. Яз- уз- уз.

Из- уз- из. Из- из- аз.

Уз- из- из.

Г) аз- из- оз. Уз- аз- оз.

Оз- из- аз. Аз- уз- оз.

Из- аз- оз. Оз- уз- аз.

Оз- аз- из. Аз- оз- из.

Игра «Повтори за мной» .

(следить за правильным произношением звука [з] ) .

Замок, ваза, коза, фазан, зонт, зубы, запад, запах, завод, заяц, забава, золото, загадка, мимоза, музыка, медуза, незабудки, газон, язык, зал, завод, розы, арбузы, гроза, забор, глаза, блуза, газон, незабудки, мозайка, базар, загадка, запеканка, закон.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з] ) .

Знак, звон, звук , здание, звонок, изба, узнать, гнездо, сквозняк, мороз, азбука, вокзал, узор, взгляд, воздух, знакомый, злой, поезда, звонкий, зверь, звонить, мозги, белизна, узлы.

Игра «Назовилаского» .

звезда- звездочка,

Словосочетания.

Поезд опаздывает.

Зоя забияка.

Знание языка.

Знакомая музыка.

Поздний звонок.

Заголовок в газете.

Заводная коза.

Завязать узлом.

Загадать загадку.

Розовая роза.

Золотой закат.

Захар заснул.

Зойкин зонтик.

Музыкальный зал.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой воздух, моя коза…

брызги, грызун, азбука, мороз, газон, гнездо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

За- за- за- здесь привязана коза.

Зы- зы- зы- мало травки у козы.

Зу- зу- зу- отвязали мы козу.

За- за- за- залезла в сад коза.

Игра «Исправь ошибки» .

Ваза моет Лизу.

Замок забыл закрыть Зою.

Арбузы купили Зою.

Предложения.

Козы грызут кору березы.

В зале затихла музыка.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Захар забыл зонт у Лизы.

Дед Мороз загадал загадку.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Поезда идут без опоздания.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

Коза привязана к забору.

К завтраку были зразы.

1.-Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

2. Зажглась зеленая звезда.

Запустят звездолет туда.

Скороговорки.

1. У Зои- мазайка,

У Лизы- Незнайка.

2. У зайки Бубы заболели зубы.

3. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Послушай рассказ, перескажи, как запомнил.

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через газон.

Публикации по теме:

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]» ЦЕЛЬ: Закрепить навык правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях; активизировать словарь (по теме «Животные» названия животных,.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Задания клоуна Капитошки» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна Капитошки» Цель: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах» ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

Автоматизация звука [З] в изолированном виде

Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

Губки улыбаются,

Зубки появляются.

Воздух носиком вдыхаем,

Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

Упражнение «КОМАР - ЗВЕНЕЛКА» [З]

Комар летит, его песенка звенит.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

2. Имитировать движение: «комар звенит»

Упражнение «КОМАР КУСАЕТ»

Комар не зевает, кого-то кусает.

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

Внимательно читай, характер звука узнавай.

Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука

2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

Внимательно читай, признак звука выбирай.

Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.

2. Зачеркнуть ненужные признаки.

Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

Символ вспоминай, цвет подбирай

Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.

2. Зачеркнуть ненужные символы.

Автоматизация звука [З] в прямых слогах

Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

2. Произносить звуки и одновременно проводить указательным

пальцем по «дорожкам».

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

Задание:

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2 » [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО.

К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ЗНАКОМСТВО » [З]

Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга .

Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.

Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.

Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ » [З]

Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

Упражнение «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

Раз, два, три - слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ ).

ЗА - ЗА - ЗЭ

ЗА - ЗА - ЗЫ

ЗА - ЗА - ЗУ

ЗА - ЗА - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗЭ

ЗА - ЗЫ - ЗЫ

ЗА - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗО - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗА

ЗА - ЗЫ - ЗА

ЗА - ЗУ - ЗА

ЗА - ЗО - ЗА

ЗА - ЗЭ - ЗЫ

ЗА - ЗЫ - ЗУ

ЗА - ЗУ - ЗО

ЗА - ЗО - ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

Упражнение «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

Столбик выбирай, слоги прочитай .

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗУ - УЗА - АЗО

УЗЫ - ОЗЫ - АЗЫ

ОЗЭ - АЗЭ - УЗЭ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ

ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗЛУ - ЗЛЫ - ЗЛЭ

ЗВЫ - ЗВЭ - ЗВА

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗО - УЗУ - АЗА

УЗУ - АЗА - ОЗО

АЗУ - ОЗУ - УЗУ

Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

Автоматизация звука [З] в словах

Упражнение «ИМЕНА» [З]

Назови имена, узнай друзей или себя.

Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно.

2. Назвать только женские / мужские имена.

3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

Слоги покачали, имена назвали.

Зо - зо - Зо-я,

За - за - За-хар,

За - за - Ли-за,

За - за - Ро-за,

За - за - Эль-за,

За - за - На-зар

Задание:

2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

.

За - за - зал,

За - за - за-мок,

За - за - за-яц,

За - за - ко-за,

За - за - ло-за,

За - за - гла-за,

За - за - гро-за,

За - за - тор-мо-за,

За - за - би-рю-за,

За - за - стре-ко-за.,

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зо - зо - зов,

Зо - зо - зонт,

Зо - зо - Зо-я,

Зо - зо - зон-тик,

Зо - зо - зорь-ка,

Зо - зо - би-зон,

Зо - зо - га-зон

Зо - зо - се-зон,

Зо - зо - зо-ло-то,

Зо - зо - зо-рень-ка.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зу - зу - зуб,

Зу - зу - зубр,

Зу - зу - зу-бы,

Зу - зу - зуб-ры,

Зы - зы - зыбь,

Зы - зы - зыб-ка,

Зы - зы - та-зы,

Зы - зы - я-зык.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

ЗА- ЗО- ЗУ- ЗЫ-

зал, зов, зуб, зыбь,

заяц, зонт, зубр, зыбка,

замок, Зоя, зубы,

Задание:

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- ЗО- -ЗВ- -ЗН-

завод, зона, звук, зной,

забор, зорька, звон, знак,

закон, золото, звонок, знамя

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- -ЗА -ЗУ- -ЗЫ,

заноза, коза, азу, розы,

заколка, глаза, везут арбузы,

занавеска, гроза, мазут морозы

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

Прямым или открытым называется слог вида "согласный+гласный".

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

С ударением на слоге:
зал, зайка, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать;
зоб, зов, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт;
зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

Без ударения на слоге:
база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза;
вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило;
вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

Слова со стечением согласных: звать, знать, знак, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Зоины заботы. Новая ваза. Вольный казак. Задняя лапа. 3аболели зубы.
У 3ои ваза. Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. У Лизы заноза. Зоя заболела. Ударили морозы. Лиза идет на завод. На заводе загудел гудок. Вова залезает на забор. Зотов повёл Трезора в дозор. Ната забыла дома зонт. Мама залила золу водой. Козы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. Зоя поехала за билетами. Зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе коза, у козы глаза. Зоя порезала ногу. Мама помазала рану йодом и завязала бинтом.

Выучить наизусть стихотворение.

Лезут козы
В грозу в лозу -
Лозу козы
В грозу грызут.
(И. Демьянов)

Как назвать зайку.

Задумала мать назвать маленького зайку Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Говорит матери: "Козлята разбегаются от меня!"
Тогда мать назвала его Волком. Идет заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.
- А как тебя зовут? - говорят телята.
- Меня зовут Волком, - говорит заинька.
Телята забодали заиньку:
- Вот тебе злой Волк!
Идет заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Подумала мать и назвала заиньку Зайкой.
Идет заинька опять играть. Звери узнали, как его зовут, и приняли в игру.
Заиньке это имя подходит. Так его за ним и закрепили.

Желаем удачи!