Антон шкаплеров герой рф космонавт контакты. Космонавт Шкаплеров: они прилетели из космоса и поселились на МКС



Ш каплеров Антон Николаевич – лётчик-космонавт РФ, 111-й космонавт России и 524-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», полковник.

Родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь (Крым). В 1989 году окончил среднюю школу № 30 в Севастополе. В 1989-1992 годах учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1997 году – факультет «Летательные аппараты» Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в 2010 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

В 1997-1998 годах проходил службу в строевой части ВВС в Калужской области, в посёлке Шайковка. В 1998-2003 годах старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем командир эскадрильи авиационного полка ВВС в посёлке Кубинка Московской области. Освоил самолёты Як-52, Л-39, МиГ-29. Общий налёт более 500 часов. Выполнил свыше 300 прыжков с парашютом. С августа 2012 года полковник А.Н.Шкаплеров ‒ в запасе.

Ещё в 1995 году, во время обучения на втором курсе Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в течение двух недель проходил медицинскую комиссию в рамках 12-го набора в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). 12 сентября 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии.

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке, которую завершил 28 июня 2005 года, сдав государственные экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения о его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на Международной космической станции (МКС-22, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20В). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен был стартовать на корабле «Союз ТМА-17» в ноябре 2009 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Федерального космического агентства (Роскосмос) плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА-21» 31 марта 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29, старт на корабле «Союз ТМА» 30 сентября 2011 года). А 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и 19 ноября был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-17» 20 декабря 2009 года был дублёром командира корабля.

В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с А.А.Иванишиным и Даниэлом Кристофером Бёрбанком (США) участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».

4 марта 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ (тренажёр корабля «Союза ТМА»). 5 марта 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. Комиссия ЦПК оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично». 11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». Во время старта корабля «Союз ТМА-21» 4 апреля 2011 года был дублёром командира корабля.

22 августа 2011 года на заседании Государственной медицинской комиссии в ЦПК был признан годным к космическому полёту в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22». 1 сентября 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 2 сентября 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ. 12 ноября 1011 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера 29-й и 30-й основных экспедиций на МКС с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года. Стартовал вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком. 16 ноября 2011 года «Союз ТМА-22» успешно пристыковался к МКС, а 27 апреля 2012 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 88 км северо-восточнее города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полёта совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии назначен в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 (командир ТК «Союз ТМА-15М» (планируемая дата старта – 30 ноября 2014 года) и МКС-43, бортинженер МКС-42) и в дублирующий экипаж МКС-40/41 (командир ТК и МКС-41, бортинженер МКС-40). С 31 января по 1 февраля 2013 года успешно прошёл тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.

У казом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Полковник (30.12.2009), лётчик-космонавт РФ (2013), военный лётчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз. Награждён медалями.

Почётный гражданин города Севастополя Республики Крым (11.09.2012) и города Гагарина Смоленской области (6.03.2013).

Российский космонавт-испытатель

Полковник ВВС РФ

24.11.2015

Записали: Алена Гурьева, Зоя Бобылёва

Фото: Алексей Астахов

Собрать бы всех глав государств и политиков, да оправить в космос – пусть посмотрят, какая наша Земля прекрасная. Я думаю, у них сразу поменяется мировоззрение: не будут спорить за территории. Это всё общее, надо вместе работать и сохранять всё это для наших детей.

Когда мы проводим свои эксперименты, в том числе по экологии, наблюдаем за Землей при помощи фото- и видеоаппаратуры, особенно за местами, в которых было зафиксировано отрицательное воздействие человека на природу, то видим разливы нефти, следы применения военной техники и многое другое. К сожалению, это сопровождается колоссальными загрязнениями. У людей, совершающих такого рода преступления, другие задачи, и они не задумываются о вреде, нанесенном окружающей среде. Всё же мы должны сохранить планету такой, какой она нам досталась.

Мы действительно выращиваем растения, наблюдаем за животными и затем возвращаем обратно в лаборатории. По сути, мы выполняем космические эксперименты – те, которые невозможно сделать на Земле.

Каждому космонавту разрешено с собой взять 1кг личных вещей. Естественно, не колющиеся, небьющиеся предметы. Я с собой принес список этих вещей, это конверты, игрушка (индикатор невесомости), вымпелы, флажки, футболка вашего вуза и тому подобное.

Человек, даже если он не достаточно подготовлен физически, всё равно через 2 недели адаптируется к невесомости. Через месяц уже и не задумываешься, что ты находишься в космосе. Просто живешь, работаешь, привыкаешь к тому, как надо обращаться с предметами. Да и после полета мы недолго потом возвращаемся обратно в обычное состояние. Я уже примерно через неделю самостоятельно управляю машиной.

В моей практике случались внештатные ситуации на МКС, но они были не трагические. Нам на пути встречался космический мусор, но мы вовремя уклонялись от него, изменяя высоту полета. Во время второго полета прошел сигнал – загрязнение атмосферы станции аммиаком, а это одна из самых опасных нештатных ситуаций, которая может произойти в космосе. При большой его концентрации в атмосфере достаточно 2-3 вдоха, чтобы сжечь себе органы дыхания. После обнаружения этого превышения мы всё бросаем, закрываем люки между российским и американским сегментами, а далее действуем по отработанному алгоритму, согласуя свои действия с Землей. Позже выяснили, что это сбой компьютера.

Рано или поздно всем странам нужно будет объединиться, так как полеты на далекие расстояния и другие планеты требуют дорогостоящей техники, совместных ресурсов и знаний.

Мы выращиваем растения не для того, чтобы есть их. Ученые пытаются найти такие представители флоры, которые будут использоваться в длительных полетах на другие планеты. Выращивали пшеницу, капусту, огурцы и многое другое – целая оранжерея, она небольшая, но она есть. Иногда, конечно, хоть один листочек космической капусты, но съешь. Ты же ее выращивал! Да и не хватает свежих земных овощей.

NASA на своем странице в Instagram любит сравнивать нынешние разработки скафандра для полета на Марс со скафандром, представленным в фильме «Марсианин».

Я всю жизнь стараюсь учиться, чего и ребятам желаю. Давно мечтал получить юридические образование – хотел разобраться в российских и международных законах для своей деятельности в будущем. Когда-то я уже не буду летать в космос, перейду на новую работу, на какой-то новый уровень. Эти знания будут помогать мне впоследствии. Может быть, в политике или в управлении какой-то организацией. Я уже защитил кандидатскую работу и в будущем думаю о докторской.

Действительно, уже сейчас намечается такая космическая задача, как колонизация, если ее можно так назвать. Может быть, это будет колонизация Марса. Но перед тем как полететь туда, необходим промежуточный этап по отработке транспортировки и посадки различных систем на Луне, либо на каком-то астероиде.

У нас не бывает межнациональных конфликтов. В космосе мы все занимаемся общим делом, и ни от каких санкций ничего не зависит. Например, сейчас всех космонавтов к МКС только наш «Союз» доставляет.

Иногда можно в товарищей «покидать» еду, поскольку без юмора в замкнутом пространстве долгое время сложно находиться, но в компьютерные игры, конечно, никто не играет. Все дорожат тем временем, которое проводят в космосе, стараются как можно больше сделать полезного, а уже на Земле отдыхать, читать книги и тому подобное.

Организм наш изменяется при длительном нахождении в невесомости, вдобавок влияет повышенная радиация. Мы отправляем ученым измеренные данные, связанные с работой нашего организма, а они их затем изучают в институтах и лабораториях. Стараются выработать такие методы, которые позволят исключить пагубное влияние космоса на организм, чтобы в дальнейшем человек мог совершать длительнее полеты, высаживаться на другие планеты и изучать их без вреда для здоровья.

Невесомость – это как раз одно из самых интересных явлений, которое так привлекает космонавтов. Нет ограничений в направлении передвижения – куда захотел, как захотел – так и движешься.

Фильм «Марсианин» мне понравился, он больше научный, его постарались наиболее приближенно сделать к книге, а автор в свою очередь хорошо изучил космическую биологию и смежные науки. В принципе всё, что описано и снято в фильме – оно реально – выращивание растений, сама жизнь. Единственное – герой передвигается по Марсу, словно по Земле, спокойно ходит - на Марсе же притяжение поменьше, поэтому он должен был свободно бегать, прыгать. Но это уже мелочи.

Приметы у нас действительно есть, а вот у наших иностранных коллег-космонавтов почему-то своих нет. Весь экипаж, например, за два дня перед стартом обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». Были случаи, когда кто-то не смотрел, а потом старт по какой-то причине откладывался. Фильм идет на русском языке, но титры есть и на японском, и на немецком, и на английском. В зависимости от того, кто в экипаже. Юмор есть в фильме, иностранцы любят цитировать: «Абдула – поджигай!» и другие знаменитые фразы.

Еще обязательно «присядем на дорожку». Перед отлетом на Байконур по традиции у нас праздничный завтрак. С нами собираются начальники, ветераны, родные, всего может на полчаса, чтобы сказать важные слова, напутствия, и после всего этого обязательно «присесть» нужно. Стульев иногда может не хватать, поэтому садятся даже на подоконники. Так посидят 3-5 секунд, ну и всё – в путь-дорожку. Так что традиции стараемся соблюдать.

С каждым годом количество людей на Земле всё больше, к 2030 году нас уже может быть около 12 миллиардов, и прокормиться будет сложно, поэтому и стоит вопрос о колонизации других планет, которая уже не является фантастикой. Учеными открыто более 200 систем, похожих на нашу Солнечную и в которых в той или иной форме жизнь наверняка существует. Поэтому постепенно необходимо вырываться из Солнечной системы и осваивать космос.

На МКС я предпочитаю свободное время проводить с фотоаппаратом, делать снимки разных городов, могу из космоса позвонить кому-нибудь, бывает, просят поздравить с Днем рождения кого-нибудь – звоню.

Здоровье для космического туриста, конечно, надо иметь. К примеру, 100 лет назад думали, что на самолетах летают люди, у которых нереально крепкое здоровье, а сейчас все спокойно покупают билет и летят, никто же не спрашивает у вас медсправку. Возможно, то же нас ожидает и с космосом.

Космическим туристам проще в получении допуска на полёт. Но не всех врачи пропускают, никто на себя риск брать не будет, ведь в таком случае никакие деньги не помогут.

В начале космической эры кандидатов отбирали очень тщательно, только среди военных летчиков, а сейчас требования всё же уменьшаются. Со мной два бортинженера летали – оба в очках, это уже значит, что у них не идеальное здоровье, и ничего! Врачи называют это особенностями организма.

В космосе меняется мировоззрение, становится более широким. Посмотришь на нашу планету со стороны, и уже многие проблемы – не проблемы вовсе.

Единственное, что мы сейчас точно понимаем: любые контакты с другими цивилизациями, если мы их встретим, должны быть дружественными.

Общаются на МКС сразу на нескольких языках – барьера нет. Официально принятый язык на станции – английский, потому что большинство людей нашей отрасли этот язык всё-таки знают. Но когда ты летишь на российском космическом корабле, все должны знать русский. «Русинглиш», так называемый. Предложение мы можем начать на одном языке, закончить на другом. Всё зависит от того, о чем разговариваешь. Тяжело, конечно, японцам или итальянцам – им дополнительно 2 языка приходится знать, помимо родного.

Космонавт Шарипов сказал: «Если бы люди увидели Землю из космоса, не было бы войн». Салижан Шакирович у нас восточный человек, поэтому, конечно, глупость не мог сказать – опытный, командиром летал. Действительно, как я уже говорил, надо взглянуть на нашу планету со стороны, она очень красивая. Ее не зря называют «голубой планетой» - ведь 70 процентов Земли покрыто водами Мирового океана, и, когда она подсвечивается Солнцем, она действительно нежно-голубая. Да и горы красивые, и пустыни. Куда ни посмотри – везде красиво.

Никаких шлангов и проводов в открытом космосе за нами не тянется, мы просто передвигаемся в специальном скафандре с отдельной системой жизнеобеспечения внутри. Еды в скафандре нет, да и неудобно это. Вода есть, но я не пил, она мне не пригодилась ни разу.

На Луне открыли новый вид топлива Гелий-3. Очень интересное ископаемое, но, к сожалению, нет пока установок, которые бы с ним работали. На других планетах, к примеру, сможем углеводороды добывать и перерабатывать. Не думаю, что появление промышленной космонавтики – дело далекого будущего.

Полет производится на гептиле, токсичное топливо. Сейчас целое семейство новых ракет «Ангара» мы имеем. Они работают на водороде и кислороде – экологически чистом топливе.

Нет, никто меня не останавливает перед полётом в космос, не спрашиваю разрешения – ставлю в известность. Я не могу отказываться от полетов, тем более это моя любимая работа, и мне нравится готовиться к запускам и летать. Я нахожусь на своем месте, и это приносит мне хорошие плоды. Следующий полет у меня запланирован на май 2018 года, вся семья с воодушевлением восприняла эту новость. Будем готовиться к полетам в космос дальше.

Никаких странных явлений в космосе я не встречал. Всё, что попадалось до этого, можно было объяснить наукой. Может быть, в следующем полете?

Самому пожилому американскому астронавту было 78 лет. Я думаю, в будущем многие из вас слетают в космос, а может даже и не один раз.

Космонавты МКС

ШКАПЛЕРОВ АНТОН НИКОЛАЕВИЧ

Герой Российской Федерации

космонавт-испытатель 2-го класса (РОСКОСМОС, Россия)

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 111-й космонавт России/521-й мира

ПОЛЕТЫ: 2

НАЛЕТ: 364 суток

ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 2

СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14 час. 27 мин

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат. В семье двое детей. Родители, Николай Иванович и Тамара Викторовна Шкаплеровы, проживают в г. Севастополе.

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • В 1989 году окончил среднюю школу в г. Севастополе и поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.
  • В 1992 году перевелся в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил с отличием по специальности «Командная тактическая авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер» в 1994 году.
  • После окончания училища был зачислен на первый курс в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и окончил ее в 1997 году по специальности «Испытание летательных аппаратов» с присвоением квалификации «летчик-инженер-исследователь».
  • С 2006 года по 2010 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и окончил ее с отличием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».
  • В 2014 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

ОПЫТ РАБОТЫ:

  • После окончания академии имени Н.Е. Жуковского проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика. С 1998 года служил старшим летчиком-инструктором авиационной группы высшего пилотажа «Небесные гусары» Центра показа авиационной техники ВВС на авиабазе Кубинка Московской области. Освоил самолеты ЯК-52, Л-39, МиГ-29. Общий налет составляет более 500 часов. Выполнил более 300 прыжков с парашютом.
  • Военный летчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

  • В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.
  • С июня 2003 года по июль 2005 года проходил общекосмическую подготовку. В июле 2005 года А.Н. Шкаплерову была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
  • С июля 2008 года по ноябрь 2009 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-22/23 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.
  • С декабря 2009 года по март 2011 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.
  • С апреля по сентябрь 2011 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-29/30 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.
  • С января 2013 года по май 2014 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-40/41 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
  • С июня по ноябрь 2014 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-42/43 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
  • С октября 2016 года по март 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-54/55.
  • С марта по сентябрь 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-53/54 в качестве командира ТПК «Союз МС-06» и бортинженера МКС.

    С сентября 2017 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-54/55 в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

  • 1-й космический полет А.Н. Шкаплеров совершил с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-22» и бортинженера МКС-29/30. В ходе полета выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 15 минут. Продолжительность полета составила 165 суток.
  • 2-й космический полет совершил с 24 ноября 2014 года по 11 июня 2015 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-15М» и бортинженера МКС-42/43. В соответствии с программой полета А.Н. Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и европейским ATV, встретил ТПК «Союз ТМА-16М». В период деятельности на борту МКС космонавт провел около 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъемки. Продолжительность полета составила 199 суток.
  • Находится в 3-м космическом полёте.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

  • Герой Российской Федерации, медаль «Золотая Звезда»;
  • почетный знак «Летчик-космонавт РФ»;
  • орден «За заслуги перед отечеством» IV степени;
  • медали Министерства обороны Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II и III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
  • Почетный гражданин города-героя Севастополя и города Гагарина Смоленской области.

УВЛЕЧЕНИЯ: теннис, футбол, бадминтон, гольф, рыбалка.

Биографии космонавтов СССР и РФ

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 111/521 ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЁТОВ: 3
НАЛЁТ: 533 суток 05 часов 31 минута
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 2

СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14 часов 28 минут
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1989 году - окончил среднюю школу № 30 в городе Севастополе;

с 1989 года по 1992 год - учился в Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков;

в 1992 году - переведен в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил с отличием в 1994 году по специальности «Командная тактическая авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер»;

с 1994 года по 1997 год - учился в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, которую окончил по специальности «Испытание летательных аппаратов» с присвоением квалификации «летчик-инженер-исследователь»;

с 2006 года по 2010 год - проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и окончил ее с отличием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист»;

в 2014 году - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

после окончания академии имени Н.Е. Жуковского - проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика;

с 1998 года - служил старшим летчиком-инструктором авиационной группы высшего пилотажа «Небесные гусары» Центра показа авиационной техники ВВС на авиабазе Кубинка Московской области.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

12 сентября 2002 года - получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной Медицинской комиссии (ГМК);

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина для прохождения общекосмической подготовки (ОКП);

КЛАССНОСТЬ:

военный летчик-инструктор 2-го класса, космонавт 1-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз. Освоил самолеты ЯК-52, Л-39, МиГ-29. Общий налет составляет более 500 часов. Выполнил более 300 прыжков с парашютом.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЁТАМ:

с июня 2003 года по июль 2005 года - проходил общекосмическую подготовку;

в июле 2005 года - присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;

с июля 2008 года по ноябрь 2009 года - проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-22/23 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с декабря 2009 года по март 2011 года - готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с апреля по сентябрь 2011 года - проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-29/30 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с января 2013 года по май 2014 года - готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-40/41 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с июня по ноябрь 2014 года - проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-42/43 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с марта по сентябрь 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-53/54 в качестве командира ТПК «Союз МС-06» и бортинженера МКС;

с сентября по декабрь 2017 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-54/55 в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЁТОВ:

1-й полёт - 14 ноября 2011 г. - 27 апреля 2012 г. в качестве командира ТПК «Союз ТМА-22» и бортинженера МКС-29/30. В ходе полета выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 15 минут. Продолжительность полета составила 165 суток 07 часов 31 минута.
Позывной: «Астрей».

2-й полёт - 24 ноября 2014 г. - 11 июня 2015 г. в качестве командира ТПК «Союз ТМА-15М» и бортинженера МКС-42/43. В соответствии с программой полета Антон Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и европейским ATV, встретил ТПК «Союз ТМА-16М». В период деятельности на борту МКС космонавт провел около 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъемки, а также подготовил свой корабль «Союз ТМА-15М» к возвращению с орбиты.
Продолжительност
ь работы экипажа на борту станции составила 199 суток.
Позывной: «Астрей».

3-й полёт - 17 декабря 2017 г. - 3 июня 2018 г. в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55 вместе с астронавтом НАСА Скоттом Тинглом и астронавтом ДжАКСА Норишиге Канаи. В соответствии с программой полёта Антон Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс МС» и американскими Dragon, Cygnus, встретил ТПК «Союз МС-08». В период деятельности на борту МКС космонавт провёл свыше 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъёмки, а также подготовил свой корабль «Союз МС-07» к возвращению с орбиты.

2 февраля 2018 года совершил один выход в открытый космос продолжительностью 08 часов 13 минут, что стало новым российским рекордом. Во время ВКД Антон Шкаплеров вместе с Александром Мисуркиным демонтировали выводимое из эксплуатации приёмное устройство антенны на агрегатном отсеке СМ «Звезда» и установили на приборный блок остронаправленной антенны новый приёмный модуль широкополосной системы связи, позволяющей существенно увеличить пропускную способность и эффективность передачи телеметрической и целевой информации в режиме реального времени с помощью спутниковой системы «Луч».

Продолжительность работы экипажа на борту станции составила 168 суток 05 часов 18 минут.

Позывной: «Астрей».

НАГРАДЫ:

в 2013 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» и почетного знака «Летчик-космонавт РФ».
Награжден медалями Министерства обороны Российской Федерации:
«За воинскую доблесть» II степени;
«За отличие в военной службе» I, II и III степени;
«За службу в Военно-воздушных силах»;
«За укрепление боевого содружества»;
«100 лет Военно-воздушных силам»;
ведомственная награда Роскосмоса знак Королёва.
Почетный гражданин города-героя Севастополя и города Гагарина Смоленской области.

СТАТУС НА ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ:

Инструктор-космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.

Антон Шкаплеров родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь, Республика Крым. В 1989 году окончил среднюю школу № 30. Далее, три года учился в Черниговском высшем военном авиационном училище. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, а в 1997 году получил диплом Военно­-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского, факультета «Летательные аппараты». Позднее, прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция».

До 1998 года проходил службу в строевой части военно-воздушных сил Калужской области, в поселке Шайковка. Далее в течении пяти лет работал старшим летчиком-инструктором пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС. Затем стал командир эскадрильи авиационного полка ВВС в поселке Кубинка, Московской области.

На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года Антону Николаевичу присвоена квалификация «космонавт-­испытатель». Через пять лет аттестован в качестве космонавта отряда Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Первый полет в космос совершил 14 ноября 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-­22». Общая продолжительность полета составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полета совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

Второй полет стартовал 24 ноября 2014 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-15М», члена 42-й и 43-й основных экспедиций МКС вместе с Самантой Кристофоретти и Терри Вертсом. В тот же день, через 5 часов 46 минут после старта, корабль успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента Международной Космической Станции. Позднее, 11 июня 2015 года корабль отстыковался от станции. Спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-15М» благополучно приземлился в заданном районе Казахстана. Продолжительность полета космонавтов составила 199 суток 16 ч 42 мин 48 секунд.

Третий полет стартовал 17 декабря 2017 года в качестве командира корабля «Союз МС-07» вместе со Скоттом Тинглом и Норисигэ Канаи. Во время полета 2 февраля 2018 года совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 08 ч 13 минут. Продолжительность третьего полета космонавтов составила 199 суток 16 ч 42 мин 48 секунд.

Общая продолжительность полетов Шкаплерова составляет 533 суток 05 часов 31 минута. Во время экспедиций два раза выходил в открытый космос продолжительностью 14 часов 28 минут.

Указом Президента России Антон 29 мая 2019 года Шкаплеров награжден Орденом «За заслуги перед отечеством III степени», за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на МКС.

Кроме космоса Антон Николаевич увлекается теннисом, футболом, бадминтоном, гольфом. Много времени уделяет рыбалке и путешествиям.

Награды и Признание Антона Шкаплерова

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 января 2017) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.

Летчик-космонавт Российской Федерации

Космонавт первого класса (14.08.2018, «За образцовое выполнение пилотируемых космических полетов по программе МКС, а также в соответствии с Положением о космонавтах РФ»)

Медаль «За воинскую доблесть» II степени

Медаль «За отличие в военной службе» I, II, III степени

Медаль «За службу в Военно-воздушных силах».

«Почетный гражданин города-героя Севастополя» (11.09.2012)

Ведомственная награда Роскосмоса знак Королева.

С 9 марта 2013 года почетный гражданин города Гагарин «за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность, продолжение звездного подвига Юрия Алексеевича Гагарина»